Русская монархическая партия социальный состав. Русская монархическая партия

«Союз Михаила Архангела»

«СОЮЗ РУССКИХ ЛЮДЕЙ» (СРЛ) возник из кружка «Московских дворян» в марте 1905 года. Руководителями СРЛ были крупные дворяне - землевладельцы и консервативная интеллигенция: среди 48 членов-учредителей 31 человек был из дворянского сословия, 4 - из духовенства, 2 - почетных гражданина, 4 - купца, 2 - крестьянина. Наиболее известны из них архиепископ Анастасий, князь В.Мещерский, графы Петр и Павел Шереметевы, граф Гудович, князь А.Г.Щербатов, А.Трубецкой, Ф.Голицын, В.Урусов, князь Гагарин, известный историк Д.И.Иловайский и другие.

Печатные органы «Союза русских людей» - газеты «Гражданин», «Русское дело», «Кремль», «Временник Союза русских людей» и другие.

Партийная программа содержала следующие положения:

  • - созыв сословного Земского собора в противовес Государственной думе по причине того, что «политические партии всегда преследуют лишь свои личные, эгоистические цели. Власть в таком парламенте всегда принадлежит тем, у кого меньше совести, больше денег и наглости. Интеллигенция и бюрократия в России состоит их «жидов» или людей, ими одурманенных или подкупленных, что несложно, так как большая часть банков и торговли принадлежит евреям… От этой «ожидовелой» интеллигенции идет революционная зараза…»;
  • - уравнять евреев в правах с иностранными подданными, то есть лишить российского гражданства, закрыть евреям доступ на государственную службу и правительственные учебные заведения, изгнать евреев из армии и лишить избирательных прав, закрыть еврейские газеты, сохранить еврейскую черту оседлости»;
  • - ввести бумажные деньги вместо введенной С.Ю.Витте золотой валюты, которая способствует закабалению страны сильными западными государствами;
  • - ввести государственное планирование экономики.
  • 14 октября 1905 года «Союз русских людей» через «Московские ведомости» обратился к народу с призывом образовывать при церковных приходах боевые дружины для борьбы с забастовками. Наибольшую активность в создании черных сотен в Москве проявил князь А.Г.Щербатов, одной из первых жертв его боевиков стал большевик Н.Э.Бауман.

В мае 1907 года «Союз русских людей» объединился с «Союзом русского народа».

«РУССКАЯ МОНАРХИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ» (РМП) - образовалась 24 апреля 1905 года, о чем сообщила газета «Московские ведомости». В числе организаторов были яркий оратор В.А.Грингмут, князь Д.Н.Долгоруков, барон Г.Г.Розен, потомственный дворянин Л.В.Геника, бывший народоволец Л.А.Тихомиров. Социальный состав партии был разнородным: за счет дворян, помещиков и консервативной интеллигенции формировались руководящие органы на местах; рядовой состав партии состоял из городской мелкой буржуазии, монархически настроенных рабочих и крестьян. Доступ в партию евреям был запрещен.

Монархисты резко выступали против ограничения самодержавия представительными органами в лице Государственной думы и Государственного совета; призвание православной церкви заключалось, по мнению монархистов, в укреплении самодержавной власти. Социальная часть программы заключалась в формуле - «поднятие народного благосостояния» с помощью самодержавия. Монархисты обещали царю полное содействие при условии, если он решится на применение диктаторских мер.

В России функционировали свыше 60 местных организаций РМП. Кроме того, ее поддерживали организационно не входящие многочисленные «патриотические общества»: например, такие как «Окраинный русский союз» в Вильно и Минске, народно-монархическая партия в Астрахани и Саратове.

На выборах в І Государственную думу партия потерпела сокрушительное поражение, поэтому при выборах во ІІ Думу выступала в блоке с «Союзом русского народа» и другими черносотенными организациями. 18 февраля 1907 года монархисты объединились с «Союзом русского народа», но в 1909 году вышли из него; во главе монархической партии встал протоиерей И.И.Восторгов. В 1911 году партия была переименована в «Русский монархический союз» , продолжавший издавать «Московские ведомости» (редактор Л.А.Тихомиров). После Февральской революции партия прекратила свое существование.

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОЮЗ ИМЕНИ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА» (1908 - 1917). Имя Михаил, по замыслу основателей, должно было олицетворять и разящий небесный меч Архангела, и имя первого царя династии Романовых Михаила Федоровича. Партия возникла в результате откола части черносотенцев от «Союза русского народа», таких как протоиерей И.И.Восторгов, депутат В.М.Пуришкевич и другие. В отличие от «Союза русского народа» в «Союзе Михаила Архангела» было меньше представителей низов, но многие представители духовенства. Средства приходили не столько от членских взносов, сколько от пожертвований и правительственных субсидий.

Печатным органом был еженедельный журнал «Прямой путь» , многие деятели печатались в газете «Колокол» (не путать с герценовским), еженедельнике «Зверобой» и других.

Программа в значительной части совпадала с программными требованиями «Союза русского народа»: та же защита православной церкви, помещичьего землевладения, тот же великодержавный шовинизм и антисемитизм, борьба с революцией и прогрессивной печатью; однако «Союз Михаила Архангела» признавал необходимость Государственной думы, лишая избирательных прав лишь евреев, поляков и кавказцев.

После Ленского расстрела «Союз Михаила Архангела» признал рабочий класс политической силой и при поддержке правительства создал ряд черносотенных профсоюзов на предприятиях. С 1908 по 1913 годы Союз создал 22 академические корпорации, а В.М.Пуришкевич в феврале 1914 года стал председателем «Всероссийского Филаретовского общества» народного образования.

В годы Первой мировой войны Союз активно действовал в тылу русской армии, требовал твердой рукой подавить революционное брожение и довести войну до победного конца; 17 декабря 1916 года В.М.Пуришкевич принял участие в убийстве Г.Е.Распутина. С падением самодержавия деятельность «Союз Михаила Архангела» прекратилась, многие его члены примкнули к кадетам.

Русская монархическая партия (РМП), одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В.А. Грингмутом .

Деятельность по созданию РМП Грингмут начал сразу после Манифеста 18 февраля 1905. В марте - начале апреля он опубликовал в газете «Московские ведомости» цикл статей о необходимости создания монархической партии и ее задачах. 24 апр. 1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро (этот день и стало принято считать днем рождения РМП). Затем был большой перерыв, и следующие собрания прошли только 1 и 9 сент. 6 окт. на собрании были обсуждены программа и план выборной кампании. Однако революционные выступления побудили членов создаваемой партии к более активным действиям. Собрание 18 окт., прошедшее на следующий день после выхода известного Манифеста, как писал Грингмут, «под свист и улюлюканье уличной толпы» положило начало борьбе с революционерами. На собрании 20 ноября были приняты решения: заключить тесный союз с др. патриотическими организациями для совместной борьбы с революцией; обратиться к Государю с заявлением о верности коренного Русского Народа присяге и о желании укреплять Самодержавие.

Результатом объединительной деятельности стало создание Всенародного Русского Союза, объединившего все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.). А 1 дек. 1905 состоялся Высочайший прием депутации от правых организаций, во время которого с приветственным и ободрительным словом к Императору Николаю II от имени русских монархистов обратился основатель РМП В. А. Грингмут. После того, как 6 дек. появилось обращение, зовущее к открытому бунту, по инициативе Грингмута на Красной площади состоялось всенародное моление за Царя и Родину. Несмотря на неприкрытый революционный террор, в назначенный час к центру города пришли многие тысячи православных русских людей, которые во главе с архипастырями молились Богу об умирении Отечества.

В 1906 началась планомерная работа по организационному и идейному обеспечению деятельности РМП. Было открыто несколько отделов партии: 5 марта - в Егорьевске, 6 марта - в Богородске, 10 марта - в Павловском Посаде, 11 мая - в Бронницах, 19 июня - в Иваново-Вознесенске, 29 июня - в Рязани. Появилось также и 3 отдела в самой Москве: Дорогомиловский, Лефортовский и Басманный. В др. городах начали возникать партии с аналогичным названием (самая известная - в Киеве), но они организационно не были связаны с московской РМП. С 5 февр. по 17 дек. 1906 состоялось 11 собраний РМП, наиболее важными из них были собрания 26 февр., 9 июля и 8 авг. 26 февр. на 2-м общем собрании с обстоятельным докладом выступил председатель партии В. А. Грингмут: он прочитал текст ответа Государя на телеграмму РМП, принятую на первом общем собрании 5 февр.; рассказал об итогах 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8-12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания); дал разъяснение о подготовке к выборам в Государственную Думу; проинформировал о деятельности провинциальных отделов. Отдельную речь произнес Грингмут об историческом значении Царских слов, сказанных депутации монархистов Иваново-Вознесенска «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь». Собрание, пропев народный гимн «Боже, Царя храни», заслушало специальное воззвание «Православные люди, радуйтесь», составленное К. П. Степановым, а также приняло решение избрать слова Государя девизом для нагрудного знака монархиста. На собрании с речами также выступили В. Г. Орлов, Л. В. Геника, К. Н. Пасхалов, Л. Н. Бобров, А. С. Шмаков, Б. В. Назаревский и др. 8 июля 1906 в день Казанской иконы Божией Матери Император Николай II распустил революционную Государственную Думу. Монархисты, давно чаявшие этого, на следующий день провели собрание, на котором приняли решение поднести к образу Богородицы в Казанском соборе серебряно-вызолоченную с эмалью лампаду, украшенную драгоценными камнями с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память 8 июля 1906». Роспуск Думы обрадовал монархистов, однако вскоре появились слухи, что правительство ведет закулисные переговоры с представителями либеральных партий. Эти слухи, а также общая нестабильная ситуация в стране побудили РМП направить Всеподданнейший адрес Государю, принятый общим собранием 8 авг. В адресе выражалась надежда, что распущенная Государственная Дума будет теперь навсегда упразднена. При этом, не ставя никаких условий и выражая полное повиновение Царской воле, члены РМП предлагали по крайней мере изменить избирательное законодательство: «Если же Ты, Великий Государь, решил еще продолжить опыт с Государственною Думою, то мы исполним Твою Волю и приложим все старания к достижению возможно лучших результатов на предстоящих выборах; но таких результатов мы ни в каком случае не достигнем, если выборы будут происходить на основании прежних избирательных законов и в особенности, если в них будут принимать участие евреи». Однако, избирательный закон был изменен только после опыта со II Думой.

Адрес заканчивался призывом-мольбой к Монарху: «Родимый Ты наш Кормилец, внемли воплю русской души, сними, наконец, путы с русского духа, дай Русским людям возможность жить по-русски с Неограниченным Самодержавным Царем во главе, и тогда народ Твой богатырь встанет во весь свой рост, вздохнет всею грудью и, уповая на милость Божию, пока-жет своим изменникам и другим народам, что рано они собрались петь по нас панихиду. Прости, Великий Государь, за наши слезы, - сил нет переносить наше унижение и наши страдания». В 1906 в качестве своего рода диспут-клуба при РМП начало функционировать Русское Монархическое Собрание, которое призвано было обсуждать программно-теоретические вопросы монархического движения. Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В. А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в «Московских ведомостях». В к. 1905 (н. 1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей «сохранение Самодержавия». Необходимость реформ не отрицалась, но, во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде «Православие, Самодержавие и Русская народность». Программа провозглашала Православную Церковь «залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа», выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа. Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать. Реформы должны основываться также на «свободном развитии Русской национальной и культурной идеи по всей Империи, но без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения». Это означало, прежде всего, что должны сохраняться: единство и целость Российской Империи, единый русский государственный язык, единый русский закон, единая русская государственная школа. Отвергая идею законодательного органа, Программа РМП предлагала оригинальный способ участия народа в высшем государственном управлении - через реорганизацию Государственного Совета. Теперь в нем заседают бывшие государственные деятели, имеющие служебный опыт, но не имеющие жизненного, - считал Грингмут, - поэтому они не приносят должной пользы. И предлагал назначить в Госсовет выдающихся русских деятелей, имеющих заслуги не только на государственном поприще, но и в др. сферах, которые могут быть советниками Царя в делах законодательства. Однако они не должны ограничивать Государя своими решениями. Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного. В решении крестьянского вопроса РМП выступала против «незаконных методов ликвидации малоземелья» (захват чужой собственности, принудительное отчуждение крупных владений), ибо неприкосновенность «имущественных прав - важнейший залог здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности». Проблема малоземелья должна решаться исключительно законными мерами: повышением производительности земли, распространением дешевого мелкого кредита, организацией сельскохозяйственных школ, широкой организацией переселения не только крестьян, но и помещиков. Все эти меры требовали, прежде всего, энергичной помощи со стороны правительства, которое, напротив, в целях привлечения иностранного капитала забросило сельское хозяйство и сосредоточило усилия только на промышленности.

У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета «Московские ведомости» и т. д. В целях противодействия образованию внутри партии фракций специально оговаривалось, что «принцип оспаривания основных положений не допускается», кто не согласен хотя бы с одним из них, в партию не вступает или исключается из нее.

В1907 главные усилия Грингмута и др. лидеров РМП были направлены на сплочение патриотических сил. 18 февр. было заключено соглашение об объединении двух крупнейших монархических организаций Москвы - РМП и Московского отдела СРН - в единый Монархический Союз Русского Народа. Основные условия соглашения были следующими: основатель и председатель СРН Н. Н. Ознобишин становился почетным председателем новой партии, а Грингмут - действующим; полное слияние планировалось осуществить с 1 янв. 1908; в течение 1907 сохранялось раздельное делопроизводство и финансы, но проходили объединенные собрания (всего было проведено 8 таких общих собраний). 15 апр. была торжественно освящена хоругвь РМП, которую исполнил известный иконописец, поставщик Высочайшего Двора В. П. Гурьянов при содействии проф. живописи В. М. Васнецова и инокинь Иоанновского монастыря. Хоругвь представляла собой несколько видоизмененную копию знамени кн. Д. И. Пожарского, чем подчеркивалась преемственность служения монархистов Богу, Царю и Отечеству.

Внезапная кончина основателя партии и признанного вождя московских монархистов В. А. Грингмута (а 17 дек. 1906 он был избран пожизненным председателем партии) нанесла серьезный удар по деятельности РМП. Ряд проектов председатель партии обеспечивал лично своим высочайшим авторитетом, влиянием в высших сферах и просто необходимым уровнем компетентности по целому ряду вопросов. Преемником Грингмута на всех постах в монархических организациях Москвы стал прот. И. И. Восторгов, бывший его заместителем при жизни. С 1908 РМП была преобразована в Русский Монархический Союз.

Десятилетие основания РМП как ввиду войны, так и ввиду расколов в монархическом движении, широко не отмечалось, откликнулись только «Московские ведомости», опубликовавшие 24 апр. 1915 редакционную статью, посвященную юбилею.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Литература:

Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). Монография. Киев, 2006;

Русская Монархическая партия. М., 1906;

Собрание статей Владимира Андреевича Грингмуга. Вып. III и IV. М., 1910;

Владимир Андреевич Грингмут. Очерк его жизни и деятельности. М., 1913;

Русская Монархическая партия // Московские ведомости. 1915. № 93.

одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В. А. Грингмутом. Деятельность по созданию РМП Грингмут начал сразу после Манифеста 18 февр. 1905. В марте - нач. апр. он опубликовал в газете «Московские ведомости» цикл статей о необходимости создания монархической партии и ее задачах.

24 апр. 1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро (этот день и стало принято считать днем рождения РМП).

Затем был большой перерыв, и следующие собрания прошли только 1 и 9 сент. 6 окт. на собрании были обсуждены программа и план выборной кампании. Однако революционные выступления побудили членов создаваемой партии к более активным действиям. Собрание 18 окт., прошедшее на следующий день после выхода известного Манифеста, как писал Грингмут, «под свист и улюлюканье уличной толпы» положило начало борьбе с революционерами. На собрании 20 нояб. были приняты решения: заключить тесный союз с др. патриотическими организациями для совместной борьбы с революцией; обратиться к Государю с заявлением о верности коренного Русского Народа присяге и о желании укреплять Самодержавие. Результатом объединительной деятельности стало создание Всенародного Русского Союза, объединившего все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.). А 1 дек. 1905 состоялся Высочайший прием депутации от правых организаций, во время которого с приветственным и ободрительным словом к Императору Николаю II от имени русских монархистов обратился основатель РМП В. А. Грингмут. После того, как 6 дек. появилось обращение, зовущее к открытому бунту, по инициативе Грингмута на Красной площади состоялось всенародное моление за Царя и Родину. Несмотря на неприкрытый революционный террор, в назначенный час к центру города пришли многие тысячи православных русских людей, которые во главе с архипастырями молились Богу об умирении Отечества. В 1906 началась планомерная работа по организационному и идейному обеспечению деятельности РМП. Было открыто несколько отделов партии: 5 марта - в Егорьевске, 6 марта - в Богородске, 10 марта - в Павловском Посаде, 11 мая - в Бронницах, 19 июня - в ИвановоВознесенске, 29 июня - в Рязани. Появилось также и 3 отдела в самой Москве: Дорогомиловский, Лефортовский и Басманный. В др. городах начали возникать партии с аналогичным названием (самая известная - в Киеве), но они организационно не были связаны с московской РМП. С 5 февр. по 17 дек. 1906 состоялось 11 собраний РМП, наиболее важными из них были собрания 26 февр., 9 июля и 8 авг. 26 февр. на 2-м общем собрании с обстоятельным докладом выступил председатель партии В. А. Грингмут: он прочитал текст ответа Государя на телеграмму РМП, принятую на первом общем собрании 5 февр.; рассказал об итогах 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8–12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания); дал разъяснение о подготовке к выборам в Государственную Думу; проинформировал о деятельности провинциальных отделов. Отдельную речь произнес Грингмут об историческом значении Царских слов, сказанных депутации монархистов Иваново-Вознесенска «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь». Собрание, пропев народный гимн «Боже, Царя храни», заслушало специальное воззвание «Православные люди, радуйтесь», составленное К. П. Степановым, а также приняло решение избрать слова Государя девизом для нагрудного знака монархиста. На собрании с речами также выступили В. Г. Орлов, Л. В. Геника, К. Н. Пасхалов, Л. Н. Бобров, А. С. Шмаков, Б. В. Назаревский и др. 8 июля 1906 в день Казанской иконы Божией Матери Император Николай II распустил революционную Государственную Думу.

Монархисты, давно чаявшие этого, на следующий день провели собрание, на котором приняли решение поднести к образу Богородицы в Казанском соборе серебряно-вызолоченную с эмалью лампаду, украшенную драгоценными камнями с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память 8 июля 1906». Роспуск Думы обрадовал монархистов, однако вскоре появились слухи, что правительство ведет закулисные переговоры с представителями либеральных партий. Эти слухи, а также общая нестабильная ситуация в стране побудили РМП направить Всеподданнейший адрес Государю, принятый общим собранием 8 авг. В адресе выражалась надежда, что распущенная Государственная Дума будет теперь навсегда упразднена. При этом, не ставя никаких условий и выражая полное повиновение Царской воле, члены РМП предлагали по крайней мере изменить избирательное законодательство: «Если же Ты, Великий Государь, решил еще продолжить опыт с Государственною Думою, то мы исполним Твою Волю и приложим все старания к достижению возможно лучших результатов на предстоящих выборах; но таких результатов мы ни в каком случае не достигнем, если выборы будут происходить на основании прежних избирательных законов и в особенности, если в них будут принимать участие евреи». Однако, избирательный закон был изменен только после опыта со II Думой. Адрес заканчивался призывом-мольбой к Монарху: «Родимый Ты наш Кормилец, внемли воплю русской души, сними, наконец, путы с русского духа, дай Русским людям возможность жить по-русски с Неограниченным Самодержавным Царем во главе, и тогда народ Твой богатырь встанет во весь свой рост, вздохнет всею грудью и, уповая на милость Божию, покажет своим изменникам и другим народам, что рано они собрались петь по нас панихиду. Прости, Великий Государь, за наши слезы, - сил нет переносить наше унижение и наши страдания». В 1906 в качестве своего рода диспут-клуба при РМП начало функционировать Русское Монархическое Собрание, которое призвано было обсуждать программно-теоретические вопросы монархического движения. Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В. А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в «Московских ведомостях». В к. 1905 (н. 1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей «сохранение Самодержавия». Необходимость реформ не отрицалась, но, Русская Монархическая Партия - хоругвь во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде «Православие, Самодержавие и Русская народность». Программа провозглашала Православную Церковь «залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа», выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа.

Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать. Реформы должны основываться также на «свободном развитии Русской национальной и культурной идеи по всей Империи, но без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения». Это означало, прежде всего, что должны сохраняться: единство и целость Российской Империи, единый русский государственный язык, единый русский закон, единая русская государственная школа. Отвергая идею законодательного органа, Программа РМП предлагала оригинальный способ участия народа в высшем государственном управлении - через реорганизацию Государственного Совета. Теперь в нем заседают бывшие государственные деятели, имеющие служебный опыт, но не имеющие жизненного, - считал Грингмут,- поэтому они не приносят должной пользы. И предлагал назначить в Госсовет выдающихся русских деятелей, имеющих заслуги не только на государственном поприще, но и в др. сферах, которые могут быть советниками Царя в делах законодательства. Однако они не должны ограничивать Государя своими решениями. Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного. В решении крестьянского вопроса РМП выступала против «незаконных методов ликвидации малоземелья» (захват чужой собственности, принудительное отчуждение крупных владений), ибо неприкосновенность «имущественных прав - важнейший залог здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности». Проблема малоземелья должна решаться исключительно законными мерами: повышением производительности земли, распространением дешевого мелкого кредита, организацией сельскохозяйственных школ, широкой организацией переселения не только крестьян, но и помещиков. Все эти меры требовали, прежде всего, энергичной помощи со стороны правительства, которое, напротив, в целях привлечения иностранного капитала забросило сельское хозяйство и сосредоточило усилия только на промышленности. У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета «Московские ведомости» и т. д. В целях противодействия образованию внутри партии фракций специально оговаривалось, что «принцип оспаривания основных положений не допускается», кто не согласен хотя бы с одним из них, в партию не вступает или исключается из нее. В 1907 главные усилия Грингмута и др. лидеров РМП были направлены на сплочение патриотических сил. 18 февр. было заключено соглашение об объединении двух крупнейших монархических организаций Москвы - РМП и Московского отдела СРН - в единый Монархический Союз Русского Народа. Основные условия соглашения были следующими: основатель и председатель СРН Н. Н. Ознобишин становился почетным председателем новой партии, а Грингмут - действующим; полное слияние планировалось осуществить с 1 янв.

1908; в течение 1907 сохранялось раздельное делопроизводство и финансы, но проходили объединенные собрания (всего было проведено 8 таких общих собраний). 15 апр. была торжественно освящена хоругвь РМП, которую исполнил известный иконописец, поставщик Высочайшего Двора В. П. Гурьянов при содействии проф. живописи В. М. Васнецова и инокинь Иоанновского монастыря.

Хоругвь представляла собой несколько видоизмененную копию знамени кн. Д. И. Пожарского, чем подчеркивалась преемственность служения монархистов Богу, Царю и Отечеству. Внезапная кончина основателя партии и признанного вождя московских монархистов В. А. Грингмута (а 17 дек. 1906 он был избран пожизненным председателем партии) нанесла серьезный удар по деятельности РМП. Ряд проектов председатель партии обеспечивал лично своим высочайшим авторитетом, влиянием в высших сферах и просто необходимым уровнем компетентности по целому ряду вопросов. Преемником Грингмута на всех постах в монархических организациях Москвы стал прот. И. И. Восторгов, бывший его заместителем при жизни. С 1908 РМП была преобразована в Русский Монархический Союз. Десятилетие основания РМП как ввиду войны, так и ввиду расколов в монархическом движении, широко не отмечалось, откликнулись только «Московские ведомости», опубликовавшие 24 апр. 1915 редакционную статью, посвященную юбилею.

Просвещение. В начале XX в. расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и церковноприходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 млн детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40 %.

Промышленный подъем, вызванный реформами С.Ю. Витте, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего, в основном университетского, образования. Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), на порядок выросло число студентов (в середине 90-х годов XIX в. - 14 тыс., в 1907 г. - 35,5 тыс.). Расширилась сеть высших технических учебных заведений, в 1916 г. их стало 16. Получило распространение высшее частное образование (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Было открыто около 30 женских вузов. Существовали специальные учительские семинарии, готовившие по ускоренной программе преподавателей школ. Кадры для самих семинарий и средних учебных заведений готовили 47 педагогических институтов. В 1903 г. открылся женский педагогический институт в Санкт-Петербурге.

В начале века для ликвидации неграмотности среди взрослого населения возникали народные университеты, просветительные народные общества, где бесплатно преподавали многие видные русские ученые. По количеству издаваемых книг в первое десятилетие XX в. Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. Выпускалось более 1000 легальных газет. Самым популярным журналом была “Нива”. В 1905 г. правительство сняло предварительную цензуру периодических изданий. Следует отметить просветительскую деятельность издателя и книготорговца И. Д. Сытина, типографии которого массовыми тиражами выпускали “Библиотеку для самообразования” и другие книги для народа. В первое десятилетие XX в. в Российской империи существовало более 10 тыс. общественных и народных библиотек. В это же время начинается развитие русского кинематографа. В период с 1908 по 1917 г. было создано 2 тыс. игровых фильмов отечественного производства. По замечанию многих современников, отличительной чертой начала века была тяга низших слоев населения к знаниям.

Наука. К началу XX в. в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университеты с многочисленными научными обществами. Всероссийские съезды ученых продолжали играть роль координирующих центров для научных сил страны. Передовые знания распространялись с помощью многочисленной периодики (журналы “Вокруг света”, “Природа”, “Наука и жизнь” и др.). Ведущие ученые страны часто выступали с публичными лекциями. В России развивались новые научные отрасли: воздухоплавание и электротехника, гидро- и аэродинамика (Н.Е. Жуковский). В 1913 г. были построены первые русские самолеты. Продолжалась научная деятельность К.Э. Циолковского, который заложил теоретические основы будущих космических полетов. Русская наука развивалась в тесном контакте с мировой. Открытия российских ученых - физика П.Н. Лебедева, естествоиспытателя В.И. Вернадского, физиологов И.П. Павлова и И.И. Мечникова -были с интересом восприняты международной научной общественностью. Павлов и Мечников были удостоены Нобелевских премий. Развитие естествознания привело к переоценке многих философских теорий. Материализм и марксизм теряли последователей в среде русских интеллектуалов. Эти перемены отразились на общественных науках. По мнению многих видных ученых, центр философии переместился из Германии в Россию. В начале века публикуются труды религиозных философов-идеалистов B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, в которых утверждался примат духовности. Новые имена появляются в экономической науке (М.И. Туган-Барановский) и в истории (С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский).

Художественная культура. Начало века считается временем “переоценки ценностей” в духовной сфере. Интеллектуалы и творцы бросают прежнее увлечение социальными проблемами и переходят к рассмотрению чувств и переживаний отдельной личности. Это явление в искусстве получило название “декадентства”. Сторонники этого направления призывали в своих произведениях уйти от серой действительности в грезы, в мистику, в запредельные миры. Возникло такое течение, как модернизм, которое отображало жизнь через субъективное восприятие художника-творца.

В литературе продолжали творить такие корифеи русской словесности, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, молодые И.А. Бунин и А.И. Куприн. Среди революционно-демократических слоев растет популярность М. Горького (A.M. Пешкова). Рядом с реализмом в русской литературе на рубеже веков возникает новое, модернистское направление. Модернизм был сложным течением, внутри которого можно выделить несколько направлений, преобладавших на разных этапах его развития. Это символизм, футуризм, акмеизм и т. п. Каждое из них выдвигало собственную эстетическую программу, но все они отрицали принципы реалистического искусства. Модернисты выступали за “чистое и свободное” творчество, отражающее чувственный мир индивидуальности, а не социальные проблемы. К символистам могут быть отнесены Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый (Б.Н. Бугаев). Другие направления модернизма (футуризм, акмеизм) представляли В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, СМ. Городецкий, Н.С. Гумилев, А. Крученых.

В условиях “наэлектризованности” общественной жизни чрезвычайно возросла роль театра. Новые подходы к этому виду творчества разрабатывали режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко (Московский Художественный театр). Также формировалась эстетика символического, условного театра, связанная с экспериментами В.Э. Мейерхольда. В 1904 г. в Санкт-Петербурге открылся театр В.Ф. Комиссаржевской, где с большим успехом шли пьесы М. Горького.

В музыке также происходят значительные перемены. Расширяется сфера музыкального образования, новые консерватории открыты в Саратове, Одессе, Киеве. В 1906 г. в Москве СИ. Танеевым созданы Народная консерватория и Дом песни. Как и в других видах искусства, в музыке повысился интерес к внутреннему миру человека. Усиливаются лирические начала в произведениях русских композиторов - Н. А. Римского-Корсакова, А.И. Скрябина, СВ. Рахманинова. В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры, которым составляли конкуренцию многочисленные частные оперы. Именно в частной опере СИ. Мамонтова раскрылся талант известного певца и актера Ф.И. Шаляпина, ставшего в один ряд со звездами русского вокала Л.В. Собиновым и А.В. Неждановой.

В изобразительном искусстве наряду с творчеством передвижников появляются новые направления. Искания в русской живописи связаны с именами таких художников, как М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.А. Серов, К.А. Коровин. В творчестве последнего нашел наиболее яркое выражение русский импрессионизм. Заметно возрождение интереса живописцев к культуре Древней Руси (В.М. Васнецов, Н.К. Рерих). В 1898 г. в Санкт-Петербурге под патронатом княгини М. Тенишевой возникли художественное объединение “Мир искусства” и журнал с таким же названием. Вокруг журнала объединились А.Н. Бенуа, Л.С Бакст, Е.Е. Лансере. Главной целью “мирискусников” было преобразить жизнь “посредством прикосновения к прекрасному”. Это движение, помимо живописи, охватило архитектуру, скульптуру, поэзию, оперное искусство и балет. Видным деятелем этого направления был СП. Дягилев, который знакомил Европу с русскими талантами и устраивал с просветительской целью выставки в российских городах. Большой успех имели дягилевские “Русские сезоны” в Париже. С 1907 г. в изобразительном искусстве появляются новые объединения: “Голубая роза”, “Бубновый валет”, “Ослиный хвост” и т. п. Творчество художников, входящих в эти группы, несло отпечаток модернизма (М.С. Сарьян, П.П. Кончаловский, М.Ф. Ларионов). К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего большую роль в развитии мировой живописи. Основателями этого направления считаются художники К.С. Малевич, В.В. Кандинский, К.С. Петров-Водкин, М.З. Шагал, П.Н. Филонов.

В скульптуре на смену эстетике классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения. Она отразилась в творчестве ваятелей П.П. Трубецкого, А.С. Голубкиной, СТ. Коненкова.

В целом культура и искусство начала XX в. отличались сложностью философских и художественных исканий, разнообразием течений и групп, каждая из которых выступала с собственными лозунгами и манифестами.

Русская монархическая, черносотенная организация, возникла 24 апреля (8 мая) 1905 года в Москве. Основана В.А. Грингмутом. Объединила все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.).

Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В.А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в "Московских ведомостях". В конце 1905 - начале1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей "сохранение Самодержавия".

Необходимость реформ не отрицалась, но, во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде "Православие, Самодержавие и Русская народность". Программа провозглашала Православную Церковь "залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа", выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа. Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать.

Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного.

У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета "Московские ведомости" и т.д.

В 1907 главные усилия Грингмута и др. лидеров РМП были направлены на сплочение патриотических сил.18 февр. было заключено соглашение об объединении двух крупнейших монархических организаций Москвы - РМП и Московского отдела СРН - в единый Монархический Союз Русского Народа. Основные условия соглашения были следующими: основатель и председатель СРН Н.Н. Ознобишин становился почетным председателем новой партии, а Грингмут - действующим; полное слияние планировалось осуществить с 1 янв. 1908; в течение 1907 сохранялось раздельное делопроизводство и финансы, но проходили объединенные собрания (всего было проведено 8 таких общих собраний).

Внезапная кончина основателя партии и признанного вождя московских монархистов В.А. Грингмута (а 17 дек. 1906 он был избран пожизненным председателем партии) нанесла серьезный удар по деятельности РМП.

Преемником Грингмута на всех постах в монархических организациях Москвы стал прот.И. И. Восторгов, бывший его заместителем при жизни. С 1908 РМП была преобразована в Русский Монархический Союз.

Союз русского народа.

Православно-монархическая, националистическая организация. Крупнейшее "черносотенное" образование на территории Российской империи, существовавшее с 1905 по 1917 год.

Инициатива создания Союза русского народа принадлежит сразу нескольким видным деятелям монархического движения начала XX века - врачу Александру Ивановичу Дубровину, художнику Аполлону Аполлоновичу Майкову и игумену Арсению (Алексееву).

8 (21) ноября 1905 года был создан Главный Совет Союза русского народа, председателем был выбран Дубровин, заместителями его А.А. Майков и инженер А.И. Тришатный.

7 августа 1906 года был утвержден устав Союза Русского Народа, содержавший в себе основные идеи организации, программу действий и концепцию развития организации. Этот устав был признан лучшим из документов, написанных в монархических организациях того времени.

Цели, идеология и программа Союза содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле "Православие, самодержавие, народность".

Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей религии России.

Союз ставил целью сближение царя с народом, путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборного органа. Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах.

Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.


К:Политические партии, основанные в 1905 году

Ру́сская монархи́ческая па́ртия - русская монархическая , черносотенная организация, возникла 24 апреля (8 мая) 1905 года в Москве. С - Ру́сский монархи́ческий сою́з .

Символика

Знамя РМС (статья 9) - это имперский флаг, принятый Александром III в 1883 году (сребро-злато-чёрный), на котором изображён герб РМС.

Герб РМС (Статья 10) - это двуглавый орёл, окружённый зелёным венком, символизирующим единство.

Лозунги РМС (Статья 11):

  • «За Вѣру, Царя и Отечество!»
  • «Съ нами Богъ!»
  • «За Великую, Единую и Недѣлимую Россію!»
  • «Православіе, Самодержавіе, Народность!»

Идеология и цели

Идеология партии базируется на монархических, патриотических основах.

РМС преследует государственно-общественные цели:

  • Воссоздание Великой, Единой и Неделимой Российской Империи;
  • Историческое, культурное и религиозное просвещение русских;
  • Сохранение и отстаивание исторической достоверности Российской и Русской Истории;

Основные документы

Устав организации «Русский Монархический Союз» - составлен Верховным Советом 1 августа 2009 года. Утвержден на учредительном съезде партии 10 октября 2009. Устав организации регулирует организацию и порядок деятельности партии в отношениях с государством и обществом.

Деятельность

Отделения РМС в России:

  • Московский Отдел РМС имени Святого Георгия Победоносца;
  • Санкт-Петербургский Отдел РМС имени Петра Великого;
  • Екатеринбургский Отдел РМС имени Святого Императора Николая II;
  • Курский Отдел РМС;
  • Владивостокский Отдел РМС;
  • Кандалакшский отдел Русского Монархического Союза (КОРМС);
  • 1й Сибирский Отдел РМС в городе Омске имени А. В. Колчака;
  • 2й Сибирский Отдел РМС в городе Иркутск;
  • 1й Малоросский Отдел РМС в городе Севастополь;
  • 2й Малороссикий Отдел РМС в городе Киеве;
  • 1й Белоросский Отдел РМС в городе Минск;

Известные члены

  • Иван Восторгов - Святой по истории России . Вы можете помочь проекту, дополнив её.

    Отрывок, характеризующий Русская монархическая партия

    Тут вдруг у меня в памяти как будто открылась какая-то дверца – я вспомнила, что я знала об этих соседях…
    Это был довольно-таки «известный» своими странностями (в которые верила во всей нашей округе, по-моему, только я одна) дом. Среди соседей ходили слухи, что хозяйка видимо не совсем нормальная, так как она постоянно рассказывала какие-то «дикие» истории с летающими в воздухе предметами, самопишущими ручками, привидениями, и т.д. и т.п.... (очень хорошо похожие вещи показаны в фильме «Привидение», который я увидела уже много лет спустя).
    Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
    – Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
    Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
    – Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
    Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
    – Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
    Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
    – Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
    К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
    – Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей