Образовательная программа ДОУ. Алгоритм разработки

34813

Разработка образовательной программы ДОУ

Определяя содержание образовательной программы ДОУ, дошкольное учреждение в соответствии с Типовым положением, решает следующие задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Во всех комплексных и парциальных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

  • занятия как специально организованную форму обучения;
  • нерегламентированные виды деятельности воспитанников;
  • организация свободного времени в течение дня.

Образовательная программа ДОУ разрабатывается по определенному алгоритму действий (пошаговая деятельность).

Шаг 1 - в учреждении создается Рабочая группа, которая раз-рабатывает образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива -(5-7 человек).

Шаг 2 - состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

Шаг 3 - Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 - Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица (приложение 2).

Шаг 5 - Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1-2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы (приложение 3).

Шаг 6 - проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

Шаг 7 - окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

Приступая к разработке образовательной программы ДОУ, на начальном этапе важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

  • оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью);
  • сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);
  • анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);
  • уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);
  • сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);
  • диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);
  • информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);
  • состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);
  • характеристика социума.

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

Структура образовательной программы ДОУ

  • Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года;
  • цели и задачи по четырем сферам развития ребенка;
  • учебный план;
  • режим дня;
  • программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • модель выпускника;
  • управление реализацией образовательной прог-раммы;
  • план реализации образовательной программы на 5 лет;
  • мониторинг результатов реализации образовательной программы;
  • приложение.

Учебный план составляется в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ. Для каждой комплексной программы подготавливается отдельный учебный план. Если в дошкольном учреждении помимо базисного плана осуществляются дополнительные образовательные услуги, то необходимо составить учебный план дополнительного образования детей.

На основе учебного плана опреде-ляется также программно-методическое обеспечение образовательного процесса (приложение 4). По каждой комплекс-ной программе составляется отдельная таб-лица.

Режим дня устанавливается в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ по каждой возрастной группе с учетом 12-часового пребывания детей в дошкольном учреждении.

Модель выпускника - предполагаемый результат реализации образовательной программы - включает в себя четыре блока, т. к. всестороннее развитие ребенка осуществляется по четырем направлениям (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) и строится на основе поставленных задач.

В блок управления образовательной программой входят схема руководства учреждением с указанием коллегиальных органов управления, распределение обязанностей по руководству и управлению между членами администрации учреждения. Персональные цик-лограммы деятельности администрации уместно включить в приложение образовательной программы.

План реализации образовательной программы разрабатывается на 5 лет, в котором предусматриваются:

  • нормативно-правовое обеспечение (изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы образования и труда; разработка локальных актов);
  • кадровое обеспечение, повышение квалификации педагогов;
  • программно-методическое обеспечение при необходимости механизма внедрения новой образовательной программы или перехода на другую образовательную программу (изучение педагогической литературы, приобретение образовательных программ, методической литературы);
  • научно-методическое сопровождение образовательного процесса (организация работы советов, групп, школы, комиссии, клуба и др.);
  • построение образовательного процесса (воспитательно-образовательная работа с детьми по четырем направлениям, предоставление дополнительных образовательных услуг с учетом социального заказа);
  • создание организационно-педагогических условий (предметно-развивающая среда, оборудование помещений и др.);
  • работа с родителями (педагогическое образование родителей, сотрудничество с родительским комитетом, семьями);
  • взаимодействие с социальными институтами (учреждениями образования, здравоохранения, культуры, заинтересованными организациями).

Далее составляется мониторинг результатов реализации образовательной программы ДОУ. Описывается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной деятельности учреждения; указываются методики, с помощью которых осуществляется диагностическое обследо-вание.

В приложение входят таблицы, модели, циклограммы, схемы и т. д.

Таким образом, правильный, обоснованный выбор и коррекция образовательных программ дошкольного образования, логично и содержательно разработанная "Образовательная программа ДОУ" будут способствовать эффективной реализации образовательного процесса.

Положение
о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ

Приложение 1

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы (далее - Рабочая группа) муниципального дошкольного образовательного учреждения (наименование детского сада указывается в соответствии с уставом) (далее - Учреждение).

1.2. Положение разработано в соответствии со ст. 30 Конституции РФ, ст. 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

1.3. Деятельность Рабочей группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми документами об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Положением.

1.4. В состав Рабочей группы входят: председатель и члены Рабочей группы из числа педагогических работников Учреждения в количестве 5-7 человек.

1.5. Деятельность Рабочей группы направлена на разработку образовательной программы Учреждения.

1.6. Срок действия данного Положения - 1 год.

2. Задачи Рабочей группы

Главными задачами группы являются:

2.1. Разработка образовательной программы Учреждения на 2010-2014 гг. на основе федеральных государственных требований к структуре и содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей и внедрение ее в работу педагогического коллектива.

2.2. Разработка нормативной и методической документации, регламентирующей реализацию образовательной программы Учреждения.

2.3. Обеспечение полноценного физического и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

2.4. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства.

3. Функции Рабочей группы

Функциями Рабочей группы являются:

3.1. Изучение и анализ законодательных актов, нормативных документов, педагогической и методической литературы, регламентирующих вопросы дошкольного образования.

3.2. Осуществление проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности Учреждения за последние три года.

3.3. Определение целей и задач образовательной программы Учреждения на 2010-2014 гг.

3.4. Выбор содержания и составление учебных (базисного и дополнительного) планов, направлений педагогической деятельности, образовательного процесса в соответствии с требованиями к общеобразовательной программе дошкольного образования и приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.

3.5. Выработка управленческих направлений реализации образовательной программы Учреждения.

4. Права Рабочей группы

Рабочая группа имеет право:

4.1. Осуществлять работу по плану, утвержденному руководителем Учреждения, вносить в него необходимые дополнения и коррективы.

4.2. Требовать от работников Учреждения необходимую информацию для осуществления глубокого анализа образовательного процесса.

4.3. В отдельных случаях при необходимости приглашать на заседание Рабочей группы представителей общественных организаций, образовательных и медицинских учреждений.

5. Ответственность Рабочей группы

Рабочая группа несет ответственность за:

5.1. Выполнение плана работы по разработке образовательной программы Учреждения в обозначенные сроки.

5.2. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений.

5.3. Разработку в полном объеме общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.

5.4. Соответствие определенных форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей.

5.5. Соответствие образовательной программы Учреждения требованиям федеральных государственных требований.

6. Организация деятельности Рабочей группы

6.1. Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

6.2. Деятельность Рабочей группы осуществляется по плану, утвержденному руководителем Учреждения, с указанием соответствующих мероприятий.

6.3. Рабочая группа избирается из администрации Учреждения и высококвалифицированных педагогов, прошедших курсовую подготовку по общеобразовательной программе дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей, сроком на 1 год.

6.4. Результаты работы Рабочей группы доводятся до сведения педагогических работников на педагогическом совете.

7. Делопроизводство

7.1. Оперативные совещания Рабочей группы оформляются протоколом. Протоколы составляются секретарем и подписываются председателем Рабочей группы.

7.2. Нумерация протоколов ведется от начала календарного года.

7.3. Анализ работы Рабочей группы за истекший период представляется в письменном отчете председателем Рабочей группы.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя Учреждения.

8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение по мере необходимости и подлежат утверждению руководителем Учреждения.

План деятельности
Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ

Приложение 2

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Определение целей и задач, направлений образовательной деятельности на 2010-2014 гг.

Февраль 2009 г.

Заведующий

Составление плана проблемно-ориентиро-ванного анализа за 2007-2009 гг.

Март - июнь 2009 г.

Разработка физкультурно-оздоровительного направления на 2010-2014 гг.

Март 2009 г.

Инструктор по физкультуре, старшая медицинская сестра

Разработка познавательно-речевого направления на 2010-2014 гг.

Апрель 2009 г.

Воспитатели

Разработка социально-личностного направления на 2010-2014 гг.

Апрель 2009 г.

Воспитатели

Разработка художественно-эстетического направления на 2010-2014 гг.

Май 2009 г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

Составление базисного и дополнительного учебного плана

Май 2009 г.

Старший воспитатель

Моделирование образовательного процесса

Июнь 2009 г.

Заведующий, старший воспитатель

Разработка управленческого блока

Июнь 2009 г.

Заведующий

Обсуждение и корректировка проекта образовательной программы ДОУ

Июль 2009 г.

Заведующий, старший воспитатель

Представление и обсуждение проекта образовательной программы ДОУ на педагогическом совете

Сентябрь 2009 г.

Заведующий

Протокол
оперативного совещания Рабочей группы по разработке
образовательной программы ДОУ

Приложение 3

"___" ____________ 20 ___ г. № ___

Председатель: __________

Секретарь: ____________

ПРИСУТСТВОВАЛИ: старший воспитатель (Ф.И.О.), инструктор по физической культуре (Ф.И.О.), музыкальный руководитель (Ф.И.О.), воспитатели (Ф.И.О.).

Повестка дня:

1. Составление плана проблемно-ориентированного анализа деятельности учреждения за 2007-2009 гг.

2. Организационные вопросы.

СЛУШАЛИ:

  • итоги анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников;
  • обсуждение проекта социального паспорта учреждения;
  • анализ и обсуждение программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • проект задач по художественно-эстетическому развитию детей на 2010-2014 гг.;
  • организационные вопросы.

РЕШИЛИ:

1. Дополнить социальный паспорт сведениями о возрастном цензе родителей (законных представителей) воспитанников. Ответственный: ____________________ (Ф.И.О. назначенного); срок - "___" _________ 20___.

2. Осуществить подбор к комплексным программам парциальных программ, методических пособий с учетом рекомендаций авторов комплексных программ, возрастных особенностей детей. Ответственный - старший воспитатель; срок - "___" _________ 20___.

3. Осуществить подбор психолого-педагогической литературы, методических материалов для разработки перспективного планирования по четырем направлениям развития ребенка. Ответственные - инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели; срок - "___" _________ 20___.

4. Принять окончательный вариант задач по художественно-эстетическому развитию детей на 2010-2014 гг.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Приложение 4

Группа (возраст детей)

Комплексная программа

Парциальные программы

Методические пособия

Перспективное планирование

Раннего возраста (1-2 года)

Первая младшая (2-3 года)

Вторая младшая (3-4 года)

Средняя (4-5 лет)

Старшая (5-6 лет)

Подготовительная (6-7 лет)

Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук, заведующий МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 90 "Золотой ключик"» г. Вологды



Методика разработки образовательной программы ДОУ

Образовательная программа является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа, как подчеркивается в законе Российской Федерации «Об образовании», определяет содержание образования определенного уровня, специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом дошкольного уровня образования. Образовательная программа является основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. Содержание образовательной программы может по мере необходимости корректироваться ежегодно.

Структура образовательной программы включает 5 разделов:

Раздел 1. Цели и задачи воспитания и обучения, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Раздел 2. Перечень используемых программ, технологий, их объединение в комплекс, выстраивание целостного педагогического процесса. Указываются названия программ, технологий с полными выходными данными по основному и дополнительному образованию. Этот раздел программы можно оформить в виде табл. 3.

Раздел 3. Включает в себя материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей педагогической деятельности по всем направлениям и методикам, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.

В этом разделе ДОУ необходимо представить:

Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению дошкольников и организации всех видов детской деятельности; -- расписание занятий с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду; -- систему закаливающих мероприятий; -- модель воспитательно-образовательного процесса; -- содержание дополнительного образования и др.

В образовательной программе необходимо отразить специфику ДОУ (детский сад присмотра и ухода, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад -- центр развития ребенка).

Данный раздел дополняется каждый учебный год по мере необходимости.

Раздел 4. Определение способов систематической фиксации динамики детского развития. В таблице необходимо представить перечень диагностических методик, тестов, используемых в ДОУ для определения уровня выполнения программ и уровня развития детей. Методики подбираются каждым специалистом (музыкальным руководителем, психологом, педагогом дополнительного образования и др.). Указываются сроки проведения и ответственные.

Раздел 5. Условия реализации образовательной программы ДОУ. Этот раздел также должен отражать специфику конкретного учреждения. Он включает в себя: управление реализацией программы; создание и обновление предметно-развивающей среды; инновационную или экспериментальную работу; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического
направления развития воспитанников № 13
с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ
в соответствии ФГОС.
/Выступление на семинаре/
Воспитатель: Голяк С. В.
2016г.
Алгоритм разработки образовательной программы ДОУ в соответствии ФГОС.
Процедура разработки программы должна проходить в рамках двух этапов: подготовительного и этапа собственно разработки.
Назначение подготовительного этапа связано с приведением модели образовательного процесса ДОУ в соответствие с федеральными государственными требованиями:
1) Определение (уточнение) существующей модели образовательного процесса ДОУ. Построение модели образовательного процесса зависит от вида, приоритетных направлений деятельности учреждения; специфики условий осуществления образовательного процесса (в т.ч. особенностей комплектования групп, наличия педагогов- специалистов); используемого программно-методического обеспечения.
2) Соотнесение модели образовательного процесса ДОУ с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для установления обязательной и вариативной частей в разрабатываемой программе.
Для разработки образовательной программы руководитель ДОУ должен создать рабочую (творческую) группу из наиболее компетентных и опытных педагогов.
Всеми членами творческой группы, необходимо учитывать все замечания и предложения, высказываемые в процессе обсуждения. К разработке содержания программы целесообразно привлечь родителей воспитанников, представителей общественности.
В годовой план ДОУ необходимо включить постоянно действующий семинар-практикум для всех педагогов, на котором целесообразно знакомить педагогический коллектив с принципами построения образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и т.д.
Обсуждение проекта образовательной программы ДОУ необходимо провести на педагогическом совете.
Откорректированную программу необходимо утвердить на расширенном заседании педсовета (желательно приглашение представителей родительского комитета, учредителей, членов попечительского совета и т.д.), получить рецензии от компетентных лиц (заведующих других ДОУ, представителей отдела образования, ведущих научных организаций и т.д.). Образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к различного рода проверкам; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением. Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Для органов управления образования образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью ДОУ, причем механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами дошкольные учреждения.
Памятка оформления рабочей программы
Титульный лист
Рабочая программа По освоению детьми образовательной области « Познавательное развитие»
составлена на основе программ……
Срок реализации(группа) Составитель программы: Год разработки:
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………….
1.1.Пояснительная записка……………………………………………..
1.2.Нормативно – правовая основа Программы………………………
1.3. Актуальность……………………………………………………………
1.4. Цели и задачи программы ……………………………………………...
1.5. Принципы Программы …………………………………………………
1.6.Планируемые результаты ………………………………………………
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Мероприятия по реализации Программы…………………………
а) Интеграция образовательных областей:
1) Познавательное развитие:(познавательно-исследовательская деятельность словесные игры,..);
2) Физическое развитие (игровые упражнения, игры – импровизация, физминутки, смена поз.);
3) Речевое развитие:(слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, пословицы,загадки);
4) Социально-коммуникативное развитие (игровые проблемные ситуации, беседы)
5) Художественно-эстетическое развитие: (продуктивная деятельность, театрализованная игра, пени).
б)Предпосылки универсальной учебной деятельности
1.Умение работать по инструкции.
2. Умение работать по образцу.
3. Умение видеть ошибки и исправлять их.
4. Умение оценивать свою работу.
5. Умение работать в паре (взаимодействие)
6.Умение ориентироваться в учебной книге
2.2.Формы работы с детьми………………………………………………
Формы занятий:
Формы проведения итогов реализации программы:
Приёмы и методы:
2.3.Формы работы с родителями……………………………………….
2.4.Перспективное планирование ………………………………………
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально- техническая база………………………………………….
Режим занятий:
Дидактический материал:
Техническое оснащение занятий:
Развивающая среда:
3.2.Литература………………………………………………………………..


Приложенные файлы

Разработка образовательной программы ДОУ Чечулина О.Г.,зав. кафедрой ТиМДО НИПКиПРО, к.пед.н., доцент


Структура основной общеобразовательной программы


Принципы построенияОбразовательной программы соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"); обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;


Принципы построенияОбразовательной программы строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


Основные направления развития детей и образовательные области 1. Физическое развитие: «Физическая культура» и «Здоровье». 2. Познавательно-речевое развитие: «Коммуникация», «Познание» и «Чтение художественной литературы». 3. Художественно-эстетическое развитие: «Музыка» и «Художественное творчество». 4. Социально-личностное развитие: «Социализация», «Труд» и «Безопасность».


Формы реализации принципа интеграции Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы. Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса. Интеграция детских деятельностей.


Примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье»


Примерные виды интеграции образовательной области «Физическая культура»


Примерные виды интеграции образовательной области «Социализация»


Примерные виды интеграции образовательной области «Безопасность»


Примерные виды интеграции образовательной области «Труд»


Примерные виды интеграции образовательной области «Познание»


Примерные виды интеграции образовательной области «Коммуникация»


Примерные виды интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы»


Примерные виды интеграции образовательной области «Музыка»


Примерные виды интеграции образовательной области «Художественное творчество»


Комплексно-тематический принцип Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции». Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.


Возможные темообразующие факторы Первый фактор - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.) Второй фактор - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Третий фактор - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?). Четвертый фактор - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например увлечение динозаврами, и т. п.)


Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности; дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности; дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности; дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.


Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ)


Новая модель организации образовательного процесса (в соответствии с ФГТ)



Сочетание форм работы с детьми и видов детской деятельности


Технология разработки Образовательной программы ДОУ


Пояснительная записка Полное наименование ДОУ. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Сведения о семьях воспитанников. Сведения о квалификации педагогических кадров. Примерная программа положенная в основу образовательного процесса. 6. Основные приоритетные направления в деятельности образовательного учреждения. 7. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы. 8. Особенности образовательного процесса (организационные, национально-культурные, демографические, климатические и др.). 9. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы.


В проекте ФГТ были представлены модели соотношения инвариантной и вариативной частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующие видовому разнообразию учреждений и групп дошкольного образования: 1-я модель - только инвариантная часть (ДОУ детский сад, а также группы кратковременного пребывания во всех видах и типах учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования); 2-я - инвариантная часть + вариативная, отражающая наличие одного или нескольких приоритетных направлений деятельности (ДОУ детский сад для детей старшего дошкольного возраста, ДОУ детский сад общеразвивающего вида, ДОУ детский сад - Центр развития ребенка); 3-я - инвариантная часть + вариативная, обеспечивающая квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ДОУ детский сад комбинированного и компенсирующего видов); 4-я - инвариантная часть + вариативная: 1) отражающая наличие одного или нескольких приоритетных направлений деятельности; 2) обеспечивающая квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ДОУ детский сад комбинированного вида, ДОУ детский сад - Центр развития ребенка).


Структурирование частей программы и их объема может осуществляться по разным основаниям: Первый вариант: в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяются две части – обязательная часть (ее объем - не менее 80% общего времени реализации программы) и часть, формируемая участниками образовательного процесса (объем – не более 20% общего времени реализации программы). Второй вариант: В качестве частей программы можно рассматривать 4 направления развития детей (социально-личностное, физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) или 10 образовательных областей. Они должны быть реализованы в объеме основных задач психолого-педагогической работы, перечисленных в ФГТ для каждой образовательной области. Третий вариант: частями программы будут также являться ее разделы: «Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы». Их объем определяется описанием наполнения каждого раздела.


Обязательная часть II. Организация режима пребывания детей в ДОУ. В этом разделе ДОУ необходимо представить: описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. Содержание: Расписание совместной деятельности взрослого и ребенка. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Модели воспитательно-образовательного процесса (на год, месяц, день). Учебный план. Система работы по разным (в т.ч. приоритетным) направлениям развития детей. Содержание дополнительного образования. Система работы в рамках новых форм образования (лекотека, круглосуточное пребывание, группы кратковременного пребывания и т.д.).


Учебный план. Вариант 1


Учебный план. Вариант 2 Развитие ребенка в театрализованной деятельности


Планирование образовательной деятельностипрограмма «От рождения до школы» (старшая группа)

Циклограмма воспитательно-образовательной деятельности в группах по образовательным областям

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы может стать примерный календарь (циклограмма) праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия: - явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.); - окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.); - миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.); - традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.); - наиболее «важным» профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.); - событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.). Примерная циклограмма образовательной деятельности представляет собой технологию реализации Программы, или описание средств (форм, способов, методов и приемов) решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы в соответствии с примерным календарем праздников.


Модель воспитательно-образовательного процесса на год


Модель образовательного процесса (программа «Успех»)


Модель образовательного процесса на основе темы Тема: Осень в гости пришла


Модель тематического построения педагогического процесса

«Юный гражданин» «Про зелёные леса и лесные чудеса»


Алгоритм работы по реализации модуля


Цикличный тематический план работы * профессии, праздники, город, страна, армия. * * предметы быта, их свойства и качества, дом, семья

Модель воспитательно-образовательного процесса на год (по О.А.Скоролуповой)


Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день Младший дошкольный возраст

Модель педпроцесса на 1 день


Планирование воспитательно-образовательной работы в концепции программы «УСПЕХ» (для воспитателя) Группа __________ Тема проекта __________________________________________________________________________ Цель проекта _________________________________________________________________________ Название итогового мероприятия (события, праздника, др.)_________________________________ Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция, др.) ___________ Дата проведения события/праздника, др. ___________________________________________________


Примерная структура ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день) Группа______________________ Тема______________________________________________________________________________________________ Цель ___________________________________________________________________________________________________________________________ Итоговое мероприятие______________________________________________ Дата проведения итогового мероприятия___________________________ Ответственный за проведение итогового мероприятия__________________________________________________________________________________


Система закаливающих мероприятий; - Система физкультурно-оздоровительных мероприятий; Пример: СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. Каждая образовательная область может быть представлена в 2-х таблицах: первая – перечень программ, технологий, пособий; вторая – отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранным содержанием. а) Перечень программ по линиям развития:


б) Перечень программ по видам и группам, в которых они применяются


в) Перечень парциальных программ, технологий, методических разработок


2.1 Содержание психолого-педагогической работы по направлению «Физическое развитие». 2.1.1. Освоение образовательной области «Физическая культура» Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: – развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); – накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); – формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.


Примерный вариант организации педагогической деятельности во второй младшей группе. Задачи. - Развивать разнообразные виды движений: - ходить и бегать свободно, не наталкиваясь друг на друга, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног; - прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, через шнур или несколько линий (5-6), через невысокие предметы (высота 5 -10 см.), в длину с места; - ползать на четвереньках по прямой, по скамейке, по наклонной доске, между предметами, перелезать через предметы; лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (любым удобным ребенку способом); - катать, бросать мяч друг другу, в ворота (ш.60-50 см.), между предметами; - метать правой и левой рукой на дальность; в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди правой и левой рукой; в вертикальную цель правой и левой рукой; - ловить мяч, отбивая его от пола двумя руками, бросать.


2.1.2. Освоение образовательной области «Здоровье» Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; – воспитание культурно-гигиенических навыков; – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Пример:


Примерный перечень закаливающих мероприятий


Формы образовательной деятельности по освоению образовательной области «Здоровье» 3-4 года и 4-5 лет



Формы образовательной деятельности по освоению образовательной области «Безопасность»

Модель организации педагогической деятельности по освоению образовательной области «Познание»


3. Содержание коррекционной работы Эта часть образовательной программы оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида и включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции». - Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий для детей с ОВЗ - Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей - Описание специальных условий обучения и воспитания детей - Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов. - Технических средств обучения - Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий - Взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ - Взаимодействие со специалистами других организаций (для детей с ОВЗ)


4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки) Каждый педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Промежуточная оценка (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей? результаты мониторинга. Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.


5. Система мониторинга Содержание мониторинга: обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы; направлен на оценку динамики развития детей; отражает оценку достижений детей в соответствии с реализуемыми образовательными программами; (В мониторинге используются только те методы, которые позволяют получить необходимый объем информации в оптимальные сроки). Содержит описание объекта, форм, периодичности и содержание оценки планируемого результата освоения Программы Объект мониторинга – физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка Формы мониторинга – сочетание низко формализованных методов (наблюдение, беседа и др.) и высоко формализованных методов (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) Периодичность мониторинга – устанавливается образовательным учреждением (он не должен приводить к переутомлению детей и нарушению хода образовательного процесса)

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы детьми ______ группы


Система фиксации динамики развития воспитанников


Часть, формируемая участниками образовательного процесса Эта часть Программы формируется участниками образовательного процесса и составляет не более 20% общего объема Программы. Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы: - Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста. Пример: Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста


С 1 года до 3х лет Соотношение режимных процессов в течение дня Расписание игр-занятий с детьми 3 года жизни


Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (кружок, центр). - Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания. В каждом из перечисленных разделов представляется: - режим работы, - перечень программ, технологий и пособий, - формы образовательной деятельности детей, - результаты освоения Программы. Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Этот раздел остается неизменным. Он включает в себя: - Управление реализацией программы; - Создание и обновление предметно-развивающей среды; - Инновационную или экспериментальную работу; - Формы сотрудничества с семьей; - Преемственность в работе ДОУ и школы; - Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.


Приложения к образовательной программе состав рабочей группы по разработке ОП; план работы рабочей группы; экспертное заключение на ОП; протокол педагогического совета об утверждении ОП; приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления; план реализации образовательной программы ДОУ; диагностические методики; глоссарий основных терминов, используемых членами педагогического коллектива внутри образовательного учреждения; результаты диагностик реализации образовательной программы; аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы; аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы образовательной программы.


Составление рабочих образовательных программ в ДОУ технология разработки


Распределение содержания части, формируемой участниками образовательного процесса может быть введено по 10-15% содержания на каждое отдельное занятие данного раздела программы; может быть введено по 20-30% на части занятий данного раздела программы; могут быть выделены отдельные занятия со 100%-ной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.


Структура рабочей учебной программы Титульный лист. Пояснительная записка: Краткая характеристика детского сада и группы, актуальность введения данного предмета, обоснование для введения обновлений, дополнений. Название программы, на основании которой составлена данная рабочая программа (автор, название, год издания). Названия программ (не более двух), на основе которых осуществляется обновление содержания (автор, название, год издания). Количество занятий общее, количество занятий в неделю, длительность одного занятия. Сопутствующие формы обучения (кружки, клубы, экскурсии, лаборатории, выставки и т.п.).


Вариативность проведения диагностики. Цели и задачи изучения предмета в данной группе (выделение основных задач по программе, задач определяемых участниками образовательного процесса и дополнительных задач по обновлению содержания). Содержание, определяемое участниками образовательного процесса. Как будет реализовываться данный компонент (в какой форме будет реализовываться: как полное или как часть занятия, в практических видах деятельности, только в некоторых темах; с какими темами, выделяются ли отдельные часы). В каких разделах (темах) будут осуществляться межпредметные связи. Формы предшествующей работы и работы, направленной на закрепление полученных знаний, умений и навыков по данному курсу.


Содержание учебной дисциплины (программы) По каждой теме (разделу) приводится номер и наименование, раскрывается (тезисно) содержание учебного материала. Примерный тематический план В тематическом плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем программы (модулей, блоков). Показывается распределение учебных часов (занятий) по разделам и темам дисциплины: наименование разделов и тем, количество часов (занятий) на каждую. Тематический план может быть заменен на перспективно-календарный (календарно-тематический) с распределением тем на каждое занятие, а также указаны предварительная и последующая работа по данной теме, формы проведения занятий, распределение всех компонентов в содержании одного занятия.


Требования к уровню подготовки воспитанников Обобщенные требования по данному разделу программы к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по параметрам (примерные). Способы проверки знаний, умений и навыков График проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез). Тестовый материал, критерии, шкала уровней. Список средств обучения Технические средства обучения (звуковые, визуальные (зрительные) экранные, аудио-визуальные (теле-, видеоаппаратура и др.). Учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, таблицы, инструменты, модели, муляжи и т.п.). Оборудование. Список литературы


II. Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ и является его приоритетным направлением. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим в ДОУ введены дополнительные занятия театрализованной деятельностью. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализо-ванной деятельности детей 4-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.


Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений старших дошкольников перед младшими и пр.). Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров. Обучить детей приемам кукловождения. Совершенствовать артистические навыки в воплощении образа, а также их исполнительских умений. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их знания о театре: его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 31. Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: музыкальное воспитание, изобразительная, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с окружающим, ритмика.


III. Содержание и тематический план учебной программы (варианты оформления) Вариант 1. Рабочая программа по разделу «Познавательное развитие» Тема 1. «Государство» (5 занятий) Обязательная часть: Страна – РФ, многонациональная. В ней много городов и сел. Москва – столица, главный город. Есть Кремль, символы: флаг РФ, герб, гимн. Существуют разные страны, представляющие собой Родину для других людей. Часть формируемая участниками образовательного процесса: Новосибирск – столица Западной Сибири. Города и села региона. Некоторые общие сведения о природе, хозяйстве, культуре. Улицы, районы города Новосибирска, изображение ближайшего и отдаленного пространства с помощью условных знаков и символов на картах (планы местности, виды карт). Зависимость образа жизни людей от природных условий. Тема 2. «Армия» (3 занятия) Обязательная часть: Воины охраняют границы Родины. Есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. В годы Великой отечественной войны солдаты храбро сражались и защищали страну от врагов. Герои войны. Основные праздники военных – 23 февраля, 9 мая. Часть формируемая участниками образовательного процесса: герои войны Новосибирской области; воинские части Новосибирской области, армия в разное время; военный транспорт в разное время.


Календарно-тематический план


Вариант 2. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание» (подготовительная группа). Тема 1. «Неживая природа»


Вариант 3. Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность»


Вариант 4. Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность»


Тематический план (средняя группа)


IV. Требования к уровню подготовки воспитанников


V. Способы проверки знаний, умений и навыков График проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез). Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут быть представлены по желанию или являться приложением к рабочей программе. VI. Список средств обучения Технические средства обучения (звуковые, визуальные (зрительные) экранные, аудио-визуальные (кинопроекторы, теле-, видеоаппаратура и др.). Учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, таблицы, инструменты, модели, муляжи и т.п.). Оборудование. VII. Список литературы

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей