Про нас много разных небылиц рассказывают. Картотека по развитию речи на тему: Русские народные небылицы, потешки в стихах для детей

Все мы знаем, как любят дети всякие небылицы. Ребенок часами увлеченно сочиняет: то про папу, который может всех победить, то про маму, которая на самом деле не домохозяйка, а зачарованная принцесса, и сам выдумщик, оказывается, может летать, и делает это каждую ночь после вечерней сказки, а на балконе у него живет маленький добрый дракончик…

Чего только не придумывают юные фантазеры! Дорогие взрослые, не пытайтесь наказывать малышей за то, что кажется вам обманом и ложью. Все совершенно не так! Просто ваш ребенок взрослеет и развивается, начиная понимать, что с помощью художественного слова можно создать свой неповторимый мир сказочных героев, небывалых происшествий и волшебных зверей.

Наследие скоморохов
На Руси веками существовала негласная школа устного поэтического творчества для малышей приблизительно от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с невероятной охотой и увлечением, и называлась она – небылицы.
Патриархами этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и весям, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Вот бы сейчас совершить путешествие во времени, только чтобы услышать их звонкие голоса! Узнать из их звучных песен, как «сер медведь по небу летит, ушками да лапками помахивает, как и черным хвостом да принаправливает»! А еще про щуку из Белого озера на сто пудов или про то, как чашка с ложкой по синю морю плавали! Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Со временем жанр небылиц перешел в удел малых ребят и дошел до нас в виде веселых прибауток:
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

Красота! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди ребячьей игры, награждался от других слушателей лестной похвалой: «Нескладушки-неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с избами, бабами, колодцами, кошками, курами и собачками вдруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель », на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный же прием народной сатиры широко используется в сказках-небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом...

Не только в ребячьей среде, но и на молодежном праздничном гулянье то тут, то там вспыхивало народное веселье, и неслась на всю улицу широкая кадриль:

Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное,
Чтобы курочка
бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
На высокую
поличку взнес,
А безрукий клеть
обокрал,
Голопузому за пазуху
поклал,
А безногий вперед
побежал,
Безголосый караул
закричал,
Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное?

Прощайте, колыбельные!
Художественный мир русских небылиц особый, фантастический, в нем случается то, что иногда маленькой хозяюшке так хочется претворить в реальность: «Наша-то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работушку к праздничку дала. Чашечку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребет, половичку курочка веничком метет».
Няньками в патриархальных семьях часто были 6–7 лет. Каждая прибаутка, спетая у колыбели младенца, в полной мере развлекала и саму исполнительницу. Эти прибаутки состоят из коротеньких ритмичных фраз, которые могут до бесконечности нанизываться одна на другую и создавать чудесные конфигурации образов и смыслов, подобно тому, как в калейдоскопе из цветных стеклышек создаются чарующие, вечно новые картины, которые никогда не надоедают.

Уж ты, бабушка Еленка,
Ты такая рукоделенка,
Топором сено кашивала,
Решетом воду нашивала,
Уж такая была
вежливая,
На свинье к обедне
езживала,
Подъезжала к золотым воротам.
Увидала мужиков
с бородам…
У ворот, у ворот веселится народ,
Мухи музыку играют,
А коровы припевают,
Утки – в дудки,
Сверчки – в толчки,
Комары в топоры
Тараканы в барабаны...

Не только с образами и формами кудесили народные мастера, но и с простым словом. Очень веселили ребят такие безделушки: «Сейчас как режиком заножу – будешь дрыгами ногать!», «У меня чеса заголовалась и заплетык языкается».

Вспомним Пушкина
Пародирование известных всем текстов тоже было широко известно творцам веселых небылиц.
Да мы и сами это прекрасно знаем! Не помните? С каким удовольствием мы пересказывали друг другу на переменах между школьными уроками текст-перевертыш пушкинского Лукоморья?
У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку
засмолили и
написали: «Огурец».
Там на неведомых
дорожках
Скелеты прыгают
на ножках,
А тридцать
три богатыря
В помойке ищут
три рубля.
А с ними дядька Черномор
У короля полтинник спер.
Там царь Кощей
по рынку ходит,
И спекуляцию наводит.
Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет
с одной ногой…

Вспомнили? У кого из нас не приплывает теплая волна на сердце, когда он слышит: «Люблю грозу в начале мая, как треснет гром, и нет сарая...», «В лесу родилась елочка, а кто ее родил?» или «это было в воскресенье 25-го числа, немцы прыгали с балкона, со второго этажа…»
Такие нескладушки только на первый взгляд кажутся простым развлечением, а на деле являются народной школой художественно-эстетического воспитания. Ребенок, слушая и рассказывая небылицу, активно включается в процесс осмысления текста и расставляет в нем нужные акценты, приходя при этом к пониманию условности поэтического образа как такового, развивает в себе чувство комического (то есть чувство здорового юмора) и, конечно, свою творческую фантазию.
Детский фольклор и сегодня активно развивается, так что мы смело можем назвать себя и наших детей наследниками скоморошьей традиции и апологетами русского устного народного творчества.

Если ваш ребенок уже подрос, значит вы можете почитать ему веселые стишки небылицы. Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Читайте вместе с ребенком небылицы и веселитесь от души!

Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир. Если ребенок еще не совсем понимает разницы между небылицами и потешками, то попробуйте ему объяснить, что небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.

Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.

Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.

Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.

Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.

Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.
(И. Гурина)

Перепутаница

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

Небылица перепутаница

Плыл по морю пароход,
Рыбы плавали в реке,
Кот мурлыкал на песке,
По тропинке пешеход
Шел с кошелкою в руке,
Шел, шел, шел...
Вдруг поднялся сильный ветер,
Перепутал всё на свете,
И на том же самом месте:
Плыл по морю пешеход,
Кот барахтался в реке,
Рыбы грелись на песке,
По тропинке пароход
Шёл с кошёлкою в руке.
Вот!
(Р. Фархади)

***
Однажды я видел, как в цирке слон
Прыгнул прямо с земли на балкон,
Потом он допрыгнул до самых небес
И до сих пор оттуда не слез.

***
,

По поднебесью сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивал,
Он чёрным хвостом да принаправливает.


Небывальщина, да неслыхальщина.

На горе корова белку лаяла,
Ноги расширя да глаза выпуча.

Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина, да неслыхальщина.

На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

Таракан гулял, гулял за печью,
Вдруг да выгулял он на белый свет.

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

Увидал таракан в лохани воду:
- А это ль, братцы, море синее? -

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

Увидал таракан - из чашки ложками хлебают:
- А не то ли, братцы, корабли бегут,
Корабли бегут, на них гребцы гребут?

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

***
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняет мужика кнутом.

***
Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

***
Жил высокий гражданин
Маленького роста.
И ходить ему в окно
Было очень просто.
Раз в морозный летний день
Утречком под вечер
Изнывая от жары
Вдруг залез на печь он.

С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!

По реке бежит буфет,
В нем лежит
Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
(Ю. Мориц)

***
Как у вас поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: - "Кар, кар!"

Да ведь это вороны!
- Мухомор тебе вареный!
Наша - то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок, через мосток,
Белым пятнышком хвосток.

Да ведь это зайчонок!
- Огурцов тебе бочонок!
Hашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим Гордится собою,
Hалим Hикодим носит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
(Сапгир Генрих)

***
В детстве увидел и помню поныне:
Кошка шила на швейной машине,
Вдруг взбунтовалась ее машина
И кошке лапу к шитью пришила.
(А. Сергеев)

***
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил!
(С. Маршак)

***
Плыл троллейбус в океане,
В небе ехал теплоход.
Как по снегу, по сметане,
Лыжники пошли в поход.

На коньках верблюд катался,
Щука грелась на суку,
Слон на дерево забрался
И запел: - Ку-ка-ре-ку!

Сел медведь в свою ракету
И поехал на вокзал...

Я не сам придумал это.
Это Костя мне сказал.

Он на выдумку - мастак!
А может, и бывает так?
(Сергей Баруздин)

Ребенок подрастает, и в его жизни появляются прибаутки и небылицы. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, постепенно отсеевая всё ненужное. Отличие небылиц от потешек и пестушек в том, что они не связаны с какими-либо движениями, но в ним присутствует какой-нибудь сказочный или фантастический сюжет. Это картинки из жизни животных или короткие сказочки, расширяющие познания ребенка об окружающем мире. Песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Небылицы предназначены для детей, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор.
Для взрослого это нелепицы, а для ребёнка - смешные истории про то, чего не бывает. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру познаёт мир.

Ту-ту-ту-ту,
Заиграю во трубу,
Труба липовая,
Кольца медяные.
Через кошкин дом
Валит дым столбом.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом.

Ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
А труба еловая.
Она можжевелевая.
А ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Потерял мужик трубу.
Шарил, шарил - не нашел,
Он заплакал и пошел.

ом-бом-бом,
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Убежала к речке -
Напилась водички.
Убежала к кабаку -
Нализалась табаку.

орзые кобели
У нас козу увели,
На печке доили,
Козлятушек поили.

ыла репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

аня-Ваня, простота
Купил лошадь без хвоста.
Поехал жениться,
Привязал корытце.
Корытце ломается,
Жена улыбается.

орон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

се собачки маленькие
Надевают ваааленки,
А большие со-ба-кИ
Надевают са-по-ги!

ы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
- Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

ром по горам прокатился –
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи –
Две грохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
- Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!

ва брата Кондрата строили баню.
Кулики темшили,
Журавли вершили,
Дятел струбы просекал,
Таракан дрова таскал,
Блоха щелок щелочила,
Гнида веники мочила,
Вша-та парилася,
Да запарилася
Побегайте по попа -
Все по старого клопа,
Помяните-ка рабу-
Серу вошку во гробу.

Евушка Пелагеюшка.
Чего делала?
- Жеребят пасла.
- Чего вынесла?
- Жеребеночка.
-А где он?
- Николка увел.
- А где Николка?
-За клетки ушел.
- А где клетки?
- Водой снесло.
- А где вода?
- Быки выпили.
- А где быки?
-По траву ушли.
- А где трава?
- Попы выкосили.
-А где попы?
- По домам ушли.

Едушка-соседушка,
Куда ходил?
- В лес.
- Чего видел?
- Пичужечку.
- А на чем она сидит?
- На елочке.
- А о чем она поет?
- Все чувик-чувик,
Пойдем ко мне чаек пить,
А то улечу в тальник.

сть такая палочка,
Палочка-застукалочка.
Застукалкой постучишь –
Вылетает синий чиж.
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький,
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Чижик знает песенку
Про мышат, про лесенку:
«Как по лесенке гурьбой
Лезли мыши в кладовой.
Лесенка свалилась,
Мышки покатились…»

хала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

хала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Залаяли ворота,
"Тру", - сказала лошадь
И мужик заржал,
Лошадь пошла в избу,
А мужик стоял,
Лошадь ела булки,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.

Аяц белый,
Куда бегал?
- В лес-дуброву.
- Что там делал?
- Кору драл.
- Куда клал?
- Под колоду убирал.

з-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

з-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.

люшечка-загребушечка,
Ты где была?- Коней пасла.
Чего выпасла?- Жеребеночка.
А где жеребеночек? - В клеточке.
А где клеточка? - Водой снесло.
А где вода? - Быки выпили.
А где быки? - В тальник ушли.
А где тальник? - Девки вырубили.
А где девки? - Замуж вышли.
А где мужья? - На войну ушли.
А где война? - Посередь гумна.

озел пошел по воду,
Нашел мешок солоду,
Распарил кулишку.
Кулишка, кулишка,
Сладка, медовая
В печи не бывала,
Под щелком стояла,
Мышка попала
Не трог - попред
Пастушкам на обед.

ошка ходит по краю,
Она лычко дерет,
Коту лапотки плетет,
А коту-то недосуг -
Надо пиво варить,
Надо пиво варить,
Да надо сынушка женить.
Сын Максим, балалаечник,
Балалаечку купил,
Да все девчонок полюбил:
Ты сутуленькая,
Ты горбатенькая,
Выйди, выйди за меня,
Да за богатенького.
У меня-то про тебя
Молока цела река,
Киселя целы амбары.

иса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

аленькие татарочки
Взяли по палочке,
Стукнули в доску,
Поехали в Москву.
Там мост мостят,
Поросят крестят.
Они вверх глядят,
Улететь хотят.
Приехали рано,
Привезли барана
С крутыми рогами.
Затопал ногами.

амонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.

ежду небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

Екатерина Савельева
Составление загадок и небылиц. Чтение небылиц

Цели :

Дать понятие о жанре небылицы .

Закрепить представление об особенностях жанра сказки.

Упражнять в умении рассуждать, делать выводы, аргументировано доказывать их правильность, пользоваться при доказательстве словами : во-первых, во-вторых.

Учить составлять загадки-описания , небылицы .

Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с помощью слов : чтобы, потому что.

Учить подбирать односложные и многосложные слова.

Развивать речетворческие способности.

Упражнять в правильном произношении и дифференцировании звуков г-к, подборе слов с этими звуками.

Ход занятия

Воспитатель читает несколько загадок-описаний , после отгадывания каждой анализирует содержание описания в загадке , которое позволило ее отгадать. Предлагает детям самим составить загадки , поясняет, что для составления загадки нужно описать предмет : назвать, к чему он относится (посуда, животное, вид транспорта и т. д., как выглядит, как используется или как передвигается, чем питается.

Воспитатель читает фрагмент текста :

Я купил на птичьем рынке

Говорящего кота,

Но не знал тогда, что будет

С ним сплошная маета.

Убежал мой кот из дома

И явился в детский сад,

Пел им песню «Чунга-чанга»

Тридцать три часа подряд!

Небылицы , небылицы

Переходят все границы,

Ну и что же, ну и что же -

Быль и небыль так похожи !

Воспитатель интересуется, догадались ли дети, о чем будет следующий разговор. Показывает картинки-небылицы . Вопросы :

Что в этих картинках неправильно? Докажите.

Что надо изменить?

Педагог побуждает пользоваться при доказательстве словами «во-первых» , «во-вторых» , чтобы показать последовательность рассуждений.

Читает небылицу :

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

В беседе с детьми по содержанию воспитатель побуждает объяснять несоответствие действительности, используя словосочетание «потому что» .

Физкультминутка

Воспитатель называет животное, дети показывают любое движение, нехарактерное для него в реальной жизни (заяц – ползет, танцует; лиса – плавает, красит губы и т. д.) .

Задания :

Придумать небылицу : описав действие, нехарактерное для персонажа (по принципу предыдущей физкультминутки - самолет скачет, машина летит) ; фантастический внешний вид предмета или объекта (заяц с длинным пушистым хвостом, летающая фабрика детских игрушек) ; составить небольшой фантастический рассказ.

- Закончить предложения :

Чтобы придумать небылицу .

Нужно хорошо учиться, чтобы.

Мы читаем сказки, чтобы.

Произнести скороговорку-небылицу :

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят как галчата,

И как волчата галчата молчат.

М. Бородицкая

Придумать слова со звуками г-к в начале и середине, со звуком л в конце.

Придумать слова, сходные по звучанию :

Ракета (конфета, котлета.) .

Подводя итог беседы о небылицах , воспитатель объясняет этимологию слова (небыль , выдумка, небывалая история , предлагает детям определить сходство и различие небылиц и сказок . Поясняет, что и те и другие - фантастические, выдуманные истории, небылицы маленькие по объему , чаще рифмованные. Уточняет с детьми, по каким признакам отличают сказку от других произведений.

В детских книгах с небылицами творится нечто невообразимое: порезавшая лапу кошка «отчасти» идет по дороге, «отчасти» летит по воздуху; «греку» цапнул рак; в деревне ворота лают «из-под собаки», а некая палка выскакивает «с бабкою в руках»… Короткие истории с перевернутым смыслом забавляют и развивают детей. Примеры небылиц для детей , данные в статье, помогут взрослым лучше понять, что это такое и чем небылицы полезны для развития детей.

Короткие примеры детских небылиц

По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит кот,
У него болит живот.

Лошадь ела кашу,
А мужик - овёс,
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки,
Косят сено на печи
Топорами раки.

Стоит милый у ворот,
Широко разинута рот.
И никто не разберёт:
Где - ворота, а где - рот.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.

Игры с небылицами

Используя примеры небылиц , приведенные выше, поиграйте с детьми:

  • Кто из них с первого раза запомнит больше небылиц?
  • Кто быстрее всех запомнит все напечатанные здесь небылицы?
  • Кто, закрыв глаза, скажет наизусть эти небылицы в обратном порядке?
  • Кто лучше всех перевернет небылицы «с головы на ноги» и объяснит, почему так в жизни не бывает и не может быть?

Чему небылицы учат детей?

Небылицы, детские считалки, дразнилки, скороговорки живут и не умирают, передаваясь от поколения к поколению, радуют сегодняшних малышей ничуть не меньше, чем наших малолетних прабабушек и прадедушек? Каждый народ имеет целый фонд детских небылиц.

Да потому, что они, эти небылицы, как воздух, необходимы детям.

«…У ребенка у самого есть стремление создать себе такой «перевернутый мир», чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным», - доказывает в книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский.

«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и его требование биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка», - утверждал в своей статье А. М. Горький.

Дети с восторгом принимают и самые старые, и самые новые небылицы, считалки, дразнилки, поддевки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, долгоговорки, песни-бесконечки, пародии, частушки, горелки, тавтограммы и многое, многое другое…

Веселых минут вам. И маленьким, и большим!

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей