Факты о творческих людях. Интересные факты о блоке

Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930 гг.) является одним из самых выдающихся поэтов первой половины XX века. Он жил в то время, когда рушились вековые устои, происходила смена государственного строя, весь мир и Россия, в частности, погрязли в страшных и жестоких войнах. из жизни Маяковскогозаставляют нас с других позиций оценить его роль в становлении и формировании советской литературы.

Начало творческой деятельности

Владимир Маяковский появился на свет в Грузии, в небольшом селе Багдати Кутаисской губернии. Его отец, Владимир Константинович, служил лесничим. У поэта было две сестры, а двое братьев умерли совсем маленькими. Все члены семьи свободно говорили по-грузински, поэтому он в 1902 году с легкостью поступает в Кутаисскую гимназию. В 1906 году умирает отец. Семья остается без средств к существованию и, распродав последнее имущество, оставшееся после похорон, Маяковские переезжают в Москву.

В Москве поэт поступает в IV класс гимназии. Но в марте 1908 года его исключают из-за неуплаты за обучение. Юный Маяковский активно включается в политическую жизнь столицы, знакомится со студентами, ведущими революционную агитацию, читает произведения Маркса, а в 1908 году вступает в РСДРП. Его трижды арестовывают:

  • в первый раз - по делу о подпольной типографии;
  • во второй - за связь с группой анархистов;
  • а в третий - по подозрению в организации побега женщин политкаторжанок.

Хотя поэт так и не был осужден - его выпустили на основании недостатка улик, но в Бутырской тюрьме ему довелось провести 11 месяцев. Освобожден в январе 1910 года. В заключении писал стихи, но при освобождении тетрадку отобрали. Качеством своих произведений он был недоволен, поэтому об утрате не переживал, но все же началом своей творческой деятельности считал именно эти стихотворения.

Сразу же после освобождения Маяковский добровольно выходит из партии. А в 1911 году, по совету своей подруги, художницы Евгении Ланг, начинает заниматься живописью. Он учится на подготовительном курсе Строгановского училища, а затем поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где примкнул к поэтам-кубофутуристам. Но получить образование ему так и не удалось, в 1914 году его исключили из училища за выступления перед публикой. С этого момента поэт начинает работать над стихотворениями и поэмами, которые отражают события, происходящие в стране. Он публикует свое произведение «Война объявлена», о начале Первой мировой войны. Вскоре Маяковским была написана поэма «Облако в штанах». Поэту нравился кинематограф, он видел перспективы, открывающиеся перед ним, часто сотрудничал с режиссерами, писал сценарии. Известны несколько фильмов с участием поэта: «Вперед, время!», «Барышня и хулиган», для которого Маяковский написал сценарий и снялся в главной роли, а также «Блэк энд уайт», «Прочти и катай в Париж и Китай».

Летом 1915 года Владимир Маяковский знакомится с семьей Бриков - Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем, которые занимались доходным, по тем временам, коралловым бизнесом. Вскоре поэт безоглядно влюбляется в молодую Лилю, знакомит со своими друзьями-литераторами. Б. Пастернак, В. Каменский, Д. Бурлюк, М. Горький, В. Шкловский, другие знаменитые писатели и художники становятся частыми гостями этого богемного салона. В этом же году Маяковским была написана поэма «Облако в штанах».

Маяковский был довольно резким и грубым человеком. Но в то же время с нежностью и безграничной любовью относился к Лиле Брик. Он долгое время дружил с этой семейной парой, а затем вообще переехал к ним в дом. Как ни странно, Осип, муж Лили, никак не отреагировал на развитие бурного романа, он корректировал произведения Маяковского и продолжал с ним профессиональное сотрудничество. Осип Брик в молодости получил юридическое образование, но стал известным литератором и критиком.

Маяковский, сохраняя свою любовь к Лиле Брик на протяжении длительного времени, все же имел отношения и с другими дамами. Импозантный, высокий красавец с одного взгляда мог влюбить в себя не только молоденьких девиц, но порой и серьезную замужнюю женщину. Он не был официально женат. Но дети все-таки у него были.

В 1920 году Владимир Маяковский работал в «Окнах РОСТа», где и познакомился с миловидной художницей Лилей (Елизаветой) Лавинской. Она была замужем, однако увлеклась поэтом и 21 августа 1921 года родила сына, которому дали двойное имя - Глеб-Никита. Поскольку поэт никогда не интересовался детьми и не претендовал на отцовство, ребенка записали на фамилию мужа Елизаветы, Антона Лавинского. Несмотря на определенные сложности в семье, Глеб-Никита окончил Суриковский институт и стал скульптором-монументалистом. Одна из самых известных его работ - памятник Ивану Сусанину, который воздвигли в Костроме в 1967 г.

В середине двадцатых годов Маяковский уезжает в Америку, где выступает с чтением своих произведений и навещает друга Давида Бурлюка. В это же время знакомится с русской эмигранткой Элли Джонс (настоящее имя Елизавета Зиберт), которая стала для него милой спутницей и переводчицей. Отношения между ними были очень серьезными, поэт хотел жениться и создать настоящую семью. Но затем все изменилось. Однако Элли Джонс родила от него дочку, Хелен-Патрисию Джонс, с которой Маяковский несколько лет спустя встретился во Франции.

События, повлиявшие на формирование личности поэта

Отец поэта, Владимир Константинович умер внезапно. Он нечаянно проколол палец иголкой, когда сшивал бумаги. Небольшая ранка привела к заражению крови и смерти. Это было большим ударом для юного поэта, и у него развилась настоящая микробофобия (по-научному гермофобия). Его патологическое стремление к чистоте и брезгливость удивляли современников. Он не мог спокойно перенести вид различных булавок и заколок.

Маяковский слыл азартным игроком, и многие его современники утверждали, что он отлично играл в бильярд, карты, причем на деньги. Очень любил . Поэтому однажды подобрал на улице щенка и принес его в дом. Даже имя ему дал - Щен.

Стихотворная «лесенка», придуманная Владимиром Маяковским, обострила его отношения со многими поэтами и писателями. Ведь оплата литературных произведений тогда производилась построчно, а «лесенка» увеличивала стоимость стихов поэта в два, а то и в три раза.

Прошло много времени со дня смерти великого поэта. Его биография уже достаточно изучена, но остаются неясными причины, повлекшие за собой гибель поэта. Некоторые утверждают, что игра в русскую рулетку, возможно, стала фатальной для него. Интересные факты из жизни Маяковского помогут понять его личность, совершенные им поступки и действия. Он навсегда останется в памяти народа харизматичным человеком, с буйным и неуправляемым характером и великим мастером слова.

Александр Блок, интересные факты из жизни которого приводятся в статье, - один из самых известных

Все начиналось так

В доме Бекетовых, где прошло детство будущего поэта, стихи любили и ценили. Их писали в семье, кто в шутку, кто всерьез, почти все. В связи с этим можно привести первый интересный факт из жизни и По признанию поэта, проба пера относится приблизительно к пятилетнему возрасту. Маленький Саша сочинял небольшие стишки, рассказики, которые аккуратно, печатными буквами, переписывал в альбомы. В последних все было, как положено: оглавления, яркие рисунки. Почти все детские «сборники» мальчик посвятил матери, о чем свидетельствовали сделанные им надписи.

Лет в девять Саша стал «выпускать» ежемесячный журнал «Корабль», который умещался в обычной тетради. Позже, в 94-97-х годах, «являлся редактором» домашнего рукописного «Вестника», в издании которого участвовала вся родня. Здесь, кстати, было немало юного Блока. Но серьезно Александр стал относиться к творчеству только к восемнадцати годам. На тот момент в его «копилке» было уже около восьмисот стихотворений.

Интересные факты из жизни Блока: гимназия

С самого рождения Бекетовы ограждали Сашу от всего дурного, что происходило вокруг. Поэтому поступление в одиннадцать лет в Введенскую гимназию, находившуюся на окраине Петербурга, стало для него настоящим ужасом. Из спокойной доброжелательной домашней обстановки с разговорами об искусстве он попал в место с толпой громко кричащих остриженных мальчиков. Тягостное впечатление на аккуратного и воспитанного Сашу произвели и учителя. Не случайно после первого дня пребывания в гимназии он сказал, что больше всего его поразили люди. Впоследствии посещение учебного заведения превратилось для мальчика в повинность, а первые приятели появились только в Такова интересные факты из жизни которого помогают взглянуть на него, как на обычного человека.

Первая любовь поэта

Все любители творчества Блока знают о его жене, Л. Д. Менделеевой, которой был посвящен сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Но далеко не каждому известно, что первой музой поэта стала не она, а тридцатисемилетняя К. М. Садовская.

Их знакомство произошло в Бад Наугейме - немецком городке, куда семнадцатилетний юноша приехал вместе с матерью и теткой. Александр в течение месяца, до отъезда К. Садовской, каждое утро покупал ей розы и повсюду сопровождал. Этот роман продолжился в Петербурге и длился до тех пор, пока в августе 98-го Блок не воспылал страстью к Любочке Менделеевой. И хотя уже в ноябре того же года в одном из стихотворений поэта появятся строки о «любовнице, давно забытой», их переписка, в основном сводящаяся к выяснению отношений, будет продолжаться до лета 1901-го. После августа этого года они больше не виделись и не общались. А в 1909 году поэт вновь оказался в Бад Наугейме, где, как воспоминание о былом увлечении, родился цикл стихотворений «Через двенадцать лет». Вот такие интересные факты из жизни Блока связаны с его первой влюбленностью.

Поэма «Двенадцать»

Революцию Блок принял с воодушевлением. И даже когда сожгли его любимое Шахматово, всем, выражавшим сожаление и сочувствие, он говорил, что так надо. И добавлял: поэту не следует иметь имущества. Полный надежд на будущее, 8 января 18-го года он сел за «Двенадцать. Работал весь день, после чего наступил долгий перерыв. Наконец 27-28 января работа была завершена, и Блок написал: «Сегодня я - гений».

Здесь можно привести интересные факты из жизни Блока, связанные с восприятием поэмы современниками. Так, солдаты и рабочие, перед которыми Блок лично читал произведение, прониклись до слез и бурно выражали свой восторг. Хотя нужно все же отметить, что впоследствии комиссар, руководивший Театральным отделением, посоветовал поэту обойтись без публичных декламаций - он связывал это с образом Христа.

Однако почти вся интеллигенция, включая близких поэту людей, ополчилась против него и даже не подавала руки при встрече. А З. Гиппиус, ранее бывшая с Блоком в дружеских отношениях, записала его имя вторым в списке предателей и перебежчиков, которые для нее являлись «не людями». Чуть позже, в мае, она прислала поэту свой новый сборник, проникнутый ненавистью к большевикам, в который вложила листок со стихотворением «Блоку. Дитя, потерянное всеми…». Поэт написал ей ответ в аналогичной форме на последней странице книжечки со «Скифами» и «Двенадцатью». Когда же в 1921 году Блоку советовали отправиться на лечение за границу, одной из причин для отказа стало то, что там он бы мог встретиться с русскими эммигрантами.

Показательна и фраза, брошенная Колчаком, когда он узнал о переписке Блока с Горьким. И один и другой талантливы, но при встрече обоих придется повесить - таков ее смысл.

Последнее выступление

В многочисленных статьях, приводящих интересные факты из жизни Блока, обязательно упоминается вечер, устроенный в его честь Домом Искусств. Это произошло 25 апреля 1921 года. В Большом драмтеатре собралось около двух тысяч человек. Вечер открыл К. Чуковский. В своей речи он назвал Блока величайшим из современников, чем вызвало недовольство поэта: «Как теперь на сцену выходить?».

Александр Александрович предстал перед публикой похудевшим, угрюмым, в черной одежде. И только в самом конце, перед чтением стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», появился с белым цветком в петлице.

Весь вечер его голос, который великолепно слышался во всех уголках зала, звучал негромко и отчетливо. Зрители, ощутившие особую значительность вечера, уходили не торопясь. А на фоне всеобщего молчания прозвучала пророческая фраза: «Это поминки какие-то». Петербуржцы и в самом деле больше не видели выступающего Блока: с середины апреля его состояние ухудшилось от непонятной болезни.

Концерты в Москве

Это было в начале мая. Поэт чувствовал себя плохо, но запланированную поездку все же не отменил. Трудный, с палочкой, выход на сцену. Чтение стихов через силу. Часто чужая по духу, порой даже враждебная публика. В таких условиях выступал Александр Блок - интересные факты из жизни знаменитых людей порой связывают с тем, что, возможно, для самого героя истории было неприятным. Так вот, во время одного из московских выступлений поэт услышал в свой адрес: «Да … это стихи мертвеца!» Их произнес А. Струве, решивший таким образом свести с Блоком давнишние счеты. Александр Александрович не стал спорить, а лишь спокойно произнес: «Да, я мертвец». А о своей поездке вспоминал как о кошмаре и трудном сне. Впереди у него оставалось еще два мучительных месяца и осознание того, что он умирает.

Таким неординарным человеком был Блок Александр Александрович, интересные факты из жизни которого приведены на основе книги В. Н. Орлова «Гамаюн (жизнь Александра Блока)».

МБОУ СОШ № 19 городского округа город Камышин Волгоградской области.

Исследовательский проект.

«Интересные факты из жизни Н.В.Гоголя».

Работу выполнили ученики 6а класса: Кузнецова Ульяна, Минулина,Дарья, Мухина Валерия,

Котенко Данил, Костычев Владимир.

Руководитель УИР:

учитель русского языка и литературы:

Говорусская Зоя Олеговна.

Камышин 2014г.

Цель проекта :

1. Активизировать исследовательские, творческие навыки учащихся;

совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки коллективной работы, создание условий для повышения познавательной активности учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности по литературе.

2. Изучить биографию Н.В.Гоголя, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества.

Задачи:

1. способствовать осознанному восприятию учащимися изучаемого материала;

2. содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

3. обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

4. проектировать ситуации, способствующие формированию субъектного опыта ученика;

5. показать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность).

6. показать эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках через активные формы работы;

Актуальность темы :

Н.В.Гоголь - самый необычный поэт и прозаик, каких только рождала Россия.

Обоснование выбора темы :

Каждый может оценить уникальность творчества этого писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл его творчества.

Практическая значимость :

Полученную информацию в результате проведенной работы сформировать в форме буклета и презентации и выступить с ней на научно - практической конференции.

    Введение ………………….. 4 стр.

    История семьи Гоголя. ………………….. 4-8 стр.

    Учеба. Полтава. Нежин. …………………..8-10 стр.

    Интересные факты из жизни Н.В. Гоголя. …………………..11-17 стр.

    Заключение. …………………..18-20 стр.

    Используемая литература. …………………..21 стр.


«Я почитаюсь загадкою для всех».

Н.В. Гоголь

Часто, когда мы говорим о писателях, мы забываем о том, что ко всему прочему они были людьми со своими достоинствами и недостатками, а также со своими, порой, удивительными увлечениями.

Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других мастеров слова. В его творчестве много поразительного, вызывающего восхищение и удивление: смешное переплетается с трагическим, а фантастическое с реальным.

Гоголя называют «самой загадочной фигурой в русской литературе», по словам русского философа Н. Бердяева. Загадочностью отмечен прежде всего жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов.

Предки Гоголя были люди страстные. Дед по отцовской линии бежал со своей возлюбленной, у которой был репетитором, с намерением тайно обвенчаться.

Необычайно интересна, окрашена мисткой история знакомства и женитьба родителей будущего писателя.

Отец Гоголя, Василий ещё попросту назывался Васютой, объявил отцу и матери, что знает, кто его суженая. Выяснили: по пути на богомолье пришлось им заночевать на постоялом дворе, где мальчику привиделся сон. Сошла к нему Царица Небесная, сообщила, какие болезни его ждут, а потом сказала Василию: «Выздоровеешь ты, женишься, и вот твоя жена». Подняла руку, и увидел он у ног её ребёнка, сидящего на полу.
О сне скоро все забыли, а зря…

Как-то заехали к помещикам Кисяровским, к тетке по материнской линии. Тут кормилица вынесла в сад семимесячную малышку, Машеньку Кисяровскую. Взглянул на неё Васюта и сердце его защемило…и еле дотерпел, пока той исполнится 14 лет. Священник обвенчал двадцативосьмилетнего Василия и четырнадцатилетнюю Машеньку в сельской церкви. 17 лет в любви и заботе друг о друге прошли незаметно.

Отец писателя.

В.А.Гоголь-Яновский, отец писателя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился.


М.И.Гоголь-Яновская, мать писателя происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам».

Мать Гоголя была глубоко религиозной женщиной, нервной и впечатлительной. Она, потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, окружила сына особой лаской и вниманием. От матери Гоголь унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к мистицизму и религиозность. Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки, Татьяны Семёновны. В её комнатах было полным-полно всяких коробочек, шкатулочек и безделушек, так что Никошу, как его тогда называли, так и тянуло в её комнаты. Так вот, она могла подолгу рассказывать про запорожских казаков, среди которых был и его славный предок Остап Гоголь. А ещё знала бабушка массу народных песен и сказок, которые не всегда оканчивались всеобщим пиром да свадьбой.


Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви.

Гоголь родился в пору предчувствия радости, ликования людей и природы, накануне явления всего нового - будь то новые листья на деревьях или новые надежды. Он и сам стал надеждой отца и матери, которые, потеряв двоих детей, со страхом и неуверенностью ждали третьего. Много раз ездили они молиться к святой иконе Николая-чудотворца в соседнюю Диканькскую церковь, много раз просили угодника заступиться за них, даровать им здоровое дитя; судьба сжалилась над ними - родился сын.

По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.


Мать писателя Мария Ивановна Гоголь и его сестры.

Маленький Николай был окружён безоговорочным обожанием, и позиций этих не поколебало ни рождение сестры Марии в 1811 году, ни брата Ивана в 1812. «Я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне», - писал он

позднее матери.

Гоголь поздно научился говорить (в три года) и очень стеснялся вначале говорить на людях. Застенчивость Гоголя с годами не исчезла: как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

Дома, вдохновившись отцовскими постановками, он пытался сочинять стихи. И ещё он рисовал и даже как-то организовал выставку своих картин в Васильевке.

Но пора было учиться. Так что для Николая и Ивана был нанят семинарист, однако дело не двигалось, поэтому в 1819 году родители решили отправить обоих мальчиков в Полтавскую гимназию. За всякую провинность там жестоко наказывали, а случалось, и пороли…

В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.

С детства Н.В.Гоголь перенял от отца любовь к садоводству. Всегда, когда у него была свободная минута, он отправлялся в лицейский сад и там подолгу беседовал с садовником. «Ты рассаживай деревья не по ранжиру, как войска в строю, один против другого на рассчитанном расстоянии, а так, как сама природа это делает»,- говорил он.

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И, действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в товарищеском кружке, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы.

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах.

Иван часто болел, и родители взяли его домой. Гоголь лишился брата, когда ему было 10 лет.Н.В.Гоголь всю свою жизнь винил себя за это - он часто играл с братом в покойника и думал, что именно этим он накликал смерть на брата.Он сильно плакал, сочинил поэму «Две рыбки» о брате и о себе, где скорбел о смерти одной из них.

После смерти Ивана отец забрал Николая домой - родители боялись за его здоровье.

В 1821 году Николая определили в Нежин, в гимназию высших наук, которую ещё называли лицеем. Оттуда вышло много замечательных людей.

Нежинская гимназия высших наук.

Появление Гоголя в лицее (в гимназии) запомнилось однокашникам как комическое зрелище: новичок был укутан в шубы, свитки. Одеяла. Их долго развязывали, а когда, наконец, развязали, глазам предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата.

В юности, во время учебы в гимназии, из-за его неряшливости и золотушного вида (у него текло из ушей) многие ученики брезговали подавать ему руку, отказывались брать его книги - это был настоящий ад для нормального человека. «Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, всегда смотрел букою…»

В нежинском лицее ученики дали ему прозвище «таинственный Карла» - у невысокого ростом Гоголя обнаружились странности в характере, которые и были подмечены его однокашниками.

Да, это только в учебниках литературы гении рождаются на свет сразу в виде бронзовых памятников! А в жизни они подчас даже золотухой болеют и бывают, некрасивы, напуганы и нелюдимы.

Главным святилищем для Николая была библиотека – 7 тысяч томов. Здесь он и сам на добровольных началах состоял библиотекарем. Он так благоговейно относился к книгам, что требовал от других учеников листать книги не голыми пальцами, а предварительно надев на них бумажные кулёчки, которые сам же и вертел для этой цели и раздавал их всем

Гоголевское затворничество закончилось, когда в гимназии открылся театр. Гоголь расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации, сооружал подмостки, делал бутафорские вещи и даже шил костюмы. Тут пригодился его васильевский опыт вышивания по тюлю. Естественно, что он играл почти в каждом спектакле. Актёрский талант Гоголя (говорили талант передразниванья) здесь раскрылся полностью

Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. особенно ему удалась роль госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль». В этой роли он своей игрой вызывал у зрителей и смех, и слёзы. Им было жаль невежественную госпожу Простакову, которая страдает от своей безмерной любви к сыну.

Но актёрская карьера не манила Гоголя – он мечтает о литературном поприще.

.


Гоголь-гимназист (портрет неизвестного художника 1820-х

Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.


Это настояший портрет Николая Васильевича, здесь ему 23 года

Это единственна, дошедшая до нашего времени фотография Гоголя, сделанная в Риме в 1845 г.

Интересные факты о Гоголе Н.В. уже издавна волнуют критиков и историков

И это происходит потому, что Николай Васильевич Гоголь был очень незаурядной личностью, поэтому и возникает многочисленное количество значимых расхождений во мнениях. Примеров, можно привести достаточно много, но суть остается, до сих пор не раскрыта.

Выделим основные принципиальные особенности личности Гоголя Н.В.

В первую очередь , неотъемлемый интересный факт о жизни Гоголя - это то, что он был весьма нелюдимым человеком. Это проявлялось абсолютно во всех сферах и этапах жизни. Например: еще в школьном возрасте он не поддавался не на серьезную строгость педагогов и никогда не контактировал со своими ровесниками. Из записок сестер Николая Гоголя, выяснилось, что он практически всю свою сознательную жизнь очень сильно подвергался депрессивным состоянием, что никак не вовлекало общество. То есть, при появлении в круги семьи посторонних людей, он удалялся и никогда не присутствовал на церемониях чаепития, бала и многое другое.

Во вторую очередь , как ни странно, но для многих из нас станет интересным фактом то, что Гоголь Н.В. еще при учебе в школе отличался будоражащей неграмотностью при письме, а вот красноречивость высказываний, которые звучали, крайне редко, удивляли всю аудиторию.


В третью очередь , любовь и привязанность к рукоделию: вязал шарфы, кроил платья сестрам, шил себе шейные платки

В четвертую очередь , сегодня современники выделяют еще целую массу версий о жизни, творческом развитии и конкретном душевном равновесии поэта. Но до сих пор многие утверждают, что он был человеком, живущим ради материальных жизненных ценностей. А вот о контакте с женщинами не написано ни в одном из исторических источников или записок.

    Н.В.Гоголь несколько раз посещал монастырь в Оптиной Пустыни.

    Монахи были поражены набожностью светского писателя, тщательностью и аккуратностью, с которой он подходил к исполнению религиозных обрядов.

    Сохранилось даже предание, повествующее о желании Николая Васильевича поселиться в скиту Оптиной Пустыни, сделавшись иноком.

    Н.В.Гоголь всю жизнь, как он сам считал, боролся с дьяволом.

    Он ненавидел всё склизкое и продолговатое (червяков или гусениц), убивал жуков, пауков, так как считал, что все они от дьявола.

    Даже когда тяжело заболел, он отказывался от лечения пиявками, которые были для него воплощением дьявола.

    Н.В.Гоголь очень много ел (был способен повторить плотный обед без перерыва), но умел и готовить.

    Если бы судьба не сделала Гоголя писателем, он был бы непременно великим артистом-поваром. Любимейшее блюдо - макароны. Он их мастерски готовил. Живя в Риме, Николай Васильевич специально ходил на кухню учиться у поваров, а потом, вернувшись в Россию, угощал своих друзей изысканными блюдами. Они вызывали в нем особенно хорошее расположение духа. Он сам готовил их.

    Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками.

Украинские галушки

Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»

«Гоголь-моголь»

Гоголь был образцовым сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство» - так описывает Гоголя товарищ по гимназии.

Комната Гоголя

При жизни Н.В.Гоголь страдал тафефобией- страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном.

Писатель патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего и похоронить. Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулёжа в кресле или на диване

Писал только стоя, а спал - только сидя. Однажды, во время приступа малярии (он заболел ею в Италии) его тело сильно окоченело, и присутствовавшие решили, что он умер… С тех пор, боясь как бы его вновь не приняли за мертвого, он проводил ночь, дремля в кресле и не ложась в постель. С рассветом он взбивал и разметывал свою постель для того, чтобы служанка, прибиравшая комнаты, не могла ничего заподозрить…

Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба».



Писатель обожал миниатюрные книжные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).

Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

О неряшливости Гоголя ходили целые легенды. Он редко мыл себе лицо и руки по утрам, всегда ходил в грязном белье и выпачканном платье.

Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих…

Гоголь любил совершать продолжительные пешие прогулки… дома. «В крайних комнатах, маленькой и большой гостиных, ставились большие графины с холодной водой. Гоголь ходил из одной в другую и через каждые десять минут выпивал по стакану. Ходил Гоголь всегда чрезвычайно быстро и как-то порывисто.

В молодости Н.В. Гоголь проявлял интерес не только к литературе, но и к истории, географии, ботанике и к фармации. В его “Книге всякой всячины, или подручной Энциклопедии” среди описаний малороссийских обрядов, пословиц и частушек, вооружения древних греков, денег и монет разных государств есть заметки “Аптекарский вес” и “Следующими знаками изображают вес Аптекарский”, впервые опубликованные недавно И.А. Виноградовым.


Это рисунки Гоголя из «Книги всякой всячины, или подручной Энциклопедии».

Гоголь свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролёт изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. В последний год своей жизни Великий пост начал даже на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.

За неделю до смерти, ночью, Гоголь слышал какие-то голоса, которые назвали ему дату его смерти. Он проснулся 14 февраля и сказал, что через неделю умрёт. 21 февраля Н.В.Гоголь скончался. Существует много версий причины смерти Н.В.Гоголя. По одной из них, писатель умер от брюшного тифа, вспышка которого в это время была в Москве. По другой - от менингита. Есть версия, что Гоголь сам отравился ртутным ядом, но для православного, глубоко верующего человека, каким был Гоголь, любая попытка самоубийства была страшным грехом. Но, скорее всего, настоящей причиной смерти Гоголя было истощение организма длительным голоданием. Его можно было спасти насильственным кормлением высокопитательными продуктами, обильным питьём,подкожными вливаниями соляных растворов. Если бы это было сделано, его жизнь была бы сохранена.

Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверены в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.

Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше

Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна рассказывала Гоголю, что ангелы спускают лестницу с небес, когда праведная душа поднимается к Богу. А если неправедная, то в ад по этой же лестнице - распространенный образ посмертной жизни человека. И, конечно, оба этих восклицания не зависят друг от друга. Насчет Пушкина - это у Даля есть, он присутствовал при смерти Пушкина, и у Жуковского, который закрыл ему глаза. Он сказал: "Лестницу, лестницу..." И Гоголь перед смертью произнес буквально то же. Но у Гоголя была прямая связь с детским рассказом - он был очень впечатлительный ребенок.

24 февраля (7 марта) 1852 Николая Васильевича Гоголя предали земле на кладбище Данилова в городе Москва приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, На Новодевичьем кладбище установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским.

Могила писателя Булгакова М.А.

При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень «Голгофу», лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. И камень с могилы учителя лег в изголовье могилы ученика. Сбылась мечта Булгакова, в трудные дни обращавшегося к Гоголю, сидящему у бульварного кольца: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

После смерти Гоголя среди многочисленных бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской, написанной, судя по всему, уже после сожжения второй части «Мертвых душ»: «Будьте живые, а не мертвые души!» Странная вещь: человек, который никого не любил, включая самого себя, и всегда убегавший от яркого света и шума жизни, вдруг заявляет: будьте живые души!

Что это - сожаление об утраченном? Неожиданный вывод после подведения итогов жизни? Божественное озарение? Возможно. Однако больше всего это похоже на завещание. Может быть, это и есть то самое главное, что хотел сказать нам, своим потомкам, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.

Каждый ученик знаком из школьной программы с творчеством многих великих писателей, но как мало мы знаем о личности этих людей. Один из них Александр Блок. Интересные факты из жизни поэта подтверждают незаурядность этого человека, ставшего величайшим поэтом Серебряного века.

  1. Сочинять короткие стихи и рассказы Блок начал в возрасте пяти лет . Он записывал свои творения в альбомы и делал к ним рисунки. Почти все свои труды маленький Саша посвящал матери.
  2. Став постарше Блок при помощи родных занимался выпуском журнала «Вестник» , где от руки было написано много его произведений.

  3. Тяжелыми были для юного Саши годы, проведенные в стенах Введенской гимназии, куда его отдали в 11 лет . После тихой и размеренной жизни дома мальчик попал в шумный коллектив сверстников. Друзья у Александра появились лишь в конце обучения.

  4. На творчество поэта оказал влияние Владимир Соловьев , с поэзией которого Блок познакомился на первом курсе университета.

  5. Первой любовью Александра стала женщина, старше его на 20 лет . С Ксенией Садовской Блок познакомился в небольшом немецком городе, когда ему было 17 лет. Их отношения длились 4 года, пока Александр не увлекся своей будущей женой.

  6. Ксения Садовская лишь перед смертью узнала о том, как сильно ее любил поэт . Доказательством его страсти стали письма с трогательными стихами, так и не дошедшие до адресата.

  7. Женой Блока стала Любовь Менделеева, знакомая ему с юных лет . Ей он посвятил «Стихи о Прекрасной Даме». Делать предложение Любе писатель шел с предсмертной запиской в кармане, так как в случае отказа он покончил бы с собой. Александр идеализировал жену и не хотел разрушать созданный им совершенный образ женщины физической близостью. Сам Блок часто вступал в половые связи на стороне, поэтому с пониманием принял измену жены со своим другом Андреем Белым. Несмотря на то, что Любовь Дмитриевна соблазнила мужа спустя 2 года после свадьбы, детей у четы Блоков не было.

  8. Одно время ходили слухи о романе Блока с Ахматовой, но Анна опровергла их в своих мемуарах .

  9. Согласие Блока на встречу с малоизвестным в то время писателем и высокая оценка его стихов повлияла на творческую деятельность Сергея Есенина .

  10. В одном из опросников, которые заполняются на отдыхе, поэт указал, что любит пиво и мороженое .

  11. Мир мог лишиться величайшего поэта, если бы Блок дал согласие на поездку на рыбалку . В 1912 году его пригласил на рыбалку его друг – художник по фамилии Сапунов. Писатель не смог поехать. В один из дней лодка с рыбаками перевернулась, и Сапунов утонул, потому что он, как и Блок, не умел плавать.

  12. Блок, как и Владимир Маяковский, хорошо отнесся к революции . Написанная Блоком в это время поэма «Двенадцать», была с восторгом принята простыми людьми. Рабочие и солдаты рукоплескали писателю. Но большое количество интеллигенции и даже друзья выразили негодование и отказались общаться с Блоком. Зинаида Гиппиус – известная писательница и критик того времени, назвала Блока предателем и отправила ему свою книгу, посвящённую борьбе с большевиками. Поэт, в свою очередь, отправил ей поэму «Двенадцать».

  13. В 1919 году Блок был арестован по подозрению в действиях против власти советов . Благодаря политическому деятелю Луначарскому поэта освободили через полтора дня.

  14. В наследство от родителей Александр получил не только любовь к литературе и искусству, но и душевное расстройство . Его отец страдал от этого недуга, а дед скончался в психиатрической больнице. Даже мать поэта, ушедшая от мужа из-за странностей в его поведении, сама неоднократно лечилась от душевных заболеваний. В последний месяц жизни рассудок Блока омрачился, он бредил и хотел избавиться от книг со своей поэмой «Двенадцать». Маяковский считал, что эта книга и погубила писателя.

  15. Незадолго до смерти Блок выступал на сцене Большого драматического театра, читая свои стихи . Атмосфера в зале была угнетающая, и один из зрителей заметил: «Это поминки какие-то!». Оказалось, что это был последний выход писателя на сцену Большого театра.

Хотя творчество помогает человеческому обществу процветать, наука предлагает немного ответов на то, как действительно работает это бесконечно сложное понятие. Независимо от того, сколько исследований проводится в измерении и постижении существенного явления, кажется, как будто возникает больше вопросов, чем получаешь реальных ответов. Теории и результаты также иногда находятся в противоречии друг с другом, означая, что каждый «факт», представленный сейчас мог быть отвергнут в свое время. Но это нормально, когда изучают то, что кажется почти полностью необъяснимым.

Стресс убивает творчество

Точно так же, как он убивает психическое здоровье, сердце, и в значительной степени все остальное. Напряжение отрицательно воздействует на творческое выражение, особенно когда это ограничивается жесткими сроками и критериями. По словам психолога доктора Роберта Эпштейна, у некоторых людей отсутствует ген или какой-то другой фактор, предрасполагающий к творчеству (эта перспектива, очевидно, оспаривается). Внешние факторы, такие как стресс, влияют гораздо сильнее на возникновение новых идей, чем какие-либо внутренние.

Гении описывают свои творческие процессы так, словно они находятся в трансе

Доктор Нэнси Андрисен, которая написала «Мозг создания»: Гении нейробиологии, возможно, не в состоянии с научной точки зрения объяснить, как появляются творческий потенциал и гений, но они действительно знают, как они вдохновляют и воздействуют на великих мыслителей. Все люди испытывают моменты «обычного творчества», которые возникают в ежедневных задачах. Но художники, композиторы, ученые, авторы, и другие, считающиеся гениями как правило, говорят о сновещательных «вспышках», выделяющих их самые известные, культовые работы.

Связь между выработкой дофамина и творчеством может существовать

Поскольку дофамин повышается вместе с получением одобрения и другими наградами, некоторые нейробиологи (как доктор Дэвид Свитт) полагают, что он также легко согласуется с творчеством. Получение денег или простое удовлетворение от хорошо сделанной работы, может стимулировать уровень инноваций и натурального дофамина. Такая связь существует только в качестве теории, хотя тот факт, который действительно имеет большое значение в объяснении иногда необъясним.

Восприятие - первый шаг к поддержанию творческой искры

Все творческие занятия начинаются, когда мыслитель чувствует внешний стимул и обрабатывает его в уме. Более сложные, чем просто видение, «двигатели нашей изобретательности» соединяют образы с воображением. Личные различия в этой неизбежной связи приводят к творчеству и легко объясняют, почему некоторые люди в конечном итоге получают особые результаты, они помогают обществу продвигаться вперед (развиваться).

Творчество может согласовываться со структурой мозга и его химическим составом

Теорий относительно истинного происхождения творчества имеются предостаточно, и некоторые думают, что способность может быть определена химическим составом мозга и его структурой. Университет Рекса Юнга Нью-Мексико полагает, что, если у вас меньше определенных неврологических явлений, вам же лучше, когда дело доходит до творческих поисков. Меньшая дозировка определенного химического состава, более слабое белое вещество и участок лобной коры головного мозга является более тонким. Интересно, что мозги, тестированные ранее на проверку умственных способностей, показывают состав полной противоположности.

У творческих мыслителей более слабые нервы

В течение творческих моментов левый участок лобной коры головного мозга испытывает сравнительно более вялую деятельность, которая также согласовывается с вышеупомянутым уменьшенным белым веществом и соединяющимися аксонами. В отличие от интеллекта, творчество имеет тенденцию процветать, когда мышление замедляется, хотя «вспышки» вдохновения и озарения происходят со скоростью вспышек. Также эмоции и некоторые познавательные процессы происходят в этой особой зоне, в которой как верят ученые, такие как доктор Юнг, поощряется новизна и абстракция мыслительных процессов.

«Психологическое расстояние» способствует творчеству

Встречая творческое препятствие, лучшее что мыслители могут сделать для себя, это сделать шаг в сторону, и попытаться взглянуть на все с совершенно с иной точки зрения. Исследования показали, что наиболее последовательно творческие люди показывают готовность подойти к проблемам с разных сторон далеко за пределы их первоначальных задач. Оценивание некоторого промежутка между первоначальной точкой зрения и более новыми способствует абстрактному мышлению, как важнейшей составляющей в изобретательном процессе.

Ранние исследования творчества разделили его на три подраздела

Исследование творческих способностей Мэлом Роудзом, - который исследовал, приблизительно 50 человек - в конечном счете, вынудили его разделить все на человека, процесс, и компоненты окружающей среды. Элемент человека, как Вы можете, вероятно, предположить, предполагает уникальный набор особенностей, необходимых, чтобы думать и чувствовать вещи новым, абстрактным способом. Фактически понимая и формулируя идеи и результаты как известный процесс, окружающая среда означает внутреннюю и внешнюю обстановку, в которой работает творческий человек.

Занятие аэробикой увеличивает творческий потенциал

Когда мозг начинает затуманиваться, попробуйте заняться аэробикой, чтобы избавиться от этого. В исследовании 2005 года ученые колледжа Род-Айленда отметили, что спустя два часа после занятия такой физической деятельностью, некоторые оказались наиболее умственно активными. Они использовали тест творческого мышления Торранса, для измерения того, насколько хорошо участники выполняли задания с учетом физических упражнениями и без них.

Творчество пропадает, если оно становится средством для получения наград

Хотя с 1987 года, результаты этого исследования демонстрируют только, как непостижимо истинное лицо творчества в эти дни, они находятся в противоречии с некоторыми более современными теориями, несмотря на тот же смысл. Тесты, проводимые в университете Брандейса на студентах писателях, показали их погружение в мотивации и мысли относительно получения наград за их работы и усилия. Они отнеслись к поэзии с меньшим интересом, что стало открытием, которое относилось к не творческой ситуации.

Импровизация стимулирует языковые центры мозга

FMRIs и импровизированный джаз впервые позволили хирургу Чарльзу Лимба отобразить творческий процесс. В своей лекции TEDxMidAtlantic он рассказывал о своих увлекательных результатах относительно физиологии во время музыкальной импровизации, в частности, как это делает свет Поля Брока в день независимости США. Мозг, по мнению ученых, эта часть, которая отвечает за развитие языка и познание, подразумевая, что один из самых существенных органов тела мог бы признать музыку (и возможно даже другое выразительное занятие) сродни речи.

Двуязычие и многоязычие могут совершенствовать свои творческие навыки

У исследователей, «возможно момента открытия», когда дело доходит до доказательства связи между дву- и многоязычием, но убедительные доказательства этого, безусловно, существуют. Люди, способные говорить больше чем на одном языке вообще, показывают больше компетентных навыков мультиуправления задачами и улучшенного познания, как правило выделяют ключевые компоненты в творчестве. Самым впечатляющим, однако, является то, что они способны лучше анализировать ситуации и причины с разных точек зрения, что говорит о необходимости попыток определения творчества.

Творческие люди, скорее всего, будут нечестны

Это не означает, что всем творческим людям нельзя доверять, и что их противоположности всегда самые честные люди. Но люди, способные к более новым и абстрактным мыслям и обладающие более гибкими моральными устоями «наслаждаются» более высоким риском, заслуживающим меньшего доверия к их поведению. Многочисленные исследования показывают, что возможность состряпать более прочные, жизнеспособные рассказы стимулирует просмотр сценариев с разных точек зрения о возможности попасться.

Высокий IQ и творчество могут соотноситься друг с другом

Гарвард, как многие другие учреждения высшего образования, надеется открыть необычные тайны творчества. Доктор Шелли Карсон, занимающаяся разработкой нового стандарта для измерения загадочного феномена, хочет попытаться найти связь между интеллектом и творческим мышлением. Некоторые из ее более ранних исследований отмечают, что происходит совместное увеличение в 120, 130, и 150 уровней IQ, но необходимы дополнительные исследования, чтобы доказать это соотношение.

Таким образом, творчество и психические заболевания могут совпадать

Все творческие личности, как безумные - в частности, влиятельные и гениальные - всегда были и, вероятно, всегда будут образцами, которые имеют некоторые признаки. Их мозг, как было доказано, более открыт к внешним источникам и обладает большим объемом памяти, чем другие, но это приводит к некоторым нежелательным побочным эффектам. Сверхвозбуждение может вызвать (или ухудшить) беспокойство и депрессию.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей