Березовая капа что. Что такое кап, где растут капы? Как правильно заготавливать капы? Правильная обработка березового капа

Чаша из капа

В народных промыслах и декоративно-прикладном искусстве широко используются материалы, получаемые из дерева. Липа, осина, береза, ольха, ива - эти деревья дают и древесину для поделок, и/или прут и луб для плетения. Если же материал необычен и редок, то выводит поделку на новый уровень - ценного товара или даже произведения искусства, заслуживающего большего, чем краеведческий музей. Из числа таких - кап (нарост), дефект развития деревьев разных пород. По физическим и эстетическим свойствам обработанный кап (чаще других используется кап березы) может конкурировать с ценными породами древесины, не заготавливающейся у нас, камня, кости. Он твердый, прочный, плотный, с характерной мелкой структурой, которую не сложно подчеркнуть и усилить естественными методами отделки и окраски в изделиях из капа березы и других пород.

Капы классифицируются, как наросты на деревьях, местные утолщения на ветвях, стволе, корнях. Образует его сильно деформированная, свилеватая древесина с множеством спящих почек. Переплетение годичных слоев, узор почечных глазков и колец формирует видимую структуру древесины. А сами выходы почки на и под поверхность - образуют сложную фактуру, похожую на застывшую картину капель и брызг. В изделиях используются оба качества, и структуру, и фактура.

Из наростов древесины близка капу сувель. В ней древесина так же образует сложный, но менее извилистый узор и нет характерного для капа обилия почек. Из почек на капе живого дерева не редко растут молодые побеги. Для сувели это не характерно. Наросты могут иметь форму местных и опоясывающих утолщений. Находят их и на видимой части растения, и под землей, где кап так же покрыт корой, как и ствол нормального дерева. Найти подземный кап (капокорень) позволяют растущие из-под земли вблизи родительского дерева свежие побеги от «проснувшихся» почек.

Каповый нарост без специальной обработки как украшение интерьера

Кап является дефектом развития древесины. Общую или единственную причину его появления выделить трудно. Скорее всего, капообразование - комплексный ответ растущего дерева на внешние воздействия, вероятно, связанный с мутациями. Косвенным подтверждением этого является наличие множественных капов на пораженном дереве и отсутствие его на соседних. Возможно, запускает нарост (приводят к ответной защитной активности дерева) местное повреждение растения, болезни. Капа больше на привитых деревьях, деревьях с сильной обрезкой. Встречаются упоминания, что ореховые посадки с привитыми деревьями служили богатым источником ценного капового материала. Для улучшения «психологического портрета» капа используется концепция более сильного, переболевшего и с иммунитетом родительского для материала дерева. Это переносит акцент с нароста - болезни, на кап - свидетельство естественного роста и «закалки» дерева. Так как кап встречается редко, и поставить лабораторный эксперимент по развитию капа весьма трудоемко, вряд ли такая концепция имеет достоверные фактические основания.

Проявляется кап в нерегулярном формировании древесины и луба из камбия и ненормальном развитии придаточных почек. В ходе естественного, здорового роста из камбия образуется новый годичный слой и луб. В капе направления нарастания древесины не ориентированы, древесные слои изогнуты, смяты. Зарождение придаточных и наличие спящих, ожидающих своего часа почек - нормальное следствие роста дерева. Поверхностные спящие почки могут нормально развиться в побеги. Некоторые оказываются в толще дерева и при пробуждении формируют на стволе местные утолщения. В случае капа процесс зарождения и развития почек чрезвычайно активен (по меркам жизни дерева). Почки деформируют древесину в толще капа, образуют пупырчатую поверхность.

Деревянный часовой механизм в корпусе из капа

Кап встречается на многих видах деревьев, чаще на лиственных. Небольшие капы (каповые горбушки) спиливают с живых деревьев с последующей заделкой спила (садовый вар, глина) для сохранения дерева. Наросты собирают и при лесозаготовках. В прошлом производством капокорешковых изделий занимались артели. Для заготовки материала в лес отправляли бригады поисковиков и пильщиков. В России известна своими каповыми промыслами Вятка. В лесах Кировской области березовый кап заготавливался массово, а в артелях было занято по несколько сотен человек. При массовых заготовках материал обычно медленно сушили, после распиливали на более-менее стандартные заготовки, затем превращали их в мелкосерийные изделия (в основном, коробочного типа - шкатулки, портсигары, коробки для настольных игр и проч.). На завершающем этапе кап полировался, пропитывался маслом и покрывался лаком. Если предполагалась декоративная резка, кап предварительно подготавливали (вываривали, распаривали), после чего он резался, «как репа».

Каповый нарост на березе

Сухой материал прочен и тверд, сильно свилеват, обрабатывать его сложнее и труднее, чем здоровое дерево. Он не расслаивается и не раскалывается. Так как добыть кап труднее, чем обычную древесину, он и стоит дороже. Поэтому и обращаются с каповым сырьем аккуратнее. Хотя изотропная, свилеватая структура древесины и предотвращает раскалывание при усыхании, свежую каповую горбушку нужно правильно сушить. Заготовка сушится в естественных условиях до воздушно сухого состояния, кора не снимается, а спил покрывается слоем вещества, препятствующего быстрому высыханию. Для мелких каповых наростов применяется и ускоренная подготовка сырья с его варкой (запарка) в воде с добавлением соли и стружки. Обычно, после длительной многократной проварки кора легко отделяется от спила, а сам материал становится достаточно мягким для резки. Для защиты и отделки готовой поделки ее покрывают маслом, воском, природными лаками.

Из капа делают шкатулки, ларцы, ручки тростей и ножей, украшения. Кап больших размеров с меньшей долей фактурной поверхности распиливается на меньшие заготовки. Их после отделки (окраска, полировка) можно самостоятельно использовать как столешницы, элементы украшения жилища, а так же как материал для отделки поверхности мебели. Обычно, большим наростам свойственна и более крупноразмерная текстура. Поэтому для малых форм особенно ценятся небольшие капы с мелким рисунком, собранные с ветвей и ствола.

Что такое капы и сувели, чем они отличаются? Как и где их заготавливать? Как быстро и качественно высушить наросты в домашних условиях?

Кап

Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

Кап (он же "ведьмин веник ") — это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), а также для производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелких украшений (кап берёзы). Использование капа на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.

Нельзя найти два одинаковых куска капа, — даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с воллейбольный мяч или с большую тарелку.

Вырезать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.

На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции, и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы... Но я изловчился и нашел кап ясеня; по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков).


(свиль ) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. "Витая структура",

Это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа ; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.

— это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и дальше обе гал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

  1. Если нарост является "стволообъемлющим" или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.
  2. Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.
  3. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.

Сушка

Итак, как сушить? Методом "запаривания". Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

  1. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

  2. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
    с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.
  3. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смо лы добавят древесине прочности и проявят текстуру.
  4. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.
  5. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
    вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
    на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.
  6. Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.
  7. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! Используйте перчатки!
  8. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ""ривыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.
  9. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
    припуск на их удаление в последующей обработке.
  10. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.
  11. После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет", что называется, проявиться вся его внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

Кап - нарост на дереве с аномальным строением древесины, образованный местным разрастанием множества плотно сидящих придаточных спящих почек. Иногда единичные из этих сотен и тысяч неразвившихся почек прорастают и дают побеги.

Кап на дереве - ясень

Древнеславянское слово «кап» означает «голова»: обычно нарост действительно имеет округлую форму. Другие старорусские названия: болона, выль, выплавок, выплыв, наплывь, завой, папорт, валка, зоб, свиль, щетка. В некоторых источниках кап также называют «ведьмина метла» или «вихорево гнездо», что не совсем корректно, так как эти наименования обозначают совсем другую древесную патологию.

Кап образуется на всех лиственных (преимущественно) и хвойных породах деревьев. В российских широтах его можно встретить на березе, тополе, клене, липе, осине, дубе, ясене, вязе, орехе.
Размеры капа варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров в разрезе. На формирование нароста средних размеров требуются десятки лет, а то и более полувека.
Кап - достаточно редкое явление, и найти в лесу хотя бы один экземпляр - большая удача. Однако встречаются деревья с несколькими, а то и множеством наростов. Также как и места со скоплением каповых деревьев.


Капы на дереве - береза

Обычно капы подразделяют на стволовые и прикорневые.
Стволовой кап формируется на толстых ветвях или стволе и может быть боковым (развиваться с одной стороны, чаще всего южной) или круговым (захватывать ветку или ствол в кольцо).
Прикорневой нарост - капокорень - образуется на корневой шейке или корнях дерева. В первом случае он находится над землей, во втором - полностью скрыт и может быть обнаружен по весне по молодым побегам вблизи основного ствола дерева, которые быстро погибают.
Дерево может одновременно иметь капы разных видов.


Если с капа снять кору, то под ней откроется неровная, рельефная поверхность, сплошь покрытая игольчатыми, зубчатыми и шишковидными бугорками - это и есть неразвившиеся почки.


Вокруг каждой спящей почки уже имеется зачаточная кольцевая структура.


Спящие почки

→ Защита дерева - antiseptik.info

Почему появляется кап

Исследователи не пришли к единому мнению относительно причин образования наростов.
Наиболее естественное объяснение сводится к тому, что появившаяся придаточная почка не может прорасти сквозь толстую и твердую кору и замирает. Однако начавшиеся ростовые процессы сопровождаются притоком к этому месту питательных веществ и продуцированием растительных гормонов, поэтому рядом начинают закладываться новые почки, которые также становятся спящими и так далее.

Оппоненты настаивают, что здесь не обходится без воздействия внешних факторов природного или антропогенного характера. В частности, механического повреждения коры (животными, птицами, людьми, разгулом стихии и т.д.) на месте спящей почки. Данное предположение подтверждает тот факт, что на плантациях грецкого ореха, где активно используется вегетативное размножение прививкой (которая фактически есть травма), прикорневой кап часто развивается на подвое ниже места прививки. Когда выходит срок плодоношения ореха, дерево выкапывают вместе с выросшим к тому времени до солидных размеров капом и продают, как вторичный продукт.

По другим версиям, образование капа может быть вызвано грибами, бактериями, вирусами, насекомыми, погодными аномалиями (вроде внезапных весенних морозов), изменением экологии и радиационного фона, особым минеральным составом почвы, геологическими разломами, подземными водами.

Согласно же выводам еще советских ученых, формирование капа является для деревьев биологически полезным, защитным свойством, приобретенным в процессе эволюции в ответ на неблагоприятные условия внешней среды. Более того, это генетически закрепленное (наследственное) качество. В Подмосковье и Кировской области предпринимались успешные попытки культивировать деревья с наростами с применением посадочного материала от каповых берез (семян и черенков для привоя). Было отмечено, что такие деревья более жизнеспособны и выносливы.

Неоднородная структура капа дает в тангентальном разрезе неповторимый высоко декоративный рисунок: темные точки - это сердцевины спящих почек, извилистые участки - вытянутые и перекрученный годичные слои. В радиальном разрезе различимы светлые и темные лучи.
Широкая палитра цветов капа включает различные оттенки молочного, коричневого, зеленого, розового. Цвет зависит от породы дерева, условий его произрастания, места образования утолщения.
Текстура стволового нароста богаче, чем у капокорня, а капа ценных и экзотических пород деревьев выразительнее по сравнению с обычными.
На свежем спиле текстура выражена слабо, для ее проявления наплыв подвергают шлифовке, тонированию и полировке. В результате проступает живописный узор и многоцветность, появляются приглушенный блеск и переливы на свету.
Рисунок капа часто сравнивают с малахитом и мрамором. Сравнение с камнем удачно еще и потому, что нарост отличается повышенной плотностью и твердостью и тяжелее материнской древесины.


Текстура капа березы

Кап используется в цельном виде для создания художественных изделий, в шпоне - для отделки эксклюзивных предметов и мебели. Капы туи, мирта, камфорного и некоторых других деревьев сохраняют характерный аромат даже после обработки.

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

Оцени, пожалуйста, этот пост:

Кап, сувель. Заготовка, сушка, свойства.

Автор данного материала - большой специалист в художественной обработке древесины (и не только древесины), уже знакомый нам по Сергей из Подмосковья. Сегодня Сергей раскроет читателям секрет быстрой сушки таких редких и интересных материалов, как кап и сувель. Информация очень редкая и полезная. Читаем...

Итак для начала определимся с некоторыми понятиями.
КАП - (он же ведьмин веник) это доброкачественное образование на дереве представляющий собой пучок тонких веточек растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.
Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но цениться весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделке мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), также производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров,женских заколок, мелкие украшения (кап берёзы). Использование на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также цениться резчиками по дереву за неповторимую текстуру.
Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.) но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с мяч волейбольный или с большую тарелку.
Резать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.
На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа(эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции и как понимаете, спилить мне там ничого не дали бы... Но я изловчился и нашол кап ясеня, по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков. Глядим:

СУВЕЛЬ - (она же свиль) Как ясно из названия нарост получил название из-за своей структуры (витая структура, это ещё мягко сказано). Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от КАПА, в будущем не путать сувель и кап).
Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от ореха до 1,5 метров высотой (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью). В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.
Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри(при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно жёлтого до розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.
Фотки:

Как видно - кап на сувель не похож совершенно.

ЧАГА- это гриб, (не путать с грибом-трутовиком!!!) и он нам не нужен для наших целей.

Итак, как сушить. Сразу скажу что метод "запаривания" подходит для небольших кусков дерева. Где-то в половину мяча футбольного или небольшого поленца.

1. Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем то подобным.

СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО - В КОНЦЕ АВГУСТА, НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ.

2. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц. всё равно отвалятся.
Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый, остальные наросты варят по той же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево естественно всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать всё равно, какую, холодную или горячую - всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки а не суммарный объём древесины.

3. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет??? А?). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно.
Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду(именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной).
Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

4. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок(опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка.
Стружки подойдут от электрорубанка(можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Кастрюльку и побольше было можно взять! Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

5. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения.
Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

6. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем на шкаф ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

7 Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки.
Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

8. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! используйте перчатки!

9. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага.
Дерево "привыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

10. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать припуск на их удаление в последующей обработке.

11. Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые большие и красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами, кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.
Вроде всё. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

12. После окончательного привыкания дерева к атмосфере можно начинать работать с заготовкой. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и если есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет" что называется, проявится вся внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

За сим заканчиваю, вашЪ Serjant.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей