Конспект обучения звуковой культуре речи в подготовительной. Покатаем на машине

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Росинка»

Конспект НОД
Тема: «Звук «Ж»
(в рамках реализации ОО «Речевое развитие»: подготовка к обучению грамоте - тренинг по ЗКР в подготовительной группе)

Составила:
Воспитатель выс. категории
Амосова О.С.

г. Краснокаменск.

Тренинг по ЗКР
Тема: Звук «Ж»
Цель: научить детей на слух выделять звук «ж».
Задачи: Учить внимательно, слушать и решать логические задачи. Научить правильно, произносить звук «Ж», производить звуко - слоговой анализ слов с данным звуком. Закрепление звука «Ж» в диалогической речи. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова». Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Учить обрывать по контуру. Закрепить различение и называние объекта с помощью схем.
Словарь: тяжело, гнутся, клонятся, рыболовная сеть, снегопад.
Материал: демонстрационный: Телефон с записью песни жука, жук на палочке, картинка - символ «Жук». Картинки к игре: жук - дерево, повар - ножик, девочка - ножницы, шапочки яблоньки и тыквы. Картинки - снежинка, снегурочка, снеговик, снегопад. Картинки: жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок.Жилетки синего и фиолетового цвета.

Методические приемы:
Орг. Момент: решение логических задач.
Звуковой анализ.
Игра «Кому что нужно?»
Инсценировка.
Физминутка.
Родственные слова.
Обрывание бумаги.
Игра «Какая рука, какая нога?»
Итог.
Ход занятия.
1. Организационный момент: решение логических задач.
У мамы есть кот Пушок, собака дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят у Микки?

Ребята, к нам сегодня пожаловал необычный гость. А кто это вы узнаете, как только послушаете его песню. (Телефон с песней жука).
-Ну, что узнали? Конечно это жук, который всё время поёт свою жужжащую песенку. А вот и он.
Звуковой анализ
- Ребята, кто это? (жук). А как жук жужжит? (ж-ж-ж) правильно.
- Звук «Ж», какой он? (согласный, твердый, звонкий)
-Покажем на схеме звук «Ж» (Синий квадратик, колокольчик)
-Ребята, сейчас будем жуками, но жужжать будем по -разному: если наш жук летит далеко, то как мы жужжим? (тихо).Жук подлетает к нам как жужжим? (громко).Полетели.(Жук на палочке с верёвочкой летает по группе).
-Молодцы, нажужжались, а теперь поиграем а интересную игру.
3.Игра «Кому что нужно?»
- Давайте поиграем в игру «Кому что нужно?».
На столе стоят три картинки: дерево, повар, девочка, которая режет бумагу. Нужно подобрать картинки, которые подойдут ко всему нарисованному. Правильно подобрали: к дереву – жука, повару дали ножик, девочке - ножницы. Во всех этих словах встречается звук...? («Ж»)
- А где он находится? (в слове «жук» в начале, в слове «ножик» в середине, в слове «ножницы» - в середине)

·
4. Инсценировка.(Играют два ребёнка в шапочках яблоньки и тыковки)
- Ребята послушайте сценку.
-Ох, тяжело.
- Почему тебе, яблонька, тяжело?
- На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся, еле держу.
- Ох, тяжело!
- А тебе, тыква, от чего тяжело?
- На земле лежать, да себя держать!
Воспитатель: - Ребята, а какой звук здесь чаще всего встречается? («Ж»)

5.Физминутка «Жук»
Жук лежит, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
6.Игра «Карусель»
-А сейчас вместе с жуком отправимся в парк прокатиться на карусели. Но на карусель сядут те объекты, в названии которых слышится звук «Ж».(жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок).

6.Родственные слова. (По тексту сказки выставляются соответствующие картинки)
- Ребята, я расскажу вам сказку.
«Давным-давно потеряли люди слово «снег» и забыли о нем, а слово попало в землю, и появились ростки слова - снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
Н несли поставить их вряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
- А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите родственные слова.
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик рыболов.
Мы рыболовную сеть соберем,
Рыбного супа в тарелки нальем.
- Какие слова здесь родственные? (рыбаков, рыба, рыболов, рыболовная, рыбный) Какое общее слово? (рыба)

7.Обрывание бумаги.
- Молодцы, ребята. А теперь я вам предлагаю сделать небо с облаками, где любит летать наш жук. Нужно с помощью обрывания сделать облака. Обрываем кончиками трех пальцев или щупом. Вот такое у нас получилось небо с облаками. Мы облака приклеим и дорисуем много жуков, чтобы у нашего жука появились друзья..
-Какое время года на нашей картине? Что ещё можно быстро сделать и добавить?
-Дети, сколько у нашего жука лапок? А что есть у нас? Поиграем в игру и расскажем, где левая и правая стороны, руки и ноги.

8. Игра «Какая рука, какая нога?»
На полу лежат трафареты «руки» и «ноги». Прикладываем нужную руку и называем. На след ставим нужную ногу и называем. (Например, правая рука, левая нога и т.д.)

9.Итог занятия. Рефлексия.
- Мы сегодня плодотворно поработали. Какие трудности вам встретились? Что понравилось? У меня на столе лежат жилетки для жука двух цветов: если вам понравилось занятие,то возьмите синюю жилетку, а если у вас есть вопросы по занятию возьмите фиолетовую жилетку и Спасибо вам за занятие.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи "Зимний калейдоскоп" в подготовительной к школе группе

Программное содержание: Создать условия для формирования звуковой культуры речи, обобщения знаний воспитанников о звуко-слоговом анализе слова.
Образовательные задачи:
– Закреплять умение дифференцировать звуки на слух (изолированно, в слогах, в словах).
– Закреплять понятия: «гласные звуки», «согласные звуки», «твёрдый/мягкий согласный звук».
– Упражнять в определении места звуков «Л – Ль» в начале, в середине и в конце слов.
– Упражнять в анализе и синтезе слов.
Развивающие задачи:
– Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Развивать фонематический слух; уточнить представления детей о текущем месяце времени года.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать.
– Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию педагога, умение выслушивать ответ товарища.
Оборудование: видео «Чёрно-белый мир», «Калейдоскоп с музыкой», «Артикуляционная гимнастика»; фонограмма «Метель»; песня «Разноцветный мир»; предметные картинки, «Снежок», перфокарты, фломастеры, снежинки, клей, кисточки, заготовки с контуром буквы Л, крупа (гречка, пшено, рис).

Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобы и огорчения.
Воспитатель: Прежде, чем сесть на стульчики, хочу вас предупредить, что они заколдованы, чтобы их расколдовать, нужно определить 1-й звук своего имени и правильно выбрать условное обозначение на стульчике. Но сначала вспомнить, каким цветом обозначают гласный звук - (красным) , твердый согласный – (синим) , мягкий согласный – (зеленым).
Н

I]а стульях по одной предметной картинке и «ловушка»).
(Обратить внимание на ребенка в группе без настроения. Спросить, не случилось ли у него что-то неприятное. Сказать ему, что его пасмурное настроение навеяло меня на грустную сказку).
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран:
Жила-была Фея, которая умела делать много добрых дел и обладала волшебной силой.
(Фильм «Черно – белый мир»).
Однажды, путешествуя по одному городу, она повстречала грустных, мрачных, невеселых детей. У всех был хмурый взгляд, опущенная голова. Оказалось, представляете, что их страна не имеет цветных красок. Она вся черно-белая. Есть только черный и белый цвет. Можете себе это представить? Жители не видели цветных красок. А где и в чем можно увидеть яркие цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: (В руках калейдоскоп). Это моя самая любимая игрушка в детстве.

Видеозапись «Калейдоскоп с музыкой»).
Это такая труба, в которую смотришь, а там совершенно неповторимые и удивительные узоры. Как она называется?
(Ответы детей).
Ты крутишь трубу в руках, а узоры начинают меняться, переливаться. Совершенно завораживающее зрелище. И меня всегда интересовало, кто же их складывает? Как вы думаете?
(Ответы детей).
Оказывается это всего лишь цветные кусочки стекла, отражающиеся в зеркалах. Цветные кусочки стекла создают чудесные и неповторимые узоры. И радостно, и весело, и расставаться не хочется с этим миром красоты и волшебства.
(На мольберте черно-белый круг из 5 геометрических сегментов).
Воспитатель: У невеселых человечков узор калейдоскопа выглядит так. Вам нравится? Почему не нравится? А что бы вы сделали, чтобы он стал красивым?
(Ответы детей).
(Подвести к тому, чтобы украсить его яркими «стекляшками» из калейдоскопа).
Чтобы раскрасить чёрно-белый узор, необходимо выполнить задания.
Воспитатель: В чем отражаются стекляшки в калейдоскопе?
(Ответы детей).
Я предлагаю Вам взять зеркала – и отразить там свою улыбку.

1.
Артикуляционное упражнение.

(Видео)
Воспитатель: Первое игровое задание выполнено, мы можем открепить черно-белый кусочек от круга на мольберте.
Хотите ли Вы, чтобы появился еще один яркий кусочек узора калейдоскопа? В этом нам поможет «Звуковой замок». Поиграем со звуком Л.
2. Игра «Определите место звука в этих слове».

Воспитатель:
У вас на стульчиках – кармашки. Возьмите картинки.
Внимательно посмотрите на неё и определите место звука Л в слове. Сначала поместят свою картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета на картинке находится в начале слова.


Следующими размещают картинку в нужном окошечке те, у кого звук Л в названии предмета находится в середине слова.
(Выходят-размещают картинку).
Последними те, у кого данный звук находится в конце слова.
(Выходят-размещают картинку).
Воспитатель: Что мы знаем про звук Л?
(Согласный, звонкий, твердый, (на экране схема). На письме обозначается буквой «Л».
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, в именах которых встречается звук Л.
(Ответы детей).
Воспитатель: Мы можем открепить ещё один кусочек от черно-белого круга.
(Звучит фонограмма метель).
Воспитатель: Что Вы услышали? В каком месяце частые метели?
(В феврале).
С помощью снежка назовите слова, которые соответствуют данному месяцу: (Снежный, вьюжный, поземка, снег, метель, ветер).
Как много вы назвали «зимних» слов. Предлагаю самые длинные слова разделить на слоги.
3. Игровое задание: « Деление на слоги».
Воспитатель: Мы справились с этим заданием и сможем убрать ещё один кусочек от черно-белого круга. Вот видите, как преображается черно-белый круг в яркий узор калейдоскопа.
Метель – вьюга принесла волшебные снежинки. Я вижу по вашим глазам, как хотите быстрее увидеть весь узор калейдоскопа, а для этого я предлагаю поработать с волшебными снежинками. Присаживайтесь за столы. При заполнении перфокарт мы будем пользоваться схемой условных обозначений звуков, она лежит перед вами.
(Гласные – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные –зеленым).
4. Работа с перфокартами.

Воспитатель: Предлагаю друг у друга проверить выполненные задания. Если сделано все правильно - в правом нижнем углу приклейте еще одну снежинку.
Воспитатель: Наступило время убрать ещё один кусочек от черно-белого круга.
Сделать наш мир разноцветным поможет веселая игра.
Физкультминутка «Разноцветная игра». (Аудиозапись)

Воспитатель: Обратите внимание на узор. На нем остался последний кусочек чёрно-белого узора. Чтобы увидеть яркий загадочный узор калейдоскопа, попрошу вас украсить букву Л.
5. Упражнение на развитие мелкой моторики « Укрась букву Л» .
(Детям на выбор предложена крупа трёх видов (пшено, греча, рис), если времени не хватает, можно перенести на вечер)
Воспитатель: Предлагаю вам, на выбор, заготовки с буквами. Вы можете также выбрать любую крупу. Присаживайтесь за столы и приступайте к работе. Букву нужно обильно намазать клеем и посыпать крупой, немножко придавив её.
(Во время упражнения рассказ воспитателя о международном дне родного языка).
21 февраля ежегодно отмечается международный день родного языка. Этот праздник впервые в нашей стране отмечается на государственном уровне. На протяжении веков наш язык и наша культура были сильнейшими факторами для сохранения русских национальных и духовных ценностей во всем мире».
Воспитатель: У кого из вас в имени встречается звук Л? (если нет у детей, то может быть есть в имени мамы или папы). Кому вы подарите эту красивую букву.
Воспитатель: Мы можем убрать последний кусочек чёрно-белого узора. У нас получилось создать из цветных стекляшек чудесный и неповторимый узор.
(Видеозапись «Калейдоскоп с музыкой»).
Воспитатель: Когда видишь бесконечно складывающиеся узоры, понимаешь, что мир безграничен, как безгранична человеческая фантазия.
Рефлексия:
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? Выполняя, какое задание вам было трудно и почему?
А мне очень понравилось, с каким настроением вы сегодня работали. Вы очень старались и были активными. Все задания выполняли старательно и внимательно. Вижу, что настроение …. тоже улучшилось. На память о нашей встрече примите, пожалуйста, эти калейдоскопы. Я уверена, что у вас всегда будет прекрасное настроение. Спасибо вам всем!

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39» г.Сергиев-Посад.

Конспект

Звуковая культура речи.

Подготовка к обучению грамоте

(подготовительная группа)

Подготовила и провела воспитатель высшей категории: Узикова О.А.

(13.04/2017г)

Цель. Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь.

Задачи.

-Учить строить предложения.

-Совершенствовать фонематическое восприятие.

-Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слова.

Ход оод

Приветствие «Милый друг» Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.


Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг(дети встают в круг)
Здравствуй друг (отводят правую руку в сторону);
Здравствуй друг (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу).

Воспитатель. – Ребята, как вы думаете, что такое богатство (ответы детей).

Воспитатель: - Богатство - это не только, то что можно купить, продать, это - какая - то ценность. Богатства бывают невидимыми. Например: духовное богатство, богатство речи, то есть красивая речь . Русский язык является одним из богатейших языков мира. Наша речь должна быть красивой, выразительной, а для этого мы должны с вами беседовать, читать, подбирать правильно слова, чтобы точно описать предмет или действие, ну и конечно, чтобы больше знать.

Воспитатель : Так что же такое «слово»? (ответы детей). (Слово – это все, что мы произносим).

Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы используем слово для того, чтобы дать предметам наименование, охарактеризовать их, описать качества. А еще одним словом мы можем обозначить группу предметов.

Игра «Назови одним словом» (стр.6 Т.Г.Любимова)

Мяч, кукла, пирамидка, машинка – (игрушки)

Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка – (посуда)

Дуб, береза, ель, сосна – (деревья)

Роза, лилия, астра, тюльпан – (цветы)

Воспитатель. Слова должны быть красивыми.

Какое сейчас время года?(Весна) Давайте поиграем в игру «Укрась слово»

(Подбираем, как можно больше прилагательных. Например, весна - какая она? как можно назвать весну? (цветущая, радостная, звонкая, тёплая, долгожданная, ранняя, красивая, дружная и т.д.)

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что можно составить из слов?

Дети: Предложения.

Воспитатель : А что нам может помочь составить предложение?

Дети: Схема предложения (воспитатель вывешивает на доску схему предложения)

Воспитатель: Ребята, а чем отличается слово от предложения?

Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.

Воспитатель : Ребята, перед вами схема предложения, как вы думаете, сколько слов в этом предложение?

Дети: Два

Воспитатель: Почему?

Дети : Потому что в схеме нарисовано два прямоугольника.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А теперь придумайте мне по этой схеме предложение.

Ф/минутка

Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз!

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас мы с Вами попробуем составить предложения на тему «Весна». (Воспитатель вывешивает на доску схему предложений)

Составление предложений.

(Отхлопать сколько слов в предложении)

Воспитатель : - Я хочу убедиться в том, что вы внимательны и умеете работать самостоятельно.

Где стоит (находится) звук (с) в слове ве с на? (В середине)

(У каждого ребёнка на столе домик со звуковыми окошечками, магнитик или фишка)

Воспитатель : - А теперь поиграем в игру «Я – вам, вы – мне»

Из каких частей состоит слово весна (Вес-на)

Игра «Назови звуки в слове, не пропуская и не переставляя их» (сок (с, о, к), усы, сом, бусы)

Серия «Логопедические тетрадки на звуки» («Солнечные ступеньки» стр.9)

(Перед работой в тетрадках можно провести пальчиковую гимнастику по выбору воспитателя)

«Дружные пальчики»

Воспитатель: - Кто нарисован на этих картинках? (Птицы)

- Раскрасить только тех птиц, в названиях которых есть звук (с).

В конце оод воспитатель читает стихотворение С. Есенина «Черёмуха» (стр.78 / В.В.Гербова) и предлагает желающим детям выучить его наизусть (в сокращении)

Д/и «Четвертый лишний»

Программные задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звуков З — Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  2. Учить детей различать звуки З — Ж на слух и в произношении.
  3. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Умение называть слова с заданным звуком.
  4. Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.
  5. Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.

Минутка вхождения в занятие (хоровое проговаривание)

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре —

Говорим всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

  1. Мотивационно-побудительный этап

— Ползёт жук по дорожке. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: Ж – Ж – Ж…

Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…

Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.

Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

  1. Организационно-поисковый этап

2.1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

Упражнение на активизацию мышц губ:

“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

Упражнение для формирования правильного речевого выдоха.

Вдох через нос, выдох через рот.

Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры).

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” — сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.

Установление сходства и различия между звуками (использование зеркал)

Воспитатель: Что делают губы, когда мы произносим звуки З и Ж?

Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.

Воспитатель: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?

Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.

Воспитатель: А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.

Дети: При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.

2.2 Работа со звуками :

Проговаривание чистоговорок

За – жа – за – открываю я глаза.

Жу – зу – жу – Тузика я привяжу.

Зы – жи – зы – испугались мы грозы.

Зда – жда – зда – ходят часто поезда.

Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.

Проговаривание слогов по графическому обозначению (карточки по количеству детей, разной степени сложности)

“З” — символ зелёного цвета.

“Ж”символ синего цвета.

2.3 Физкультминутка

Воспитатель называет слова-паронимы.

Дети на слова со звуком “З” делают махи руками, как комары, издавая звук “з-з-з…”, на слова со звуком “Ж” — прыжки, имитация движений жука “ж-ж-ж…”.

Пожар – базар

лежать – лизать

разок – рожок

зевать – жевать

коза – кожа

звать – ждать

2.4 Игра «Назови слова со звуком З или Ж»

Правило: дети по очереди называют слова со звуком З или Ж. За правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры все участники подсчитывают полученные фишки.

2.5 Игра « Продолжи по образцу»

Правило: воспитатель называет слово, дети называют слово соответственно образцу. Образец: кружить – закружить.

Бежать – (забежать),

визжать – (завизжать),

жать – (зажать),

ржать – (заржать),

ржаветь – (заржаветь),

жмуриться – (зажмуриться),

журчать – (зажурчать),

жечь – (зажечь),

жужжать – (зажужжать).

2.6 Разучивание скороговорки по мнемотаблице

На зеленой на лужайке
Очень дружно жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.







kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей