Имплементация конвенции организации объединенных наций против коррупции. Конвенция оон о международных смешанных перевозках грузов Конвенция оон о борьбе коррупцией

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции является первым глобальным инструментом в области борьбы с коррупцией, имеющим обязательную юридическую силу. Она принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 58/4 от 31 октября 2003 г. и вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала ее в числе первых в декабре 2003 г. и ратифицировала 8 марта 2006 г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 Генеральная прокуратура Российской Федерации определена органом, ответственным за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции по всем вопросам взаимной правовой помощи, за исключением гражданско-правовых вопросов.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе принимают активное участие в работе Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции, деятельности Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупции и Межправительственной рабочей группы по возвращению активов.

В ходе данных мероприятий обсуждаются передовые методы противодействия коррупции, вопросы предупреждения, выявления и пресечения легализации доходов от преступлений коррупционной направленности, укрепления международного сотрудничества в принятии мер по возвращению активов.

На полях указанных заседаниях обсуждается также работа механизма обзора хода осуществления государствами – участниками положений Конвенции ООН против коррупции в целом, результаты проведенных оценок выполнения странами положений Конвенции ООН против коррупции.

В 2013 году в отношении Российской Федерации завершен первый цикл механизма обзора выполнения глав III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество» Конвенции ООН против коррупции, по итогам которого подготовлен доклад, опубликованный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет.

По оценке экспертов ООН, российское законодательство и практика его применения в целом соответствуют глобальным антикоррупционным стандартам.

На 6-ой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции (ноябрь 2015 г.) было объявлено о запуске второго цикла механизма обзора хода осуществления глав II «Меры по предупреждению коррупции» и V «Меры по возвращению активов» Конвенции ООН против коррупции.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках совместного проекта с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) организует обучающие семинары для правительственных экспертов и контактных лиц из различных стран, участвующих в механизме обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции.

Впервые подобный семинар организован в 2012 году. В нем приняли участие представители стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Результаты семинара получили высокую оценку со стороны как его участников, так и со стороны представителей УНП ООН.

Очередной семинар прошел на базе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в июне 2013 г. География международного сотрудничества была существенно расширена: обучение прошли 26 правительственных экспертов из 22 стран Европы, СНГ, а также Африки, Азии и Латинской Америки.

В декабре 2014 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации во взаимодействии с УНП ООН проведены трехдневные региональные обучающие курсы для экспертов, участвующих в обзоре выполнения Конвенции ООН против коррупции. В работе курсов приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, УНП ООН и Всемирного Банка, а также эксперты из Брунея, Ботсваны, Восточного Тимора, Вьетнама, Ирана, Малайзии, Монголии, Казахстана, Танзании, Замбии, Филиппин и Южной Кореи.

Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559–1.

История создания.

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека . В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года , касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН , касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка , в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года , 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка, вступившая в силу в 2002 году.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать, как День прав ребёнка .

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции - об участии детей в вооружённых конфликтах (158 стран-участниц на ноябрь 2014 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (169 стран-участников на ноябрь 2014 года).

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола. На ноябрь 2014 года в третьем протоколе участвуют 14 стран.

Преамбула.

Государства - участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»,

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,

признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

Часть I.

Статья 1. Определяет понятие «ребёнок».

Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.

Статья 2. Предотвращение дискриминации.

Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 3. Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4. Реализация прав.

Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка при воспитании ребёнка, должным образом управлять и руководить ребенком и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и развитие .

Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7. Имя и гражданство.

Каждый ребёнок имеет право на имя и на приобретение гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8. Сохранение индивидуальности.

Государство должно уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности и обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Статья 9. Разлучение с родителями.

Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10. Воссоединение семьи .

Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11. Незаконное перемещение и возвращение.

Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12. Взгляды ребенка.

Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем затрагивающим его вопросам. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка.

Статья 13. Свобода выражения мнения.

Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14. Свобода мысли, совести и религии.

Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15. Свобода Ассоциации.

Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16. Защита прав на личную жизнь.

Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 17. Доступ к соответствующей информации.

Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют социальному, духовному и культурному, а также здоровому физическому и психическому развитию ребёнка, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18. Ответственность родителей.

Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Статья 19. Защита от злоупотребления и небрежного отношения. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия физического или психологического, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи.

Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

Статья 21. Усыновление.

Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

Статья 22. Дети – беженцы.

Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

Статья 23. Дети-инвалиды.

Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Статья 24. Здравоохранение.

Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Статья 25. Оценка при попечении.

Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26. Социальное обеспечение.

Каждый ребёнок имеет право пользоваться благами социального обеспечения, в том числе социальным страхованием. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.

Статья 27. Уровень жизни.

Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28. Образование.

Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29 . Цель образования.

Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания мира, терпимости, культурных традиций.

Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению.

Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию и исполнять ее обряды.

Статья 31. Отдых и досуг.

Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32. Детский труд.

Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации, от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Статья 33. Незаконное употребление наркотических средств.

Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34. Сексуальная эксплуатация.

Государство должно защищать детей от любых форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Статья 35. Торговля, контрабанда и похищение.

Государство должно всеми силами бороться против предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Статья 36. Иные формы эксплуатации.

Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37. Пытки и лишение свободы.

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38. Вооруженные конфликты.

Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39. Восстановительный уход.

Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство самоуважения и собственного достоинства.

Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних.

Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

Статья 41. Применение наивысших норм.

Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Часть II.

Статья 42. Соблюдение и вступление в силу Конвенции.

Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Статьи 43-45. Комитет по правам ребенка.

Статьи 43-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.

Часть III.

Статьи 46-54. Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции.

Статьи 46-54 указывают на решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.

Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Подписана от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года (Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1).

Ратификационная грамота подписана Президентом СССР 10 июля 1990 года, сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 года.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

О ратификации Конвенции о правах ребенка

Верховный Совет СССР постановляет:

Представленную Советом Министров СССР на ратификацию Конвенцию о правах ребенка, принятую 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года и подписанную от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицировать.

Конвенция ООН является сбалансированным и системным документом, который лег в основу развития законодательства и конкретных мер в деле противодействия коррупции как на международном, так и на отечественном уровне.

В Конвенции содержится также одно новое принципиальное положение, которое требует, чтобы государства-члены возвращали средства, полученные с помощью коррупции, в ту страну, из которой они были украдены. Эти положения – первые в своем роде – провозглашают новый фундаментальный принцип, а также закладывают основу для более активного сотрудничества между государствами в целях предотвращения и выявления коррупции, а также возвращения полученных таким образом средств. В будущем у коррумпированных должностных лиц будет меньше возможностей прятать свои незаконные доходы. Это особенно важны вопрос для других развивающихся стран, где коррумпированные высокопоставленные должностные лица расхищают национальные богатства, а новые правительства остро нуждаются в средствах на восстановление и реконструкцию страны».

Цели Конвенции, сформулированные в первой главе «Общие положения», заключаются в следующем:

а) содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

в) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

Во второй главе «Меры по предупреждению коррупции» содержатся ряд важных положений, касающихся политики и практики предупреждения и противодействия коррупции, органов, обеспечивающих предупреждение и противодействие, мер стимулирования в публичном секторе, кодексов поведения публичных должностных лиц, публичных закупок и управления публичными финансами, публичной отчетности, мер в отношении судебных органов и органов прокуратуры, мер в отношении деятельности сфер бизнеса (частного сектора), мер по активному участию гражданского общества и отдельных лиц в деле предупреждения и борьбы с коррупцией, а также мер по отмыванию денежных средств.

Глава третья «Криминализация и правоохранительная деятельность» посвящена следующим вопросам: подкупу национальных публичных должностных лиц, иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищению, неправомерному присвоению или иному нецелевому использованию имущества публичным должностных лицом; злоупотреблению влиянием в корыстных целях и злоупотреблению служебным положением; незаконному обогащению; подкупу в частном секторе и хищению имущества в частом секторе; отмыванию доходов от преступлений и их сокрытию; воспрепятствованию осуществлению правосудия; ответственности юридических лиц; участию и покушению; осознанию, намерению и умыслу как элементам преступления; сроку давности, преследованию, вынесению судебного решения и санкции; приостановлению операций (замораживание), аресту и конфискации; защите свидетелей, экспертов и потерпевших; защите лиц, сообщающих информацию, последствиям коррупционных деяний, компенсации ущерба, специализированным органам, направленным на борьбу с коррупцией с помощью правоохранительных мер; сотрудничеству с правоохранительными органами, сотрудничеству между национальными органами, сотрудничеству между национальными органами и частным сектором; банковской тайне; сведениям о судимости; юрисдикции в отношении преступлений.


Здесь следует отметить, что некоторые нормы Конвенции до настоящего времени не ратифицированы Российской Федерацией. Прежде всего, это статья 20 «Незаконное обогащение», которая звучит следующим образом: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Транснациональный характер коррупции потребовал появления в Конвенции главы «Международное сотрудничество» (глава четвертая). Данная глава дает возможность Государствам-участницам оказания друг другу содействия в расследовании и производстве по гражданско-правовым и административным вопросам, связанным с коррупцией.

Содействие предполагает разрешение выдачи какого-либо лица в связи с любым из преступлений, возможность заключения двухсторонних или многосторонних соглашений или договоренностей о передаче лиц, осужденных к тюремному заключению или другим видам лишения свободы за коррупционные преступления; оказание Государствами-участниками друг другу самой широкой взаимной правовой помощи в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями в коррупционной сфере; рассмотрение Государствами-участниками возможности взаимной передачи производства в целях уголовного преследования в связи с коррупционным преступлением, тесного сотрудничества друг с другом, действия сообразно своим внутренним правовым и административным системам в целях повышения эффективности правоприменительных мер для борьбы с преступлениями; рассмотрение возможностей заключения двухсторонних или многосторонних соглашений или договоренностей, в силу которых в связи с делами, являющимися предметом расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства в одном или нескольких государствах, заинтересованные компетентные органы могут создавать органы по проведению совместных расследований; разрешение надлежащего использования компетентными органами контролируемых поставок и в тех случаях, когда считает это уместным; использование других специальных методов расследования, таких как электронное наблюдение или другие формы наблюдения, а также агентурные операции на своей территории, а также с тем чтобы доказательства, собранные с помощью таких методов, допускались в суде.

В пятой главе Конвенции «Меры по возвращению активов» рассматриваются нормы по предупреждению и выявлению переводов доходов от преступлений, меры для непосредственного возвращения имущества, механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации, международное сотрудничество в целях конфискации, специальное сотрудничество, возращение активов и распоряжение ими, создание подразделений для сбора оперативной финансовой информации, двусторонние и многосторонние договоренности.

Для эффективной работы в деле предупреждения и противодействия коррупции требуется профессиональная подготовка кадрового состава специалистов и разносторонняя информация о преступлениях в сфере коррупции. Этим вопросам посвящена глава шестая «Техническая помощь и обмен информацией», в которой представлены требования о необходимости разработки, осуществления или совершенствования конкретных программ подготовки персонала, несущего ответственность за предупреждение коррупции и борьбу с ней. При этом Государства- участники, с учетом своих возможностей, рассматривают вопрос о предоставлении друг другу самой широкой технической помощи, особенно в интересах развивающихся стран, в связи с их соответствующими планами и программами по борьбе с коррупцией, включая материальную поддержку и подготовку кадров, а также подготовку кадров и оказание помощи и взаимный обмен соответствующим опытом и специальными знаниями, что будет способствовать международному сотрудничеству между Государствами- участниками по вопросам выдачи причастных к преступлениям и взаимной правовой помощи.

В рамках обеспечения реализации Конвенции предлагается учреждение Конвенции государств-участников Конвенции (глава седьмая Конвенции «Механизмы осуществления»). Конвенция созывается Генеральным секретарем, принимает правила процедуры и правила, регулирующие осуществление видов деятельности по существу, в том числе правила, касающиеся допуска и участия наблюдателей и оплаты расходов, понесенных при осуществлении этих видов деятельности.

Государства – участники представляют Конвенции информацию о своих программах, планах и практике, а также о законодательных и административных мерах, направленных на осуществление Конвенции, она изучает вопрос о наиболее эффективных путях получения такой информации и принятия решений. Деятельность Конвенции обеспечивает Секретариат.

Конвенция ООН против коррупции ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 года №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

Документы, принятые на международном уровне, в том числе принятые на уровне ООН, послужили серьезной основой для становления и развития законодательной базы во многих государствах, в том числе подготовленных в рамках различных межнациональных блоков и содружеств.

Зачастую в силу рекомендательного характера документов и различия в правовых нормах не представляется возможным использование рекомендаций ООН в законодательствах государств, правоприменение их на практике и, как результат, - неоправданные ожидания и не всегда эффективный результат решения проблем в коррупционной сфере.

Способствует снятию обозначенных проблем деятельность по формированию правового поля на уровне международных содружеств различных стран, в частности Содружества Независимых Государств (СНГ).

Во время существования Межпарламентской Ассамблеи (МПА) СНГ принято более 200 модельных законов, при этом около 50 посвящены проблемам безопасности, борьбе с преступностью, строительству и полномочиям правоохранительных органов.

В сфере противодействия коррупции на уровне СНГ подготовлен ряд документов, в том числе:

Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью;

Модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем»;

Модельный закон «О борьбе с коррупцией»;

Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике».

Во многих странах Земли. Решение этого вопроса является таким же актуальным, как и многие другие насущные проблемы, которые решает эта международная организация. Конвенция ООН против коррупции стала очередным шагом по борьбе с этим криминальным явлением, которое мешает развитию честной конкуренции в рамках свободных рыночных отношений.

Предыстория

В 2003 году в городе Мерида в Мексике состоялась Политическая конференция ООН высокого уровня, в рамках которой была подписана первыми участниками Конвенция ООН против коррупции. Этот день, 9 декабря - дата начала мексиканской конференции - стал официальным днем борьбы с коррупцией.

Сама Конвенция ООН против коррупции принята несколько ранее - 31.10.2003. Это решение было одобрено на Абсолютное большинство государств согласились с необходимостью официального признания этой проблемы. Для решения этой задачи нужны коллективные действия и меры.

Конвенция ООН против коррупции вступила в силу только в 2005 году - после истечения 90-дневного срока после подписания этого документа 30 государствами-членами ООН. К сожалению, с учетом того, что ООН - огромная международная организация, то механизмы принятия решений являются довольно медленными и неповоротливыми, поэтому на реализацию многих положений уходят месяцы и даже годы.

Основные положения

В этом документе максимально подробно изложена суть международной коррупции, ее основные характеристики. В нем также предложены конкретные меры по противодействию и пресечению коррупции. Специалисты ООН выработали официальную терминологию и согласовали список мер, которые каждое государство, присоединившееся к конвенции, обязано обеспечить с целью борьбы с коррупцией.

В конвенции подробно указываются принципы найма на работу публичных должностных лиц, даются рекомендации по проведению публичных закупок, отчетности и многим другим вопросам, которые способствуют более прозрачным государственным и частным взаимоотношениям.

Кто подписал и ратифицировал

На текущий момент абсолютное большинство государств-членов присоединились к Конвенции ООН против коррупции.

Особенный интерес для многих специалистов представляет 20 статья Конвенции ООН против коррупции, в которой говорится о незаконном обогащении государственных чиновников. Дело в том, что не во всех странах есть внутренние правовые нормы и законы, позволяющие применить нормы этой статьи.

В России ходит множество мифов о том, почему 20 статья Конвенции ООН против коррупции не работает. По мнению некоторых критиков, это было сделано в угоду некоторым группам влияния, которые не хотели терять власть и контроль.

Однако этому факту есть юридическое объяснение - содержание 20 статьи противоречит Конституции РФ, в которой говорится о К тому же в России не существует такого юридического термина, как «незаконное обогащение». Все это пока делает невозможным реализацию положений этой статьи на территории РФ. Впрочем, это не означает, что так будет всегда. К тому же в конвенции такая ситуация оговорена - все положения конвенции должны выполняться только в случае наличия юридических и законодательных предпосылок.

Цели и задачи

Основной целью является искоренение такого криминального явления, как коррупция, так как оно полностью противоречит принципам демократии и свободных рыночных отношений, как между государствами, так и между отдельными компаниями. Коррупция мешает развиваться многим регионам и даже государствам.

Государства, подписавшие и ратифицировавшие этот документ, приняли на себя обязательства по выявлению случаев коррупции и борьбе с ними. Конвенция ООН облегчает международное сотрудничество по выявлению случаев коррупции, как на региональном, так и на мировом уровнях.

С этой целью каждые 2 года созывается конференция государств-участников Конвенции ООН против коррупции, в рамках которой происходит актуализация сведений по предпринятым мерам. Участники обсуждают эффективность выполненных рекомендаций, принимают новые решения о будущем сотрудничестве и партнерстве в рамках борьбы с коррупцией. В 2015 году конференция была проведена в России, в Санкт-Петербурге.

Важнейшим событием укрепления международно-правовой базы в сфере борьбы с коррупцией стало подписание в г. Мериде (Мексика) с 9 по 11 декабря 2003 г. Конвенции ООН против коррупции (вступила в силу 14 декабря 2005 года).
Активная работа по разработке настоящей Конвенции началась сразу же после принятия другой глобальной Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Специальный комитет получил соответствующий мандат на разработку международно-правового документа против коррупции на основании резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 55/61 от 4 декабря 2000 г. и 55/260 от 31 января 2002 г.
В соответствии с полученным мандатом Специальный комитет организовал проведение семи сессий, в ходе которых ее участникам удалось наметить основные контуры и структуру новой конвенции, определиться по главным понятиям и инструментам ее реализации, а также выработать соответствующие механизмы контроля.
Структура новой Конвенции традиционна для международных документов подобного рода. Она состоит из преамбулы и восьми глав, каждая из которых посвящена самостоятельным аспектам борьбы с коррупцией.
В преамбуле описываются негативные последствия от коррупции, ее влияние на различные институты государственной власти, уровень социально-экономического развития стран, социальные и демократические ценности, сделан анализ существования тесной корреляции между коррупцией и иными формами организованной преступности, указаны международно-правовые источники, послужившие основой для подготовки этой Конвенции.
Глава 1 названа Общие положения и включает в себя нормы, раскрывающие цели настоящей Конвенции, а также содержащие довольно объемный понятийный аппарат.
Целями Конвенции ООН против коррупции являются: а) содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; в) поощрение честности, неподкупности, ответственности и надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.
Глава 2 названа Меры по предупреждению коррупции и занимает центральное место в самой Конвенции. В этом разделе впервые на столь высоком международном уровне сделана попытка определить существо и содержание политики предупреждения и противодействия коррупции. В отличие от набора отдельных мер, направленных против коррупции, политика предупреждения и противодействия коррупции подразумевает активное государственное участие и является более точным и всеобъемлющим инструментом в борьбе с этим общественно-опасным явлением.
Конвенция содержит механизм предупреждения возникновения коллизии интересов. Данной цели служит установленная для публичных должностных лиц обязанность подавать декларацию о своих финансовых интересах и источниках доходов и в необходимых случаях публиковать эти сведения в средствах массовой информации.
Тем же целям - предотвращению конфликта интересов - служат положения Конвенции о порядке принятия и издания кодекса поведения публичных должностных лиц (стандартов поведения). Отдельные основополагающие принципы таких стандартов должны учитываться странами-участницами при разработке своего законодательства.
Конвенция ООН против коррупции рекомендует странам-участникам выделить специальный уполномоченный орган по предупреждению и борьбе с коррупцией, и сообщить о принятом решении Генеральному секретарю ООН. На такой государственный орган, исходя из требований Конвенции, должны быть возложены надзорные и координирующие функции в сфере осуществления государственной политики по противодействию коррупции.
В главе 3 Криминализация и правоохранительная деятельность квалифицируются: подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; отмывание доходов от преступлений; воспрепятствование осуществлению правосудия; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение (увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которые оно не может должным образом объяснить); хищение имущества в частном секторе; сокрытие или неправомерное задержание имущества, если известно, что такое имущество получено в результате совершения преступлений, признанных таковыми Конвенцией.
Ключевое место в конвенции занимают составы о подкупе национальных и иностранных публичных должностных лиц. Конструкции этих составов преступлений объединены рядом признаков. Так, объективная сторона преступления, выражающаяся в активном подкупе, проявляется прежде всего в обещании, предложении и предоставлении инициатором взятки публичным должностным лицам каких-либо неправомерных преимуществ. Пассивный подкуп связывается с вымогательством либо принятием публичными должностными лицами неправомерных преимуществ.
ООН призывает государства-участники международных отношений к активному сотрудничеству в борьбе с коррупцией, в том числе к оказанию технической помощи в расследовании фактов коррупции и возвращении финансовых средств, полученных в результате коррупционных операций, в страны, которым они принадлежат. Регулированию этих отношений посвящена почти половина объема текста Конвенции (глава 4 Международное сотрудничество и глава 6 Техническая помощь и обмен информацией).
Глава V Меры по возвращению активов содержит требование о возвращении государствами денежных средств и других активов, полученных путем коррупции, в страну, из которой они были похищены.
Конвенция содержит положения, обязывающие государства принимать меры по предупреждению и выявлению переводов преступных доходов. Статья 52 требует от государств-участников осуществлять более жесткие, чем обычно, меры контроля в отношении счетов, которые пытаются открыть или которые ведутся лицами, обладающими или обладавшими значительными государственными полномочиями, членами их семей и тесно связанными с ними партнерами.
В статье 53 устанавливается режим непосредственного возвращения активов. Каждое государство-участник в соответствии со своим внутренним законодательством принимает такие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы: а) разрешить другому государству-участнику предъявлять в свои суды гражданские иски об установлении права собственности на имущество, приобретенное в результате совершения какого-либо из преступлений; б) позволить своим судам предписывать тем лицам, которые совершили преступления, выплату компенсации или возмещения убытков государству, которому был причинен ущерб; с) позволить своим судам или компетентным органам при вынесении решений о конфискации признавать требования другого государства как законного собственника имущества, приобретенного в результате совершения какого-либо из преступлений.
В статьях 54 и 55 предусматривается режим международного сотрудничества в вопросах конфискации. Согласно этому режиму государство-участник, получившее просьбу другого государства-участника о проведении конфискации, должно выбрать, насколько это допускается в рамках его внутренней правовой системы, один из следующих двух вариантов действий: запрашиваемое государство-участник должно либо направить эту просьбу своим компетентным органам с целью получения постановления о конфискации и, в случае вынесения такого постановления, привести его в исполнение либо непосредственно направить своим компетентным органам постановление о конфискации, вынесенное судом на территории запрашивающего государства-участника с целью его исполнения в том объеме, который указан в просьбе.
В целях еще большего облегчения сотрудничества в статью 55 включены указания относительно того, что должно входить в просьбу о конфискации (пункт 3 статьи 55), а также критерии отказа в сотрудничестве (пункт 7 статьи 55). Согласно этой статье, в сотрудничестве может быть отказано если запрашиваемое государство- участник не получает своевременно достаточных доказательств.
До настоящего момента Конвенцию подписали 140 стран, а 46 государств мира провели ее ратификацию.
Управление ООН по наркотикам и преступности играет ведущую роль в оказании странам поддержки в эффективном осуществлении Конвенции. Оно помогает странам совершенствовать внутренние режимы противодействия коррупции, обеспечивать создание институтов, которые могут предупреждать наиболее распространенные виды коррупции и наказывать за нее, осуществлять международное сотрудничество для предания виновных правосудию, выявления активов, похищенных из государственной казны, и возвращения этих активов в страны их происхождения.
Управление оказывает странам содействие в разработке стратегий по борьбе с коррупцией, реализации профилактических мероприятий и создании учреждений, необходимых для эффективной борьбы с коррупцией
В своей резолюции 59/242 от 22 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея обратилась ко всем государствам-членам и компетентным региональным организациям экономической интеграции с предложением как можно скорее подписать, ратифицировать и полностью выполнять Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции, с тем чтобы обеспечить ее скорейшее вступление в силу; рекомендовала всем правительствам предупреждать коррупцию во всех ее формах, включая подкуп, отмывание денег и перевод незаконно приобретенных активов, бороться с ней и устанавливать за нее уголовную ответственность, а также добиваться оперативного возвращения таких активов посредством принятия мер по возвращению активов в соответствии с принципами Конвенции, в частности с главой V; призвала далее развивать международное сотрудничество, в частности по линии системы Организации Объединенных Наций, в поддержку национальных, субрегиональных и региональных усилий по предупреждению коррупции и перевода активов незаконного происхождения и борьбы с этими явлениями; рекомендовала государствам-членам выделять Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) адекватные финансовые и людские ресурсы, а также рекомендовала государствам-членам, соответствующим международным организациям и ЮНОДК обеспечить широкое освещение 9 декабря как Международного дня борьбы с коррупцией, установленного Генеральной Ассамблеей.

* * *

В соответствии с проектом федерального закона О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции Российская Федерация ратифицирует Конвенцию с заявлениями.
В частности, в отношении ряда положений, касающихся юрисдикции, правовой помощи и международного сотрудничества в целях конфискации (статьи 42, 46 и 55 Конвенции), возможны разные варианты исполнения государствами - участниками своих обязательств. В связи с этим в подготовленном проекте федерального закона о ратификации Конвенции имеются соответствующие заявления.
Кроме того, продолжая принципиальную линию на обеспечение неотвратимости ответственности преступников и по аналогии с заявлениями, сделанными Российской Федерацией при ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года, Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, предлагается сделать заявление о недопустимости злоупотребления применением положений Конвенции, предусматривающих возможность отказа в выдаче по основаниям, указанным в пункте 15 статьи 44 Конвенции.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей