Какая камера лучше зеркальная или беззеркальная. Заркальная камера или беззеркалка? Сравнение веса и габаритов

». Но как-то обошли стороной вопрос о том, а что же лучше, зеркалка или беззеркалка? Сегодня мы наверстаем упущенное и поговорим о различиях двух типов фототехники – беззеркальных и зеркальных камер. Поехали.

Что такое зеркальный фотоаппарат?

Зеркальный фотоаппарат – это фотоаппарат, видоискатель которого основан на зеркале. Вообще, существуют однообъективные и двухобъективные зеркальные фотоаппараты. Но поскольку в мире цифровой фотографии место осталось только для первого типа, о нём дальше и пойдет речь.

Первый однообъективный зеркальный фотоаппарат появился аж в 1861 году. Да, в то время как в России только-только отменили крепостное право, в Англии уже изобрели фотоаппарат. То есть, история зеркального фотоаппарата началась в позапрошлом веке, больше 150 лет назад.

Конечно, первые зеркальные фотоаппараты сильно отличались от того, что мы имеем теперь. Одно из отличий – использование пленки. На сегодня пленка, как вы все прекрасно знаете, практически вымерла и существует лишь благодаря энтузиастам, полюбившим пленочную фотографию когда-то давно. Цифровые технологии позволили заменить пленку в фотоаппарате на матрицу.

Вернемся к устройству зеркального фотоаппарата. Каждая зеркалка имеет видоискатель, основанный на зеркале. Зеркало стоит под углом в 45 градусов и позволяет видеть через видоискатель реальную неоцифрованную картинку. Механизм, вообще, достаточно простой с точки зрения понимания. Через объектив свет (и изображение соответственно) попадает в корпус камеры, где установлено зеркало под углом 45 градусов. Отраженный зеркалом свет устремляется вверх, где попадает в пентапризму (или пентазеркало), которая оборачивает изображение, придавая ему нормальную ориентацию. Проще говоря, если бы не было пентапризмы, изображение в видоискателе выглядело бы перевернутым. Вот и всё. Это и есть оптический видоискатель – отличительная особенность любой зеркалки.

Что такое беззеркальный фотоаппарат?

Беззеркалка также как и зеркальный фотоаппарат имеет сменную оптику. Но, как вы поняли из названия, не имеет зеркального видоискателя. Вместо видоискателя в недорогих камерах используется экран, а в фотоаппаратах подороже применяется электронный видоискатель. По сути, в отличие от оптического, такой видоискатель показывает нам оцифрованное изображение. Можно сказать, что это маленький экранчик. Он имеет определенное разрешение, которое указывается в спецификации фотоаппарата. Естественно, как и в случае с монитором, чем больше разрешение, тем лучше.

Чем зеркальный фотоаппарат лучше беззеркального?

Давайте для начала поговорим о том, чем же зеркалка лучше беззеркалки.

  • Оптический видоискатель – не только особенность зеркального фотоаппарата, но и его преимущество над беззеркальным. Причин тут несколько. Во-первых, оптический видоискатель показывает картинку в реальном времени, необработанную и неоцифрованную. То есть так, как её бы видел ваш глаз без видоискателя. Во-вторых, при использовании электронного видоискателя есть небольшая задержка изображения, которой нет у оптического. Т.е. с последним вы всегда видите картинку в реальном времени.
  • Фазовый автофокус – он свойственен только зеркальным камерам. Последние модели беззеркалок научились использовать фазовые датчики на матрице, тем самым породив гибридную систему фокусировки, но на сегодня она всё равно не дотягивает по скорости до фокусировки зеркальной камеры.
  • Эргономика у зеркалок лучше. Это связано, в том числе и с тем, что само зеркало с пентапризмой занимают достаточно много места в тушке. Из-за этого, собственно, эти фотоаппараты такие большие. Но этот минус превращается в плюс, когда нужно камерой управлять: особенно у профессиональных фотокамер отлично реализован доступ ко всем важным функциям с помощью кнопок, колесиков и других элементов управления, вынесенных на тушку. Особого внимания заслуживает дополнительный монохромный дисплей, который встречается у крупных зеркальных фотоаппаратов, и никогда не встречается у беззеркалок. Дисплей этот очень помогает при профессиональной съемке, да и для любительской он никогда лишним не бывает.
  • Огромный парк оптики . Помните, мы говорили о том, что уже полтора века как выпускают зеркальные камеры? Компания Nikon начала выпуск камер в 50-е годы двадцатого века. На сегодняшний день парк оптики Nikon огромен и продолжает расти. Конечно, беззеркальным камерам пока далеко до такого богатства.
  • Стоимость зеркальных камер в целом ниже. Конкретный пример. Есть Nikon D5100 с объективом Nikon 35mm 1.8G DX. Это совсем недорогой комплект, стоимость его меньше 20 тысяч. Чтобы получить аналогичное качество с помощью беззеркалки нужно потратить гораздо больше денег.
  • Зеркальная камера включается гораздо быстрее , чем беззеркальная. За долю секунды, в то время как беззеркалки могут включаться и по 3 секунды.
  • Время работы зеркальных камер от одного заряда батареи значительно выше, чем у беззеркальных. Да и сами батареи обычно более емкие. Таким образом, любительские камеры вроде Nikon D7100 могут снимать по полторы тысячи кадров на одном заряде. Профессиональная техники, вроде Nikon D4, способна нащелкать с помощью фотографа больше 3 тысяч снимков на одном заряде батареи.
  • Зеркальные камеры надежнее . У некоторых из них есть пыле и влагозащита. Именно поэтому в саванне вы вряд ли увидите фотографа с Sony A7. Но вот с Canon 1Dx – как нечего делать. Их там больше, чем львов и бизонов…

Итак, главное: на сегодняшний день профессиональная съемка беззеркальной камерой практически невозможна. Зеркальная камера для коммерческой съемки предпочтительнее. А любитель должен сам решить, важны ли ему преимущества зеркалки, или достаточно того, что предлагает беззеркалка. А об этом чуть ниже.

Чем беззеркалка лучше зеркалки?

Да, а есть ли плюсы у беззеркального фотоаппарата, которых нет у зеркального? Есть. И сейчас мы о них поговорим.

Техника Olympus — одна из самых популярных на рынке беззеркальных камер

  • Размер . Это самое очевидное. Беззеркалки меньше. Оптика для таких камер также компактнее. В итоге можно получить беззеркальную систему, которая будет меньше зеркальной, но позволит получать настолько же качественные снимки.
  • Электронный видоискатель . У электронных видоискателей есть и плюсы. Во-первых, на них можно выводить различную дополнительную информацию. Во-вторых, такие видоискатели будут удобнее для близоруких людей. Оптическим видоискателем нужно пользоваться в очках или использовать функцию диоптрийной коррекции, которой хватает для зрения в -2,5, но если минус будет больше, то увы. Электронный видоискатель, как мы уже говорили выше – это экранчик. И, конечно, при использовании близоруким человеком, с ним не возникает проблем.
  • Большой выбор производителей . Беззеркалки сейчас выпускают следующие фирмы: Nikon, Canon, Sony, Panasonic, Olympus, Fujifilm, Samsung. Но доступные зеркалки выпускают только первые 3 компании плюс Pentax .

Что общего у зеркальных и беззеркальных фотоаппаратов?

Есть и то, что объединяет эти камеры.

  • Матрица . Самая важная часть цифрового фотоаппарата. Ещё пару лет назад я мог бы сказать, что у беззеркальных камер не бывает полнокадровой матрицы. Но это исправила компания Sony, выпустив камеры серии A7. Они имеют матрицы, не уступающие тем, что используются в зеркальных фотоаппаратах. Про матрицы мы с вами уже не раз говорили, повторяться ни к чему.
  • Системность . Почему-то многие называют беззеркалки системными камерами, забывая, что зеркальные фотоаппараты тоже относятся к этому классу. В этом сходство зеркалок и беззеркалок – это системные фотоаппараты, которым свойственна сменная оптика.

Что же лучше? Зеркалка или беззеркалка?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждый должен сделать свой выбор исходя из потребностей. Моё мнение – зеркальные фотоаппараты на сегодня всё ещё слишком сильно превосходят беззеркальные. Лично для меня при выборе камеры наиболее важными остаются критерии скорости (фокусировка, включение), широкого выбора оптики и цены (как на камеру, так и на объективы). Да, не всегда хочется брать с собой огромный зеркальный комплект. Лучше, чтобы был выбор. Например, для больших (продолжительных, важных и т.п.) съемок иметь зеркалку, а для души – что-то небольшое, может даже не беззеркалку, а компактную камеру вроде Fuji x100s или т.п. Но если выбирать одну единственную камеру, то повторюсь, я бы выбрал зеркалку. Но это лишь моё мнение. А что бы выбрали вы?

Статьи

Не так давно на рынке были представлены 2 типа фотоаппаратов: это зеркальные и «мыльницы». Первые – зеркальные фотоаппараты – были ориентированы на профессионалов. Мыльницы – обычные цифровые фотокамеры – подходили любительской части покупателей, они отличались автоматическим режимом съемки и не позволяли владельцам реализовать «творческий потенциал» (вообще-то даже с дешевой мыльницей можно делать прекрасные креативные снимки, поэтому это словосочетание в кавычках).

В последе время на рынке появился новый класс девайсов – это промежуточные камеры между мыльницами и зеркалками. Они называются беззеркальные фотоаппараты и обладают съемной оптикой. Если сравнивать их технические параметры и качество снимков, то они вполне могут конкурировать с известными зеркалками полупрофессионального и уж точно любительского уровня. При всем этом стоят они гораздо дешевле, что и вызвало большой ажиотаж на рынке и подняло их популярность. И даже сегодня при покупке фотоаппарата пользователи задаются вопросом: что же лучше: зеркальный или беззеркальный фотоаппарат.

Устройство зеркального фотоаппарата

Разница между зеркальной и беззеркальной фотокамерой в первую очередь заключается в использовании системы с зеркалом и пентапризмой (3). Здесь зеркало (1) нужно для направления света в видоискатель (2). Как только пользователь жмет на кнопку, происходит спуск затвора, и зеркало приподнимается. Далее световой поток меняет свое направление – вместо видоискателя он попадает на поверхность матрицы (4). Под номером (5) – фазовые датчики, необходимые для фокусирования оптики.

Достоинство такой конструкции очевидно – картинка, которую видит пользователь в видоискателе, без искажений передается на матрицу, и снимок получается в точности как в видоискателе. Плюс ко всему, зеркальный фотоаппарат отличается огромным количеством настроек, что, свою очередь, предоставляет возможности творчества для пользователя. Здесь также есть возможность применять быстрый фазовый автофокус, что наряду с оптическим видоискателем позволит запечатлеть нужный момент.


В принципе, с зеркальной камерой понятно: это в первую очередь профессиональный девайс, хотя в последнее время на рынке появились модели для начинающих. Они дешевле, но в них стоит не самая лучшая оптика, да и функционал немного ограничен. В первую очередь они оснащаются удобным управлением и, что самое главное, автоматическим режимом съемки.

Устройство беззеркального фотоаппарата

Легко догадаться, что идея, которая лежит в основе данной технологии, предполагает отказ от зеркала. Компании Olympus и Panasonic – первые производители этих гибридных камер. Хотя в последнее время их на рынке появилось уже много, и они успешно доказали, что способны составить здоровую конкуренцию зеркалкам.


Главное отличие в конструкции: в зеркальной камере световой поток направляется на зеркало с пентапризмой, далее – в видоискатель, при спуске затвора направление меняется и поток попадает на светочувствительную матрицу. В беззеркальном варианте световой поток сразу попадает на матрицу (1). Здесь предварительный просмотр возможен благодаря считыванию изображения процессором (2) прямо с матрицы. Отображение считанной процессором картинки осуществляется на электронном видоискателе, который является простым ЖК-дисплеем (3).


Достоинства и недостатки

В первую очередь хотелось бы отметить: идея удалить из конструкции зеркальный видоискатель и заменить его процессором с электронным видоискателем выглядит неплохо, и она даже имеет свои плюсы. В первую очередь плюсы касаются габаритов: беззеркальные камеры более компактны, поэтому их владельцы могут брать данные девайсы с собой на прогулку. Зеркалки в этом плане проигрывают – они большие, и не всегда удобно таскать с собой сей девайс даже в специальной сумке.

Однако компактность – это не всегда хорошо. Зеркалки очень удобно держать из-за их больших размеров, а вот хват беззеркалки не всегда удобен.

О матрицах

В мыльницах часто используются светочувствительные матрицы, которые по характеристикам сильно проигрывают используемым в зеркалках сенсорам. В беззеркальных девайсах тоже используется сенсоры, как и в зеркалках. Это позволяет получать снимки прекрасного качества. Впрочем, в беззеркальных камерах не могут применяться полнокадровые матрицы, однако они часто и не нужны. Полнокадровые матрицы требуются для исключительных съемочных ситуаций, следовательно, это весьма сомнительный плюс в пользу зеркальных фотокамер.

Видоискатель

В матрице нет преимуществ какого-либо фотоаппарата… ну, почти нет. А вот видоискатель – тут большой плюс для зеркального фотоаппарата. Оптический видоискатель позволяет при любом освещении наблюдать картинку, как она есть, без искажений, что в итоге позволит получить «правильный снимок».

В беззеркальных камерах используется электронный видоискатель, то бишь дисплей. На нем часто изображение выводится с задержками. Да и разрешающая способность этого дисплея гораздо ниже, чем разрешение глаза человека. Да и вообще, ограниченная освещенность – это большая проблема электронного видоискателя – картинка засоряется шумами, появляется зернистость. Короче, по этому критерию зеркалки вне конкуренции, ведь поймать правильный момент глазом гораздо проще, нежели чем электронным дисплеем.

Автоматическая фокусировка

Автофокус в беззеркалках – это проблема. Отчасти благодаря огромным усилиям производителей проблему автофокуса в беззеркальных камерах решить удалось, но все равно она не решена окончательно. Дело в том, что в беззеркалках применяется контрастный автофокус (особенности конструкции таковы), в то время как в зеркальных фотоаппаратах – фазовый. То есть фокусировка здесь осуществляется процессором при попадании картинки на матрицу и последующем ее анализе.

Исследования показали, что фазовая фокусировка, применяемая в зеркалках, по точности и скорости сильно превосходит контрастную, следовательно, зеркалка сильно выигрывает по данному параметру.

Оптика

В обеих камерах оптика сменная, но зеркалки в арсенале имеют куда более широкий набор сменной оптики. Беззеркалки в этом плане ограничены, но тут стоит понимать, что появились они на рынке недавно и ассортимент объективов для беззеркальных камер растет. Вполне вероятно, что через 2-3 года ассортимент оптики для данных девайсов будет настолько же огромен, как и для зеркалок. Так что это хоть и преимущество в пользу зеркальных фотокамер, но оно временное.

Автономность и энергопотребление

Беззеркальные камеры «жрут» энергию аккумулятора достаточно быстро: здесь работает ЖК-дисплей (электронный видоискатель), процессор, анализатор изображения, светочувствительная матрица. В результате батарея садится быстро, и то этого беззеркалка проигрывает зеркальной камере.

Более того, в зеркальных фотоаппаратах конструкция большая, что позволят использовать аккумулятор с большей мощностью. По сути, один зеркальный фотоаппарат по времени сможет работать дольше, чем 2 беззеркальных.

Выводы

Сложно отдать предпочтение тому или иному девайсу, но попробовать стоит. Технически зеркалка все-таки превосходит беззеркальную камеру, вот только последняя стоит дешевле. Если вам нужна хорошая камера для любительской съемки, то вполне можно ограничиться и беззеркальной фотокамерой. Если вы планируете обучаться искусству фото, то в любом случае рано или поздно вам потребуется зеркальный фотоаппарат с хорошей оптикой, и возможностей беззеркальной камеры будет недостаточно. В этом случае потребуется зеркальный фотоаппарат.

Еще каких-нибудь пять лет назад этот вопрос можно было отнести к разряду чисто риторических. Не смотря на то, что поголовье беззеркальной фототехники на магазинных полках уже начинало стремительно расти, никакой серьезной конкуренции эти новомодные изделия классическим зеркальным фотоаппаратам не составляли. А подавляющее большинство профессиональных фотографов и фоторепортеров продолжало использовать свои зеркальные Никоны и Кэноны. Того же выбора придерживались и продвинутые фотолюбители.

Однако специалисты в области развития технических систем в один голос уверяли, что революция на фоторынке обязательно произойдет в самые ближайшие годы. И беззеркальные камеры с электронным видоискателем похоронят «зеркалки», как цифровые фотоаппараты в начале 2000-х свели в могилу своих пленочных собратьев. Так что же мы имеем на сегодняшний день?


История вопроса

В тот самый момент, когда фотопленка в камерах была заменена светочувствительной матрицей, стало понятно, что дни зеркальной фототехники сочтены. Если мы с помощью матрицы получаем оцифрованное изображение, то сам Бог велел передать его в электронный видоискатель, как это, например, делается в видеокамерах, и рассматривать глазом уже ту картинку, которая получится у нас на выходе. Это решение сулило немало преимуществ.

Во-первых, фотограф получал возможность вносить корректировки экспозиции или баланса белого, не делая пробных кадров, что увеличивало бы ресурс камеры.
Во-вторых, мы избавлялись от не самого надежного механизма подъема зеркала, который к тому же сильно увеличивал размеры фотоаппарата.
И, как бонус, появлялась возможность выводить в поле видоискателя различную полезную для фотографа информацию. Например, в точке фокусировки показывать увеличенное изображение для упрощения наводки на резкость мануальных объективов.

Дело оставалось за малым – добиться того, чтобы электронный видоискатель давал изображение сравнимое по качеству с той картинкой, которую дают видоискатели "зеркалок".

Напомню, кстати, что беззеркальные цифровые фотоаппараты появились на свет раньше "зеркалок". И первой моей цифровой камерой была какая-то "мыльница" от Олимпус с электронным видоискателем. Но качество им создаваемого изображения было на столько плохим, что не возможно было определить в видоискателе направление взгляда портретируемого или различить прочие важные для фотографа подробности.
Не удивительно, что в скором времени я от этого фотоаппарата отказался.

Однако, нужно признать, что на сегодняшний момент качество электронных видоискателей шагнуло значительно вперед. Так почему же мы не слышим траурной музыки по поводу безвременно ушедших с фотографического рынка "зеркалок"?

Преимущества и недостатки беззеркальных камер

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, нужно определиться, какие преимущества имеет «беззеркальная» камера со сменными объективами перед «зеркалками»,и на сколько эти преимущества важны для фотографа.

1. Меньшие габариты и вес. Поскольку мы избавляемся от механизма подъема зеркала, появляется возможность сделать корпус камеры более плоским и чуть более легким. Всегда ли это хорошо? Думаю, что нет. Тут вступает в силу такой фактор, как комфортность фотосъемки. Камера должна удобно лежать в руке. А для этого она должна иметь определенные размеры, пропорциональные размерам руки.
Не случайно многие фотографы жалуются на «зеркалки» начального уровня, габариты которых сильно уменьшены по сравнению с топовыми моделями. Но, с другой стороны, существуют области применения камер, в которых вес и габариты играют немаловажную роль. Например, фотосъемка в поездках и путешествиях.

2. Более высокая надежность затвора. Поскольку в «зеркалках» кроме самого затвора фотокамеры есть еще механизм подъема зеркала, который чаще всего первым выходит из строя, «беззеркалки» должны обладать большей надежностью и большим ресурсом срабатывания затвора. Насколько это верно в реальной жизни, сказать трудно. Однако некоторые фирмы дают в технических характеристиках своих «беззеркальных» изделий цифру 400 тысяч. Именно столько фотографий вы сможете сделать до первой поломки затвора. Это очень хороший показатель, сравнимый с ресурсом профессиональных «зеркалок».

3. Большая информативность видоискателя. Электронный видоискатель имеет несколько существенных преимуществ. Фотограф наблюдает в нем практически ту картинку, которую он получит после нажатии кнопки спуска затвора. То есть он может увеличить экспозицию, если кадр кажется ему слишком темным. Или подправить баланс белого, не делая при этом пробных кадров. Кроме того, при съемке в темноте он может лучше рассмотреть снимаемый объект, поскольку в электронном видоискателе изображение будет светлым. Также в электронном видоискателе можно, как на экране, выводить множество полезной информации, о чем было сказано ранее.

4. Меньшая стоимость. По идее, отсутствие дорогостоящего механизма подъема зеркала, меньший вес и габариты должны приводить к тому, что «беззеркалка» будет дешевле своих «зеркальных» аналогов. Но пока дело обстоит, скорее, наоборот.

Теперь, чтобы быть объективным в оценках, скажу и об недостатках «беззеркалных» камер.

1. Из-за уменьшенных габаритов они хуже лежат в руке.

2. Электронный видоискатель потребляет энергию для своей работы. А поскольку он работает при съемке постоянно, аккумуляторы быстро садятся. Если многие зеркальные фотокамеры на одном заряде позволяют отснять более тысячи кадров, «беззеркалки» едва делают 400 снимков. Особенно обидно, что даже когда вы не снимаете, а просто разглядываете что-то через видоискатель, энергия батарей активно расходуется. То есть долго не поприцеливаешься.

3. Качество картинки в электронном видоискателе хоть и улучшилось, но все еще уступает изображению оптического канала в «зеркалках». 4. «Беззеркалки» несколько медленнее включаются, а в некоторых из них изображение подается с некоторой задержкой, что, впрочем, не критично. 5. Многие «беззеркалки» все еще проигрывают по скорости автофокуса, хотя появление в последних моделях гибридного автофокуса, где фокусировка идет и по контрасту, и по фазовым датчикам, почти выправило ситуацию.

Сравнение на конкретных примерах

Судя по рейтингам Яндекс-Маркета и Торговой сети MOYO https://www.moyo.ua/foto_video/photo_video/cameras/ , одной из самых популярных «беззеркальных» камер топ-уровня является Sony Alpha A7R2, цена которой сейчас колеблется возле 200 тыс. рублей за тушку без объектива. Это примерно соответствует стоимости такой зеркальной камеры, как Canon 5D mark3.

Давайте же проведем их сравнение и огласим если не окончательный вердикт, то, по крайней мере, итоги промежуточного финиша в продолжающейся гонке двух этих типов фотокамер.

Тип фотокамеры:
Внешний вид:
Размер сенсора: 36 x 24 мм 35.9 x 24 мм
Размер кадра: 5760 x 3840 или 22,3 млн. пикселов 7952 x 5304 или 42.4 млн. пикселов
Тип матрицы: CMOS BSI CMOS
Стабилизатор матрицы: Отсутствует 5-и осевая стабилизация
Скорость съемки: 6 кадров в сек 5 кадров в сек.
Видоискатель: Оптический Электронный 2359296 пикселов
ЖК экран: 1044000 точек, 3.20 дюйма 1228800 точек, 3 дюйма
Выдержка: 30 – 1/8000 30 – 1/8000
Емкость аккумулятора: 950 кадров 340 кадров
Разрешение видеороликов: 1920x1080 3840x2160
Макс частота кадров HD видео: 30 кадров в секунду 60 кадров в секунду
Размер камеры: 152x116x76 мм, без объектива 127x96x60 мм, без объектива
Вес камеры: 950 г, с элементами питания 625 г, с элементами питания

Как видим, сухая логика цифр говорит о том, что по большинству параметров выигрывает «беззеркальная» камера Sony Alpha A7R2.
Она имеет более совершенную матрицу с задней засветкой, что уменьшает шумы на высоких значениях чувствительности.
Она позволяет делать снимки почти вдвое большего размера по количеству мегапикселов.
Снимает видео в формате 4К. А в формате HD дает возможность снимать видеоролики с частотой 60 кадров в секунду против 30 кадров у Кэнона.
При этом она легче и компактнее своего зеркального конкурента.

И еще один важный момент: Sony Alpha A7R2 имеет эффективный стабилизатор на матрице. В то время как у Кэнон он отсутствует, так как фирма пока предпочитает ставить стабилизаторы оптического типа непосредственно в объективы, что жутко увеличивает их стоимость.

Проигрывает Sony Alpha A7R2 пока только в меньшем времени работы от аккумулятора, слегка в скорострельности. Немного в скорости фокусировки и времени включения. Она также менее удобно лежит в руке и не столь оперативно управляется.

Уже с первого взгляда видно, что данная «беззеркалка» имеет больше плюсов, чем минусов по сравнению с флагманом от Кэнон.

Так почему же профессиональные фотографы и продвинутые любители в своем большинстве все еще предпочитают снимать на «зеркалки»? Причину, на мой взгляд, следует искать в двух плоскостях.
Во-первых, Sony Alpha A7R2 и большинство других «беззеркалок» все еще уступают в оперативности и эргономике, что для профессионалов часто имеет решающее значение.
Во-вторых, работает определенная инерция выбора. Нужно время, чтобы покупатель поверил в новый тип камер. Да и проблему перехода на новую линейку объективов не следует скидывать со счета.

Тем же фотографам, кто выбирает камеру «с нуля», уже сегодня есть смысл задуматься над покупкой «беззеркалки», особенно в том случае, когда она будет использоваться преимущественно в путешествиях, где каждый килограмм веса создает немалые проблемы.

По всему получается, что век «зеркалок» все-таки подходит к концу. Если, конечно, их производители не придумают что-то из ряда вон выходящее.

Валерий МИШАКОВ

Чтобы научиться хорошо фотографировать беззеркальной камерой нужно усвоить несколько моментов. Прежде всего, нужно знать, как фотоаппарат работает, необходимо освоить теорию. Поэтому начнем с описания фотоаппаратов.

Что такое беззеркальный фотоаппарат?

Как многие могли понять из названия, в беззеркальных фотоаппаратах отсутствует зеркало. Схема работы беззеркального фотоаппарата больше возлагается на электронику чем на механику. Так в зеркалке для того, чтобы создался кадр, должно подняться зеркало. В беззеркалке просто происходит запись светового потока, попадающего на сенсор в определенное время. Так же и с видоискателем. В зеркальных камерах он преимущественно оптический (не всегда). В беззеркалках он обычно отсутствует, но если есть, то непременно он электронный. Система автофокусировки зеркальных камер и беззеркалок также несколько отличается.

Устройство зеркального фотоаппарата

В зеркальном фотоаппарате за объективом расположено зеркало, которое отражает световой поток в пентапризму видоискателя. Пентапризма делает изображение не перевернутым. Автофокусировка осуществляется при помощи специального блока датчиков. На датчики свет обычно поступает от дополнительного зеркала. Когда нажимается кнопка спуска затвора, зеркало поднимается и видоискатель больше не показывает кадр. Весь свет идет на матрицу, что приводит к экспонированию кадра.

Световой поток в зеркальной камере в момент фотографирования

Преимущества зеркального фотоаппарата:

  • Оптический видоискатель позволяет видеть картинку без участия электроники. Это исключает искажения и притормаживания при быстром движении.
  • Фазовые датчики, использующиеся в системе автофокусировки зеркальной камеры, позволяют работать очень быстро и качественно.

Минусы зеркального фотоаппарата:

  • Слишком сложная конструкция камеры. Много механических элементов. дорогой процесс изготовления фотоаппарата.
  • Наличие поднимающегося зеркала и пентапризмы не позволяют сделать компактный корпус.
  • Надежность камеры снижается из-за большого количества подвижных элементов.
  • При длительной выдержек зеркало закрывает видоискатель и обзор кадра становится не доступен.

Конструктив беззеркального фотоаппарата намного проще. Там отсутствует зеркало, пентапризма, оптический видоискатель и фазовые датчики.

Устройство беззеркалки

Свет проходит через объектив и проецируется на матрицу. Процессор считывает этот сигнал и преобразует его в видеосигнал, который подается на дисплей.

Преимущества беззеркальных фотоаппаратов:

  • Имеется возможность сделать камеру очень компактной.
  • Из-за маленького количества механических частей надежность камеры возрастает.
  • Стоимость производства и разработки снижается.
  • Многим пользоваться дисплеем проще и привычнее, чем видоискателем.
  • Можно просматривать снимки, сделанные с пользовательскими фильтрами и настройками (Ч/Б, Сепия и т.д.)

Недостатки беззеркальных фотоаппаратов:

  • При съемке на экране отображается переработанная процессором картинка. Экран тоже имеет ограничение по отображению контраста и насыщенности.
  • Отображение картинки происходит с некоторым запаздыванием, что связано со скоростью работы процессора.
  • При ярком свете экран может покрываться бликами, что затруднит просмотр изображения на нем.
  • Постоянная работа экрана и процессора быстро расходует заряд батареи.

Оба типа фотоаппаратов имеют свои плюсы и минусы. Конструкторы постоянно находятся в поиске решения многих недостатков. Так, например, многие зеркальные фотоаппараты обзавелись функцией Live View. во время её работы зеркало поднимается на длительное время и картинка отображается на экране как у беззеркалок. Это дает возможность снимать видео на зеркальных камерах.

Совершенствуются и беззеркальные камеры. Их процессоры становятся быстрее, совершенствуются экраны, оптика и сенсоры. Электронные видоискатели приближают возможности беззеркалок к зеркальным фотоаппаратам. На матрицы научились устанавливать датчики фазного автофокуса, что позволяет использовать оба типа автофокуса (контрастного и фазного).

Фотоаппараты класса беззеркалок

Беззеркальный фотоаппарат Nikon 1 J1

Многие могут подумать, что все фотоаппараты без зеркала являются беззеркалками, но это не так. Камеры, которые имеют не съемную оптику, относятся к классу компактов.

Камеры, которые имеют съемную оптику, но при этом работают без зеркала и называются беззеркалками.

Различие в стоимости

Топовые беззеркальные камеры стоят не дешевле многих зеркальных фотоаппаратов. Казалось бы, лучше взять зеркальную камеру, которая гарантировано даст отличную картинку и будет долго служить. Но тут есть один нюанс. Беззеркальные камеры уже давно могут фотографировать не хуже зеркалок. Картинка получается не хуже, чем на зеркалке в той же ценовой категории. Тут встает вопрос размеров. Объектив не позволит положить беззеркалку в карман, но на шее её носить или в рюкзаке намного проще, чем большую зеркальную камеру. Для студийной съемки конечно лучше подойдет зеркалка, но любители походов и поездок наверняка предпочтут беззеркальный фотоаппарат.

Те, кто хотел бы купить цифровой фотоаппарат, не раз задавали нам один и тот же вопрос: «?». Сегодня на рынке представлен такой ассортимент различной фототехники, что решение спора , это только полдела. Есть еще ультракомпактные суперзум фотоаппараты с несъемной оптикой, которые также могут вмешаться в этот спор. Но даже если не рассматривать продвинутые компакты, то проведя , покупателю придется окунуться в проблематику выбора конкретной модели, а там свои особенности. Вообщем, непростой и неоднозначный вопрос. Чтобы понять, что лучше беззеркальный или зеркальный фотоаппараты , разберемся в их основных отличиях.

Что же такое беззеркалка? Беззеркалка , как и зеркальный фотоаппарат имеет достаточно большое количество терминов, которые употребляются для их названия. И, к сожалению, единого стандарта не существует. Подобные устройства могут называться, как беззеркальный фотоаппарат , однообъективная системная камера, MILC-камера, EVIL-камера, ILC, ACIL. Все английские аббревиатуры, по сути, описывают одно и тоже - отсутствие зеркала, сменная оптика, наличие электронного видоискателя. Не будем вносить путаницу и в без того сложный спор и будем использовать самый распространенный - беззеркалка .

Как же работает беззеркалка ? Да очень просто. Пусть многие говорят, что беззеркалка и обычная цифровая компактная мыльница - это разные фотоаппараты, но принцип работы (и только принцип) у них одинаковый. Свет, проходя через систему линз в объективе, попадает непосредственно на светочувствительный элемент (в цифровых фотоаппаратах - матрицу). В беззеркальном фотоаппарате на пути светового потока стоит пентапризма, которая перенаправляет поток на оптический видоискатель для беспаралаксного визирования кадра.

Беспаралаксное визирование - это такое свойство фотоаппарата, которое позволяет фотографу предварительно видеть именно то, что будет зафиксировано матрицей, без каких-либо искажений. Раньше, когда фотоаппараты были еще пленочными, ось видоискателя и ось объектива немного не совпадали и были определенные искажения. Чтобы этого избежать и была придумана пентапризма с зеркалом, перенаправляющая точное отображение в оптический видоискатель. Но с развитием цифровых фотоаппаратов появилась возможность решать проблему паралакса путем предосмотра изображения непосредственно с матрицы.

А теперь важный момент, связанный с тем, как осуществлялся переход от пленочной фототехники к цифровой. Были и пленочные компактные (с параллаксом из-за смещение видоискателя) фотоаппараты, и зеркальные (без паралакса) пленочные фотоаппараты. И туда, и туда поставили матрицу, просто разную по техническим характеристикам. Ведь компакты должны быть меньше и дешевле, зачем им более мощные и дорогие матрицы. Если бы сегодня сразу изобретали цифровой фотоаппарат, то пентапризмы и зеркала вообще могло и не быть. Всему виной поэтапное развитие технической эволюции техники .

В компактных мыльницах и беззеркалках визирование происходит при помощи электронного видоискателя, в роли которого, по сути, выступает дисплей на задней стенке фотокамеры. В зеркалке - при помощи оптического видоискателя или все того же дисплея в режиме LiveView. Кстати, по статистике те, кто пользуется бюджетными и полупрофессиональными зеркалками до 80% случаев снимают именно в режиме LiveView, т.е. не используют зеркало вообще.

К использованию оптического видоискателя прибегают в трех случаях. При съемке, когда просмотр на экране затруднен, например, в солнечную погоду из-за бликов; при использовании зеркалок, у которых просто нет режима LiveView (до 2006 года все зеркалки были такими); и по привычке. Существует еще практика использования оптического видоискателя и отключения LiveView с целью экономии заряда аккумулятора и более быстрой фокусировки. И тут, конечно, зеркалка выигрывает у своего визави.

Качество отображения на электронном видоискателе (точнее, дисплее) немного хуже, чем у оптики. Разрешающая способность любого дисплея пока не достигла максимальных пределов, доступных глазу человека. У оптики такой проблемы нет, т.к. там глаз видит именно ту картинку, как если бы человек смотрел на объект напрямую. Есть и определенное запаздывание при отображении движения на электронном дисплее. Но эти проблемы в ближайшее время будут технически решены.

Стоит оговорит еще один важный момент, который при сравнении зеркалки и беззеркалки , дает определенное преимущество первому типу. Это разные принципы осуществления автоматической фокусировки. Их два. В зеркалке при съемке с использованием пентапризмы специальные датчики системы фокусировки получают световой поток непосредственно от объекта. Такая автофокусировка называется фазовой .

В беззеркалках (как и любых компактах) нет возможности использовать для автофокусировки собственные датчики (не поставишь же их перед матрицей). Поэтому фокусировка производится программно, анализируя изображение, попадающее на матрицу. Такая система автофокусировки называется контрастная . Так вот, фазовая автофокусировка гораздо быстрее и немного точнее, чем контрастная. Поэтому, по данному параметру зеркалка выигрывает.

Теперь размеры камеры и вес. Сама система пентапризмы и зеркала делает камеру больше по размеру и тяжелее по весу. Это и хорошо, и плохо. На большем корпусе можно разместить больше органов управления, хват более удобен, внутри можно поместить более мощные комплектующие, аккумуляторы. Беззеркалки из-за своей компактности вынуждены использовать программный интерфейс управления, бороться за каждый грамм и миллиметр внутри. Даже переход к сенсорным экранам пока проигрывает традиционным кнопкам и колесикам зеркалок. Правда, тут многое зависит и от привычки. С другой стороны, носить габаритную и тяжелую камеру, особенно на выезде, тоже неудобно. Компактность - огромное преимущество, с которым не поспоришь.

Следующее, на что стоит обратить внимание проводя сравнение зеркалки и беззеркалки , это сам момент съемки. При работе зеркалки в момент спуска затвора происходит механический подъем пентапризмы с зеркалом, а это дополнительная вибрация и банальный шум. Конечно, не самое страшное, что может произойти, но иногда вызывает проблемы. Беззеркали таких проблем не имеют. Правда, некоторые любят зеркалку именно за этот звук. Но это больше вопрос из разряда психологии, чем техники.

Далее - сама матрица. Чем она мощнее и больше по физическим размерам, тем качество снимка выше. Все просто и понятно. Можно конечно начать философское обсуждение о том, к чему нас приведет эта гонка за мегапикселями, но оставим это для других статей. Сегодня, матрицы, применяемые в зеркалках и матрицы беззеркальных фотоаппаратов, практически сравнялись по характеристикам . Да, полноформатных матриц или фулфреймов у беззеркалок пока нет. Тут никто не спорит. Профессиональная съемка максимального по качеству изображения возможна лишь на зеркалках. Но это топовые фотоаппараты ценою в тысячи долларов, которые нужны очень небольшому количеству профессиональных фотографов. В остальном - все тоже самое. Да и некоторые бренды заговорили о планах все-таки выпустить скоро и полноформатную беззеркалку.

Теперь про объективы. У фотоаппарата есть такой параметр, как рабочий отрезок . Это расстояние между крайней линзой объектива и матрицей. У беззеркалок он меньше, следовательно, размеры объективов и их масса также меньше, чем для зеркалок. Но объективов, предназначенных для беззеркалок под тот или иной байонет или форм-фактор матриц просто пока очень мало. Выбор объективов для зеркалок гораздо шире. Правда, и этот вопрос можно решить путем применения различных переходников. Нельзя сказать, что это просто и удобно, но возможно. К тому же линейка объективов для беззеркалок постоянно расширяется и со временем проблема уйдет.

Мы провели краткий анализ тех пунктов, которые являются основными отличиями и которые важно иметь в виду, решая, что лучше - беззеркальный фотоаппарат или зеркальный . Но это далеко не все. Проводя сравнение зеркалки и беззеркалки лучше говорить о каких-то конкретных моделях. Так гораздо легче определить более важные ДЛЯ СЕБЯ преимущества или недостатки. Не стоит забывать и про такой параметр, как цены беззеркальных и зеркальных фотоаппаратов. Здесь тоже полная «анархия». Сегодня можно купить зеркальный фотоаппарат, который стоит не дороже продвинутого ультразум компакта, а цена беззеркалки может быть выше и полупрофессиональной DSLR камеры. Опять-таки, лучше сравнивать конкретные модели.

Выводы. Как не крути, но читатели «Фотикса» все же ждут ответа на вопрос, что лучше - беззеркальный фотоаппарат или зеркальный или кто же победил в схватке . Выскажем сугубо свое, пожалуй, субъективное мнение. Будем признательны, если в комментариях Вы присоединитесь к обсуждению, и выскажите свое мнение в защиту своей любимой техники.

  1. Однозначного победителя на все случаи жизни нет. Все зависит от того, для каких задач и условий нужен фотоаппарат;
  2. С точки зрения профессиональной фотографии с получением снимков максимального качества, для ведения репортажной съемки, для максимально полного управления процессом использования точных ручных настроек, получения художественных эффектов лучше будет купить зеркальный фотоаппарат;
  3. Для решения 90% задач, которые стоят перед продвинутыми и начинающими фотолюбителями, а также теми, кто использует фототехнику в коммерческих целях, но не является фотокорреспондентом агенства Reuters, подойдет и та, и другая фотокамера. Идеально - иметь обе. Тот случай, когда финально многое решит цена;
  4. Если важны компактность и вес, особенно при съемке за пределами студии и относительно неподвижных объектов, конечно лучше купить беззеркалку;
  5. Чтобы получать хорошие снимки для домашнего фотоархива, не сильно вникать в технические тонкости фотографии или создание художественных работ, вообще стоит обратить внимание на компактные псевдозеркальные камеры или попросту компакты с несъемным объективом.

И самое главное. Не старайтесь купить фотоаппарат на века. Предугадать не получится. Выбирайте, исходя исключительно от текущих задач и возможностей. Прогресс не стоит на месте, и уже завтра фотоаппарат может измениться до неузнаваемости. Но, каким бы ни был ваш выбор - вы найдете любой образец фототехники на нашем сайте.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей