§38. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

Cлайд 1

Годовой цикл жизни земноводных Подготовила: учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ№7 Климова Светлана Витальевна.

Cлайд 2

Цели: сформировать знания о годовом цикле жизни земноводных, процессе их размножения на примере лягушки; развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор; развивать умения сравнивать, составлять схемы, таблицы; осуществлять экологическое воспитание учащихся

Cлайд 3

Актуализация знаний(1) 1.Индивидуальный опрос: - Составить схему пищеварительной системы лягушки. - Составить схему нервной системы лягушки -Сравнить кровеносную систему рыб и земноводных.

Cлайд 4

Актуализация знаний(2) - ответить на вопрос: почему земноводные могут дышать атмосферным воздухом, и каков механизм их дыхания? - зарисовать выделительную систему лягушки. - работа с интерактивными карточками.

Cлайд 5

Задания классу Тестирование 1 .Земноводные дышат при помощи: а) жабр б) только легких в) только влажной кожи г) легких и влажной кожи 2. Для земноводных характерны следующие особенности: а) голова неподвижна, как у рыб б) голова подвижно соединена с туловищем в) нет шеи г) конечности из трех отделов 3. В связи с выходом на сушу у земноводных появляются: а) череп и позвоночник б) веки в) глаза и ноздри г) барабанная перепонка 4. В отличие от рыб у земноводных появляются: а) желудок б) печень в) слюнные железы г) поджелудочная железа 5. В клоаку открываются: а) пищеварительная система б) выделительная в) половая система г) кровеносная

Cлайд 6

Cлайд 7

Изучение нового материала 1. Годовой цикл жизни земноводных Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни. При понижении среднесуточной температуры до +12,+8С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают наиболее глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна. Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями и т.д. В период зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшение кислорода, число дыхательных движений и сокращений сердца.

Cлайд 8

2.Размножение лягушки Ранней весной, с первыми лучами тёплого солнца, пробудившись от зимней спячки амфибии приступают к размножению. В этот период у самцов по бокам головы развиваются парные мешки – резонаторы, которые усиливают звуки. Чем громче и мелодичней звуки, издаваемые самцом, тем больше у них шансов завоевать себе подругу. В момент размножения амфибии разбиваются на пары. Самка вымётывает в воду крупные яйцеклетки, которые называются икрой. Находящийся поблизости самец выпускает на них жидкость, содержащую сперматозоиды. Значит, у лягушки наблюдается наружное оплодотворение.

Cлайд 9

3.Развитие лягушки Через некоторое время оболочка икринок набухает, превращаясь в студенистый, прозрачный слой. Под ним видно оплодотворённое яйцо. Его верхняя сторона тёмная, за счёт чего сильно нагревается от солнца. Очень часто комки и ленты икры всплывают на поверхность воды, где температура выше.

Cлайд 10

Развитие прудовой лягушки Как и у большинства земноводных происходит с метаморфозом. Также, как и у рыб, развитие земноводных протекает в воде. Поэтом никаких зародышевых оболочек у них не образуется. Примерно через одну - две недели из икринок выходят личинки лягушки – головастики. Внешне они напоминают мальков рыб. У них имеется длинный, уплощённый хвост, а также боковая линия. Дышат головастики наружными кожными жабрами, которые со временем становятся внутренними. В отличии от взрослых лягушек у них только один круг кровообращения, и в сердце всегда находится венозная кровь. Первые дни жизни головастики питаются за сечет желтка икринок, затем у них обособляется рот, и они начинают питаться самостоятельно. Пищей им служат разнообразные водоросли, простейшие, а также мелкие водные беспозвоночные

Cлайд 11

Cлайд 12

Говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное.

Cлайд 13

Составить схему «Стадии развития лягушки» Стадии развития лягушки: сперматозоид Неоплодотворённая икринка Оплодотворённая икринка Многоклеточный зародыш головастик Взрослое животное

Cлайд 14

4. Размножение других земноводных. Индивидуальные сообщения учащихся Такие экзотические животные как сумчатая квакша и суринамская жаба пипа воспитывают потомство в особых ячейках в коже спины, так что в момент вылупления и сразу после него можно видеть, как на спине у самки копошится несколько малышей. А самец чилийской лягушки и вовсе оригинал – он носит головастиков в своём голосовом мешке Сумчатая квакша Суринамская жаба пипа Чилийская лягушка

Cлайд 15

5. «Возвращение домой» или хоминг Маленькие квакши-древесницы (родственницы лягушек) живут на стволах деревьев и кустарников, но для размножения собираются около водоёмов. Известен такой случай. Около одного небольшого пруда всегда собиралось много квакш. Но однажды весной окрестные поля разровняли, пруд засыпали, а весь участок очистили от кустарника. А что же квакши? Через некоторое время, уже на ровном месте, на пашне, где раньше был пруд, было обнаружено десятка три самцов, распевающих брачную песню среди борозд. А ведь не осталось никаких внешних признаков, по которым можно было бы найти место! Стоит добавить, что другие земноводные жабы – также безошибочно приходят к бывшему пруду, даже если он осушен.

Cлайд 16

Закрепление 1Сравнительная характеристика головастика и лягушки Признаки Головастик Лягушка Среда обитания Способ передвижения Отделы тела Органы дыхания Количество кругов кровообращения Количество камер в сердце Боковая линия Хорда

Cлайд 17

Закрепление 1Сравнительная характеристика головастика и лягушки Признаки Головастик Лягушка Среда обитания водная Водная + наземно - водная Способ передвижения Плавание при помощи хвоста Прыжки и плавание при помощи задних конечностей Отделы тела Голова, туловище, хвост Голова, туловище, конечности наземного типа Органы дыхания жабры Лёгкие + кожа Количество кругов кровообращения 1 2 Количество камер в сердце 2 3 Боковая линия + _ Хорда + _

Cлайд 18

2. Решение биологических задач (1) Задача №1 В икринках большинства бесхвостых земноводных более тяжёлая часть яйцеклетки всегда обращена книзу. Верхняя тёмная часть яйцеклетки, напротив, обращена вверх. Какое это имеет значение для развития животного? Задача № 2 Головастик лягушек по внешнему виду больше похож на рыб, чем на своих родителей. У них имеются жабры, органы боковой линии, хвостовой плавник. Нет ли признаков рыбы во внутреннем строении головастика? Если да то какие? Задача №3 Головастик, превращаясь в лягушку, ничего не ест. Идёт глубокая перестройка пищеварительной системы. Откуда тогда головастик получает энергию, необходимую для его превращения в лягушку? Задача № 4 С целью выяснения способа регуляции роста численности популяции проделали следующий опыт. В два одинаковых по объёму аквариума поместили разное количество головастиков. В первом аквариуме головастиков насчитывалось в два раза больше, здесь они росли медленно. Из первого аквариума немного воды перелили во второй, не меняя в нём количество головастиков. В результате их рост и развитие, ранее интенсивные, явно замедлились. Сделайте вывод из этого опыта.

Cлайд 19

2. Решение биологических задач (2) Задача № 5 Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Задача № 6 Прудовая лягушка, обитающая в водоёмах и вблизи их, активна днём, а травяная, обитающая на болотах и лугах, - в сумерки. Почему? Задача № 7 Почему у лягушки мышцы задних конечностей развиты более, чем передних? Задача № 8 Замечено, что лягушка, схватив крупное насекомое, закрывает глаза и втягивает их в ротоглотку. Как можно связать эти два явления: захват добычи ртом и втягивание глаз в ротоглотку?

Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных. Годовой жизненный цикл хорошо выражен у земноводных, обитающих в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни.

В начале осени, при понижении среднесуточных температур до +12 ... +8 °С, земноводные перемещаются к местам зимовок, и при дальнейшем понижении температуры в сентябре - начале октября они скрываются в убежищах. В поисках мест зимовок отдельные особи перемещаются на многие сотни метров.

Озерная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоемах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают глубокие участки там, где водоемы не промерзают до дна.

Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше: забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями. В малоснежные зимы, когда земля промерзает на большую глубину, зимующих в ней амфибий гибнет больше, чем в водоемах, так как температура тела ниже -1 °С для них смертельна. При небольших положительных температурах зимующие амфибии находятся в оцепенении: у них резко снижается обмен веществ, уменьшается число дыхательных движений и сокращений сердца, в два-три раза сокращается поглощение кислорода.

Весной, с наступлением тепла, в конце марта и в апреле, амфибии переходят к активному образу жизни, покидают места зимовок и направляются к местам размножения. Эти весенние перемещения проходят довольно дружно, животные преодолевают сотни метров, добираясь до мелких, хорошо прогреваемых солнцем водоемов.

После размножения бурые лягушки, жабы, квакши переходят на свои обычные летние места обитания на лугах, в полях, огородах, садах и т. д. Тритоны и жерлянки проводят в водоемах еще 2-3 месяца, а затем переходят на сушу.

Размножение земноводных. Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоемов. В теплые весенние вечера, в конце апреля и в мае, с прудов и речек разносятся громкие квакающие звуки. Эти «концерты» устраивают самцы лягушек для привлечения самок.

Органами размножения у самцов земноводных, как и у рыб, служат семенники, у самок - яичники. Расположены они в полости тела, ко времени размножения многократно увеличиваются. Созревшие в яичниках яйцеклетки попадают в яйцеводы. Во время движения по яйцеводу икринки покрываются прозрачной слизистой оболочкой и через клоаку выводятся наружу. У самцов семенники, имеющие овальную форму, выделяют множество подвижных сперматозоидов. Семенная жидкость, богатая сперматозоидами, по семяпроводам попадает в клоаку и выделяется наружу. Оплодотворение у земноводных наружное. Гроздья оплодотворенной икры прикрепляются к водным растениям или отдельными комками плавают у поверхности воды. Ленты оплодотворенной икры жаб, как и отдельные икринки тритонов, приклеиваются к листьям водных растений.

Развитие земноводных. Развитие зародыша лягушки (рис. 137) в икринке продолжается около полутора недель. Затем зародыш разрывает оболочку икринки, и наружу выходит личинка - головастик. По внешнему виду и образу жизни головастик похож на рыбу. У него есть жабры, двухкамерное сердце и один круг кровообращения, органы боковой линии.

Рис. 137. Развитие лягушки: 1 - икра; 2 - выход головастика из икринки; 3,4 - головастик с развитыми наружными жабрами; 5 - головастик с внутренними жабрами; 6 - появление задних конечностей; 7 - появление передних конечностей; 8 - рассасывание хвоста; 9 - выход на сушу

В процессе развития в головастике происходят важные изменения. Развиваются сначала задние, а потом и передние конечности. Появляются легкие, и головастик все чаще и чаще поднимается к поверхности воды для дыхания. В связи с развитием легких образуется второй круг кровообращения, сердце становится трехкамерным. Хвост постепенно уменьшается. Головастик становится похожим на взрослую лягушку. Лягушонок от растительного питания переходит к потреблению животной пищи (становится плотоядным) и покидает водоем. От времени откладывания икры до превращения головастика в лягушонка проходит 2-3 месяца.

У взрослых лягушек нет хвоста. Они начинают размножаться в возрасте 3-4 лет.

Происхождение земноводных. Размножение земноводных происходит так же, как у костных рыб. Головастики больше похожи на рыб, чем на своих взрослых родителей. У них есть все те же органы, которые необходимы рыбам для жизни в воде. Все это свидетельствует о том, что земноводные произошли от каких-то древних костных рыб.

Известно, что некоторые древние костные рыбы использовали конечности (парные плавники) для переползания из одного водоема в другой. У них появились примитивные легочные мешки, которыми рыбы пользовались для дыхания при недостатке кислорода в воде и при пересыхании водоемов. Наибольшее сходство существует между древними амфибиями, появившимися около 350 млн лет назад (рис. 138), и древними пресноводными кистеперыми рыбами - рипидистиями. Об их стении можно судить по сохранившейся до настоящего времени морской кистеперой рыбе латимерии (см. рис. 126).

Рис. 138. Древнее земноводное

Важно, что скелет парных плавников кистеперых рыб похож на скелет пятипалой конечности земноводных (рис. 139).

Рис. 139. Скелеты передней парной конечности кистеперой рыбы (1) и древнего земноводного (2)

Видимо, именно от древних рипидистий возникли первые земноводные (ихгиостегиды), по внешнему строению напоминавшие современных хвостатых амфибий. Они имели конечности, характерные для наземных позвоночных, и хорошо развитые пояса конечностей. Широкая сплюснутая голова, широко расходящиеся концы челюстей позволили предположить, что воздух они затягивали в легкие за счет опускания дна ротовой полости. У ихтиостегид сохранились типичные рыбьи черты: череп с типично рыбьими костями; остатками (рудиментами) жаберной крышки; длинный хвост и органы боковой линии.

Предполагают, что примитивные древние земноводные вели водный образ жизни, питались и размножались в воде. Однако они могли выходить на сушу и дышать воздухом при недостатке кислорода в воде, пересыхании водоемов. Все это позволило назвать их четвероногими рыбами. Древние земноводные дали начало современным тритонам, саламандрам, лягушкам, жабам.

Земноводные - раздельнополые животные, размножающиеся в воде. Оплодотворение наружное. Самки выметывают икру, самцы выделяют семенную жидкость. Развитие с превращением: из икринок выходят похожие на рыб головастики, которые в ходе развития превращаются во взрослое земноводное. Образ жизни земноводных меняется в зависимости от сезонных изменений условий обитания. Земноводные произошли около 350 млн лет назад от древних кистеперых рыб рипидистий. Первые примитивные земноводные сохраняли многие типично рыбьи черты. От них произошли современные амфибии.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Охарактеризуйте годовой жизненный цикл лягушки в умеренных широтах.
  2. Назовите черты сходства в размножении земноводных и рыб.
  3. В чем сходство головастика с рыбами? Что это подтверждает?
  4. Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика в процессе развития?
  5. Рассмотрите основные этапы происхождения современных амфибий.

§сформировать знания о годовом цикле жизн§сформировать знания о годовом цикле жизни земноводных, процессе их размножения на примере лягушки;

§расширять кругозор;

§осуществлять экологическое воспитание учащихсяи земноводных, процессе их размножения на примере лягушки;

§развивать познавательный интерес к предмету;

§расширять кругозор;

§развивать умения сравнивать, составлять схемы, таблицы;

§осуществлять экологическое воспитание учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Годовой цикл жизни земноводных Подготовила: учитель биологии МБОУ Бутурлиновская СОШ Климова Светлана Витальевна.

Цели: сформировать знания о годовом цикле жизни земноводных, процессе их размножения на примере лягушки; развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор; развивать умения сравнивать, составлять схемы, таблицы; осуществлять экологическое воспитание учащихся

Актуализация знаний (1) 1.Индивидуальный опрос: - Составить схему пищеварительной системы лягушки. - Составить схему нервной системы лягушки -Сравнить кровеносную систему рыб и земноводных.

Актуализация знаний (2) - ответить на вопрос: почему земноводные могут дышать атмосферным воздухом, и каков механизм их дыхания? - зарисовать выделительную систему лягушки. - работа с интерактивными карточками.

Задания классу Тестирование 1 .Земноводные дышат при помощи: а) жабр б) только легких в) только влажной кожи г) легких и влажной кожи 2. Для земноводных характерны следующие особенности: а) голова неподвижна, как у рыб б) голова подвижно соединена с туловищем в) нет шеи г) конечности из трех отделов 3. В связи с выходом на сушу у земноводных появляются: а) череп и позвоночник б) веки в) глаза и ноздри г) барабанная перепонка 4. В отличие от рыб у земноводных появляются: а) желудок б) печень в) слюнные железы г) поджелудочная железа 5. В клоаку открываются: а) пищеварительная система б) выделительная в) половая система г) кровеносная

Задания классу Признаки Земно-водные Рыбы Место обитания Части тела Органы передвижения Органы дыхания Строение сердца Кровообращение Нервная система Строение головного мозга Органы размножения Оплодотворение Развитие 3.Заполнить таблицу

Изучение нового материала 1. Годовой цикл жизни земноводных Годовые жизненные циклы у земноводных хорошо выражены в умеренных широтах с резкими сезонными изменениями условий жизни. При понижении среднесуточной температуры до +12,+8С земноводные перемещаются к местам зимовок, а при дальнейшем понижении температуры в сентябре – начале октября они скрываются в убежищах. При этом отдельные особи могут перемещаться в поисках мест зимовки на многие сотни метров. Озёрная, прудовая и травяная лягушки зимуют в водоёмах, собираясь по нескольку десятков особей вместе, прячутся под камнями, среди водных растений, закапываются в ил. Они выбирают наиболее глубокие участки там, где водоёмы не промерзают до дна. Жабы, жерлянки, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираются в ямы, норы грызунов, прячутся в трухе гниющих пней, под камнями и т.д. В период зимовки амфибии находятся в оцепенении, у них резко снижается обмен веществ, в 2-3 раза уменьшение кислорода, число дыхательных движений и сокращений сердца. Растут ли лягушки зимой???

2.Размножение лягушки Ранней весной, с первыми лучами тёплого солнца, пробудившись от зимней спячки амфибии приступают к размножению. В этот период у самцов по бокам головы развиваются парные мешки – резонаторы, которые усиливают звуки. Чем громче и мелодичней звуки, издаваемые самцом, тем больше у них шансов завоевать себе подругу. В момент размножения амфибии разбиваются на пары. Самка вымётывает в воду крупные яйцеклетки, которые называются икрой. Находящийся поблизости самец выпускает на них жидкость, содержащую сперматозоиды. Значит, у лягушки наблюдается наружное оплодотворение.

3.Развитие лягушки Через некоторое время оболочка икринок набухает, превращаясь в студенистый, прозрачный слой. Под ним видно оплодотворённое яйцо. Его верхняя сторона тёмная, за счёт чего сильно нагревается от солнца. Очень часто комки и ленты икры всплывают на поверхность воды, где температура выше.

Развитие прудовой лягушки Как и у большинства земноводных происходит с метаморфозом. Также, как и у рыб, развитие земноводных протекает в воде. Поэтом никаких зародышевых оболочек у них не образуется. Примерно через одну - две недели из икринок выходят личинки лягушки – головастики. Внешне они напоминают мальков рыб. У них имеется длинный, уплощённый хвост, а также боковая линия. Дышат головастики наружными кожными жабрами, которые со временем становятся внутренними. В отличии от взрослых лягушек у них только один круг кровообращения, и в сердце всегда находится венозная кровь. Первые дни жизни головастики питаются за сечет желтка икринок, затем у них обособляется рот, и они начинают питаться самостоятельно. Пищей им служат разнообразные водоросли, простейшие, а также мелкие водные беспозвоночные

Развитие земноводных

Жоффруа Сент-Илер Говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное.

Составить схему «Стадии развития лягушки» Стадии развития лягушки: сперматозоид Неоплодотворённая икринка Оплодотворённая икринка Многоклеточный зародыш головастик Взрослое животное

4. Размножение других земноводных. Индивидуальные сообщения учащихся Такие экзотические животные как сумчатая квакша и суринамская жаба пипа воспитывают потомство в особых ячейках в коже спины, так что в момент вылупления и сразу после него можно видеть, как на спине у самки копошится несколько малышей. А самец чилийской лягушки и вовсе оригинал – он носит головастиков в своём голосовом мешке Сумчатая квакша Суринамская жаба пипа Чилийская лягушка

5. «Возвращение домой» или хоминг Маленькие квакши-древесницы (родственницы лягушек) живут на стволах деревьев и кустарников, но для размножения собираются около водоёмов. Известен такой случай. Около одного небольшого пруда всегда собиралось много квакш. Но однажды весной окрестные поля разровняли, пруд засыпали, а весь участок очистили от кустарника. А что же квакши? Через некоторое время, уже на ровном месте, на пашне, где раньше был пруд, было обнаружено десятка три самцов, распевающих брачную песню среди борозд. А ведь не осталось никаких внешних признаков, по которым можно было бы найти место! Стоит добавить, что другие земноводные жабы – также безошибочно приходят к бывшему пруду, даже если он осушен.

Закрепление 1Сравнительная характеристика головастика и лягушки Признаки Головастик Лягушка Среда обитания Способ передвижения Отделы тела Органы дыхания Количество кругов кровообращения Количество камер в сердце Боковая линия Хорда

Закрепление 1Сравнительная характеристика головастика и лягушки Признаки Головастик Лягушка Среда обитания водная Водная + наземно - водная Способ передвижения Плавание при помощи хвоста Прыжки и плавание при помощи задних конечностей Отделы тела Голова, туловище, хвост Голова, туловище, конечности наземного типа Органы дыхания жабры Лёгкие + кожа Количество кругов кровообращения 1 2 Количество камер в сердце 2 3 Боковая линия + _ Хорда + _

2. Решение биологических задач (1) Задача №1 В икринках большинства бесхвостых земноводных более тяжёлая часть яйцеклетки всегда обращена книзу. Верхняя тёмная часть яйцеклетки, напротив, обращена вверх. Какое это имеет значение для развития животного? Задача № 2 Головастик лягушек по внешнему виду больше похож на рыб, чем на своих родителей. У них имеются жабры, органы боковой линии, хвостовой плавник. Нет ли признаков рыбы во внутреннем строении головастика? Если да то какие? Задача №3 Головастик, превращаясь в лягушку, ничего не ест. Идёт глубокая перестройка пищеварительной системы. Откуда тогда головастик получает энергию, необходимую для его превращения в лягушку? Задача № 4 С целью выяснения способа регуляции роста численности популяции проделали следующий опыт. В два одинаковых по объёму аквариума поместили разное количество головастиков. В первом аквариуме головастиков насчитывалось в два раза больше, здесь они росли медленно. Из первого аквариума немного воды перелили во второй, не меняя в нём количество головастиков. В результате их рост и развитие, ранее интенсивные, явно замедлились. Сделайте вывод из этого опыта.

Задача № 5 Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Задача № 6 Прудовая лягушка, обитающая в водоёмах и вблизи их, активна днём, а травяная, обитающая на болотах и лугах, - в сумерки. Почему? Задача № 7 Почему у лягушки мышцы задних конечностей развиты более, чем передних? Задача № 8 Замечено, что лягушка, схватив крупное насекомое, закрывает глаза и втягивает их в ротоглотку. Как можно связать эти два явления: захват добычи ртом и втягивание глаз в ротоглотку? 2. Решение биологических задач (2)

ЛЯГУШКА-КОРОВНИЦА - наделенная сверхъестественными свойствами лягушка, жаба; проклятая девица. Жабы способны высасывать из тела раковые яды. (Сельское суеверие XVIII в.). В лягушке часто видели дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным; могут сглазить человека или животное; появление лягушки в доме служит предвестьем прихода нежеланных гостей, несчастья, смерти в доме; Народные приметы и суеверия

Это интересно … что первый памятник лягушкам был сооружён в Парижском университете Сорбонне в 19 веке, по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара. Второй памятник воздвигнут сравнительно недавно в Токио студентами-медиками. Так отблагодарили учёные своих подопытных животных

Общие выводы В целом, земноводных можно разделить на водные и наземные виды. Одни уходят далеко от водоёмов, возвращаясь к ним в период размножения. Другие всю жизнь проводят в воде. Некоторые амфибии ведут роющий образ жизни.

Обмен веществ у амфибий протекает медленно. Все земноводные – холоднокровные животные; зимой они впадают в спячку. Тем не менее, максимальная активность у видов, обитающих в умеренных широтах, наблюдается ночью – в это время нет палящих лучей солнца. Постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности среды. Тропические виды, пережидая засуху, зарываются в почву. Прудовая лягушка является раздельнополым животным. Её размножение происходит ранней весной. Развитие происходит с метаморфозом, без образования зародышевых оболочек. Личинка прудовой лягушки называется головастик.

Домашнее задание: П. 38 (КБК) Ответить на вопросы (стр.186) Подготовить сообщения об аксолотле, жабе – аге и лягушке – быке (индивидуальные задания).

Используемые источники http://www.lenagold.ru/fon/clipart/l/lagu.html- Lenagold - Клипарт- Лягушки http:// www . alfawit . info /13 files / image 007,008,009. С.А. Молис Книга для чтения по зоологии,М. Просвещение 1986 В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология Животные 7 класс, М. «Вента-Граф»1999 Н.Ф.Бодрова Изучение курса «Зоология». Поурочное планирование Воронеж 2000


другие презентации на тему «Годовой цикл жизни и происхождение земноводных»

«Урок Земноводные» - А есть некоторые виды, которые обитают исключительно на деревьях. Итог урока. Научился. Узнать к какому классу относится. Тема урока: Червяги. Узнать о предках земноводных. Ножками потопали, Ручками похлопали. Бесхвостые. 1 группа. Хвостатые. Исследовать чем отличается лягушка от жабы. 3 группа. Узнать есть ли среди земноводных ядовитые виды.

«Внешнее строение земноводных» - Внешнее строение земноводных. Места обитания. Земноводные. Отряд Бесхвостые Земноводные(Амфибии) (более 1800 видов). Сравнительная характеристика двух сред обитания. Развитие лягушки. Цель урока: Изучение внешнего строения лягушки. Лягушка»; скелет лягушки; изображение кистеперой рыбы. Приспособления земноводных к жизни на суше (лабораторная работа).

«Внутреннее строение земноводных» - Кровь – смешанная. Урок № 41: «Строение и деятельность внутренних органов земноводных». Нервная система и органы чувств. Кровеносная система земноводных. Почему задние конечности длиннее передних? Выводы: убедиться, что Земноводные получили своё название заслуженно. План урока. Пищеварительная система.

«Земноводные и пресмыкающиеся» - Одна из глав книги, рассказывает о земноводных и пресмыкающихся. Рыбы. Информация о пресмыкающихся и земноводных, расположена на страницах: 5-160; по системе: Отряды – Семейства. В конце книги имеется предметно-именной указатель. Есть виды, постоянно живущие на деревьях и даже способные к планирующему полету.

«Земноводные животные» - Обсохшая лягушка не способна поглощать влагу из воздуха. Обычно считается, что земноводные не имеют существенного значения для человека. Сердце трехкамерное, с двумя предсердиями и одним желудочком. Например, головастики питаются в основном личинками комаров и других кровососов. Исполинская саламандра редко выходит на сушу и ведет ночной образ жизни.

«Биология земноводные» - Тритоны саламандры. Предплечье. Короткоголовые. Слева направо: ихтиостега, лантанозух, мастодонзавр. настоящие лягушки. Амфибии. Резонаторы. Нижний ряд: узкоротые лягушки, веслоногие лягушки, настоящие лягушки. Эволюция амфибий. Общая характеристика. Отряд БЕЗНОГИЕ. Плечо. Отряд БЕСХВОСТЫЕ. Верхний ряд: пипы Нижний ряд – жабы.

Годовые циклы у земноводных наиболее отчетливо выражены в районах с резким сезонным изменением условий жизни: в умеренных широтах, в горах, пустынях и полупустынях. Во влажных тропи­ческих лесах биологическая сезонность сглажена. Неблагоприятный период года (зиму или период засухи) земноводные проводят в оцепе­нении, длительность которого определяется продолжительностью пе­риода. В умеренных широтах определяющим фактором служит температура, в тропиках и субтропиках - влажность. Эти факторы действуют непосредственно и через ухудшение условий питания. Они же оказывают решающее влияние на географическое размещение зем­новодных.

При понижении среднесуточной температуры до 8-12° С и при ночных температурах в 3-5° С земноводные пере­мещаются к местам зимовок, а при дальнейшем снижении темпера­туры в сентябре - начале октября скрываются в зимних убежищах. Зеленые (озерная и прудовая) и травяная лягушки зимуют в водоемах (реки, ручьи, озера, торфя­ные карьеры и т. п.), собираясь группами в более глубоких непромерзающих участках (под камнями, в зарослях водорослей или зары­ваясь в ил). Остромордые лягушки и квакши обычно зимуют на суше, но часть особей может зимовать и в водоемах. Жабы, жерлянки, чесночницы, тритоны, саламандры зимуют на суше, забираясь в ямы, норы грызунов, прогнившие корни, под камни, пни и т. п.

В период зимовки (или во время засухи) у животных резко сни­жается уровень метаболизма, в 2-3 раза сокращается поглощение кислорода. При понижении температуры тела ниже -0,5-1°С зем­новодные обычно погибают. Суточная ритмика активности земноводных определяется погод­ными условиями, в первую очередь температурой и влажностью. В теплое лето живущие в воде жерлянки и тритоны и держащиеся на кромке берега и на мелководье зеленые лягушки активны круглые сутки. Наземные виды (жабы, бурые лягушки, квакши и др.) активны в сумерках и ночью, когда жара спадает, а влажность воздуха увели­чивается; в пасмурные дождливые дни они деятельны и днем. В про­хладные ночи эти виды наибольшую активность проявляют в сумер­ках - утром и вечером.



66. Экологические группы земноводных (гидро-, хтоно-, эдафо-, дендро­бионты).

Жизненная обстановка амфибий весьма разнообразна. Среди них есть чисто водные формы, никогда не выходящие на сушу. Большинство их принадлежит к хвостатым амфибиям (протеи, сирены) – ­ гидробионты.

Большинство бесхвостых ведут полуводный образ жизни. В период размножения они живут в водоемах. Многие зимуют также в воде. Вне указанного времени эти виды живут на суше и часто уходят от водоемов на большие расстояния. Таковы жабы, саламандры. Зеленые лягушки много времени проводят вне воды, но от водоемов далеко не уходят и при опасности одним прыжком скрываются в воду – хтонобионты.

Среди бесхвостых много тех, кто живет на деревьях. В большинстве это обитатели тропических лесов, которые и размножаются на деревьях, используя для откладывания яиц воду, скопившуюся в дуплах и на крупных листьях – дендробионты.

Роющиеся в земле виды – эдафобионты – к ним относятся почти все безногие, являющиеся обитателями толщи почвы, закапывающиеся в землю. Для большинства почва – лишь место временного нахождения.

67. Роль амфибий в экосистемах. Практическое значение в различных от­раслях народного хозяйства. Значение амфибий как лабораторных животных.

Все земноводные в той или иной степени полезны для человека прежде всего тем, что поедают многих вредных беспозвоночных (мол­люсков, насекомых и их личинок, в том числе комаров и др.), по­вреждающих сельскохозяйственные и лесные культуры или перено­сящих заболевания человека и домашних животных. У наземных ви­дов пищевые объекты обычно более разнообразны, чем у видов с вод­ным образом жизни. Травяная лягушка в среднем за сутки съедает 6 вредных беспозвоночных. При численности 100 лягушек на 1 га они уничтожат за период летней активности более 100 тыс. вредителей. Земноводные часто поедают беспозвоночных с неприятным запахом или вкусом, охотятся в сумерках и ночью. Поэтому их деятельность дополняет полезную деятельность птиц. Однако польза от земноводных в целом невелика, так как они достигают большой численности лишь в немногих ландшафтах. Икра, головастики и взрослые особи видов, ведущих преимущественно водный образ жизни, интенсивно поедаются многими промысловыми рыбами, утками, цаплями и другими птицами. Земноводные составляют существенную часть летнего рациона неко­торых пушных зверей (порка, хорь и др.); выдры питаются лягуш­ками и зимой.

В ряде стран крупные саламандры и лягушки используются в пищу людьми (Франция, Юго-Восточная Азия, Америка и т. д.). В США есть фермы, которые разводят лягушку-быка; в продажу посту­пают задние лапки (пара массой 250-400 г), а остальные части тушек перерабатываются на корм скоту. Очень велико значение земноводных как лабораторных животных, используемых в самых разнообразных биологических и медицинских исследованиях. В ряде стран Западной Европы численность многих земноводных резко снизилась. Причины этого разнообразны: изменение местообитаний в результате мелиорации н хозяйственного освоения территорий, загрязнение воды в нерестовых водоемах, преследование со стороны человека и т. п. Поэтому в не­которых странах сейчас приняты специальные законы, оберегающие земноводных и запрещающие их добычу. Для лабораторных целей раз­водят аксолотлей, предпринимаются попытки искусственного разве­дения и других видов.

Лишь местами земноводные имеют отрицательное значение. Так, поедая молодь рыб, некоторый ущерб в рыборазводных хозяйствах могут наносить зеленые лягушки - прудовая и особенно озерная; в отдельных рыбхозах в дельте Волги они уничтожают до 0,1 % маль­ков. Однако этот ущерб перекрывается истреблением водных насе­комых, поедающих икру и молодь рыб. Следует учитывать, что н сами земноводные служат пищей рыб. Некоторое отрицательное значение земноводные могут иметь и как промежуточные хозяева глистов, по­ражающих птиц и пушных зверей, а также как временные хозяева возбудителя тулерямии.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей