Коммуникативные умения, навыки и их характер. Тищенко В. А. Классификация коммуникативных умений студентов



КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ: К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ

В. А. Тищенко, кандидат педагогических наук, Ставропольский строительный техникум

Обратившись к проблеме формирования коммуникативных умении [ 1 ], необходимо в первую очередь рассмотреть классификацию, а также структуру коммуникации. Анализируя понятие «коммуникация», разделим точку зрения, «что, сколько в природе и обществе имеется видов и типов информации, сколько существует путей и способов ее циркуляции, столько же может быть и видов коммуникации» . Традиционно коммуникацию делят на вербальную и невербальную. Структура вербального общения состоит из свойств речи и голоса, тональности, интонации, темпа речи, модуляции высоты, ритма, тембра. Причем «никто специально не учится родной речи, владение языком совершенствуется в процессе общения» . В невербальное общение включены жесты и мимика, позиции общения, прикосновения, контакты глазами и пр. Предложим следующую структуру вербального общения (рис. 1) и невербального общения (рис. 2) .

Развитие телекоммуникационных систем и внедрение информационно-коммуникационных технологий уменьшает время непосредственного межличностного общения, поэтому необходимы специальные усилия, направленные на формирование коммуникативных умений, В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается данное понятие (в психологии, Педагогике, дидактике,

философии), меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения -это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. В последнее время развивается и такой способ общения, как компьютерно-опосре-дованная коммуникация, в частности учебная.

Таким образом, современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-комму-никационпых технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности„ С этой точки зрения традиционная классификация коммуникативных умений нуждается в некоторой корректировке. Рассмотрим коммуникативные умения, формируемые в процессе обучения в средней школе, во-первых, потому что набор всех коммуникативных умений слишком велик и не поддается описанию в рамках одной статьи, во-вторых, именно в средней школе закладывается коммуникативная база, необходимая в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, и, в-третьих,

Вербальная коммуникация

Пара- и экстралингвистика

Разделительные речевые звуки

и ^ и О. ^ и

Рис. 1. Структура вербальной коммуникации

Невербальная коммуникация

кинесика (совокупность телодвижений, жёстов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться)

жесты (движение отдельных частей тела)

пантомимика (моторика всего тела)

поза, осанка, походка

мимика (движение мышц лица)

проксемика место и время общения

такесика (прикосновение)

статические

рукопожатие, дотрагивание

динамические

поглаживание, похлопывание

расположение в пространстве

дистанция общения

короткая, средняя, длинная

позиция общения

сверху, снизу, сбоку, «глаза в глаза»

визуальное общение контакт глазами

ольфакторная

система естественных и искусственных запахов

Рис. 2. Структура невербальной коммуникации

Педагогика и психология профессионального образования

возраст 10-17 лет - наиболее чувствителен к формированию умений данной группы.

Будем считать, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.

Для определения круга коммуникативных умений рассмотрим их известные классификации. Наибольший интерес представляет определение коммуникативных умений, которое дается в психологических и педагогических науках.

Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности, он отмечает, что «...одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие -способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи - способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных Задач» . Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений, В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют КЭ.К вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее

внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных .

Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.

В России еще в начале развития методических идей рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности такими учеными, как К. Д. Ушинский, Н. М. Соколов. Они считали важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необхо-

■■■■zäun

Казанский педагогический журнал

димы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, - умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке .

Современные авторы, такие, как Г. К. Селевко , Д. В. Татьянчен-ко и С. Г. Воровщиков , исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Т. к. актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации .

Однако можно использовать и другие критерии и классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие, как ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое) .

Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника . О навыках активного слушания говорит и Н. И. Шеван-дрин . Важна ТЭ.КЖ6 способность партнеров обмениваться сведениями

друг о друге - этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: 1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме малоэффективна; 2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения; 3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника .

По мнению P.C. Немова, необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологический компоненты -это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек - Это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения .

Педагогика и психология профессионального образования

По Г. М. Андреевой, каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). Группа соответствующая коммуникационной стороне: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа - интерактивная сторона общения: понятие

о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях .

Главным различием в классификациях является критерий, по которому выполнена систематизация. А. Л. Солдатченко в своем исследовании приводит таблицу классификации коммуникативных умений по различным критериям ,"es":["M3qKoKfiz7Q","sO9ytvbJUQI","V23i2y23lXA","M3qKoKfiz7Q"],"pt":["M3qKoKfiz7Q","M3qKoKfiz7Q"],"la":["2oaJlM6a0CA"],"el":["93jfyA-nZIA","93jfyA-nZIA"]}

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей