Почему мой ребёнок по всему стучит? Как отучить ребенка ныть по любому поводу? Психология детского возраста

Это одна из записей в блоге Шарлотты Меллор, мамы девочки Скарлетт из Англии. У Скарлетт в возрасте 4,5 месяцев диагностировали гипоплазию (недоразвитие) зрительного нерва, которая привела к полной слепоте. Миссис Меллор создала сайт и портал для родителей незрячих детей throughscarlettseyes . com , где делится своим опытом.

Скарлетт обожает ДУБАСИТЬ - не просто шлёпать, похлопывать или стучать: она колотит руками со всей силы по любым предметам, до которых может дотянуться.

Я скажу честно… эта её привычка дубасить отравляла мне жизнь. Я перепробовала всё, только бы она перестала, она не давала мне спать по ночам, у нас возникали проблемы в общественных местах, а мой бедный сосед наверняка был счастлив, когда мы заменили её металлическую кроватку на мягкий диван.

Постоянный грохот по всему на свете просто сводил меня с ума. Я знаю, это звучит как преувеличение, но она действительно очень-очень сильно стучит. Она может продолжать часами, и тогда мне кажется, что у меня в голове работает отбойный молоток. Когда утром я слышала, что дочь уже проснулась в своей комнате, я знала: сейчас начнётся, и остановить это невозможно. Я чувствовала себя совершенно беспомощной. Я даже ходила на трёхмесячные курсы для родителей в надежде, что они смогут предложить мне какое-нибудь решение. Но и там мне не повезло.

Только когда я прочла книгу К.С. Крановиц «Разбалансированный ребёнок», я наконец-то нашла ответы. Впервые за четыре года я поняла, почему она это делает и как с этим можно справиться.

Когда ребёнок колотит по разным предметам, это не единственный способ выразить дисбаланс в его нервной системе. У него могут возникать и разные другие проявления, на которые нужно обращать внимание. Они могут говорить о том, что у вашего ребёнка есть проблемы с обработкой осязательной информации.

«Тактильная система обрабатывает информацию от кожных рецепторов, которую мы ощущаем как лёгкое прикосновение, сильное прикосновение или давление, статичное касание, смену места прикосновения или поглаживание, температуру, боль или комфорт. У тактильной системы есть две основные функции. Первая - защитная, а вторая - различительная.

Защитная функция связана с деятельностью лимбической системы мозга. Эту систему описывают как центр контроля эмоций, напрямую связанный с первобытным рефлексом «дерись или беги». Защитная функция кожных рецепторов имеет в основном бессознательную рефлекторную природу: ощущения автоматически определяются как успокаивающие, приятные, знакомые или как неприятные и опасные.

Различительная функция кожных рецепторов имеет сознательную природу, это результат научения и опыта. Она включает распознавание места прикосновения, осязательных признаков предметов, таких, как размер, форма, текстура и вес, а также узнавание предметов на ощупь.

Признаки разбалансированности тактильной системы:

  • Ребёнок отрицательно реагирует на прикосновение, не любит, когда его берут на руки и обнимают.
  • Не любит, когда к нему прикасаются и может после этого тереть нажимать на те места, где его трогали.
  • Легко пугается.
  • Не чувствует прикосновения сразу, проявляет отложенную реакцию.
  • Имеет ненормально высокую или низкую чувствительность к боли.
  • Не любит определённую одежду, ярлычки на одежде, одевается не по сезону.
  • Не любит пластырей на коже.
  • Не любит носить носки и обувь или наоборот, отказывается ходить босиком.
  • Не любит причёсываться, чистить зубы и стричь ногти.
  • Избегает определённых продуктов из-за их текстуры или не прожёвывает пищу.
  • Отказывается прикасаться к «грязным» материалам, заниматься с глиной, пластилином, землёй, песком, пеной.
  • Постоянно моет или вытирает руки.
  • Пользуется только кончиками пальцев, а не всей рукой.
  • Ему трудно сидеть спокойно.
  • У него плохая координация движений, он тяжело ступает при ходьбе или наоборот, ходит на цыпочках.
  • Жаждет прикосновений и слишком часто и активно трогает других людей или предметы.
  • Не замечает, что у него испачканы руки и лицо.
  • Не замечает, когда одежда на нём перекручена или обувь не надета до конца».

А сейчас я могу только прокомментировать, что я поняла про Скарлетт и её привычку стучать, и как нам удалось практически полностью от неё избавиться.

Нам очень помогли вибрирующие игрушки. Вибрация даёт телу Скарлетт ту обратную связь, в которой оно нуждается - а именно это и занимало всё её внимание. Я нашла такое объяснение: если вам что-то очень нужно, то вы направляете на это всё ваше внимание. Если подумать, это совершенно ясно… например, как будто вы очень голодны и вашему телу требуется еда, и тогда вы не можете сосредоточиться и думать больше ни о чём. Мне кажется, у Скарлетт тоже есть такой постоянный голод - это потребность чувствовать руками вибрацию предметов, потребность в сильных прикосновениях.

Сейчас мы уже некоторое время пользуемся игрушками с вибрацией, и я думаю, что в сочетании с занятиями в школе её «голод» постепенно уменьшается.

Всё, что я могу сказать по этому поводу - слава Богу! В часы отчаяния я уже подумывала о том, а не примотать ли ей скотчем к рукам рукавицы для духовки… да, я знаю, это не лучшая моя идея, но довольно креативная.

Вот несколько игрушек, которые я купила для Скарлетт:

Вибрирующая змея

Это моя любимая игрушка. У неё достаточно интенсивная вибрация, она гибкая и её практически невозможно сломать. Сейчас у нас уже вторая такая змея, потому что первую Скарлетт изгрызла.

Детский массажёр-утёнок

Эта игрушка мне нравится, потому что она не только даёт нужную Скарлетт вибрацию, но её также можно использовать для разыгрывания историй и детских стихов. Она помогла Скарлетт научиться обследовать предметы руками, чего она раньше не делала.


Скачущий мяч

Он не только вибрирует и скачет, но и издаёт звук - смеётся. Скарлетт очень нравится с ним играть, он катается вокруг, а ей нравится слушать его хихиканье. Он включается, если его просто потрясти, поэтому для маленького ребёнка несложно научиться играть с таким мячом самостоятельно.


Если ваш ребёнок тоже стучит по всему на свете, возможно, что-то вроде таких игрушек вам поможет. Они не слишком дорогие, поэтому стоит попробовать. Если бы мы только попробовали раньше!

Капризы ребенка способны испортить настроение всей семье. Вы запланировали интересную прогулку, а сын или дочь, вместо того чтобы радоваться, докучают вам нытьем? Постарайтесь сохранить спокойствие и не ругайтесь. Для того чтобы понять, как отучить ребенка ныть, необходимо установить причины подобного поведения.

Плохое поведение - требование внимания

Скорей всего, вы будете удивлены, но в плохом поведении ребенка в большинстве случаев виновны его родители. Своими капризами и нытьем дети обычно стремятся привлечь внимание. Даже если это будет не самая позитивная реакция, малышу польстит сам факт интереса к его персоне. Ребенок постоянно ноет и капризничает без причины, и вам кажется, что он «сам не знает, чего хочет»? Скорей всего, причина такого поведения кроется именно в недостатке внимания родителей. Мы, взрослые, часто чрезмерно поглощены собственными заботами и проблемами. Постарайтесь оценить, как много времени вы уделяете своему ребенку. Речь идет о тех моментах, когда родители полностью сосредотачиваются на общении с малышом. Быть может, вам стоит пересмотреть часть своих взглядов на воспитание ребенка, и тогда истерики и нытье останутся в прошлом?

Нытье как проявление усталости


Длительная поездка по магазинам или продолжительное пребывание на скучном мероприятии - что может быть более изматывающим с точки зрения ребенка? И вот уже совсем скоро ваша шестилетняя дочь ведет себя, как совсем маленькая девочка. Ей одновременно холодно и жарко, хочется попить и поспать. «Но мой же ребенок совсем не нытик, что с ним случилось?» - изумитесь вы. На самом деле все просто - он переутомился. Как отучить ребенка ныть в общественных местах? Желательно не допускать переутомления как такового, это вредно для детской нервной системы. Если же впереди у вашей семьи насыщенный день, постарайтесь заранее продумать организацию перерывов. Сохранить хорошее настроение ребенку поможет смена видов активности. После долгой прогулки пешком приятно посидеть в кафе, после просмотра спектакля интересно погулять. И, самое главное, в течение этого насыщенного дня не забывайте время от времени интересоваться самочувствием ребенка и спрашивать, не нуждается ли он в чем-то.

Малыш постоянно ноет и требует

В некоторых семьях всхлипывания и истерические упрашивания слышны круглосуточно. Ребенок просит сладости, игрушки, а затем с завываниями доказывает, что не хочет и не будет чего-то делать. Что это такое, неужели малыш обладает настолько скверным характером? Если ребенок постоянно ноет, демонстрируя свое желание добиться чего-либо, скорей всего, он верит, что данная тактика ему поможет. Все дети проверяют на прочность своих родителей. Повторяющиеся просьбы, нытье, демонстративное непослушание - это только малая часть арсенала, которым малыши испытывают нервы взрослых. Но если именно истерики и хныканье становятся любимыми инструментами конкретного ребенка, задумайтесь, быть может, он избалован? Если вы хотя бы однажды в аналогичной ситуации исполнили требование малыша, он запомнит такой опыт как положительный. Как отучить ребенка ныть в таком случае? Запаситесь терпением и будьте готовы к тому, что избавление от плохой привычки займет некоторое время.

Как перевоспитать


Никогда не разрешайте «только один раз» то, что обычно является запретным. При таком демократичном воспитании в следующий раз ребенку будет трудно понять, почем его ругают за нечто, разрешенное ранее. Если капризы и нытье поощрялись удовлетворением пожеланий малыша, отучить его от такого поведения будет непросто. Начните с серьезного разговора. Напомните сыну или дочери, что вы всегда готовы услышать и обсудить любые их просьбы и желания, но только при условии, что сказаны они будут спокойным тоном. На успешность этой беседы в значительной мере влияет возраст ребенка. С дошкольниками старше трех-четырех лет договориться совсем несложно. Необходимо только проявить немного терпения и напоминать ребенку о заключенном договоре при необходимости. Как должны вести себя родители, если истерика уже началась? Существуют проверенные способы прекратить плач и требования.

Я не слышу нытья!

Что делать, ребенок ноет, канючит и кричит?! Подобное поведение может сильно расстроить или даже разозлить родителей. Сохраняйте спокойствие хотя бы внешне. Подойдите к малышу и скажите, что вы не будете с ним разговаривать и слушать его, пока он не успокоится. После этого следует сделать вид, что вы и вправду не слышите плача или воплей. Некоторые мамы даже демонстративно надевают наушники или уходят в другую комнату. Будьте готовы к тому, что малыш не замолчит сразу же. Кроме того, подобное поведение мамы может его еще сильней подзадорить или даже обидеть. Но поверьте, уже совсем скоро вы заметите, что истерики стали происходить намного реже. Если после того, как ребенок успокоился, он не подходит первым, уместно будет спросить его, о чем он хотел попросить.

Отвлекаем и развлекаем


Один из лучших способов того, как отучить ребенка ныть по любому поводу - научиться быстро переключать его внимание. Задача мамы - уловить первые плаксивые интонации в голосе малыша и тут же предложить ему какое-то интересное занятие или игру. Этот прием работает практически в любых ситуациях. Даже если малыш начал ныть, достаточно сказать или показать ему что-то необычное и неожиданное. Это настоящее спасение против капризов и истерик на улице или в любом общественном месте. Ребенок захныкал в самый неподходящий момент? Предложите посмотреть на птичку или проезжающий автомобиль, в магазине обратите внимание на украшение витрины. Психология детского возраста такова, что жажда познания и любопытство сохраняется при любом настроении. Прекратить нытье можно, просто сказав что-то неожиданное, что возмутит ребенка. Малыш просит купить новую игрушку, захлебываясь слезами? Спросите, действительно ли он передумал идти гулять сегодня? Большинство детей, услышав столь неожиданный вопрос, теряется. Обычно ребенок начинает доказывать, что мама поняла его неправильно, и он вовсе не это хотел сказать.

Положительные примеры

Ролевые игры нравятся всем дошкольникам. Очень часто малыши в возрасте до 7 лет специально или неосознанно стремятся походить на сказочных персонажей, которые им нравятся. Так почему бы не напомнить разбаловавшемуся ребенку о необходимости стремиться к выбранному идеалу? Любая маленькая девочка мечтает стать принцессой, но разве настоящие принцессы ноют? А отважные рыцари и супергерои, которые так нравятся вашему сыну? Ищите примеры неконфликтных и вежливых персонажей в мультфильмах и книгах. При просмотре и чтении обращайте внимание ребенка на положительные качества героев. Обсуждайте происходящие в волшебной истории ситуации и хвалите главных персонажей за спокойствие и выдержку.

Посмотри на себя!


Отвлечь ребенка от истерики можно, показав ему, как такое поведение выглядит со стороны. Если малыш хныкает уже некоторое время, можно подвести его к зеркалу. Самое главное - сохраняйте спокойный тон голоса и воздержитесь от лишней экспрессии. Раскрасневшиеся щеки, заплаканное отекшее лицо, узкие глазки и взъерошенные волосы - именно так выглядит большинство малышей во время капризов. Спросите у ребенка, нравится ли ему самому такая внешность. Скорей всего, в этот же момент малыш перестанет хныкать. Воспользуйтесь этой паузой и предложите маленькому плаксе пойти умыться и причесаться. Как отучить ребенка ныть по любому поводу и без? При просмотре мультфильмов или чтении сказок обращайте внимание на героев, ведущих себя подобным образом. Напоминайте малышу, что такое поведение недопустимо, и даже книжные герои могли бы вести себя более спокойно и позитивно.

Список запрещенных фраз и приемов


Что уж скрывать, детское нытье и истерики способны вывести из себя кого угодно. Самым простым и логичным действием в подобной ситуации кажется отругать малыша и напомнить ему, что вести себя подобным образом неприлично и недопустимо. Постарайтесь воздержаться от подобных действий. Если вы хотите действительно понять, как отучить ребенка ныть, необходимо проявить выдержку. Ни в коем случае не ругайте малыша, не оскорбляйте его и не ставьте в пример более спокойных сверстников. Подобная тактика не приведет к успеху, но при этом может ранить малыша. Остерегайтесь шаблонных фраз вроде: «хорошие девочки так себя не ведут» или «настоящие мужчины не плачут». Ваша задача - постепенно отучать ребенка от неподобающего поведения, мягко отвлекая его во время истерик и демонстрируя, что ничего добиться путем нытья не получится.

Что делать, если постоянно ноет ребенок в возрасте до трех лет?


Все приведенные выше советы помогут справиться с истерикой у дошкольника, с которым можно договориться. А что делать, если ноет малыш, которому не исполнилось трех лет? Данный возраст ребенка характеризуется значительным желанием общаться в сочетании с неумением выражать свои мысли словами, предложениями. Дети только учатся говорить и желают постоянно быть в центре внимания. Непонимание или игнорирование может сильно огорчить малыша. Как же себя вести с маленьким нытиком правильно? Не стоит бросать все свои дела и сразу же бежать к ребенку, как только он захныкал. Но и игнорировать такие истерики нельзя. Их причина чаще всего кроется в недостатке внимания или естественных физиологических потребностях. Если убедитесь, что его не пора переодевать или он не хочет кушать. Если памперс сухой, а поел малыш совсем недавно, значит, настало самое время поиграть с мамой!

Наш сын барабанит по всему, что попадется ему на глаза: по столу, по телевизору... Я боюсь, он в конце концов испортит что-нибудь или сам поранится.

Стремление барабанить весь день напролет довольно распространено среди маленьких детей. Многие из них словно готовят себя к карьере музыкантов-ударников. Эти малолетние артисты наслаждаются не только извлекаемыми звуками, но и реакцией (пусть даже негативной), с которой окружающие реагируют на их представление. И действительно, трудно не обращать внимание на стук, особенно когда говоришь по телефону, принимаешь гостей или просто отдыхаешь после тяжелого трудового дня. Маленькому барабанщику приятно также наслаждаться побочным явлением своих музыкальных упражнений - беспорядком, который он создает. Ему нравится, что, когда он стучит по тарелке, с нее падают кусочки моркови и горошек, нравится треск стола и то, как слетают с него журналы.

Несмотря на то что вам не хочется подавлять «музыкальные наклонности» своего ребенка, слышать постоянный стук бывает просто невыносимо. В конце концов, всему есть предел, и этому увлечению малыша он тоже должен быть.

- немедленно пресекайте попытки малыша стучать там, где это может быть опасно. Стучать по телевизору, посуде или окну опасно, это может привести к несчастному случаю. Поэтому поскорее отберите у юного «музыканта» «инструмент», которым он пользуется, и дайте ему что-нибудь взамен или переключите его внимание на другой род деятельности. Не старайтесь перекричать стук, говорите тихо, но твердо и решительно. Родительский гнев скорее всего только подстрекнет малыша. Кроме того, он может просто не услышать вас из-за грохота. Движение ваших губ заинтересует его, заставит остановиться и послушать.

- направьте его порывы в более приемлемое русло. Предложите ему старую кастрюлю и деревянную ложку, игрушечный барабан с мягкими палочками, детский бубен, звуковой молоточек, металлофон.

- помогите малышу находить ритм повсюду: в живой и записанной на магнитофон музыке, дома и в машине, в играх, где надо хлопать и топать, в гуле дорожного движения, в тиканье часов и в собственном теле (научите его ритмично покачиваться или выполнять простые танцевальные движения под музыку и пение).

- никакого стука при посторонних! То, что приходится выдерживать родителям (у них порой нет выхода), не должны терпеть окружающие. Так что, если ваш малыш схватил ложку и принялся барабанить, например, в ресторане, остановите его немедленно. Еще лучше опередить его действия: прежде чем садиться с ребенком за стол, отложите в сторону его прибор, отодвиньте стеклянную посуду. Отвлеките малыша: используя салфетку, тихо поиграйте с ним в прятки, полистайте книжку с картинками или займитесь рисованием, если вы предусмотрительно взяли с собой блокнот с карандашом или дощечку с мелками. В крайнем случае, можно подождать, пока принесут заказ, в холле или на улице.

ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В 4 МЕСЯЦА?

В четыре месяца поведение малыша может измениться. Он станет капризным, слюнявым, будет тащить все в рот и пробовать «жевать». Проверьте десны карапуза в области нижних резцов. Возможно, у него режутся зубки. Если

на десне появилось покраснение, припухлость и малыш не позволяет до этого места дотронуться — это дает о себе знать первый зуб. Кроме того, в это время возможно появление высыпаний и раздражений вокруг рта (из-за обильного слюноотделения), плохой сон и преждевременные пробуждения, снижение аппетита, жидкий стул, кашель и даже повышение температуры.

1. Периодически давайте малышу специальный «прорезыватель» для зубов.

2. Если вы сильно беспокоитесь за малыша, можете смазывать десны специальными мазями или гелями, предварительно проконсультировавшись с педиатром (дентинокс, солкосерил).

3. Коротко остригайте ногти ребенка, чтобы он случайно не оцарапал десны во время сосания.

4. Регулярно мойте руки малышу.

Физическое развитие и двигательная активность четырёхмесячного малыша

Мышцы спины и шеи малыша уже настолько окрепли, что он может удерживать голову в положении лежа на животе до 1 минуты. При этом он опирается на предплечья и локти вытянутых вперед и согнутых в локтевом суставе под прямым углом ручек. Грудь приподнята над опорой, а ноги разведены в стороны.

Если вы усадите малыша, аккуратно поддерживая за ручки, то он спокойно удержит голову.

Карапуз уже пробует самостоятельно перевернуться с живота на бок, на спину и даже со спины на живот. Также ребенок пробует самостоятельно ползать. У многих детей лучше получается пятиться назад, чем продвигаться вперед.

Малыш целенаправленно тянется ручками к заинтересо-вавшему его предмету и захватывает его. Попавшей в руки игрушкой он начинает махать и трясти. А во время кормления он уже придерживает мамину грудь или бутылочку.

Ребенок многократно проделывает одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, вертит, трясет, бросает. Иногда он выполняет стереотипные движения — раскачивается из стороны в сторону или стучит рукой.

1. Расширяйте комплекс физических упражнений малыша за счет введения пассивных упражнений руками, поворотов тела, развития хватания.

2. Разнообразьте приемы массажа: наряду с поглаживанием применяйте облегченные приемы разминания, растирания и похлопывания.

3. Увеличьте время воздушных ванн до 6-8 минут.

4. Заканчивайте купание обливанием водой на 1 градус прохладнее.

5. Летом постепенно проводите солнечные ванны в тени деревьев до 5-6 минут.

6. Уберите из зоны досягаемости малыша все острые, тяжелые и хрупкие предметы. Не допускайте нахождения ребенка возле емкостей с кипятком, горячих предметов (кастрюли, утюг, обогреватель), открытого огня.

Нервно-психическое развитие и воспитание ребенка 4-х месяцев

К радости всех домочадцев на этом этапе у малыша появляется более продолжительный ночной сон.

Ему нравятся крупные объемные игрушки, окрашенные в естественные цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Игрушки, издающие звуки, приводят его в восторг. Он прислушивается к ним, делает кратковременные паузы во время того, как трясет игрушкой. Ребенок уже способен на некоторое время запоминать события и впечатления. Поэтому он внимательно рассматривает разнообразные объекты, следит за поведением взрослых, обращает внимание на интонацию голоса.

Малыш намного лучше следит за предметом, фокусирует на нем взгляд, определяет расстояние до него и поэтому не промахивается, когда пытается ухватить рукой. Он уже ищет необходимый ему объект глазами (маму, игрушку, источник звука) и находит.

Карапуз откровенно радуется, когда к нему обращаются. Свою радость он проявляет оживлением, громким смехом, улыбкой, кряхтением, разнообразными звуками, гулением. И также активно протестует, если с ним перестают общаться и уходят.

Когда малыш расстраивается и плачет, на глазах у него уже появляются слезы.

1. Как можно больше разговаривайте с ребенком. Называйте предметы вокруг.

2. Сопровождайте разговор жестами, мимикой, интонацией, действиями.

3. При обращении к малышу называйте его по имени.

4. Поддерживайте у него положительные эмоции и хорошее настроение.

5. Давайте ему яркие, красочные, издающие звуки игрушки, которые легко удерживать в руках (погремушки, пищалки, молоточки).

6. Можете на некоторое время помещать ребенка в манеж с игрушками.

7. Играйте с ним в мяч, в прятки.

8. Организуйте для карапуза «песочницу» дома. Для этого в небольшой тазик насыпьте немного крупы и позвольте перебирать ее руками.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО МЕСЯЦА МАЛЫША

Теперь ваш малыш стал не просто наблюдателем, а активным участником событий. Он начал проявлять инициативу в общении с людьми, а также научился самостоятельно доставать и брать предметы.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей