Россия и всемирный день гуманизма. Всемирный день гуманизма День гуманизма

Прошедший вчера, 21 июня, Всемирный день гуманизма Россия отметила ярко, с размахом и национальным колоритом. Собравшийся в Осло в 1986 году Всемирный конгресс Международного гуманистического и этического союза утвердил 21 июня как День гуманизма. Видимо, за то, что в этот день над Северным полушарием дольше всего висит Солнце.

В России в этот день было много всякого гуманизма. Собственно, как и в предыдущие и в последующие дни. Находясь под впечатлением Всемирного дня гуманизма следствие отказало в удовлетворении всех ходатайств защиты главы грозненского «Мемориала» Оюба Титиева.

В припадке гуманизма Рособрнадзор решил закрыть Московскую высшую школу социальных и экономических наук, более известную как «Шанинку», по имени первого декана этого вуза, британского социолога Теодора Шанина. Гуманизм Рособрнадзора состоит в том, что выпускники «Шанинки» получали одновременно дипломы Манчестерского университета и, если бы это безобразие продолжалось, эти выпускники могли по неопытности и глупости найти себе работу за рубежом, уехать и до конца жизни страдать в этих лондонах и парижах вместо того, чтобы процветать на Родине.

Режим Асада, существующий исключительно благодаря поддержке Путина, приурочил ко Дню гуманизма артиллерийский обстрел провинции Дераа, в результате чего погибло не менее 20 мирных жителей, а поскольку Асад и его подельник Путин не намерены останавливаться, существует реальная угроза жизни еще 750 тысячам жителей этой сирийской провиции.

Настоящий праздник российские гуманисты устроили вокруг голодовки Олега Сенцова, который уже почти 40 дней отказывается от пищи, требуя освободить всех украинских политзаключенных. Тут развернулись профессионалы гуманизма: уполномоченный по правам человека в РФ генерал полиции в отставке Татьяна Москалькова и ее коллега уполномоченный по правам человека в Ямало-Ненецкого автономного округа, Анатолий Сак, тоже кадровый гуманист, ранее предавался гуманизму в прокуратуре и Федеральной службе судебных приставов.

По сведениям Людмилы Денисовой, уполномоченного по правам человека Верховной Рады, которые она получила от адвоката Сенцова, у голодающего политзека стали отказывать внутренние органы, начались проблемы с почками и сердцем. Российские профессиональные гуманисты видят мир и ситуацию с Сенцовым совершенно другими глазами. В их сообщениях о Сенцове явственно звучит зависть к украинскому режиссеру, которой живет в концлагере «Белый медведь» как на курорте. «Он пьет чистую, свежую воду», - завидует государственный «правозащитник» Анатолий Сак. «Ему поставили капельницу со всеми витаминами и белками, он поправился на два килограмма», - радуется чужому счастью генерал-майор полиции Москалькова.

Идеи гуманизма, возникшие два с половиной тысячелетия назад в античном мире, пробивали себе дорогу с большим трудом. Сегодня формально они признаются почти во всем мире, получив официальное закрепление в документах ООН и других международных организаций. Это формально. На деле контролем за соблюдением прав человека на планете занимается Совет по правам человека ООН, в котором большинство составляют такие страны как Афганистан, Куба, Саудовская Аравия, Венесуэла, Ирак, Китай, Конго и другие режимы с отчетливо гуманистическим выражением лица.

Политической оболочкой гуманизма является либерализм, по отношению к которому в России сложилось устойчивое омерзение. Российский телевизор делает все, чтобы при словах «либерал», «гуманист» россияне плевались и искали что потяжелее чем кинуть в исчадье ада. Либерализм и гуманизм полностью вытеснены из российской политики, в российском парламенте нет ни одного человека, который хоть в малейшей степени мог бы считаться носителем этих идей и ценностей. В результате Россия вот уже два десятилетия семимильными шагами удаляется от гуманизма. В итоге этого стремительного движения в стране установлен режим фашистского типа.

Справедливости ради надо признать, что российские гуманисты и их политические представители – либералы – внесли немалый вклад в происходящее. Диагноз российскому либерализму, поставленный 133 года назад Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в сказке «Либерал», за минувшие годы превратился в приговор, не подлежащий обжалованию: либералы в России, как правило, действуют по щедринскому рецепту, то есть «применительно к подлости».

Всемирный День Гуманизма

25 июня, суббота, с 15:00 часов в круглом зале Сахаровского Центра (1 этаж)

состоится

Круглый стол,

посвященный ежегодному Международному Дню Гуманизма

и 3-летней годовщине со дня смерти 24.06.2013 г. крупнейшего советского и украинского философа Е.К. Дулумана

Тема Круглого Стола:

"Проблемы гуманизма и глобализации в меняющемся мире"

Иванеев Сергей Васильевич расскажет о современном понимании атеизма

Бурьянов Сергей Анатольевич сделает доклад "Значение и перспективы международно признанных прав человека, включая свободу мысли, совести и религии, а также светскости государства в условиях глобальных вызовов"

также ожидаются:

Шаповалов Николай Иванович (Университет "Синергия")

Для участия в круглом столе приглашаются все желающие, предварительно согласовать свое участие можно по электронной почте [email protected]

Формат проведения мероприятия:

Доклады 15-20 минут, вопросы докладчику и ответы - 5 минут до 5 вопросов, общая дискуссия - короткие выступления-реплики по 3-5 минут, продолжительность мероприятия 3-4 часа.

По теме: актуальное выступление Н.Н.Моисеева в МГУ, сентябрь 1997 года, Международная конференция по Гуманизму

ГУМАНИЗМ - ЗАСЛОН ПРОТИВ НАДВИГАЮЩЕГОСЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Доклад, прочитанный на Международной конференции по гуманизму. Москва, МГУ, сентябрь 1997г.

Один из самых глубоких мыслителей XX века Нильс Бор сказал однажды, что нельзя с помощью одного языка описать по-настоящему сложное явление, будь то в естествознании или обществе, даже если это язык современной науки.

Язык науки - это язык интерпретаций. И тем более нельзя понять явление с помощью одной интерпретации (модели). Каждая из них - всего лишь элемент той голограммы, которая позволяет понять смысл и содержание происходящего. Осознание непреходящей ценности интерпретаций - это прежде всего осознание ценности духовного мира другого человека, создающего другие интерпретации, это осознание самоценности человека как такового. Это убеждение, что та картина происходящего, которую он рождает, нужна и мне. И это один из принципов гуманизма, рождающего человеческую общность высшего уровня.

«Как много мы знаем и как мало мы понимаем!» - эти знаменитые слова Альберта Эйнштейна говорят о той узости миропонимания, которая является родовой меткой человека. Гуманизм - единственное оружие, способное ее стереть или хотя бы ослабить ее влияние на судьбы нашего биологического вида, вступившего в силу логики развития Природы на путь восхождения к Разуму. И преодоления наследия биосоциальных законов, которое и сегодня сохранилось в обществе потребления.

Вот почему разговор о гуманизме имеет не только общецивилизационное, но и вполне практическое значение. Мне очень хочется объяснить свое понимание современного состояния общества, показать, что синтез гуманизма и современного естествознания - единственный заслон против надвигающегося тоталитаризма, этого нового варианта средневековья, которое на этот раз с абсолютной достоверностью приведет человечество, а может, и всю биосферу к деградации и гибели.

В своем докладе я попробую дать одну из интерпретаций современного этапа общественного развития, которая может оказаться полезной для понимания происходящего.

* * *

1. Развитие человечества, развитие цивилизации и духовного мира человека как ее компонента следуют, как и развитие живого вещества, общей логике развития Природы. Спокойное, если угодно, дарвиновское развитие сменяется периодами катастроф, или бифуркаций, с полным и принципиально непредсказуемым изменением самого характера эволюционного процесса и принципов, регулирующих жизнь человека. Это - общее свойство динамических систем, впервые подробно описанное Анри Пуанкаре еще в конце XIX века. Нарушение устойчивости развития и переход в бифуркационную фазу могут происходить в силу как внешних факторов, так и внутренних, когда накапливаются флуктуации.

Сегодня человечество оказалось на грани подобной перестройки.

Сейчас много говорят об экологическом кризисе, в Рио-де-Жанейро в 1992 году был предложен принцип «sustainable development», но действительность гораздо трагичнее, чем это принято в официальных документах, представляющих дело так, как будто бы уже существуют рецепты, позволяющие избежать возможной катастрофы и продолжать совершенствование той техногенной, потребляющей цивилизации, которая, собственно говоря, и ответственна за все те трудности, что стоят сейчас перед людьми.

Вот несколько соображений на этот счет.

Тысяч 10-12 лет тому назад человечество пережило потрясение, которое принято называть неолитической революцией. Это был не первый кризис в истории становления вида Homo sapiens, который мог прекратить его развитие. Он, как и предыдущие, был порожден логикой развития Природы, особенностями антропогенеза как динамического процесса. Но именно он и положил начало всем современным цивилизациям и тому миропредставлению, которое лежит сегодня в основе планетарной активности человека.

В начале неолита человечество усовершенствовало свое каменное оружие, создало, в частности, метательное оружие, позволившее ему сделаться монополистом в той экологической нише, в которой он жил, и за относительно короткий срок извести всех крупнокопытных - основу своего рациона. Борьба за убывающий ресурс и реальный голод поставили человечество на край гибели. Вряд ли навестивший Землю какой-нибудь умный инопланетянин мог бы предугадать, что люди окажутся способными найти тот, может быть, единственный вариант жизнедеятельности, который позволит выйти человеку из кризиса и продолжать свое восхождение по пути Разума, что они придумают, как надо обрабатывать землю и разводить скот, и смогут создать новую экологическую нишу для своего дальнейшего развития. Вряд ли он смог бы представить себе, что человечество пойдет по тому пути, которым оно шло последние 10 тысяч лет.

Важно, что свершилось не предусмотренное предшествующей историей, не предугаданное эволюцией. Это я особенно хочу подчеркнуть.

Тогда люди смогли выжить, и начался новый период «восхождения человека по ступеням Разума»: человек начал создавать вторую природу. Возникла собственность, люди перестроили весь собственный спектр стремлений и как новое, тоже вряд ли доступное предвидению, создали представление о гуманизме - антиподе тех стремлений, которые сформировали основы присваивающей цивилизации. Еще в античные времена начало возникать понимание ценности другого человека. И не только как носителя некоторых возможных материальных благ, но человека как такового с его собственным духовным миром. Так в недрах присваивающей цивилизации и растущего индивидуализма начало возникать нечто ему противоположное, способное сегодня сделаться опорой будущего.

И этот прорыв в будущее сделали не люди мустьерской культуры, постепенно исчезнувшие с лика Земли, а кроманьонцы, жившие поначалу в долинах великих рек.

К сожалению, авторы принципа «sustainable development» не принимают во внимание описанные обстоятельства. Ибо возникновение и развитие гуманизма - это, может быть, и есть тот процесс, который явится альтернативой вселенскому потреблению.

2. Из различных вариантов цивилизационного кода лидером оказался тот, который свойствен технотронной цивилизации. Она обеспечила все ускоряющийся рост технической и научной оснащенности человечества. В результате этого процесса человек ныне - абсолютный монополист в своей, им самим созданной, экологической нише, точнее - в своей ойкумене, которой стала вся планета. Но биологическое развитие человека прекратилось еще в предшествующее межледниковье. Поэтому люди живут с генетическими задатками охотников за мамонтами и стремлениями, воспитанными обладанием собственностью. Если следовать той логике антропогенеза, которая определяла все эпохальные события истории становления человека, то следует ожидать наступления трагического кризиса. Человек превратит биосферу в свалку отходов, ресурсы сократятся, и история человечества войдет в состояние бифуркации с непредсказуемым исходом. И не где-то за далеким горизонтом, а в ближайшие десятилетия. Человечество, вероятнее всего, кризис вообще не переживет.

Другими словами, тот потенциал развития, который был заложен предыдущим неолитическим кризисом, исчерпан. Человека ожидает переход к новому образу жизни с новой структурой ценностей.

Может ли быть иначе? Может ли человек избежать катастрофы и риска быть втянутым в бифуркационный процесс? То есть сохраняется ли надежда перешагнуть через законы той логики развития нашего биологического вида, которую я назвал логикой Природы? Но Природы, в которой роль разума человека была ничтожной.

Лет 25 тому назад я ввел понятие экологического императива как совокупности ограничений, которые человек не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах. Нарушение этой запретной черты смертельно опасно! Сегодня мы уже знаем целый ряд подобных запретов. Недопустима ядерная война, например. Мы знаем также, что биосфера способна вследствие нашей неграмотности или нашей алчности потерять устойчивость, ее развитие может пойти в том русле, где человеку просто не найдется места. И это может произойти почти незаметно, от накапливающихся отбросов человеческой деятельности.

Другими словами, мы уже кое-что знаем. И уверены в том, что сегодня наука способна или станет способной в ближайшее время определить с той или иной точностью эту запретную черту. Но где гарантия того, что миллиарды людей станут выполнять выработанную систему запретов? В рамках тех принципов, которые определили контуры нашей современной цивилизации, надеяться на это нельзя!

Значит, человеку предстоит либо втянуться в процесс бифуркации и погибнуть в борьбе за исчезающий ресурс, либо перестроить основы своей цивилизации так, чтобы не допустить катастрофы. И прежде всего перестроить основы своей нравственности. То есть экологический императив неотвратимо требует утверждения и императива нравственного. Так есть ли гарантия того, что такая перестройка произойдет или даже может произойти? И произойдет в тех поколениях, для которых разговор о катастрофе слышится в будущем времени?

3. Ответ на поставленный вопрос не имеет однозначного ответа, тем более что времени у нас остается все меньше и меньше. И понимая, что время теперь работает против нас, мы обязаны торопиться. Попробуем посмотреть, что нас может ожидать в ближайшие десятилетия.

Трансформация планетарной ситуации может иметь несколько сценариев развития. Но наиболее вероятный - я бы назвал его антигуманистическим - почти очевиден.

Вероятный сценарий - продолжение того течения событий, что мы наблюдаем в последние десятилетия. Постепенно в мире утверждается режим нового тоталитаризма. Об этом пока не принято говорить вслух, а тем более в средствах массовой информации, хотя понятие «золотого миллиарда» становится все более употребительным. Но это факт. Попробую его прокомментировать.

Возникает мир транснациональных корпораций (или «глобального разделения труда», как говорят его апологеты), и любой стране смертельно опасно оказаться вне этой системы финансовых и производственных связей. Это обстоятельство имеет разнообразные следствия. Растет торговля, быстро развивается техника, но... Есть и пугающие следствия. И прежде всего растет разрыв в уровне общественной производительности труда в разных частях планеты. А отсюда как еще одно из следствий - непрерывно растет разрыв в уровне жизни развитых и отсталых стран. Этот факт сам по себе крайне опасен, и он может стать причиной конфликта, смертельного для всего человечества. Но он служит причиной еще одного явления общепланетарного масштаба: заработал некий «дьявольский насос». В чем его суть?

Поскольку планета постепенно превращается в единую экономическую систему, поскольку не только товары, но и капиталы и любые ресурсы могут без особых трудностей перетекать сквозь любые границы, а эффективность их использования в разных странах разная, причем это различие стремительно растет, то возникает естественное направление их движения. Как в гидравлической системе. В результате не только капиталы и материальные ресурсы покидают бедные страны, но и талантливые люди уезжают туда, где их использование более эффективно.

Отсталые страны теряют не только ресурсы, но и генетически ценный материал. Их отставание продолжает нарастать, и каких-либо надежд изменить это положение остается все меньше и меньше. А в отсталых странах живет едва ли не 90% населения планеты.

Но этот насос работает и в обратную сторону. Страны «золотого миллиарда» не могут прожить без черной металлургии, вредной химической промышленности, без хранилищ радиоактивных отходов и т. д. И все это постепенно переносится в отсталые страны, обеспечивая демократические порядки и благополучную экологическую обстановку в экологически чистых «деревнях» стран «золотого миллиарда».

Описанная картина и есть схема нового тоталитаризма, создающего ситуацию, в которой зомбированное пятимиллиардное население бедных стран и будет обеспечивать демократическое и экологическое благополучие стран «золотого миллиарда». Этот сценарий мне представляется вполне реальным. Мир уже встал на путь его реализации.

Но не менее очевидным мне представляется и финал того порядка, который я назвал новым тоталитаризмом, ибо он не решает главного. Он сохраняет человека абсолютным монополистом, и тогда, следуя логике Природы, неизбежно приведет человека к деградации и гибели. Причем это может произойти и без сполохов ядерной войны. В одном из романов Герберта Уэллса уже было описано нечто подобное.

Я не хочу быть оракулом, но уже просматриваются определенные черты деградации духовного мира людей, живущих в странах «золотого миллиарда». Однако это уже другая тема. И она нас уведет достаточно далеко. Но одно ясно: сценарий «золотого миллиарда» наиболее очевидный и простой. Он следует логике Природы и приведет человечество к деградации.

4. Может ли человечество пойти по другому пути, может ли реализоваться другой сценарий? Я думаю, что может, хотя вероятность его реализации очень невелика и потребует от гражданского общества неординарных усилий.

Условно назовем его гуманистическим. Это действительно условное название. Но оно отвечает его сути, ибо в основе подобного сценария лежит представление о самоценности человека, его цивилизации, ориентированной на сохранение человека. Этот сценарий я мог бы еще назвать и ноосферным. Он отвечает тем представлениям, которые пытались формулировать Тейяр де Шарден, Вернадский и их последователи. Еще в 1904 году Владимир Иванович Вернадский сказал о том, что человечество становится основной геологообразующей силой планеты, для сохранения самого себя оно будет обязано принять на себя ответственность не только за развитие общества, но и биосферы в целом!

На грани 1960-х и 1970-х годов я начал анализировать эти идеи. И попробовал сформулировать главный, как мне казалось, не столько научный, сколько этический принцип: реализация гуманистической идеи ноосферы требует обеспечения коэволюции человека и биосферы. По мере развития науки термин «коэволюция» будет все более и более насыщаться конкретным содержанием. Однако его смысл мне и так казался достаточно ясным: выработка такого поведения человека, которое способно обеспечить не только развитие общества, но и развитие биосферы, рост разнообразия ее элементов и в конечном счете ее стабильность, т. е. способность парировать катастрофическое развитие событий.

Но гармония с Природой требует гармонии в отношениях людей, она начинается именно с отношений между людьми. Она может быть реализована только в особых условиях существования общества, при особой структуре его социальных отношений, особом спектре стремлений отдельных людей, их гармоничном многообразии!

Мы получаем новый узел проблем, в котором четко выделяется необходимость рациональных знаний и гуманистического отношения к окружающему. Если угодно, в расшифровке подобных утверждений как раз и содержится программа активных действий. Гуманистическая парадигма становится реальной необходимостью. Как я думаю, это и есть ключ к будущему.

В реализации подобной идеи, может, и суть всех усилий, необходимых для обеспечения существования и развития самого удивительного явления Природы - человека. Без этого никакие принципы «устойчивого развития» не смогут остановить бега к пропасти!

И подобная гуманистическая позиция мне представляется единственной альтернативой надвигающемуся кризису. Она обозначает новый гуманистический уровень антропоцентризма - сохранение человека не только ради человека, но и ради сохранения и развития биосферы, т. е. сферы существования и развития жизни.

Но ее бесконечно трудно реализовать. Паскаль, кажется, однажды сказал, что человеку необходимо научиться не врать себе! Без этого он не сможет найти путь в будущее. А мы этому пока, увы, не научились.

Гуманизм нуждается в истиной правде: люди должны видеть реальность во всей ее обнаженной «страшности», но не опускаться в безнадежность, ибо потенциал человека огромен.

5. Итак, человечество на пороге. Что нас ожидает там, в достаточно близком будущем, какой может стать та цивилизация, которая, минуя кризис, сделает новый шаг по пути Разума, - мы не знаем. Истина нам будет раскрываться по мере нашего движения. Но мы знаем наши первые шаги. И главный из них - говорить людям правду.Общество должно знать не высказывания политиков, для которых экологические проблемы, вопросы морали и нравственности и надпись на знаменах «гуманизм и гуманистичность» служат лишь политическим и в конечном итоге своекорыстным целям. Гражданское общество должно выполнить завет Паскаля!

И вторая задача, аналогичная первой, - образование. На всех уровнях, для всех возрастов - ОБРАЗОВАНИЕ! Мы его называем экологическим или ноосферным, гуманитарии, вероятно, назовут гуманистическим. Что, в общем, одно и то же!

Этого, разумеется, недостаточно. Но абсолютно необходимо!

1997 г. Н.Н. Моисеев

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Российское гуманистическое общество, добровольная общественная научно-просветительская организация содействия развитию гуманизма приглашает вас принять участие в подготовке и проведении «Всемирного дня гуманизма», который отмечается 21 июня 2015 г.

Праздник «Вемирный день гуманизма» был утвержден в 1986 г. на Всемирном Конгрессе Международного Гуманистического и Этического Союза в Осло и с того времени все более широко отмечается во многих странах мира, помогая объединению людей, разделяющих идеи и принципы современного светского гуманизма.

Проведение мероприятий в честь Всемирного дня гуманизма в России является одним из мероприятий, проводимых совместно с Гуманистическим и этическим союзом (МГЭС) (International Humanist and Ethical Union – IHEU) и Европейской гуманистической федерацией (ЕГФ) (EuropeanHumanistFederation– EHF), членами которых является РГО.

Мы предлагаем наполнить информационное пространство сети Интернет, ТВ, читательских залов крупных публичных библиотек городов России идеями и ценностями гуманизма:человеческих прав, свободы, гражданской ответственности, ненасилия, человеческого достоинства, милосердия, равноправия, социальной справедливости.

Каждый может принять участие в:

· распространении идей гуманизма в виртуальном гуманистическом флешмобе в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook»;

· организации и проведении интерактивных мероприятий с читателями крупных библиотек Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, посвященных утверждению добра, справедливости, человеческого достоинства и других этических, гражданских, правовых и экологических ценностей гуманизма.

Программа Всемирного дня гуманизма

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«ГУМАНИЗМ КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА».

ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ГУМАНИЗМА

Где: 21 июня, 2013 г., Российская Государственная Библиотека искусств, Москва, Большая Дмитровка, 8/1 (рядом с метро «Театральная»).

Организатор: МОО Российское гуманистическое общество, Центр исследований «Человечность» при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.

Оргкомитет: д.ф.н., профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Кувакин, к.ф.н., доцент МАМИ Я.Б. Головин, к. ф. н. Л. И. Крашкина, к. ф. н. И. М. Шишкин, Л.Р. Асханова, Н. А. Герго.

12.00 Открытие конференции.

Вступительное слово В.А. Кувакина и Я.Б. Головина

Приветственные слова гостей конференции

Выступления участников:

В.А. Кувакин. Гуманизм как система ценностей.

Головин Я.Б. Роль и место РГО в современной России.

Шишкин И. А. Идея цельного (интегрального) гуманизма как ответ на духовный запрос современного человека.

Асханова Л. Р. Итоги поездки делегации РГО на Генеральную Ассамблею Европейской гуманистической федерации в Афины.

Савин Я. Ф. Научные пути освобождения от иллюзий идентичности.

Бродский Д. (Тема уточняется)

Голомолзин А. (Тема уточняется)

15.00 – 15.30 Кофе, чай, бутерброды

Круглый стол:«Развитие и продвижение идей гуманизма в современной России: от гуманизма стихийного к гуманизму сознательному».

17.30 – Подведение итогов конференции.

Участники и гости конференции смогут ознакомиться с современной литературой по гуманизму.

ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ!

Наука позволяет изучать устройство мира, его законы. Она влияет на многие стороны жизни. Прогресс улучшает жизнь, совершенствует экономику, решает актуальные проблемы. Кроме благ, технологии могут обращаться против интересов человечества. Достижения применяются в военной, разведывательной сфере. Они усиливают противостояние, конфликты между людьми и государствами. Для обращения внимания человечества на существующие вызовы и для популяризации исследовательской деятельности учрежден международный праздник.

Когда проходит

Международный день науки и гуманизма (День Дарвина) отмечается ежегодно 12 февраля. В 2017 году дату празднуют в России, Украине, Беларуси и других странах мира.

Кто отмечает

Международный праздник справляют ученые, аспиранты, исследователи, изобретатели, профильные издания, люди, которые увлекаются наукой или причастные к ней. Присоединяются к действу их родственники, друзья, знакомые, близкие. Гуманитарные фонды, общественные организации способствуют торжествам.

История и традиции праздника

Первое празднование прошло в в 2001 году. Ему предшествовала регистрация некоммерческой организации «программа Дня Дарвина». Событие стремительно приобрело популярность за пределами американского континента. С 2009 года оно получило неофициальный статус и отмечается в Академгородке Новосибирска. Дата имеет символическое значение. Она приурочена дню рождения Чарльза Дарвина. Действо пропагандирует идеи гуманизма, который рассматривает человека, жизнь как высшую ценность.

В этот день проводятся конференции, семинары. Устраиваются тематические занятия в образовательных учреждениях. Журналисты рассказывают о выдающихся ученых, исследователях, изобретателях, о последних технических прорывах. Проводятся конкурсы среди студентов и аспирантов, лауреатам которых вручают ценные призы, грамоты, дипломы. Коллеги обмениваются поздравлениями за праздничным столом. Устраиваются выставки научных достижений, демонстрируется работа опытных образцов. Выступают представители общественных организаций. Они упоминают насущные проблемы науки и предлагают пути их преодоления.

Существует Фонд Международного дня Дарвина – автономная программа Американской гуманистической ассоциации. Он поддерживает движение, информационный ресурс праздника.

Чарльз Дарвин первым обосновал идею эволюции живых организмов. Концепция утверждает, что главный механизм приспособления к окружающей средеестественный отбор. В честь ученого названа премия. Ею награждают людей, которые погибли или утратили репродуктивную функцию по собственной глупости. Считается, что лауреаты внесли вклад, исключив из человечества собственные ущербные гены.

Имя исследователя Дарвина носит не только этот праздник, но и географические объекты, живые организмы.

Некоторые люди видят в событии главный международный атеистический праздник. Его чествуют противники клерикализма (главенства религии в общественной, политической жизни), технократы

Нюрнберг, 25 июня 2018 года. Гуманисты со всей Европы собрались в эти выходные в Нюрнберге по случаю Генеральной Ассамблеи Европейской гуманистической федерации (EHF). За Генеральной Ассамблеей последовала Humanisten Tag, знаменательное событие членской организации EHF Humanistischer Verband Deutschlands - Bayern (HVD-Bayern).

Во время Генеральной Ассамблеи члены Комитета вернулись к очень успешному году. Адвокация в Европейском парламенте вместе с Высшим альянсом за выбор и достоинство в Европе привела к резолюции, осуждающей попытки ограничить аборты в Польше. Деятельность в Совете Европы привела к повышению осведомленности о политических и правовых стратегиях, используемых консервативными религиозными группами. Действия EHF на уровне ООН способствовали формированию толкования ООН права на жизнь и пропаганды на уровне ЕС вместе с Международным гуманистическим и этическим союзом (International Humanist and Ethical Union,), способствовали признанию институтами ЕС дискриминации и преследования неверующих во всем мире.

В этом году также была запущена новая визуальная идентификация EHF, веб-сайт и информационный бюллетень, а также первые шаги по созданию более эффективного управления знаниями внутри организации.

Опираясь на них, делегаты имели возможность обсудить будущую деятельность и сформировать стратегический план EHF, чтобы усилить голос гуманизма в эпоху, когда экстремистские и популистские дискурсы набирают силу и все больше бросают вызов правам человека, демократии и верховенству закона.

«Все силы, независимо от того, поступают они от организаций-членов, Совета или персонала, будут необходимы для решения предстоящих политических и социальных проблем. Особенно важным будет европейские выборы. В тот момент, когда Европа стоит на переломном этапе своей истории, прогрессисты и демократы не могут позволить себе потерять их », - сказал Джулио Эрколасси, президент Европейской федерации гуманистов.

За Генеральной Ассамблеей последовало второе издание Humanisten Tag - фестиваля, организованного в этом году организацией-членом ХВФ «HVD-Bayern», посвященной правам человека и 70-летию Всеобщей декларации прав человека. На церемонии открытия состоялась лекция Хайнера Билефельда, бывшего Специального докладчика ООН по вопросам свободы религии или убеждений, который провел лекцию о балансе между свободой и безопасностью.

В минувшие выходные посетители Humanisten Tag имели возможность принять участие в ряде презентаций, дискуссионных дискуссиях, семинарах и художественных мероприятиях, связанных с ключевыми вопросами, актуальными для гуманистов и прогрессистов, а также для сбора ключевых местных, национальных и международных субъектов гражданского общества и влиятельных лиц. Члены EHF-участников внесли свой вклад в мероприятие, обменявшись передовым опытом со стороны своих стран.

Для получения дополнительной информации о HumanistenTag посетите веб-сайт фестиваля: https://www.ht18.de/

Marc Soignet | Communication and Advocacy Officer

European Humanist Federation

Campus de la Plaine ULB, Accès 2, cp 237
1050 Brussels, Belgium
T +32 2 627 68 30

The European Humanist Federation is the largest umbrella of humanist associations in Europe, promoting a secular Europe, defending equal treatment of everyone regardless of religion or belief, fighting religious conservatism and privilege in Europe and at the EU level

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей