Елена Данилова в своем интервью для сайта http www.babyroomblog.ru делится

Елена Данилова в своем интервью для сайта http www.babyroomblog.ru делится
Елена Данилова в своем интервью для сайта http://www.babyroomblog.ru делится советами по обустройству детской комнаты.

Елена – многодетная мама (у нее 5 детей), автор книг по раннему развитию, ею написаны десятки статей в разные издания и созданы около сотни развивающих игр и пособий. Также она является создателем уникальных спортивных комплексов «Ранний старт» для детей всех возрастов. Еще Елена ведет свой персональный блог, в котором щедро делится своими знаниями и опытом с другими родителями, а сегодня она любезно согласилась ответить на наши вопросы.

– Елена, как Вы считаете, с какого возраста ребенку необходимо личное пространство, отделенное от мира взрослых?

Я думаю, что личное пространство необходимо ребенку с самого рождения. Но, конечно же, в первые годы жизни его личное пространство будет тесно связано с родителями. То есть, у него должно быть место под солнцем всегда – какое-то место, где он играет, где у него игрушки, личные вещи… В то же время, ребенок должен чувствовать себя комфортно в любой ситуации и это, так или иначе, будет его личным пространством. Если же говориться о личном пространстве, отделенном от мира взрослых, то здесь нет никакого четкого конкретного возраста, потому что ребенок растет, меняется и отделяется от взрослых постепенно. Не может он в один определенный момент сразу стать взрослым и решить, что ему больше не надо быть вместе с мамой. Такого не бывает, это миф. Нельзя взять и в одночасье превратить ребенка из малыша в большого. Поэтому отделение происходит постепенно и если даже родители задумались о том, чтобы сделать отдельную детскую комнату и оборудовать ее красиво, все равно нельзя требовать от ребенка, чтобы он поселился там раз и навсегда. Например, если ребенок приходит к вам или приносит свои игрушки, не нужно его прогонять и требовать, чтобы он был все время только в своей детской комнате. Лучше побыть вместе с ним в его комнате, чтобы он к ней привыкал постепенно, чем постоянно его выгонять и предлагать побыть ему там в одиночестве.

– В наших типовых квартирах прослеживается незавидная тенденция – под детскую отводится самая маленькая комната в доме, но в действительности, в этой комнатушке не вмещается все количество игрушек и других детских атрибутов. По сути, эта маленькая комнатка превращается в спальное место ребенка, а игрушки заполняют собой всю остальную квартиру. Посоветуйте, как спланировать все грамотно, чтобы избежать подобной ситуации?

Да, верно. Обычно современные родители отдают ребёнку самую маленькую комнату в доме, ведь считается, что ребенку не много надо. На самом деле, это ошибка и даже не столько потому, что у ребенка много игрушек. Может, я открою вам секрет, если скажу, что игрушки в большом количестве детям то и не нужны, а нужно правильно организованное пространство. Тогда они будут играть даже с небольшим количеством игрушек хорошо, с удовольствием, продуктивно, интересно. Вопрос не в том, что ребенку нужно место под игрушки, ему нужно место под движение, ему нужно место для того, чтобы развиваться, чтобы двигаться, чтобы полноценно воплощать себя, а вовсе не для того, чтобы хранить множество игрушек.

Что нужно сделать, чтобы всех этих неприятностей избежать? Я думаю, разумные родители должны понимать, что они проводят дома гораздо меньше времени, чем ребенок, и что для ребенка его домашний мир, его дом, его квартира, его комната, его уголок – это вся вселенная. И если мы всовываем его в крошечный уголок, в котором ему неуютно и неудобно и, к тому же, задаем рамки – «вот тут делай – тут не делай, тут ходи – тут не ходи, тут можно – тут нельзя», то ребенок чувствует себя постоянно задавленным. Поэтому, главный совет, возможно, на первый взгляд нереальный для многих, но, я думаю, что самый правильный – отвести себе на спальню самую маленькую комнату, а ребенку отдать комнату побольше. Как правило, мы в спальне только спим, спальня взрослых обычно имеет много неиспользуемого пространства, которое для ребенка играло бы огромную роль. Это пустое место послужило бы важнейшим фактором в развитии ребенка, между тем, как взрослые просто ходят перед сном или после сна по этим лишним 2-3 квадратным метрам.

Если вы все же не хотите лишать себя большой комнаты, то можно пойти другим путем. Из самой маленькой комнаты в доме можно сделать ребенку крошечную спальню, а в комнате родителей отвести ему отдельный угол, который можно отгородить от остального пространства. На самом деле маленькие дети, даже при наличии отдельной детской комнаты в доме, все равно играют там, где мама проводит больше всего времени – на кухне или в какой-то общей комнате. Если в семье несколько детей, то они всегда найдут, где и чем им вместе заняться, а если ребенок в семье один, то он всегда будет около мамы – и в год, и в два, и в три, и в четыре… Поэтому, на первое время, можно было бы выделить какую-то общую комнату под детские нужды.

Но на самом деле, ошибок, которые допускают взрослые при обустройстве детской гораздо больше, чем просто выбор комнаты. Очень многие родители в детской комнате сразу, как только ребенок родился, ставят огромные шкафы до потолка и им кажется, что это очень удобно, что туда все поместится, что ребенок вырастет, а шкаф так и будет стоять. Но, во-первых, такие шкафы загромождают пространство, во-вторых, они пугают детей своим огромным видом, в-третьих, маленьким детям не справиться с их огромными дверями, а в-четвертых, за десять лет этот шкаф просто надоест. И вы поймете, что изначально надо было выбирать менее громоздкую мебель, подходящую под возраст ребенка. К тому же, когда интерьер комнаты меняется – это здорово для всех.

– Как быть, если у родителей нет возможности отвести отдельную комнату под детскую?

В этом случае, нужно выделить ребенку часть общей комнаты, ведь ребенок такой же полноправный член семьи, как и мама с папой. Но, с другой стороны, и мама с папой тоже полноправные члены семьи и устраивать из однокомнатной квартиры только детскую тоже неправильно. Все должно быть гармонично и в меру. Я думаю, что это не такая уж большая проблема. В конце концов, наши люди привыкли выкручиваться из любых ситуаций и находить какие-то нестандартные решения.

В условия однокомнатной квартиры хорошим подспорьем может стать мобильная мебель, трансформеры, складывающиеся и двухъярусные кровати. Всегда что-нибудь можно придумать. Был период, когда в однокомнатной квартире мы жили с одним ребенком, а позже с двумя и с тремя детьми. Уже с тремя мы переехали в двухкомнатную квартиру и стали двигаться к тому, чтобы жить в более комфортном пространстве. Но, тем не менее, такой период был, и ничего, как то все размещались. В комнате стоял большой спортивный комплекс, который занимал все пространство. Спали мы на полу, раскладывая матрасы (тогда еще не было больших пружинных матрасов, как сейчас, это были обычные ватные матрасы). Эти матрасы днем мы использовали как маты, а если они мешали, мы просто скатывали и убирали их. Но детский спортивный комплекс оставался для нас, для родителей, приоритетом и потому, дети не были лишены его ради стенки и мягкой мебели.

Из личного архива. Игры на спорткомплексе.

Из личного архива. “Большое озеро”
– Другая ситуация – детей много, а комната всего одна. Как сделать так, чтобы всем было уютно?

Я думаю, эта проблема также зависит от приоритетов, которые выстраивают родители. Если детей много, а детская комната в доме одна и еще одна взрослая, то, конечно, под детскую должна быть выделена максимально большая комната, даже если вам очень хочется иметь гостиную. Например, в условиях трехкомнатной квартиры, обычно самая маленькая комната отводится под детскую, еще одна комната – под спальню взрослых и сама большая из комнат – под гостиную. В этой ситуации от гостиной следует отказаться и отдать большую комнату под детскую комнату. Если же гостиной нет, например, квартира двухкомнатная, то тогда в любом случае детям надо отдать большую комнату, себе взять маленькую и, конечно же, использовать как можно больше разнообразные трансформеры и складывающуюся мебель.

Сейчас с этим проблем нет. Вариантов тысяча, и в интернете множество идей, магазины и мебельные фабрики предлагают массу вариантов, позволяющих сэкономить жилое пространство. Нужно понимать, что дети, пока они маленькие и до возраста 7-8 лет, проводят дома основную часть своего времени и дом для них – это главное место, где они развиваются, вдохновляются, где они творят, где они что-то делают и нельзя их ограничивать пространством одной маленькой комнаты со спальным местом. Это – самый неправильный вариант.

– Как грамотно организовать игровое и спортивное пространство в детской комнате?

Я думаю, нужно гармонично сочетать обе зоны. Дети наиболее активно занимаются спортом там, где есть именно игровое пространство, то есть, место, связанное с игрой. Отдельно стоящий спортивный комплекс в отдельной комнате и отдельная игровая комната – это неверно. Хорошо, когда со спорткомплекса можно перелезать на кровать, с кровати обратно на спорткомплекс, где можно все это соединять, где можно делать из этого дома, накрыв, к примеру, покрывалами, где можно под спорткомплекс заносить игрушки и так далее.… Поэтому, для развития ребенка идеально сочетание игровой и спортивной зоны в одной комнате.

Если же мы хотим отдельно выделить спортивную зону, то опыт показывает, что дети там не играют. Они мало интересуются спорткомплексом, если его нельзя включить в игру. Поэтому нужно заранее продумать именно сочетание игр и спорта.

– Вы считаете, что взрослым нельзя вмешиваться в детский мир и нарушать суверенитет маленького хозяина. Как же тогда поддерживать порядок? Может быть, у вас есть какие-то собственные секреты, как приучить ребенка самостоятельно убирать игрушки и поддерживать порядок на своей территории без слез, скандалов и диктата со стороны родителей?

Во-первых, я не считаю, что так уж жестко нельзя нарушать суверенитет маленького хозяина. Да, конечно, вмешиваться нельзя, нельзя ничего выкидывать, нельзя делать это бесцеремонно. Но все-таки поддерживать порядок можно и нужно. Пока ребенок маленький (2-3 годика), вечером, после того, как уложите ребенка спать, можно незаметно и аккуратно расставить игрушки по своим местам. Желательно не просто расставить, а расставить так, как будто бы это сделали сами игрушки. Например, можно создать игровые ситуации, чтобы ребенок, проснувшись, удивился. Необходимо формировать у ребенка привычку к порядку. Он не должен задумываться и привыкать к постоянному беспорядку в своей комнате. Постепенно порядок станет потребностью ребенка, и он сам начнёт наводить его уже без вашей просьбы. Мой ребенок обожает расставлять игрушки и делать это чинно, аккуратно, в ряд, именно потому, что я этим занималась много лет подряд. А лет с 4-х она сама начала просто фанатично поддерживать порядок в своей игровой зоне. Конечно, могут где-то остаться валяющиеся игрушки, но это бывает нечасто. Обычно когда дочь расшалится со старшим братом или они вместе что-то такое соорудят в другой комнате. В этом случае, я либо сама убираю разбросанные вещи либо прошу их сделать это на другой день.

Самое главное – не устраивать из этого процесса именно диктат, не делать все это со слезами и скандалом. Если вы хотите, чтобы ребенок убрал игрушки, просто сядьте и скажите: «Давай вместе уберем, пусть у нас будет красиво», и начните это делать сами.

Дело в том, что родители часто забывают о том, что дети – это дети, и о том, что у них нет возможности все делать самостоятельно сразу. В любом навыке всегда надо пройти путь: сначала мама делает, потом – мы делаем вместе с мамой, и только потом – я сам. Пункт «вместе с мамой» родителями часто опускается, они хотят сначала все делать сами, а потом, чтобы ребёнок делал все сам. Так не бывает ни в чем! Когда вы учите ребенка ходить, сначала он лежит у вас просто на руках и вы ходите за него, потом вы водите его за ручку и водите довольно долго, до той поры, пока он не начнет сам уверенно отпускать руку, и только потом он начинает ходить сам. Но почему-то в других навыках, например, в навыках уборки за собой, мы сразу хотим отпустить руку, не добившись того, чтобы он это делал вместе с нами уверенно и четко и, не дождавшись того, чтобы он захотел сам отпустить руку и сказать: «Спасибо, мама, я сделаю сам».

Не спешить, не давить и не настаивать, а пока больше делать самим. Вот это и есть главный секрет!

Приведу пример: если мужчина прожил всю жизнь в семье, где мама каждое утро вешала ему чистую отглаженную рубашку и так и не женился, то позже он начнет делать все это сам, так как привык каждое утро к чистой выглаженной рубашке. Это успело стать его физической потребностью. То же самое и с детьми. Если у ребенка есть физическая потребность к порядку, то тогда он его будет организовывать самостоятельно.

– Ваш спортивный комплекс «Ранний старт» пользуется огромной популярностью у родителей. Расскажите, как к Вам пришла идея самостоятельно разработать спортивный комплекс? Не могли подобрать удачный вариант из уже существующих на рынке? Кто воплощал идею в жизнь?

Идеи как таковой не было. Сначала мы сделали игрушку-лазалку для собственного ребенка. Когда моей дочери Лизе было месяца 3-4, в доме уже был спортивный комплекс, купленный для старшего сына. На тот момент ему было чуть больше 2-х лет. Лиза пыталась осваивать этот комплекс, но ей было неудобно (ступеньки были широкие и неудобные, расстояния между ними были слишком большие). Тогда я просто взяла каркас от старого кресла «Няня» (кресло для кормления еще советского производства) и привязала к нему деревянные палочки, какие нашлись в доме, соответствующего диаметра, толщиной примерно с палец взрослого человека. Получилось неплохо. Лизе понравилось, она хваталась за эти палочки, училась подниматься, вставала.

Такую же конструкцию мы повторили для своей младшей дочери Кати. Потом у нас в доме появился большой трапециевидный ящик, и мне пришла в голову идея, что форма трапеции – это очень удобно. Ее можно переворачивать с боку на бок, она устойчива во всех положениях.

Когда пришла идея делать спортивный комплекс для детей, а наша промышленность начала активно развиваться, мне пришла в голову идея попросить какого-нибудь производителя сделать комплекс, за основу я решила взять ящик с трапецией и идеи с металлическим каркасом, на основе которого мы делали лазалки для детей.

В тот момент и до момента выпуска комплекса «Ранний старт» вообще не существовало спортивных комплексов для детей первых лет жизни. Все выпускаемые спортивные комплексы маркировались как идущие с 2-х лет, но реально полноценно их можно было использовать в 2, 5 – 3 и старше, а уже бурным цветом расцветали занятия на эти комплексах в 5-6-7 лет, т.е. они все принципиально были другими.

Кто воплощал идею в жизнь? Была одна компания, которая откликнулась на мое предложение разработать детский спортивный комплекс, мы сделали образец и даже начали выпускать. Потом вышли небольшие конфликты с этой компанией и дальше мы самостоятельно начали выпуск продукции. Сейчас у нас полноценно налаженное производство, где выпускается несколько моделей спортивного комплекса «Ранний старт»: для самых маленьких, для детей постарше и для больших детей.

Последняя модель спортивного комплекса «Ранний старт» – «Олимп» выпускается для детей от 3 лет и старше. Мои дети, которым сейчас 6 и 7,5 лет осваивают его ежедневно и постоянно и им еще есть, куда стремиться.

– Насколько важно раннее физическое развитие для ребенка?

Я считаю, что физическое развитие важнее всего остального, важнее раннего умственного развития – раннего чтения, изучения иностранных языков и развития других навыков, которые, в принципе, можно компенсировать позже. Раннее физическое развитие, вернее, его отсутствие, позже компенсировать нельзя. Если ребенок хорошо развит. У него развиты ловкость, сила, выносливость, то потом он таким и останется. Если же ребенок растет увальнем, то ему будет трудно и никогда он не достигнет высокого уровня развития физических возможностей. С другой стороны, можно махнуть на это рукой и сказать: «Пусть будет увальнем, но зато будет умным». На самом деле, это тоже не совсем верно.

Полный текст: http://www.babyroomblog.ru/wp/intervie_elena_danilova.html

Теги: wwwbabyroomblogru, делится, сайта, интервью, данилова