Древнегреческий бог кузнец. Греческий бог гефест - бог огня

Бог огня и кузнечного дела, оружейник богов.

Гефест родился хромым, поэтому раздраженная Гера сбросила его с Олимпа. Свалился он прямо в Океан, но не пострадал, так как о нем позаботились морские богини Эвринома и Фетида. В их подводном гроте Гефест вырос и выучился кузнечному ремеслу.

Достигши мастерства, Гефест изготовил великолепный золотой трон и послал его своей матери, но этот подарок был продиктован скорее местью, чем любовью. Как только Гера села на трон, сработали наручники, приковавшие ее к нему. Никто из богов не сумел ее освободить, поэтому им ничего другого не оставалось, как послать за автором этого коварного изобретения.

Приход Гефеста на Олимп имел далеко идущие последствия: он перестроил и переоборудовал все жилища богов. Никому не известно, какими были жилищные условия богов до появления там Гефеста, и только из сообщений о его деятельности мы узнаём, что он соорудил им великолепные дворцы из золота, серебра и бронзы. Естественно, Гефест позаботился и о себе.

Не желая даже здесь отказаться от своего чумазого ремесла, Гефест устроил в своем дворце великолепно оборудованную мастерскую. Гомер с восторгом рассказывает о его кузнечных мехах, которые работали автоматически, подчиняясь мысленным командам Гефеста. Тем не менее Гефест не брезговал и физическим трудом, поэтому его часто видели вспотевшим и усталым, чего не скажешь об остальных богах.

Понятно, что такой мастер на все руки был очень популярен среди богов. В то же время они не очень-то принимали его всерьез и не прочь были подшутить над его хромотой (иногда раздавались не только шутки, но и самый что ни на есть «гомерический смех» богов - например, когда однажды Гефест попытался ), а его жена Афродита без зазрения совести обманывала его с Аресом.

Сочувственно к Гефесту относилась только Гера, осознавшая, по-видимому, что некогда поступила с ним несправедливо. Поэтому в частых спорах Геры с Зевсом Гефест всегда стоял на ее стороне. Иногда это ему дорого обходилось: во время очередного скандала Зевс буквально вышвырнул его с Олимпа.

Гефест летел по огромной дуге (или траектории, выражаясь языком современной баллистики) целый день, пока не приземлился на острове Лемносе. Тамошние жители отнеслись к нему приветливо, и Гефест почувствовал себя на Лемносе как дома: он даже устроил себе кузницу в вулкане Мосихле.

Когда Гефест перешел из греческого пантеона в римский (приняв имя ), он оборудовал себе очередную кузницу на Сицилии, под горой Этной, и еще одну - на расположенных неподалеку Липарских островах. Очевидно, у него там был уже целый кузнечный цех, так как в подмогу пришлось брать нескольких великанов Киклопов.

В жизнь мифических героев Гефест почти не вмешивался. Он ограничивался изготовлением оружия и, как всякий фабрикант-оружейник, сбывал его обеим воюющим сторонам. Например, по просьбе Фетиды он ее сыну Ахиллу, но в то же время, выполняя желание богини Эос, изготовил аналогичное вооружение для Мемнона, противника Ахилла. В войны он не вмешивался, за одним исключением: во время битвы под стенами Трои Гефест по просьбе Геры укротил своим огнем реку Ксанф (Скамандр), бог которой хотел утопить в своих волнах Ахилла. Зато тем старательнее он защищал своих почитателей и собратьев по ремеслу, особенно кузнецов и всех работающих с огнем. И вообще, у людей были все основания испытывать благодарность к нему: если верить «Гомеровским гимнам», именно Гефест с помощью Афины научил людей ремеслам и искусствам, чтобы они жили не в лесах и пещерах, подобно диким зверям, а в благоустроенных домах и городах, где можно легко и покойно проводить свою жизнь от весны до зимы.

В честь Гефеста греки устраивали великолепные празднества. В Афинах были два вида таких праздников: гефестейи и халкейи. Первые праздновались вначале каждый год, а с 329 г. до н. э. - каждый четвертый год, в середине ноября; вторые проходили ежегодно, и отмечали их в первую очередь кузнецы. В Афинах Гефесту был посвящен храм в дорическом стиле, сооруженный в 450-440 гг. до н. э. и впоследствии украшенный культовой статуей работы Алкамена. Храм до сих пор возвышается над развалинами Агоры - он сохранился лучше всех греческих храмов. (Его ошибочно называют Тесейон, так как скульптуры храма изображают подвиги Тесея. Лишь недавнее топографическое исследование Афин показало, что первоначально, до того как античный храм был в 5 в. н. э. преобразован в храм святого Георгия, он был посвящен Гефесту.)

В отличие от вазописи и рельефов, античных статуй Гефеста сохранилось довольно мало, наиболее известен, пожалуй, малый бронзовый «Гефест с кузнечным инструментом». Сохранилось множество монет из малоазийской Греции с изображением Гефеста - свидетельство широкого распространения его культа в тех краях.

Из многочисленных произведений европейских художников назовем лишь самые значительные: картины «Мастерская Вулкана» Ван Хемскерка (ок. 1536, Национальная галерея в Праге) и Тинторетто (после 1577), «Гефест изготавливает доспехи для Ахилла» Романо (1532-1534), «Венера в мастерской Вулкана» Рубенса и Ван Дейка (обе созданы в 1630-1632), «Кузница Вулкана» Веласкеса (1630), «Вулкан застает врасплох Венеру и Марса» Буше (1754), «Вулкан» Домье (1835, Национальная галерея в Праге), «Афродита и Арес, плененные Гефестом» Прохазки; скульптуры «Вулкан» Брауна (1715, Национальная галерея в Праге) и мраморный «Вулкан» Торвальдсена (1838).

Римский Вулкан почти совпадает с Гефестом, но римляне больше подчеркивали его первоначальный древнелатинский характер бога разрушительной силы.

В поэзии используется образ Гефеста как лемносского кузнеца: «Лемносский бог тебя сковал…» - А. С. Пушкин, «Кинжал» (1821).

Бог огня и тех искусств, которые для производства своих изделий нуждаются в огне, сын Зевса и Геры , а по позднейшим сказаниям одной только Геры. Первоначально он был богом нисходящего в молнии огня. Гефест родился хромым и безобразным ребенком, и его мать сбросила его за это с Олимпа . Он упал в море, где его приютили богини Фетида и Эвринома. Он прожил у них в гроте девять лет, исполняя различные художественные работы.

По другому сказанию, также упоминаемому в «Илиаде », Гефеста сбросил с Олимпа Зевс за то, что он во время ссоры его с Герой стал на сторону матери. Гефест упал при этом на остров Лемнос, славившийся подземными огнями и, по позднейшему мифу, стал хромым только после этого падения. Он старался помочь этой хромоте своим искусством и сделал себе двух золотых, говорящих и двигающихся рабынь (автоматов), на которых опирался во время ходьбы. Кроме Лемноса, его местопребыванием и мастерскими считались Липарские острова, Гиера, Имброс и Этна (местности, отличающиеся вулканическим характером).

Супругой его в «Илиаде» является богиня Харита, а в «Одиссее » – Афродита . По рассказу «Одиссеи» Афродита нарушила супружескую верность, полюбив бога войны Ареса . Узнав об измене супруги, Гефест окружил брачное ложе искусно скованною сетью. Окутав этой сетью Ареса и Афродиту, он созвал на позор им всех богов и, только благодаря заступничеству Посейдона, согласился освободить уличённых любовников.

Все художественные произведения, упоминаемые в древних мифах: изображение Пандоры , стрелы Эрота , колесница Гелия, ожерелье Гармонии , золотые и серебряные собаки Алкиноя , латы Диомеда , скипетр Пелопса , золотой кубок, полученный спартанским царём Менелаем от царя сидонян и вооружение Ахиллеса , считались работой его рук.

Бог Вулкан (Гефест). Статуя работы Торвальдсена, 1838

Кроме Афин и Лемноса Гефест почитался на островах Имбросе и Самофракии, где культ его был связан с мистериями Кабиров . В Афинах святилище Гефеста помещалось на Керамике (Гончарная площадь), покровителем которого он был вместе с Прометеем . Кроме богини Афины , Гермес находился в дружеских отношениях с Дионисом , богом вина и весны (в мифе об их дружбе, по всей вероятности, изображается влияние вулканической силы на произрастание винограда). Римляне отождествляли Гефеста с Вулканом.

Древние художники обыкновенно изображали Гефеста взрослым мужем, и потому всегда бородатым. Левая нога его представлялась скульпторами немного короче правой. Атрибутами его служат кузнечный прибор (клещи и молот), рабочая шапка и короткое верхнее платье ремесленников (эксомида). Таким представляет его бронзовая статуя Британского музея. В живописи на вазах Гефест нередко является верхом на осле, въезжающим на Олимп в сопровождении напоившего его вином Диониса.

Древнегреческий бог Гефест – это бог огня и кузнечного мастерства, он – самый искусный в мире кузнец. Он является сыном Зевса и его законной супруги, богини брачных уз – Геры. Он родился на самом Олимпе, и с детства был слабеньким и хромым. Родители сомневались, стоит ли жить такому богу, Гера пришла в ужас и гнев, когда у видела такого беспомощного сына. Она в гневе сбросила его с высокого Олимпа на землю, но Гефест выжил. Он упал в море, где дочери Нерея и Океана сжалились над ним и унесли с собой в седовласый Океан. В его лазурном гроте и вырос, был воспитан Гефест.

Взрослый Гефест не смог избавиться от своей хромоты, а также некрасивой внешности, однако у него были широкие плечи и сильные руки, мускулистая шея и широкая грудь. Своим прекрасным воспитательницам – Фетиде и Эвриноме – он выковал из серебра и золота огромное множество чудесных и неповторимых украшений. И все это время Гефест таил в своем сердце гнев на мать за то, что она так несправедливо и жестоко с ним поступила. И выковал Гефест неописуемой красоты золотой трон, кресло огромных размеров, которое послал на Олимп как подарок своей матери. Гере очень понравилось кресло, села она в него и немедленно оказалась в путах. Не могли боги освободить Геру, прикованную к трону, только лишь тот, кто его выковал, мог это сделать.

Гермес прилетел к Гефесту в грот и стал умолять вернуться на Олимп, чтобы освободить Геру. Но Гефест помнил зло и не мог простить свою мать. Тогда на помощь Гермесу пришел Дионис, который подливал вина в чашу Гефесту до тех пор, пока тот не захмелел и сам не пошел на Олимп. Он забыл все обиды и тут же освободил Геру от пут, и стал Гефест жить теперь на Олимпе. Построил он на горе богов множество прекрасных золотых храмов, и воздвиг себе жилище из бронзы, серебра и золота. Женился бог огня на богине красоты и грации Харите, с ней и стал жить в своем дворце.

Во дворце Гефеста есть место и для его кузницы, в которой он проводит долгое время. Посередине в ней располагается огромная наковальня, а рядом – мехи и горн с огнем, пылающим внутри. И мехи эти не нужно приводить в движение руками, они волшебные и повинуются слову Гефеста. И работает бог в своей огромной кузнице, весь черный от пепла и золы, весь мокрый от пота. Все кует он: и дивные украшения, и непревзойденное оружие, кубки и чаши, а также колесницы, которые не нуждаются в лошадях – они сами катятся, будто бы живые.

А после своей нелегкой работы Гефест омывает тело и руки в ванне с благовониями, после чего нередко идет, прихрамывая, на пир к Зевсу и братьям и сестрам с Олимпа. И часто, если у богов происходят споры или ссоры, Гефест их примиряет, заставляя смеяться над тем, как неуклюже он разливает божественный нектар в чаши. У Гефеста большое и доброе сердце. Однако, это не говорит, что бог огня добродушный и милый постоянно, он также бывает грозным и страшным богом. Кто его разозлит – тут же почувствует силу его огненного молота. Им он разил и титанов, и людей, поэтому никто не смеет противостоять ему во гневе, так как Гефест вправе выковать несокрушимое оружие.


Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов, смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей