«Главный герой в поэме Мцыри. Главный герой в поэме мцыри Все герои и автор в рассказе мцыри

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герои поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю )

В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

(Мцыри наедине с собой и природой )

Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

Художественные средства, значение поэмы в искусстве

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем» – старшим монахом. В поэме «Исповедь» (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы «Мцыри» (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец». В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега – это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он. побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри.

Меню статьи:

Михаил Лермонтов – известный путешественник по Кавказу. Писатель прожил короткую жизнь и опубликовал лишь один сборник – под названием «Стихотворения М. Лермонтова». Здесь же появилась и поэма «Мцыри», написанная в 1839 году. Главные герои «Мцыри» раскрывают суть романтической поэмы и передают атмосферу классической русской (именно русской, а не российской) поэзии.

«Мцыри»: несколько штрихов к общей картине

Нельзя давать характеристику героев поэмы «Мцыри», не обратившись перед этим к сюжету произведения. Основу произведения составляет повествование о горце – юном ребенке, который попал в плен к генералу русской армии.

Для самых умных наших читателей предлагаем ознакомиться с в повести М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Генерал решил увезти мальчика с родины. Однако ребенок заболевает, и лечившие юношу монахи оставляют горца в монастыре. Мальчик – Мцыри – воспринимает жизнь в темной монашеской келье как заключение. Ребенок оказывается вдали от родины и от света Солнца, который он так любил.

Мальчик в чем-то похож на птенца кукушки: он тоже подкидыш, попавший в чужое гнездо. Впрочем, со временем врачуются не только физические, но и душевные раны Мцыри. Мальчик постепенно привыкает к чужим традициям, принимает инородные обычаи и становится «своим», приживается к новому обществу, адаптируется к этой культуре.

Дальше мы видим, как юноша взрослеет. И вот Мцыри уже не мальчик, а юный молодой человек семнадцати лет. Что-то в душе юноши ломается, переворачивается и Мцыри решает бежать из обители. Бунтарский дух – черта, которой автор наградил героя, словно отняв ее от себя. Мцыри бежит – в неведомую даль, в неизвестность. Побег и свобода возвращают юноше некогда отнятое чувство – детские воспоминания. Память снова оживает в голове и в сердце Мцыри: юноша вспоминает родную культуру и язык, родных сестер и братьев, место, где он жил мальчиком.

Мы рады что вы у нас, поэтому предлагаем ознакомиться с из цикла “Герой нашего времени”

Три дня, проведенные на воле, кажутся Мцыри вечностью. За этот короткий срок юноша успевает вспомнить детство, увидеть природу Кавказа, узреть красоту кавказской женщины, набирающей воду около источника. Также Мцыри переживает сражения с барсом. Дальше читатель не знает, что происходит с юношей, но вскоре монахи находят его – недалеко от монастыря и без сознания.

В келье Мцыри приходит в сознание. Тело юноши истощено, и он совсем не ест. Братья в обители пытаются расспросить юношу о случившемся, но Мцыри молчит.

Горец осознает: попытка побега провалилась, а значит, он больше не увидит свободу, не почувствует дуновение ветра в степи. Юноша выбирает смерть и отказывается от еды, чтобы умереть быстрее.

Мцыри ощущает близость с иеромонахом, от которого юноша принял крещение. Лишь ему горец рассказывает о пережитом.

Ключевые персонажи поэмы «Мцыри»

Безусловно, основной герой поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри» – это юный горец, именем которого и названо произведение русского писателя. Сперва обратимся к характеристике этого юноши.

Мцыри

Имя этого персонажа намекает читателю на то, что произойдет с героем дальше: с грузинского языка слово «мцыри» переводится, как «монах», «отшельник», «чужестранец», «чужой». Жизнь главного героя поэмы проходит между намеченными векторами.

Повествование начинается событием: юный мальчик, заболевший в дороге, оставляется на попечение монахов русским генералом. Теперь жизнь мальчика проходит здесь, в монашеской обители, вдали от родины. Читатель ничего не узнает из текста поэмы о случившемся с семьей мальчика. Однако автор намекает, что Мцыри мог остаться сиротой, а его родственники погибли в войне с русскими.

Генерал взял мальчика как военный трофей, но юноша заболел – в тоске по родной земле и семье. Мцыри не ел, постепенно слабел, силы оставляли мальчика, он умирал. Оставшись в обители монахов, Мцыри со временем привык к здешним порядкам и обычаям, а один из послушников даже привязался к мальчику. Горец выучил новый язык, адаптировался к жизни аскета, готовился стать монахом.

Читателю кажется, что эта история – одна из многих, а главные персонажи «Мцыри» просто воплощают известные события и сюжеты. Однако случается нечто неожиданное: в одну ночь, страшную, сверкающую молниями, монахи молятся, а Мцыри решается на побег. Юноше уже 17 лет, и он впервые ощутил свободу.

События повторяются: Мцыри проводит три дня в степи, а на третий день монахи находят юношу около обители. Послушник слаб и истощен, но, как в детстве, отказывается от еды, медленно умирая. Говорить о произошедшем Мцыри не хочет.

Накануне кончины к Мцыри приходит воспитавший мальчика монах. Пожилой аскет надеется, что юноша одумается и исповедается, чтобы умереть с легкой душой.

Но вопреки ожиданиям монаха, исповедь Мцыри полнится отнюдь не покаянием, но страстью. В последних словах юноши проявляются настоящие черты характера горца.

Старый монах

Это аскет, проживающий в обители, куда привозит Мцыри русский генерал. Монах проникается к мальчику искренними, родственными чувствами, ухаживая за Мцыри во время болезни. В конце, старых монах – единственный, кому Мцыри рассказывает о пережитом на свободе.

Старик воплощает образ слушателя, покорного, молчаливого. В монахе больше не бушует страсть, он усмирил ее. Читатель чувствует контраст между образом монаха и образом Мцыри.

Девушка-грузинка

Во время побега Мцыри встречает в степи, у источника, девушку, набирающую воду в кувшин. Красота грузинки очаровывает юношу. Этот образ является воплощением романтики, страсти и любви, недоступных юноше в монашеской жизни.

Барс

Также в три дня, проведенные на воле, Мцыри сражается с барсом. Гордое и сильное животное – олицетворение дикости жизни, преград, сложностей, из которых юноша выходит победителем.

Характеристика ключевых героев поэмы «Мцыри», между тем, не дает читателю полного представления о фигуре Мцыри, которого автор наделил многими личными чертами. Поэтому необходимо также обратиться к «точке невозврата» главного героя – к побегу.

Побег

Мцыри признается, что жизнь в монастыре не казалась ему настоящей жизнью. В душе юноши – вихрь страсти и буйство красок, желание ощутить остроту жизни, с ее опасностями и неожиданностями. Поэтому Мцыри совершает побег.


На воле юноша проводит всего три дня, однако этого оказывается достаточно, чтобы ощутить тот самый вкус жизни, которого мальчик так жаждал. Когда монахи снова спасают юношу от гибели, Мцыри задает лишь один вопрос: «Зачем?». В этом вопросе выражается вся сущность, истинная природа юноши: горец не способен предпочесть неволю монастырской обители смерти. Смерть оказывается освобождением.

Детство Мцыри не было привычным, ведь он не помнил матери, сестер и братьев. Лишь пребывая в степи, мальчик вспомнил лица родных. Судьба у мальчика – монашеская, а душа – детская, буйная, свободолюбивая. Мальчик жил мечтами снова увидеть родные края, вернуть себе – в воспоминаниях – то, что отняли у него в детстве.

Это объяснение причин, толкнувших Мцыри на побег. Решение мальчика – рискованное и опасное, ведь юноша осознает: за стенами обители он никому не нужен. Читатель замечает, что в степи, на воле Мцыри – не монах и не послушник, но романтик, настоящий горец. У юноши душа поэта.

Природа Кавказа с ее высокими горами, широкими степями, глубокими источниками и синим, ярким небом играет на контрасте с серостью жизни монаха, полной запретов и ограничений. Природа, деревья, трава становятся для Мцыри родственными «душами», ведь дают мальчику ощутить прикосновение к родной культуре, к потерянному детству. Мцыри постепенно вспоминает прошлое, аул, семью.

Романтизм как течение отводит природе ключевую роль: здесь читатель сталкивается не с ухоженными садами, но с заброшенными, дикими, буйными зарослями. Такая природа воплощает внутренний мир романтического героя, душа которого жаждет путешествий.

Михаил Лермонтов описывает Мцыри как персонажа действующего, а не созерцающего.

Испытания для главных героев «Мцыри»

Действующая роль персонажа предполагает, что герой борется с опасностями и препятствиями в жизни, преодолевая все барьеры. Итак, Мцыри в его коротком странствии ожидают три испытания.

Красота девушки

Первое испытание – это встреча Мцыри с грузинкой. Когда герой заглядывает в черные глаза девушки, то полностью забывается. Так читатель наблюдает, как в сердце Мцыри зажигается огонь первой, самой горячей любви, требующей немедленных действий. Девушка живет неподалеку, Мцыри узнает, где находится ее дом. Кажется, юноша мог бы войти в дом девушки и остаться с юной красавицей, однако стремление достичь родины – сильнее. Мцыри продолжает путь.

Сражение с барсом

На этот раз испытание героя – это встреча с дикостью природы, воплотившейся в устрашающем животном.


На первый взгляд, победа барса очевидна, ведь Мцыри – истощенный монашеской жизнью, аскезой, постами и непривычной дорогой хилый юноша. Но судьба распоряжается по-другому: Мцыри побеждает зверя.

Лес

Темнота и непролазная лесная чаща – последнее испытание на пути Мцыри. Юноша теряет путь в лесу: он заблудился. Продолжая дорогу, вдруг Мцыри осознает, что ходит кругами и не продвигается ни на шаг вперед. Отчаяние охватывает героя, и тот падает без сил. Последнее, что остается Мцыри, чтобы доказать право на свободу, – это смерть.

Мцыри – главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь «мцыри» с грузинского можно перевести двумя разными способами. В первом случае получится «монах, послушник», во втором же – «чужак, иностранец». Между двумя этими полюсами и проходит жизнь Мцыри.

Его история начинается в детстве, когда проезжающий мимо грузинского монастыря русский генерал-завоеватель оставляет монахам на воспитание маленького ребенка. Мцыри взят из родного аула как пленник, а о судьбе его родных читателю остается только догадываться. По всей видимости, его близкие погибли на войне, и Мцыри остался сиротой. Не вынеся разлуки с семьей и тягот пути, он заболел, отказывался от пищи и был уже близок к смерти, «тихо, гордо умирал». По счастливой случайности Мцыри повезло: один из монахов привязался к нему, сумел выходить и воспитать. Юноша вырос в стенах монастыря, выучил язык и готовился к постригу. Кажется, что это обычная история, одна из многих других подобных ей, созданных войной: дикарь-горец ассимилировался в культурной среде, принял христианство и зажил новой жизнью. Но Лермонтов не был бы великим поэтом, если бы он не повернул эту историю совершенно по-другому, и вот накануне пострига, в страшную грозовую ночь, когда смиренные монахи не смеют оторвать глаз от икон, Мцыри бежит!

Разумеется, Мцыри ищут, но целых три дня все поиски оказываются тщетными. А когда их уже почти собираются прекратить, решив, что юноша добрался до своих родных мест, его все же находят в степи, «без чувств», страшно бледного и худого. Мцыри болен, и, как в детстве, снова отказывается от пищи и каких-либо объяснений. Поняв, что близится смертный час, к нему присылают все того же пожилого монаха, который его воспитал: возможно, он сможет увещевать Мцыри исповедаться и облегчить душу. И герой произносит свою исповедь, но не покаянную, а гордую и страстную, в которой раскрываются основные черты характера Мцыри.

Мцыри совершает побег, поскольку, как он говорит, никогда не считал жизнь в монастыре жизнью. Да, монах спас его от смерти, но, спрашивает его Мцыри – «Зачем?..». В этом вопросе уже отчетливо выражается личность Мцыри, предпочитающего смерть неволе. Он вырос в плену, мать не пела над ним колыбельных, а сверстники не звали играть. Это было одинокое детство, вот и Мцыри получился – «душой дитя, судьбой монах». Юноша томим мечтой увидеть свою родину и хотя бы на миг прикоснуться ко всему тому, чего его лишили. Он решается на побег, отчетливо понимая, что рискует всем, ведь за пределами монастыря его никто не ждет. И все же, очутившись на свободе, Мцыри наслаждается жизнью, как только может. Он с восторгом рассматривает мир, которого был лишен. Угрюмый и молчаливый послушник внезапно преображается. Мы видим, что главный герой «Мцыри» не только мятежник, он еще и романтик, поэт, но эта черта его характера может раскрыться только в условиях прекрасной кавказской природы. Высокие горы, необъятные леса, бурные потоки и синева расстилающегося повсюду неба – все в этом пейзаже наводит на мысли об отсутствии каких-либо запретов, о полнейшей свободе, такой естественной для человека. Мцыри прислушивается к голосам рек и трав, любуется грозовой ночью, а затем и тишиной полдня. Даже находясь при смерти, он не забывает красоты мира, с восторгом рассказывая обо всем увиденном монаху. Природа стала более близкой для Мцыри, чем окружавшие его люди. Именно благодаря единению с ней он может осознать себя как свободного человека. Так в поэме реализуется образ романтического героя, оказавшегося более восприимчивым к красоте, чем воспитавшие его монахи-«просветители».

Однако восхищение Мцыри природой не является просто пассивным любованием. Пережив первую радость от побега, он начинает планировать свой дальнейший путь. В его голове появляется дерзкая идея: добраться до Кавказа, видимого вдали! Понимает ли Мцыри, что на родине его никто не ждет, и даже родной дом разрушен войной? Скорее всего, понимает, но Мцыри (и это было особенно важно для Лермонтова) – герой действия. Описание Мцыри носило под собой и еще одну идею: укорить современников Лермонтова, поколение 1830-х годов, в полной пассивности, неделании духовно развиваться и менять окружающий мир. Поэт не раз затрагивал в творчестве идею бездеятельности своего поколения (вспомним «Бородино»). Мцыри – главный герой поэмы Лермонтова, недвусмысленно указывает на то, что, по его мнению, следует делать. Мцыри борется с судьбой и жизненными невзгодами, не обращая внимания ни на какие преграды.

Его ждут три испытания, каждое из которых может сбить Мцыри с пути. Вначале герой встречается с девушкой, с прекрасной дочерью Востока, пришедшей к источнику за водой. Легкий ветер колышет ее чадру, и «мрак очей» заставляет юношу забыть обо всем. В его душе зарождается первая любовь, требующая осуществления. Все складывается в пользу Мцыри: красавица живет неподалеку. Он видит, как она подходит к своему тихому домику, следит, «как отперлась тихонько дверь… / И затворилася опять! ..». Мцыри мог бы войти в эту дверь вслед за девушкой, и кто знает, как бы сложилась его жизнь… Но желание вернуться на родину оказывается сильнее. Мцыри признает, что воспоминания тех минут драгоценны для него, и желает, чтобы они вместе с ним умерли. И все же им движет одно:

«Я цель одну –
Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог»

Мцыри продолжает идти вперед, но на его пути встает сама природа, олицетворенная в образе барса. Сытый, мощный зверь и измученный бесконечными постами и воздухом неволи человек – силы кажутся неравны. И все же Мцыри, подобрав с земли ветку, сумел победить хищника. В кровавом бою он доказывает свое право вернуться на родину.

Последняя преграда, отделяющая героя от желанного Кавказа – это тёмный лес, в котором Мцыри заблудился. Он до последнего продолжает идти вперед, но каково же его отчаяние, когда он осознает, что все это время ходил кругами!

«Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой…»

Силы оставляют Мцыри, но его дух остается непобедимым. Последняя доступная ему форма протеста – это смерть, и Мцыри умирает. В смерти он сможет найти освобождение, недоступное на земле, душа же его вернется на Кавказ. И, хотя он об этом и не думает, его жизнь и его подвиг, непонятные для монахов, не будут забыты. Мцыри – герой поэмы Лермонтова, навсегда останется для последующих читателей символом несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.

Описанием личности главного героя и основных черт характера Мцыри могут воспользоваться ученики 8 классов во время написания сочинения на тему «Главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри»»

Тест по произведению

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей