Мастер – класс "использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения фгос до"





Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №111 г.Сочи

МАСТЕР – КЛАСС

Подготовила старший воспитатель

Нибо Марет Халидовна

Дата проведения: 03.04.2015г

Проведено на базе

в МДОБУ ДС № 104

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.

Задачи:

1. Демонстрация опыта работы по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

2. Знакомство с технологией моделирования образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий и учетом требований ФГОС ДО

4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.

5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Подготовка к мастер-классу:

Материал и оборудование:

    По количеству участников: макет дерева, изображение цветов - тест, оранжевые и красные листья, карандаши.

    Для трех микрогрупп: проблемные ситуации, таблицы для заполнения матрицы.

    Ноутбук и проектор.

    Презентация по теме.

    Фрагменты видео игр и образовательной деятельности.

    Картотека проблемных ситуаций, брошюры, листовки, пособия по теме, выставка дидактических игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Ход мастер-класса:

Содержание

СЛАЙД № 1 - ТЕМА: «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите пожалуйста профессии, где требуются коммуникативные навыки?»

Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления.

Так, перед каждым выступлением у меня дрожит голос. Думаю, не только мне, знакомы эти ощущения, не так ли?

Несмотря на то что наши ученные ни чем не хуже американских, но и тем не менее американские учёные провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой.

А представляете, что происходит с детьми, я не говорю о тех моментах, когда они выступают на сцене, а прошу Вас вспомнить о тех моментах, когда им приходится отвечать на наши вопросы в процессе организованной деятельности? Вспомнили? (Диалог с педагогами)

Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил».

Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на остров, где растет дерево жизни или знаний, как Вам угодно его называть!

И поговорить о том, как использовать современные образовательные технологии в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.

Но прежде чем там очутиться, нам нужно произнести, что? Как Вы думаете? (волшебные слова)

Конечно, и этими словами будут слова из ФГОС ДО, все изучали ФГОС ДО, поэтому предлагаю их вспомнить:

СЛАЙД № 2 Что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»?

(педагоги думают, обсуждают)

Хорошо, чтобы долго не думали, как добрая фея, даю Вам подсказку – цветик - семицветик, который Вам поможет вспомнить эти задачи, их по ФГОС ДО как раз 7, как и лепестков.

(На лепестках цветика семицветика написано 7 задач из ФГОС ДО:

    владение речью как средством общения и культуры;

    обогащение активного словаря;

    развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    развитие речевого творчества;

    развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Итак, молодцы волшебные слова вспомнили, отправляемся на остров к дереву знаний!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ

СЛАЙД № 3 Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево знаний»

Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику - сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их .

Вот мы и на чудо - острове, предлагаю Вам внимательно прочитать еще раз название мастер-класса подойти к нашему дереву сорвать один из понравившихся листочков и написать на листочках желтого цвета то, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса, а на листочках оранжевого цвета – чего опасаетесь. Листочки можете оставить под деревом. Тем самым мы определим, чего Вы ожидаете от мастер-класса: опасений или ожиданий лучшего? Еще раз напоминаю: желтые листочки - ожидаете лучшего, листочки оранжевые – чего-то опасаетесь. Листочки предлагаю оставить под деревом.

Оценка результатов:

Под деревом наглядно видно много ли опасений у участников.

Дорогие педагоги вы, наверное, заметили, что нашем дереве знаний кроме цветов еще есть и плоды, они не простые, тоже волшебные, они помогут нам вспомнить и познакомиться сегодня с некоторыми речевыми технологиями.

Но для начала остановимся на раскрытии теоретического аспекта данной проблемы.

Плоды (которые сделаны в технике оригами и пронумерованы) внутри которых черенки с названиями технологий).

СЛАЙД № 4: ИНДУКТОР «Актуальность темы мастер-класса»

Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка, которые мы сегодня с Вами вспомнили, определено и на государственном уровне - в тексте ФГОС ДО.

Современная образовательная политика, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения, актуализирует проблему использования современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Приложение № 1

1. Щедрый и моральный

2. Увлекательный и правдивый

3. Умный и задумчивый

21:31

5. Уверенный и доминирующий

7. Счастливый и невозмутимый

8. Добрый и чувствительный

1. Щедрый и моральный

Вы стремитесь стать лучшими. У вас высочайшие амбиции и стандарты. Людям может и показаться, что с вами трудно, но труднее всего вам с самим собой. Вы усердно работаете, но вы не эгоист. Вы работаете, потому что хотите сделать мир лучше. Вы любите, пока вам не ранят. А после... все еще не перестаете любить. Очень мало людей могут оценить по достоинству все, что вы делаете.

2. Увлекательный и правдивый

Вы ответственный человек, который любит заботиться о других. Вы верите в честную работу и легко берете на себя обязательства. У вас хороший характер. Вы вызываете доверие у людей. Вы яркий, быстрый и остроумный, у вас всегда есть что-то интересное, что рассказать.

3. Умный и задумчивый

Вы отличный мыслитель. Ваши мысли и идеи - самое важное. Вы любите обдумывать свои теории и взгляды в одиночестве. Вы интроверт. Вы ладите с теми, кто любит думать и учиться. Вы никогда не бываете поверхностным. Вы тратите много времени, раздумывая о морали. Вы пытаетесь делать то, что правильно, даже если большая часть общества с вами не согласна.

4. Проницательный и философский

Вы уникальный, единственная в своем роде душа. Рядом с вами нет никого, даже слегка, похожего на вас. Вы интуитивный и немного причудливый. Вас часто понимают неправильно, и это вас ранит. Вам необходимо личное пространство. Ваше творчество необходимо развивать, оно требует уважение окружающих. Вы человек, которых отчетливо видит темные и светлые стороны жизни. Вы очень эмоциональный.

5. Уверенный и доминирующий

Вы очень независимый. Ваш принцип "Сделаю сам". Полагаетесь только на себя. Вы знаете, как оставаться сильным для себя и людей, которых вы любите. Вы знаете, чего хотите, и вы не боитесь идти навстречу этому. Единственное, что вам требуется от людей - это, чтобы они были искренни с вами. Вы готовы к правде.

6. Очаровательный и энергичный

Вы веселый, смешной человек. Вы находитесь в гармонии со всем миром. Вы спонтанный. Всегда полны энтузиазма. Вы всегда "За!", особенно если речь идет о каком-нибудь приключении. Вы часто удивляете и шокируете людей. Но что поделать... вы просто всегда остаетесь самим собой. Вам все интересно, вы легко увлекаетесь. Если что-то вас интересует, вы не успокоитесь, пока не изучите это досконально.

7. Счастливый и невозмутимый

Вы чуткий, понимающий человек. Вы слушаете внимательно и без осуждения. Вы считаете, каждый человек имеет свой собственный путь в жизни. Вы легко принимаете события и людей. Вы стрессоустойчивый, редко беспокоитесь. Вы, как правило, очень расслабленны. Всегда хорошо проводите время, при этом, не сбиваясь с собственного пути.

8. Добрый и чувствительный

Вы легко строите отношения с людьми. У вас есть много друзей, и вы любите делать их жизнь лучше. У вас теплая и светлая аура. Люди чувствуют себя крайне спокойно в вашем присутствии. Вы каждый день думаете, как стать еще лучше. Вы хотите быть интересным, проницательным и уникальным. Вам необходима любовь, более чем кому-либо в мире. Вы готовы любить тех, кто не любит вас в ответ.

9. Полный оптимизма и удачливый

Вы верите, что жизнь - это подарок, и вы пытаетесь сделать как можно больше и воспользоваться как можно большим из того, что вам было дано. Вы безмерно гордитесь тем, чего добились в жизни. С теми, кого любите, готовы разделить все радости и горести. У вас очень здоровый взгляд на жизнь. Вы видите, что стакан (по крайней мере) наполовину полон. Вы используете любую возможность, чтобы прощать, учиться и расти. Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-нибудь иное.


Приложение № 2

МАКЕТ ЛИСТЬЕВ ДЛЯ ЗАДАНИЯ: ОЖИДАНИЯ И ОПАСЕНИЯ

Приложение № 3

Задания на яблоки

1 ТЕХНОЛОГИЯ

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

2 ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

3 ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

4 ТЕХНОЛОГИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

5 ТЕХНОЛОГИЯ

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Приложение № 4

Цветик - семицветик к заданию № 1

Приложение № 4/1

Обратная сторона цветика - семицветика к заданию № 1

владение речью как средством общения и культуры

обогащение активного словаря

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

развитие речевого творчества

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Федеральный Государственный образовательный стандарт определяет задачу современного образования: воспитание компетентного выпускника, здоровую и социально- адаптированную личность. В связи с этим, нам необходимы современные образовательные технологии, формирующие активную, творческую личность будущего, способную самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
Как решить поставленные задачи? Для процесса обучения существует всегда своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведения урока.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе школьного образования, изменяют характер и способ образования. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально- дифференцированного подхода.
Выбор здоровьесбергающих технологий вызван частыми простудными заболеваниями детей моего класс. Над выбранной технологией я работала на протяжении последних четырех лет.
Хочу рассказать, как я применяю на практике современные здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начального образования.
Методическая тема, над которой я работаю: «Новые здоровьесберегающие технологии в обучении, получении прочных знаний, развитии творческих способностей обучающихся».
Целью моей работы является создание здоровьесберегающего пространства: осознанного отношения учащегося к здоровью, накопление знаний о здоровом образе жизни, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни.
Задачи :
1.Создать комфортные условия для психического и социального развития учащихся.
2. Воспитать навыки стремления быть здоровым, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.
З. Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения.
4. Организовать деятельность класса и родителей учащихся в в сохранении своего здоровья.
Ожидаемые результаты:
1.Снижение заболеваемости учащихся.
2. Повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
Для решения этих задач в своей работе применяю следующие образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
личностно-ориентированные, игровые оздоровительные технологии, технология проблемного обучения, деятельностно- ориентированные технологии. Направления здоровьесберегающей работы :

  • физкультурные занятия и оздоровительные мероприятия;
  • подвижные игры;
  • утренняя гимнастика в школе (традиционная, дыхательная);
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки;
  • профилактическая работа.
Применение проблемных и игровых технологий позволяет удовлетворить потребность обучающихся в движении, стабилизировать эмоции, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности.
Приведу пример использования этой технологии на уроке окружающего мира по теме «Что у нас над головой». Проводится дидактическая игра « Солнце восходит - всё оживает, солнце заходит- всё замирает» . Каждый учащийся представляет себя каким - либо растением. Я поднимаю карточку с изображением Солнца - дети имитируют растения: тянутся вверх, как деревья, раскрываются, словно цветы, и т. п. Когда опускаю карточку с изображением Солнца, дети показывают, как все засыпают. Спрашиваю: « Почему на нашей планете существует жизнь? Представьте на мгновение, что Солнце исчезло. Что исчезло бы на Земле?»
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока.
При обобщении знаний можно провести игру « Лучики».
- Каждый получил лучик Солнца. Прикрепляя его к доске, скажите одним словом о том, какое солнышко (ласковое, нежное, сияющее, лучистое, радостное, улыбающееся) или что оно делает светит, пылает, припекает, всходит, заходит).
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Происходит личностное развитие обучающихся.
Личностно-ориентированная технология обучения создаёт необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока, но чаще всего я использую:
1.Задания («Узнай себя») по плану, схеме, алгоритму проверить работу.
2. Задания («Выбирай себя»), предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной балл.
3.Задания («Проверь себя»), предполагающие реализацию себя в определенных ролях.
4. Задания («Твори совместно»), предполагающие взаимопомощь.
5. Задания («Меняй себя ради себя»), оценить свою работу, на основе заданных критериев.
На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей, где каждый ребёнок реализует себя.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. Как это сделать?
Комфортное начало и конец урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех («Я смогу»);
-умение настроить себя («Улыбнись другу»);
-рисование на полях тетради различных значков, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая узнать степень готовности класса).
Для повышения умственной работоспособности, я провожу физкультминутки, учитывая специфику предмета, часто с элементами дыхательной гимнастики, музыкальным сопровождением. Веселую ритмичную музыку применяю в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
-упражнения по формированию осанки;
-укреплению зрения;
-укреплению мышц рук;
-отдых позвоночника;
-массаж груди, лица, рук.
В 1-ом классе физкультминутки проводила я сама, а во 2-4 классах их проводят уже дети. Часто применяю сказкотерапию, музыкотерапию, где дети учатся быть добрыми, справедливыми, душевно здоровыми. На уроках литературного чтения, математики, окружающего мира привожу примеры на основе прочитанных произведений, предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием, которые формируют ответственное отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека.
Уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей детей, использую дифференцированные задания, в том числе и контрольные работы.
При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа. На шкале познания мои ученики находят собственные границы познания.
Я знаю Я хочу узнать Я могу научить другого Я не знаю
Мероприятия, которые я проводила с целью формирования здорового образа жизни: «Активный и пассивный отдых школьника», «Здоровье - это не всё, но всё без здоровья - это ничто», «Вредные привычки», «Азбука питания», «Береги глаз как алмаз», « Игра по тропе здоровья» (совместно с родителями), конкурс рисунков «Правила ГАИ - правила твои», комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний, экскурсия «Правила перехода улиц и дорог», Игра «Школа светофорных наук», «Как вести себя во время пожара в школе», «Как уберечься от ушибов и переломов», игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
С разработками данного опыта делилась с учителями начальных классов на МО нашей школы на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе», на ШМО классных руководителей на тему «Роль семьи и классного руководителя в применении здоровьесберегающих технологий в сохранении здоровья ребёнка». Проводила родительское собрание в классе на тему: «Забота о здоровье в семье». Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой».
На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается внимание и работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. На уроках дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку.
Анализ уровня обученности учащихся за последние четыре года показывает устойчивую положительную динамику качества знаний и умений учащихся школы I ступени при 100% успеваемости. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия.
В результате применения здоровьесберегающей технологии дети стали меньше болеть, т.к. изменили отношение к своему здоровью: реже употребляют сухарики, чипсы, газированную воду; стали более подвижными и активными. Родители стали больше контролировать соблюдение режима дня и питания своих детей.
Каждый педагог - творец своей технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные педагогические технологии при реализации ФГОС

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И. П. Волков)

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

К числу современных образовательных технологий, которые я использую в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить:

1.Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).

ИКТ в работе педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Компьютер становится в детском саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно- образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе используются программы:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В рамках реализации программы развития детей с использованием интерактивных технологий мы поставили перед собой цель:

  • Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Задачи: ·
  • Познакомить детей с интерактивной доской. ·
  • Способствовать всестороннему развитию детей: умственному, творческому, развитию исследовательских способностей детей, навыка совместной работы. ·
  • Развивать мыслительные навыки детей, используя интерактивную доску на занятиях. ·
  • Повысить планку подготовки детей к школе и устранить «цифровое неравенство»

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения:

  • Высокая самостоятельность детей;
  • Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;
  • Развитие мыслительных способностей детей.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

3. Технология проектного обучения - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

5. Личностно – ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В своей работе я использую следующие формы организации:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физкультурные досуги и развлечения
  • спортивные праздники

7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, т.е.целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

В заключение хочется сказать, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом.


Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, и как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Существуют, например, игровые технологии, направленные на развитие восприятия. Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру - соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры - фантазирования.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей