Как написать вывод по исследованию. Написанные выводы к курсовым работам по

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, основной части, выводов, списка использованных . Так как преподавателю ежегодно приходится проверять сотни курсовых проектов, то чаще всего он обращает внимание на введение, заключение.
Введение содержит информацию о том насколько актуальна выбранная студентом тема, какова цель написания курсовой работы, какие задачи поставил перед собой автор для достижения данной цели.

Кроме этого студент обычно указывает методологическую, информационную базу исследования, перечисляет наиболее видных исследователей в рамках выбранной темы, описывает структуру проекта.

Заключение курсовой тесно связано с введением, так как содержатся итоги выполнения поставленных задач, описываются результаты исследования и разработанные рекомендации. То есть все то, что показывает насколько студент смог достигнуть цель написания.

Виды заключений курсового проекта

Вывод в курсовой может быть итоговым, который размещается в самом конце, а может описывать результаты, достигнутые одной конкретной главы.
Объем итогового заключения составляет две или три страницы. В нем необходимо и результаты по всему проведенному исследованию.

Выводы по главам пишутся после окончания изложения материалов.

Как написать заключение к главе курсовой работы?

Подведение итогов отдельной главы должно содержать результаты выполнения задач, полученные при написании двух или трех пунктов главы. Рекомендуем выделить один абзац для того, чтобы подбить итог по каждому пункту. Иногда преподаватель просит пронумеровать эти выводы для упрощения поиска ответов по каждому поставленному вопросу.

Так как в конце каждого пункта необходимо написать краткое заключение и , которое резюмирует проведенный анализ, то база для составления выводов у вас уже имеется. Достаточно просто перефразировать уже написанный текст, а при необходимости уменьшить объем.
Можно при формулировке использовать такие вводные слова и обороты как: «Таким образом», «на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что…», «Итак».
Пример :

  1. «На основании проведенного анализа можно говорить про улучшение качества инвестиционного портфеля банка, повышение эффективности управления им, снижение рискованности инвестиционной деятельности».
  2. «Таким образом, целесообразно использовать систему сбалансированных показателей для обеспечения эффективного управления инвестиционной безопасностью банка. Данные показатели должны рассчитываться с помощью специальных программных продуктов».
  3. «Итак, анализируя приведенную информацию можно отметить, что концепция позиционирования салона красоты является тем смысловым стержнем, который задает направленность исходящих от бренда маркетинговых коммуникаций».

Как написать итоговое заключение курсовой работы?

После того как вы закончили писать теоретическую и практическую часть, наступает время подумать каков же вывод курсовой работы. Итоги могут быть самыми разными: подтверждение или опровержение гипотезы, обобщение теоретического материала по изучаемому вопросу, формулировка новой трактовки термина, разработка практических рекомендаций. Именно их нужно написать в заключении.

Заключение курсовой работы пишется таким образом: сначала идет упоминание про цель, далее указываются поставленные задания с перечислением полученных выводов.

Приведем пример заключения курсовой работы

Тема: Разработка товара и принятие маркетинговых решений на примере организации ООО «Металл Холдинг».
Проект состоит из двух практических разделов. Для раскрытия темы были поставлены такие задачи: дать характеристику рынку металлопроката, определить долю нашего предприятия; определить возможности и угрозы предприятия при начале продаж цветного металлопроката на рынок; разработать маркетинговую стратегию вывода нового товара для организации; провести обоснование выбора целевого рынка нового товара.
После завершения исследования можно написать следующий вывод:
«Цель данного проекта это разработка маркетинговой стратегии вывода нового товара ООО «Металл Холдинг» на рынок металлопроката. Это предприятие, работающее на рынке металлопроката России более 15 лет. Оно занимает значимые позиции, предоставляет услуги, связанные с продажей металлопроката. Доля компании составляет примерно 2,9% российского рынка.
В ходе работы было рассмотрена практическая реализация проекта разработки и внедрения нового для предприятия направления – продажи цветных металлов.
Для внедрения были выбраны рынок Польши. Были рассмотрены особенности этих рынков. Было выявлено, что рынок Польши является более перспективным благодаря удобству транспортировки продукции, темпам роста.

Были определены тенденции рынка цветных металлов этой страны, а именно: высокие темпы экономического развития Польши и рост внутреннего рынка металлопродукции способствовали появлению большого количества трейдеров и, как следствие, высокого уровня конкуренции между ними; постепенное снижение цены металлопродукции; повышение конкуренции и снижение доходности этого вида бизнеса привело к тому, что большинство польских трейдеров стало дополнять продажи металлопродукции целым рядом услуг по металлообработке, продажей полуфабрикатов и готовых изделий; трейдеры постоянно расширяют спектр услуг, позволяющих увеличить добавленную стоимость и уменьшить потенциальные риски.

Среди наиболее распространенных: обработка листа или профиля, полировка или шлифовка изделий, лазерная, водоструйная резки; с целью повышения эффективности своей деятельности, а также качества обслуживания клиентов, трейдеры инвестируют в оптимизацию производственных процессов, совершенствование логистики и работы склада, формирование долгосрочных отношений с клиентами.

На основании анализа особенностей было определено, что открытие фирмы со складом в Польше при прямой конкуренции с местными трейдерами на их рынке нецелесообразна. Более целесообразен формат узкопрофильного трейдера, специализирующегося на отдельных товарных позициях, которые широко не представлены в ассортименте местных трейдеров с возможностью предоставления сервисных услуг по металлообработке. Целесообразно использовать стратегии широкого проникновения на рынок.

Были определены перспективные типы продукции, которые целесообразно внедрить на рынок цветных металлов Польши, рассчитана экономическая целесообразность реализации данной идеи. Было выявлено, что внедрение нового товара на рынке Польши является экономически целесообразным, а сама идея реализации новых товаров на новых рынках является естественным продолжением развития предприятия».

Как видите, все основные моменты проекта освещены, показано достижение цели исследования. Следовательно, работу над исследованием можно успешно завершить.

Как быстрее всего написать заключение курсовой работы?

Вот несколько практических советов как написать заключение в курсовой работе максимально быстро:

  • Используйте выводы по главам для написания. Можете просто составить итоговый вывод из них. Однако, все же желательно перефразировать текст.
  • Используйте подведение итогов по пунктам работы для описания результатов по каждому поставленному во введении заданию. А после составьте из них текст итогового заключения.
  • Скопируйте основные моменты, а после удалите все, что на ваш взгляд является наименее важным. Делайте это до тех пор, пока объем не будет превышать две или три стандартных страницы.
  • Держите перед глазами план во время формулировки выводов. Обычно количество и суть заданий определяется особенностями и количеством пунктов курсового проекта. Не нужно пропускать итоги по какому-либо пункту, так как это, скорее всего, вызовет шквал вопросов. Преподаватель может начать сомневаться в правильности проведенного анализа. Лучше потратьте еще немного времени на доработку.
  • Достаточно часто встречается требование нумеровать отдельные положения выводов, обозначая начало и конец итогов в рамках рассмотрения одного задания. ГОСТ не содержит подобного требования, это скорее просто пожелание преподавателя, но его выполнение добавит вам очков в его глазах.
  • Пишите заключение в самом конце работы над курсовым проектом. Так вам не придется его изменять, если понадобиться внести какие-то правки.
  • Следите за уровнем уникальности текста.

Крайне желательно, чтобы она приближалась к ста процентам. Преподаватели проверяют вступление и заключение в системах по выявлению плагиата особенно тщательно.

Абсолютная уникальность текста свидетельствует о самолично проведенном исследовании.


Помните: Вывод – это «ответ» на цель работы!

Таблица 7.1 – Требования к написанию вывода

Что должно быть в выводе

Как это написать

Что сделано в работе

Напишите, что конкретно сделано в работе.

В данной работе……

(Что сделано? Прочитайте еще раз цель работы)

Как сделано

Краткое описании эксперимента:

    какие конкретно величины определены с помощью каких приборов,

    какие величины (в том числе погрешности) рассчитаны по формулам

(формулы переписывать не надо!)

Что получено

Запишите результат (полученные величины, их погрешности – с единицами измерений )

Анализ результата

Проанализируйте полученный результат.

    Для этого сравните экспериментальное значение коэффициента линейного теплового расширения для данного вещества a эксп

с табличным значением a табл

и дайте свою оценку полученным результатам.

Например:

...значения согласуются хорошо,

(или удовлетворительно, или не согласуются).

    Напишите, в чем причина расхождений экспериментального значения (полученного в данной работе) и табличного.

8 Контрольные вопросы

Ответить на контрольные вопросы.

Внимание!

    Переписать вопросы и условие задач своего варианта.

    В таблицах Приложения А приведены необходимые справочные материалы.

    Задания повышенной сложности отмечены * (на оценку «4») и ** (на «5»)

Вариант 1

1.1 Железнодорожный рельс при температуре 0 0 С имеет длину 50м. Определить, на сколько изменится длина рельса при нагреве до 30 0 С.

1.2 Почему между рельсами железной дороги оставляют промежутки в стыках, а для трамвайных стыков этого не делают?

1.3* Почему при отсчете по индикатору мы пользуемся красной шкалой? Как следовало бы поступить, если бы красной шкалы не было?

1.4** Изменится ли результат лабораторной работы, если металлический сплошной стержень в приборе заменить трубкой из того же материала? Объяснить.

Вариант 2

2.1 Длина стального железнодорожного моста 1000м при 0 0 С. Определить длину моста зимой при температуре -30 0 С.

2.2 Как меняется плотность вещества при нагревании? Объяснить.

2.3* Почему стальной болт легко ввинчивается в медную гайку, если они оба нагреты?

2.4** Почему при резком изменении температуры эмалированной посуды появляются трещины в её эмали?

Вариант 3

3.1 По медной проволоке длиной 6 м пропустили электрический ток. На сколько градусов нагрелась проволока, если она удлинилась на 4мм.

3.2 Объяснить тепловое расширение тел с точки зрения молекулярно-кинетической теории.

3.3*Почему стеклянные сосуды, нагреваемые до высоких температур, делают из тонкого стекла?

3.4** Почему при нагревании и охлаждении железобетона, бетон не отделяется от железа?

Вариант 4

4.1 Длина стеклянной трубки при 0 0 С равна 120 см. Найти её длину при 100 0 С.

4.2 Нарушится ли равновесие чувствительных весов, если одно плечо коромысла нагреть?

4.3* Каким требованиям должен удовлетворять материал электродов впаиваемых в стеклянный баллон лампы накаливания?

4.4** Как изменится внутренний диаметр металлического кольца при его нагревании? Объяснить.

Задания написать реферат встречаются в программе средних и высших учебных заведений очень часто. Это означает, что выполнять их предстоит не только школьникам, но и студентам. В данной статье будет рассмотрено заключение реферата, вывод в реферате, а также часто задаваемые вопросы, связанные с его написанием. Вы узнаете, как написать заключение для реферата, какой должна быть его структура, как правильно оформить заключительный раздел, где можно найти хороший шаблон и в какой момент нужно начать работать над этой частью доклада. Кроме того, в данной статье будет представлена подробная инструкция по написанию заключительной части доклада.

Кроме этого, на портале оказываются услуги по написанию студенческих проектов – рефераты, курсовые работы, дипломы, диссертации и прочее.

По всем вопросам обращайтесь к специалистам через онлайн-форму или по электронной почте.

Как именно пишется заключение?

В этой части должны обязательно присутствовать следующие аспекты:

  • Автор обязательно должен упомянуть про актуальность темы, на которую выполняется доклад. Можно перефразировать актуальность из введения.
  • Учащемуся необходимо сказать о целях и задачах, которые ставились во введении, а точнее - об их достижении.
  • Студент должен сделать краткие умозаключения по основному разделу работы, представленному в оглавлении.

Подобные работы представляют собой изложение материала из нескольких источников и пишутся на любую тему - будь то "Устройства ввода и вывода информации" или "Законы термодинамики". Существует мнение, что таких источников должно быть 5 или более. Уточнить требуемое количество книг и статей, необходимое для вашего исследования вы можете у своего преподавателя. Так как писать подобные доклады школьникам и студентам придется достаточно часто, мы рекомендуем разобраться один раз с их выполнением, чтобы в дальнейшем не тратить время на поиск необходимой информации.

Популярные вопросы

Каким должен быть объем заключительной части?

Объем данного раздела должен быть не больше одной страницы. Информация в нем должна быть представлена кратко и четко. Кроме того, ни в коем случае нельзя представлять какие-либо новые данные в заключении.

Структура вывода в реферате

Структура этого раздела должна повторять оглавление работы - сначала делается краткий обзор вводного раздела, а затем - каждой главы доклада. Обратите внимание - что выводы в этой части не должны дублировать умозаключения разделов основной части - данный материал нужно перефразировать.

Как правильно оформить этот раздел?

Как и все остальные части исследования, заключительный раздел оформляется строго в соответствие с ГОСТом - 14-м размером шрифта и стилем Times New Roman. Очень важно сделать оформление правильным, иначе - выполненное задание могут вернуть на доработку.

Пример заключения реферата - где его найти?

Образец выполнения этого раздела вы можете найти в Интернете. Единственный критерий, который нужно учесть при поиске - соответствие шаблона требованиям, описанных ранее.

В какой момент можно начинать работать над выводом исследования?

Для того чтобы успеть написать полный, структурированный, интересный доклад в срок, рекомендуется сделать специальный план-график, причем автор, составляющий этот план, должен учесть, что заключение пишется после того, как поставлены цели и задачи и решен вопрос актуальности во введении, а так же когда сделана основная часть доклада.

Как написать вывод к реферату - инструкция для новичков

Если вы пишете данный раздел впервые, сделать его качественно вам поможет наша инструкция:

  • Внимательно прочтите цель во введении. Ответьте на вопрос: "Получилось ли ее достигнуть?". Очень важный момент - цель должна быть достигнута, иначе работа, которую вы провели - бессмысленна.
  • Обратите внимание на задачи, которые вы ставили в вводном разделе - все ли они выполнены?
  • Чтобы сделать выводы к каждой главе - внимательно прочтите материал и выделите основную мысль. Важный момент: выводы не должны повторяться.
  • Обратите внимание на наличие орфографических ошибок - если такие есть - их необходимо исправить.
  • Реферат и вывод к нему должны писаться только в научном стиле - обязательно учтите этот факт при выполнении.
  • Еще раз проверьте, что реферат и заключение сделаны по ГОСТу.

В данной статье была рассмотрена тема "как сделать заключительную часть реферата". Здесь мы рассмотрели самые важные вопросы, которые волнуют каждого школьника и студента, приступившего к выполнению такого задания.

Ознакомившись с данной статьей, вы узнали, как правильно написать и оформить заключение к реферату, о том какие требования предъявляются к данному разделу сегодня и на что нужно обратить внимание, начав выполнение заключительной части.

Помните - качественно написанный доклад оградит вас от множества дополнительных вопросов преподавателя.

Курсовая работа – это неотъемлемая часть учебного процесса, как в высшем, так и в средне - специальном учебном учреждении. Подобный проект представляет собой исследование определенной темы в рамках профильного предмета. За весь период обучения каждому студенту придется выполнить множество подобных исследований, но каждый раз, не только на первом курсе, при написании курсовика, у студентов возникает множество вопросов.

На нашем портале осуществляются бесплатные консультации компетентных и опытных специалистов. Также Вы всегда можете заказать курсовую, реферат на любую тематику, а также дипломный проект.

Основные разделы

Общеизвестно, что любой курсовой проект состоит из трех основных разделов:

  • вводная часть;
  • основная часть;
  • заключение.

Некоторые студенты предпочитают заказывать проект в фирмах, деятельность которых касается написания студенческих курсовых и дипломных работ. Заказав курсовую в такой компании нет нужды проверять качество ее исполнения. Кроме того, защитить проект, выполненный кем-то другим, будет значительно качественнее, чем собственный. К тому же, для успешной защиты проекта, выполненного, например, нашими сотрудниками, студенту, как и в случае самостоятельной работы над курсовиком, потребуется изучить всю информацию, касающуюся его темы исследования.

Как же написать хороший проект?

Следующие пошаговые инструкции помогут Вам написать правильную курсовую работу, а именно заключительный раздел к ней:

  • Начать выполнять проект, рекомендуется сразу же после получения задания. Начинать следуюет так: сделать подробный план действий (составление плана – залог успешного выполнения курсовика в срок), распределить время, структурировать знания.
  • Произвести тщательное изучение всех методических указаний к проекту.
  • Осуществить сбор данных по заданной проблеме.
  • Проанализировать и обработать собранные данные.
  • Выполнить практическую часть задания.
  • Структурировать и оформить работу в соответствии с ГОСТ-ом.

Заключение в курсовой работе – это одна из самых важных и обязательных его составляющих. Ведь именно на этот раздел обращено внимание осуществляющего проверку.

Что такое заключение?

Заключительный раздел играет в проекте значительную роль, ведь в нем должны быть представлены выводы о проделанной работе. Помимо выводов, в заключении должны присутствовать ответы на вопросы, которые были заданны в вводной части и рекомендации.

Помимо того, заключение курсовой работы должно гармонично продолжать основную часть проекта. Объем заключительной части не большой – 2 – 3 листа, но именно в ней содержатся основные мысли по исследуемому вопросу.

Стоит отметить, что заключительный раздел очень тесно перекликается с вводной частью проекта. Именно здесь должна быть информация о том, были ли достигнуты цели и решены задачи в ходе исследования.

Кроме того, в этом разделе, так же, как и во введении, должна быть представлена информация об актуальности выбранной для работы темы.

Помимо выводов, в заключении должны быть приведены описания мероприятий, которые были проведены в ходе выполнения проекта. Так же здесь автору необходимо проанализировать собственные действия. В заключении нужно рассказать о неудачах, препятствиях, с которыми студенту пришлось столкнуться в ходе выполнения проекта. Здесь нужно больше внимания уделить достижениям автора, а не неудачам, но о последних тоже необходимо упомянуть.

Все выводы, приведенные в заключении, должны быть подкреплены доказательствами. Так что же может являться доказательством в данном случае? Это могут быть:

  • Расчеты, выполненные автором.
  • Имеющаяся ранее научно доказанная информация.

Заключение – это важная часть любого курсового проекта. Но как написать заключение в курсовой грамотно?

Как написать заключение?

При написании заключения важно не только его содержание, но и форма. Для того, чтобы данный раздел получился полным и информативным, необходимо его структурировать, соблюдая следующий порядок:

  1. Во-первых, нужно ответить на вопрос: «Были ли достигнуты цели и выполнены задачи, поставленные во введении, в ходе исследования?».
  2. Во-вторых, нужно написать общий вывод по каждой главе основной части проекта. Для этого нужно еще раз прочесть все выводы, представленные в основном разделе, обобщить их и правильно структурировать.
  3. В-третьих, в заключительном разделе нужно писать вывод не только по теории, но и по практической части исследования. Здесь можно представить результаты расчетов и рассказать об используемых в ходе выполнения работы методах.
  4. В-четвертых, в данном разделе автор должен рассказать о своем отношении к теме, обосновать е актуальность, пояснить, с какими трудностями он столкнулся в ходе проведения исследования. Результат этого пункта должен быть интересным и познавательным. Проверяющий должен убедиться, что студент подошел к выполнению исследования с энтузиазмом.

После того, как труд над заключительным разделом закончена, необходимо еще раз его прочитать, чтобы исключить все подробные определения. Они могут быть представлены в основном разделе, а информация, представленная в заключение, должна быть лаконичной.

Выводы необходимо выполнять, когда написан основной раздел и введение.

Обычно этот раздел следует начинать с фраз:

  • результаты проведенной работы показали, что…;
  • в заключении, нужно отметить, что…;
  • выполнив курсовой проект, я пришел к выводу, что… и другое.

Можно ли использовать готовый пример или образец при выполнении заключительного раздела в курсовике?

Использовать готовый пример, как клише можно лишь в том случае, если он абсолютно правильный по структуре, иначе вы рискуете «позаимствовать» ил него множество ошибок, которые преподаватель сразу же заметит.

Итак, при написании такого раздела, как заключение, можно использовать только качественный пример. Такой пример заключения курсовой работы обязательно должен содержать:

  • Достигнутые цели и решенные задачи.
  • Обоснование актуальности темы исследования.
  • Анализ данных по исследуемой проблеме.
  • Выводы проводимого исследования.

Возникли вопросы? Есть сложности в написании курсовой работы или её частей? Специалисты портала всегда помогут! Качественное выполнение, договорные сроки, оптимальные цены, бесплатная консультация позволят Вам получить высокую оценку и не заставят краснеть перед преподавателем.

Как писать заключение .

Заключение представляет собой краткий пересказ всей вашей работы.Чем-то похоже на введение. Но если введение это вступление в вашу работу,то заключение - ее итог.И писаться заключение должно иными словами, чем введение.

Заключениеможет писаться по следующей схеме. Введение занимает 3-4 страницы. Пункты не нумеруются.

Актуальностьпроблемы.

Краткий обзор теоретической части.

Целью нашего эмпирического исследования являлось….

Мы ставили перед собой следующие задачи….

Мы использовали следующие методики….

В исследовании принимало участие…. человек,они были…. (тем-то).

Мы получили следующие результаты….

Как писать выводы

Выводы – это еще более краткий пересказ всей вашей работы. Занимают 1- 1, 5 страницы, не больше. Выводы номеруются.У вас может быть 4 – 7 выводов. Размер одного вывода примерно -один абзац (5 - 10 строк).

1 вывод пишется по теории.

Остальные выводы пишутся по эмпирической части.Можно в каждом выводе делать заключение по одной из использованных методик. Тогда количество эмпирических выводов совпадет с количеством методик. Лучше конечно делать выводы не по методикам, а подостоверным результатам, полученным вами с применением математической статистики. В этом случаеодин вывод будет включать в себяили заключение о наличии одной взаимосвязи двумя психологическими показателями(«существуетдостовернаяположительная взаимосвязь между агрессивностью родителей и детей, коэффициент корреляции Пирсонаравен 0,5, р <0, 05»), или заключение о наличии различий между двумя группами людей (« существуют различия в уровне интеллекта детей из неполных семей и детей из полных семей; средний уровень IQ детей из неполных семей достоверно выше на 6,2 балла, по критерию Стьюдента с р <0,05).Один вывод может быть посвящен описанию психологических показателей между которыми достоверные различия или взаимосвязи отсутствуют. При желании последний вывод можно сделать теоретическим, обобщающимсявсе полученные результаты.

Пример написания заключения и выводов по теме «Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР»

Заключение

Особая актуальность изученияпамяти детей с задержкой психического развития связана с тем, что именно недостаточная сформированность познавательных про­цессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того что программа специ­альных учебных заведений для детей с ЗПР предусмат­ривает получение ими образования в объеме средней об­щеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно пред­полагает тщательное изучение своеобразия их памяти,что может помочь поиску путей и методов ее совершенствования.

По данным Института коррекционной педагогики РАО число детей с задержкой психического развития составляет 5,8 % всех учащихся младших классов. Однако только 30% из них после окончания начальных классов могут быть переведены на программу общеобразовательной школы, остальные должны обучаться по программе детей с задержкой психического развития. Это свидетельствует о недостаточно эффективной коррекционной работе с учащимися на ранней ступени их обучения и отсутсвии индивидуального подхода в работе с такими детьми..

Научной основой подхода к проблеме коррекции дефектов детей с ЗПР явилась теория о развитии детей под влиянием обучения, которая разрабатывалась Л.С.Выгодским и его сотрудниками. В их работах показано, что у детей с ЗПР под влиянием обучения формируются сложные виды психической деятельности. Л.С.Выгодский подчеркивал, что у детей с ЗПР кроме дефектов есть и сохранные стороны психики, опираясь на которые можно воспитывать умственное развитие, сглаживая их недостатки. Научно обоснованный тезис Л.С.Выгодского о возможности и необходимости формирования у детей относительно сложных видов психической деятельности в процессе обучения, является той основой на которой сложились принципы коррекционной работы с детьми данной категории.

Комплексное изучение клинических, психологических особенностей детей с ЗПР и их потенциальных возможностей (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская, Р.И.Мачинская , М.И. Фишман, У.В. Ульянкова и другие) показала,что у детей с ЗПР практически все нейропсихологические показателиниже аналогичных показателей здоровых детей.

В наибольшей степени при этом отличаются показатели памяти (зрительной и слуховой). А память, по Л.С. Выгодскому в младшем школьном возрасте является одной из ведущих психических функций, так как играет существенную роль в формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности. Не сформированных мистический процессов является одной из распространенных причин школьной неуспеваемости детей. В исследованиях отечественных психологов показано, что важную роль в процессе обучения играет кратковременная память, благодаря которой воспринимаемая ребенком информация сохраняется на короткое время, необходимое для решение поставленной задачи (чтение, списывание с доски или книги, зрительный счет и т.д.). В младшем школьном возрасте на начальных этапах обучения чтению роль кратковременной зрительной памяти особенно велика, так как она определяет скорость узнавания букв и объедение их в слова и последующее их кодирование при переводе зрительных образов в вербальный. К настоящему времени установлена строгая зависимость между уровнем развития кратковременной зрительной памяти и овладением чтения.

Как известно, младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельности является в этот период наиболее эффективной. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы направленной на формирование таких способов они складываются стихийно и не редко оказываются непродуктивными. Самый ранний прием – это перевод зрительной информации благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в контрой она сохраняется путем повторения.

Целью нашегоэмпирического исследованияявлялось изучение особенностей кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а также сравнительный анализ ососбенностей памяти детей с ЗПР и здоровых детей.

В качестве предметаисследования выступала кратковременнаяпамять. Объектомисследования выступили младшие школьники 8-9 лет – 42 человека. Основную группу составили учащиеся специального класса для детей с ЗПР – 21 ученик. Для сравнения к исследованиям привлекались нормально развивающиеся дети, успешно справляющиеся со школьной программой – 21 ребенок.

Мы предположили, что задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста по сравнению со здоровыми детьми того же возраста.

В работе мы использовали методики диагностики зрительной и слуховой кратковременной памяти, а также методы клинико-диагностического анализа заключений и методы математической статистики.

В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась. У детей с задержкой психического развития были обнаружены дефекты мнестической деятельности.Наиболее сильно у детей с ЗПР поражена кратковременная зрительная память на трудно вербализуемые объекты. В тесте детям предлагалось запомнитьрисунки абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Из различных геометрических фигур дети с ЗПР чаще всего запоминали те, которые смогли вербализовать . Пять детей из этой группы назвали круг – шариком или мячиком. Встречалось характерное длядошкольников замена геометрических фигур названием предмета, близкого по форме: например квадрат – кубик, треугольник – крыша. В отличии от детей с ЗПР здоровые дети реже заменяли геометрические фигуры названиями, подобные ошибки у них были единичные.

Также сложности в запоминании у детей с ЗПР вызвал тест «Запоминание цифр». Дети с ЗПР запоминали цифры хуже, чем слова и легко вербализуемые картинки (мяч, дерево и др.). Наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими предметных образов (легко вербализуемых картинок) и слов.

Как видно из нашего исследования, чем сложнее мнестическое задание, тем ярче проявляются различия в организации памяти здоровых детей и детей с ЗПР.

Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.

ВЫВОДЫ

1. Недостаточная сформированность познавательных про­цессов являетсяодной из основныхпричинтрудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Клинические и психолого-педагогические исследования показали,что существенное место в структуре дефекта умственной де­ятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.В основе многих более сложных дефектов изначально лежат нарушения кратковременной памяти. Кратковременная память детей, отстающих в умствен­ном развитии, характеризуется рядом своеобразных черт. В специальной литературе приводятся данные об осо­бенностях этого вида памяти у детей с ЗПР. В частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нара­стание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифро­вых рядов.

2. Наше эмпирическое исследование показало, что сильнее всего у детей с задержкой психического развития нарушаютсяпроцессы запоминанияабстрактных объектов,геометрических фигур, цифр.При выполнениимодифицированноготеста «Запомни рисунок»многие дети с ЗПР просто не могут назватьабстрактныеобразы и геометрические фигуры, поэтому им и трудно запоминатьтакого рода информацию.В группе здоровых детей все объекты смогли узнать 6 детей, а в группах с ЗПР – никто. При этом 10 детей (47 %) в группе детей с нормальным психическим развитием выполнило тестирование со средними и высокими показателями, в группе детей с ЗПР – 8 детей (38 %).

3. На втором месте по степени нарушения у детей с ЗПР – нарушение запоминания цифр, поскольку цифры также несут абстрактную информацию. Было установлено, что средний показатель объема кратковременной слуховой памяти на цифры у детей с нормальным психическим развитием равен 5,1 ± 2,12. У детей с ЗПР этот показатель был равен 3,4 ± 1,48 что достовернониже чем у здоровых детей (по критерию Стьюдента, р <0,001).

4. Наше исследование показало, что наименьшие нарушения памяти у детей с ЗПР были обнаружены при запоминании ими конкретной словесной информации, наиболее высоким был объем кратковременной памяти на предметные образов (легко вербализуемых картинок) и слов, также обозначающие конкретные предметы. Средний показатель узнавания легко вербализуемых объектов у детей с нормальным психическим развитием 8,4±0,97, у детей с ЗПР 7,7 ± 0,92, что хотя и меньше показателей здоровых детей, но входит к границы нормы объемакратковременной памяти.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей