Обыкновенная белка. Краткая информация о белке обыкновенной

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкина, Белгородской области.
Материал рекомендуется для родителей старших дошкольников.

Расскажите ребенку о белке

Белка – дикое, травоядное млекопитающее животное, живущее в российских лесах, начиная с тайги и заканчивая южными широтами. В России обитают древесные белки.
Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверёк. Выпуклые черные беличьи глаза смотрят задорно и весело. Зубы у белки большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. Цепкие коготки на лапках помогают ей ловко хвататься за ветки, перепрыгивать с дерева на дерево.
Главная гордость белочки – её великолепный пушистый хвост. Когда белка сидит, то хвост прикрывает ей низ спины. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево и управляет хвостом, словно рулём. Белочка бережет свой хвостик, постоянно чистит, в сырую погоду старается укрыться в гнезде, чтобы не замочить его.
Найдя укромное место в развилках густых хвойных деревьев, белка сплетает из тонких веточек гнездо. Ловко орудуя передними лапками, как маленькими руками, она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар с боковым отверстием для входа. Беличье гнездо называется гайно. На всякий случай белочка сплетает не одно гнездо, а два или три гнезда, чтобы в случае опасности перенести в них бельчат. Белочка устилает гайно мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.
Морозные дни она любит проводить в своем уютном жилище. Иногда белка приспосабливает для своей квартиры прошлогоднее гнездо сороки или вороны, часто зимует в глубоком дупле старого дерева. Белочка любит лакомиться орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели. Любит белка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром в народе её называют хлопотуньей. В конце лета и осенью белочка делает запасы. Она наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками. Грибы она сначала высушивает, нанизывая их на голые сучки. Весной и летом шубки на белках рыжевато-золотистые, к зиме мех становится серебристо-серым, густым, теплым. Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата. Бельчиха – мама старательно ухаживает за ними, кормит, воспитывает, учит уму-разуму.
Словарная работа:
1.- Опиши внешний вид белки.
2.- Где спит белка? – в гнезде-гайно, дупле дерева
3.- Чем питается белка? – орехами, грибами, семенами шишек.
4.- Как белка готовится к зиме? – меняет рыжую шубу на теплую серебристо-серую. Готовит запасы: сушит грибы, собирает шишки, орехи.
Выучите с ребенком загадку
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу

Факт первый. Секрет ловкости – в ее чудо-хвосте

Свой хвост белка использует как руль: благодаря нему она может прыгать с дерева на дерево на 15 метров по кривой и на 4 метров по прямой. При этом на земле белка прыгает не так далеко: всего на 1 метр в длину.

Хвост зверька исполняет роль парашюта: даже при падении с 30-метровой высоты белка останется живой и невредимой.

Помимо помощи в движении, хвост играет и другую важную роль в жизни животного. Белка-самец предпочтет самочку с более пышным хвостом. Также хвостик служит и теплым уютным одеялом, которым можно укрыться в холодные ночи. Правда, эта конечность может стать причиной смерти зверька: несмотря на то, что белки – отличные пловцы, намокший хвост может утянуть беднягу на дно, как якорь.

Источник: http://vse-krugom.ru

Факт второй. Белка должна все время грызть

У белки четыре передних зуба, и они постоянно растут. Если зубы окажутся слишком длинными, белка не сможет справиться с орехами и шишками и умрет с голоду. Поэтому зверек постоянно грызет, стачивая лишнюю длину зубов и натачивая их.

Источник фото: http://life.pravda.com.ua

Факт третий. Белка владеет особой технологией разгрызания орехов

Орехи белочка раскалывает необычным способом: со стороны, где у него острый кончик, она прогрызает небольшое отверстие и всовывает туда два нижних резца. Нижняя челюсть белки состоит из двух частей, между которыми находится эластичная и очень крепкая мышца. Когда белка стягивает две части вместе, резцы расходятся и орешек раскалывается.

С шишками зверек справляется так же быстро и умело: извлекает семечки, задев зубами чешуйку, она ее откусывает, и семечка выскальзывает наружу. На одну сосновую шишку уходит три минуты. На протяжении дня белка может добыть семена из 15 еловых и около 100 сосновых шишек.

Источник: http://ru.gde-fon.com

Факт четвертый. Хитрые белки умеют воровать

Белка – не только умный, но и хитрый зверь. В поисках еды она приспособилась к жизни рядом с человеком: белки находят что-то питательное для себя в кормушках для птиц, умеют просить вкусненькое у прохожих, вырывают посаженные людьми растения в поисках семян. Любители орехов иногда могут стянуть с поля или огорода что-то вкусненькое, чему учатся друг у друга. Иногда, чтобы пойти «на дело», они специально собираются в группы от двух до пяти зверьков, и распределяют роли. Задание одних – отвлекать внимание, в то время как другие, посыльные, забирают присмотренную добычу.

Источник: http://kotelna.org.ua

Факт пятый. Белка – чемпион по разнообразности рациона

Белки всеядны, их рацион включает в себя около 150 семян разных деревьев. Основная его часть – семена хвойных: ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы. В дубовых лесах белка тоже не пропадет – будет есть желуди и лесные орехи. Также в меню белки входят грибы, ягоды, травы, мхи, лишайники, клубни и корневища. Если урожай орехов был недостаточно хорошим, белочки питаются почками и молодыми побегами деревьев.

Белки могут быть хищниками. Помимо растительной пищи, они любят также полакомиться насекомыми, яйцами и даже небольшими птицами, млекопитающими и лягушками.

Зверек любит покушать: за неделю белка съедает количество еды, равное ее весу.

Источник: http://topilche.te.ua

Факт шестой. Название зверька произошло от слова «белый»

Интересна этимология слова белка. Оно походит от общеславянского «belъ», что означает белый. В старину слово «белый» обозначало не только цвет, а также «призрачный, невидимый» . Из-за быстроты белку и могли назвать призрачной.

В древние времена этот зверек назывался «въверица». Осенью белки линяют и их мех становиться беловатым. Именно таких белок называли «бъла въверица». Охотились именно на этих зверьков, со светлой шерсткой. Название упоминали часто, и со временем оно сократилось до «бъла», позже прибавился суффикс -к-.

Существует также предположение, что в старину существовала особая порода белок с белой шерсткой. Отсюда и название зверька.

Источник: http://kotelna.org.ua

Факт седьмой. Забывчивость белки приносит пользу лесу

Как многие грызуны, белка делает запасы на зиму – они прячут орехи, желуди, шишки и грибы в дуплах деревьев, а некоторые виды – зарывают в землю. Но часто зверек забывает, где спрятал свой корм. В этом случае плохая память белок служит на пользу лесу – забытые в земле орехи прорастают и пополняют лес новыми деревьями.

Забытый запас белки может составлять около трех килограммов отборного корма. Птицы, мелкие грызуны и даже бурый мишка пользуются забывчивостью прыгуньи и часто подкармливаются из белкиных «каморок». Впрочем, сама белка часто подъедает запасы мышей, бурундука и других грызунов, откапывая их даже под полутораметровым слоем снега.

Источник: http://probilo4ok.wordpress.com

Факт восьмой. Белки строят по 15 гнезд сразу

Гнездо белки называется «гайно», и один зверек обычно заводит много, до 15 таких жилищ. Чаще всего гнездо обустраивает в дупле дерева или в скворечнике, выстилая все внутри сухими листьями, стебельками, мхом, перьями. Если нет подходящего дупла или скворечника, зверьки строят свое жилище между веток дерева, на высоте 7-12 метров.

Ирина Азаренко
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа о белке по схеме

Тема : Составление рассказа по схеме .

Цель : Расширение представлений о жизни белки .

Задачи :

1. Учить составлять описательный рассказ про белку , с опорой на схему .

2. Упражнять в умении отвечать на вопросы предложениями.

3. Активизировать словарь по теме.

4. Развивать мышление , память.

5. Воспитывать внимание к слову педагога.

Словарная работа : дупло, ушки с кисточками, лапки с коготками, запасы, запасливая, шелушит.

Оборудование :

Демонстрационный материал : игрушка- белка , схема , картинка с заданием «Найди дом для белочки» ; звучащая панель.

Раздаточный материал : карточки с заданием «Найди дом для белочки» , карандаши.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением белочки, дидактические игры «Что делает?» , «Чей дом?» , рассматривание и шелушение шишки .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Послушайте и угадайте, кто так кричит?

(Белочка) .

Про нее говорят – белка уркает .

II. Работа по теме :

I. Беседа по вопросам.

А вот и белка .

Посмотрите на нее. Она какая по размеру? (Маленькая, с ладошку.)

Какие части есть у белочки?

На что похожи глазки? (На бусинки)

Почему? (Бусинки круглые и глазки круглые) .

- Расскажем про ушки белочки ?

На кончиках что? (Кисточки)

Вспомним, сколько лапок у белки ?

Что есть на лапках?

Для чего белке коготки ? (Они помогают крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево.)

Хвост какой? белки большой , пушистый хвост.)

Когда белка спит , она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом.

А еще для чего белке нужен хвост ? (Когда белка прыгает с дерева на дерево, управляет им как рулем.)

Наступила зима. Сейчас какого цвета шубка у белочки? А летом? (Летом белка рыжая , а зимой - серая.)

Где живет белка ?

А что любит белочка? (Грибы, орешки, шишки)

- Белка шелушит шишки , грызет орехи, ест грибы. А еще, она любит лакомиться ягодами.

Почему белку называют запасливой ? (Белка на зиму делает запасы, поэтому ее называют - запасливой.)

Сегодня мы будем учиться рассказывать про белку , а поможет нам в этом – схема .

2. Рассматривание схемы .

Что вы здесь видите? (Кружочки)

Какие они по размеру?

Сначала мы расскажем , какая белка по размеру .

А тут, что нарисовано? (Лапки, хвост, ушки)

Мы будем говорить о том, какие части тела есть у белочки.

А эта подсказка, о чем нам поможет рассказать ? Почему пятнышки разного цвета? (Потому что белка летом рыжая , а зимой – серая)

Что вы видите в этой клеточке? (Грибы, шишки, желуди)

О чем мы скажем? (О том, что любит белочка)

И в конце рассказа , мы скажем, у белки есть бельчата .

III. Физкультминутка.

На лесной опушке

Прыгают зверушки.

Косолапый мишка,

Заинька – трусишка.

Маленькая мышка

И ежик, ни головы, ни ножек.

Мишка топнул, и заснул,

Зайка прыгнул, и скакнул,

Ежик хлопнул и моргнул.

А мышка …. побежала.

IV. Продолжение работы по теме.

1. Рассказ воспитателя .

Послушайте, как я расскажу про белочку .

Это белка . Она маленькая, с ладошку. У белки большой , пушистый хвост, лапки с коготочками, ушки с кисточками. Белка летом рыжая , а зимой – серая. Белка живет в дупле , на дереве. Она грызет орехи, ест грибы, шелушит шишки. У белки есть маленькие бельчата.

А сейчас вы будете рассказывать . Слушайте внимательно. Один начнет, а другой продолжит.

2. Составление рассказа детьми .

(2-3 ребенка)

V. Работа на карточках.

1. Игра «Найди дом для белочки»

Кого вы видите на картинке?

Что вы видите справа от белки ?

Поможем найти дом для белочки. Слушайте задание :

Проведите дорожку от белочки до ее домика.

(Один ребенок проводит дорожку на доске)

VI.Итог занятия .

О ком мы сегодня с вами рассказывали ?

(О белочке) .

Мне очень понравились ваши рассказы , вы молодцы!


Белка – представитель класса млекопитающих. Входит в отряд грызунов. Общепринятое латинское наименование – Sciurus. Кроме этого семейства, куда относится привычная нам белка, также существует множество других представителей беличьих, входящих в другие роды – белка пальмовая, белка красная и проч.

Описание белки

Тело белки удлиненной формы, завершающееся пушистым хвостом, который постоянно покрыт густым мехом. В длину он иногда превосходит размер тела, однако чаще всего они совпадают: и хвост, и тело достигают от 20 см до 31 см. Передние конечности зверька несколько короче задних, что очень заметно, когда белка начинает кормиться. Как на задних, так и на передних лапах наиболее длинным является 4-й палец. По величине – это средний и мелкий зверек.

Уши у белки крупные, вытянутые, иногда с кисточкой на конце. Мех зависит от сезона: в летнее время он короткий, редкий и грубый на ощупь, тогда как в зимнее – мягкий, густой и высокий. Линька белки наблюдается 2 раза в год – на теле, на хвосте – 1 раз. Общераспространенный окрас – темновато-бурый, с более светлым брюхом. Иногда – серый, особенно зимой. Кроме того, могут встречаться белки оранжевого, желтого, желтовато-грязного, белого цвета в брюшной части и рыжие (всех оттенков), черно-бурые, серо-бурые со стороны спины. Тон, как правило, зависит от географических предпосылок изменчивости окраса.

Виды белок

Белками называют не только представителей семейства беличьих – помимо рода Sciurus, к которому они принадлежат, также известно еще несколько (например, из рода Tamiasciurus – красные белки, Funambulus – пальмовые белки и проч.). Относительно рода Sciurus стоит отметить, что он насчитывает порядка 30 видов белок.

Наиболее известные из них белки:

  • серая;
  • японская;
  • наяритская;
  • серо-желтая;
  • каролинская;
  • золотистобрюхая;
  • аризонская;
  • персидская;
  • бразильская;
  • белка Аллена;
  • белка Аберта и др.

Также существуют и другие белки:

  • черная;
  • кагалымская;
  • юкатанская;
  • пестрая;
  • белка-векша;
  • белка Друида;
  • белка Санборна;
  • белка Ричмонда и др.

Повадки белки

Одна из самых давних и традиционных повадок белки – склонность к зимним запасам (обычно в этой роли выступают разнообразные орехи). Однако белка отличается забывчивостью, поскольку делает таких «закромов» очень много – как в дуплах, так и на земле. Но они не пропадают, прорастая со временем. Таким образом, повадки белок способствуют сохранению лесных насаждений.

Также одной из повадок является вставание на задние конечности при предполагаемой опасности – подобным образом белка лучше охватывает взглядом окружающую ее территорию . При обнаружении неприятеля белка часто издает пронзительные звуки, предупреждая сородичей.

Белки очень любят спать в полуденное время, спрятавшись в дупле – когда солнечные лучи начинают припекать. На прогулки по лесу выходят по вечерам или рано утром. Боятся любого ненастья – ливневых дождей, бурь, но в особенности метелей. Хотя белки плавают достаточно хорошо, но в воду не идут, сторонясь мокроты.

К холодам белки стараются готовиться основательно, делая всевозможные съестные припасы. Если осень прохладнее, чем всегда, то это крайне губительно для белок, поскольку им приходится питаться тем, что было отложено на зиму: в данной ситуации запасов на ту пору, как правило, не остается, и зверьки голодают.

Но когда кормов в достатке, белки собирают их на черный день, обустраивая кладовые в корнях деревьев, в пнях, в углублениях на земле, в расщелинах стволов, в покинутых гнездах, между камнями и кустарниками, в дуплах и даже в вырытых ими норах. Прячут белки обычно семена, зерна, орехи и грибы, которые могут насаживать на высохшие ветки.

Где живет белка

Белка встречается всюду, где имеются леса и рощи. Наиболее излюбленные белкой места – среди глухих и сухих лесов с высокими деревьями. Одинаково белка не переносит солнечного света и сырости. Любит сидеть в дуплах или прямо в пустых стволах деревьев, обустраивая себе гнездо. Иногда белка делает жилье в развилке двух ветвей, неподалеку от основного ствола. Обычно так формирует гнезда открытого типа, которые в нижней части выглядят как традиционные птичьи, а с верхней плотно закрыты плоской конической крышей. Она защищает белку от дождей и снега.

Главный выход смотрит на восток и располагается по обыкновению в стороне. В непосредственной близости от ствола имеется еще один выход – запасной, на случай экстренного отступления. Внешняя часть гнезд белки состоит из переплетений толстых и тонких веток (прутьев). Внутри все беличьи гнезда (и открытого типа, и закрытого) сухие, выстланы нежным мхом, формирующим мягкую подстилку. Но особое внимание белки уделяют основанию, делая его на базе заброшенного вороньего жилища, дно которого хорошо скреплено глиной и землей.

Чем питается белка

Основой рациона белок является разнообразная растительная пища : побеги и почки деревьев, высушенные и свежесобранные грибы, орехи, фрукты, ягоды, семена сосны и ели. Не брезгуют белки желудями, злаковыми, семенами тыквы и подсолнечника, корой. Но охотнее всего поедают семена хвойных деревьев, которые спрятаны в шишках – еловых и сосновых. Белки также и большие охотницы за яйцами птиц. Нередко они не щадят даже птенцов.

Как можно заметить, корм этих животных очень богат на жиры, углеводы и белки. Это связано с тем, что, в отличие от оленей или зайцев , которые тоже употребляют растительность, белки не могут усваивать клетчатку. Наиболее трудный период для прокорма – ранняя весна, когда семена, зарытые в землю, начинают прорастать, поэтому не пригодны в пищу, а до очередного урожая еще долго ждать. Тогда белки начинают питаться почками (чаще всего – клена серебристого). Могут есть и лягушек, насекомых, млекопитающих, некрупных птиц, отдавая все же предпочтение птенцам и кладкам. В тропических регионах все это заменяет белкам традиционные орехи.

Места обитания белок

Белки водятся всюду, где произрастают деревья, исключая Австралийский континент. Род беличьих объединяет в себе свыше 30 видов белок, ареал распространения которых охватывает азиатские зоны с умеренным климатом, Северо- и Южноамериканский континенты, страны Европы (все), Зауралье и Закавказье. Белки также водятся в Северной и Южной Сибири, откуда переходят на Алтай и Индокитай.

Размножение белок

Взрослые белки спариваются в марте месяце, молодые – немногим позднее, ближе к лету . В этот период вокруг одной самки собираются до 10 и более самцов, которые жестоко дерутся за право первенства и продолжения рода. Спустя немногим более месяца в беличьем гнезде появляются 3-7 детенышей. Для родов белка обычно выбирает дуплистые деревья, в которых образует уютное и теплое гнездо, устланное мхом.

На первых порах бельчата питаются только материнским молоком, но когда они перестают сосать, мать или отец в течение нескольких дней добывают и приносят им корм, а затем покидают, чтобы снова дать очередное потомство. Летом самка, как правило, приносит меньшее количество бельчат, по сравнению с весенним приплодом. Когда второй выводок вырастает и начинает бегать самостоятельно, родители соединяют его с первым, поселяясь всем семейством (от 12 до 16 белок) в одной части леса.

Белка представляет собой очень популярный объект для охоты, поскольку обладает ценным мехом, востребованным в пушных заготовках. Особенно распространена охота на белку в таежных регионах. Однако пригоден лишь зимний мех: белки, отстрелянные в период с октября/ноября по февраль/март, дают шкурку превосходного качества – с удивительным по мягкости и гладкости волосом.

(без темы)

Подскажите, пожалуйста, как донести свои мысли до отца, который в разговоре со мной соглашается, а потом все делает по своему, находясь под влиянием своей жены-истерички, которая очень хорошо усвои…

Конспект занятия по теме: «Составление рассказа-описания «Белка» предназначен для детей 3 класса КРО. Занятие построено на использовании метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР.

Пояснительная записка

Конспект занятия по теме: «Составление рассказа-описания «Белка» предназначен для детей 3 класса КРО. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ЗПР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Ограниченные представления об окружающем мире, бедный словарный запас и грамматически неправильное оформление речи являются результатом несформированной связной речи.

Составление рассказа-описания в календарно-тематическом планировании входит в структуру работы над связной речью. В основу занятия положено использование метода мнемотехники.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. При помощи схем-моделей в процессе составления рассказа зарисовываются опорные картинки-символы, которые впоследствии помогают воспроизвести текст связно, в логической последовательности.

Мнемотехника как метод помогает привлечь внимание детей к процессу рассказывания, а также удержать в памяти структуру содержания текста.

Конспект занятия: Рассказ-описание «Белка»

Цели: научить составлять рассказ-описание на тему «Белка»

  • упражнять детей в умении составлять рассказ-описание с использованием мнемосхемы;
  • закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ;
  • обогащать активный словарный запас такими словами как «дупло», «шалунья», «игривая», «задорная», «чудесный», «пушистый», «чёрные кисточки», «нрав»;
  • совершенствовать грамматический строй речи.

Ожидаемый результат: сформировано умение составлять рассказ-описание на тему «Белка».

Оборудование: картинка с изображением белки; альбомные листы с пустыми жёлтыми окружностями и одной красной по количеству детей; цветные ручки, фломастеры, карандаши, в том числе и простые, корректоры письменных ошибок; слайд «Лес»; слайд, на котором окружности открываются по щелчку; аудиодиск «Звуки леса», разрезные картинки (от 3 до 6 составных частей) с изображением грибов, ягод, орехов и жёлудей, сигнальные кружки чёрного, зелёного и красного цветов.

Белка – дикое животное. Её можно встретить в лесу или в парке. Белка живёт на дереве в дупле. У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. У белки чудесный пушистый хвост. Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. У этой шалуньи весёлый нрав. Она легко прыгает с ветки на ветку. Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная.

План занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Перед вами лежат листы с окружностями, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, стёрки, корректоры. Всё это вам понадобится на занятии.

Сегодня мы составим рассказ про животное (слайд «Лес»). Послушайте загадку и отгадайте, про какое животное идёт речь.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

II. Основная часть.

1. Про кого будем составлять рассказ? (про белку). Как будет называться наш рассказ? («Белка») – слайд с окружностями + картина «Белка».

В центральном кружочке пишем букву «Б». Это будет название нашего рассказа – «Белка».

Посмотрите на картинку и подумайте, как ещё можно заменить слово «белка» в рассказе? Какие слова вы подберёте? (белка, красавица, шалунья, она) – запись на доске. (По просьбе логопеда слова читает ученик). Эти слова мы будем использовать с вами в рассказе.

Прежде чем начать рассказ, нужно выяснить, белка какое животное – дикое или домашнее? (дикое). Какое предложение составим? (Белка – дикое животное). Пишем в первом красном кружочке – с него мы начнём наш рассказ — букву «Дик.».

Где её можно встретить? (в лесу или в парке). Составьте предложение. (Её можно встретить в лесу или в парке.) Рисуйте в следующем кружочке лес так, как вы его представляете.

Теперь закройте глаза, и давайте представим, что мы находимся в лесу. Послушаем голоса птиц, представим себе белочку на дереве (используется аудиозапись).

Молодцы! Теперь давайте подумаем, в чём белка живёт на дереве? (в дупле). Дупло – это жилище белки, её дом.

Каждый проговорите это слово.

Составьте предложение. В чём белка живёт на дереве? (Белка живёт на дереве в дупле.)

Рисуем в следующем кружочке дупло на дереве.

Давайте опишем внешность белки. Какого цвета у нашей красавицы шерсть, грудка и живот? (шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые).

Составляем предложение. (У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые.)

Рисуем штрихи оранжевого и белого цветов. Белый цвет можно сделать штрих-корректором.

Что на ушках? (чёрные кисточки). Повторите каждый эти слова. Какое предложение составим? (На ушках чёрные кисточки.)
Рисуем в следующем кружочке чёрные кисточки.

Какой у белки хвост? (чудесный, пушистый). Составляем предложение. (У белки чудесный пушистый хвост.) Рисуем в следующем кружочке хвост.

Что она любит есть? (грибы, орехи, ягоды, жёлуди) Какое предложение составим? (Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди.) Рисуем в следующем кружочке грибы, ягоды, орехи и жёлуди.

Давайте поможем белке сделать запасы на зиму. Соберите разрезные картинки (используются картинки «гриб», «ягоды», «жёлуди», «орехи»)

Физкультминутка:

Ребята, встаньте!

Кто собирал картинку «гриб» — поднимите руки вверх и хлопните в ладоши.

Кто собирал картинку «орех» — покивайте головой.

Кто собирал картинку «ягоды» — присядьте.

Кто собирал картинку «жёлудь» — подпрыгните.

Мы приходим в лес. Что мы видим? Чем она занимается? (прыгает с ветки на ветку) Как она прыгает с ветки на ветку? (легко) Составляем предложение. (Она легко прыгает с ветки на ветку.) Рисуем ветку в следующем кружочке.

Теперь нам нужно заклнчить наш рассказ. Вам нравится белка? Почему вам нравится белка? Какие слова мы подберём? Она любит играть? (да) Значит она игривая. Она весёлая? (да) Значит она задорная. Какое предложение составим? (Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная).

3. Послушайте, какой рассказ у нас получился. Я рассказываю – вы следите по своим мнемосхемам.

4. Пользуясь своими рисунками по тексту, перескажите рассказ «Белочка».

III. Итог занятия.

Ребята, я хочу вас поблагодарить за вашу работу. Все старались, были внимательными. Каждый оцените себя – поднимите чёрный кружок, если считаете, что рассказали плохо; зелёный – хорошо, но с ошибками; красный – очень хорошо. Назовите, по вашему мнению того ученика, чей рассказ вам понравился больше всего. (Далее логопед высказывает своё мнение и рекомендации по работе каждого ученика).

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей