Психолого педагогические особенности детей старшего возраста. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста. "возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия – короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения”.

За дополнительной информацией обращайтесь в соответствующее управление объектами. Эта информация также может быть взята из внутренней концепции каждого дневного центра. Доверительное сотрудничество является одной из основ нашей образовательной работы. Дети учатся быстро и с большим удовольствием, когда их интерес и любопытство пробуждаются, и у них есть возможность активно заниматься тем, что их интересует. Вот почему проекты в детских садах особенно важны. Общаться их вопросы и вопросы детей и дать толчок к собственному активному обсуждению, если они с точки зрения развития содержательных условий обучения для самостоятельных строительных процессов ребенка.

Во второй половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Дети знакомятся друг с другом в проектах и ​​мире. Если проект на ребенке сопровождается, как это значительно поддерживает процесс самообразования детей. Для реализации проекта по подготовке и проведению эффекта полезен, важно Еще раз, чтобы показать, как дети действительно учатся. Песталоцци, он стал фундаментальным педагогическим элементом, в котором элементарное обучение происходит в раннем детстве. То, что дети учатся так эффективно, особенно когда учитываются не только их умственные способности, но и их чувства и эмоции.

Построить, например, несколько детей вместе в песочнице замок, можно делать различные уровни обучения видели: Использование различных материалов приводит к научному знанию о консистенции, плотности, гравитации и статические; необходимое сотрудничество в совместных действиях, а также разрешение конфликтов поддерживают социальное обучение и лингвистическое воспитание детей; Радость деятельности решает постоянное творческое и исследовательское стремление и вызывает создание новых вариантов замков и т.д.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в “скачку идей”, когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Особенно в первые годы жизни, учеба и мышление тесно связаны с играми и фантазией. Игра путь ребенка, чтобы иметь дело в «как-если» режим с определенным опытом и проблемами и изучить их собственную среду для того, чтобы понять это. В игре дети активны, целенаправленных и мотивированный, потому что их действия имеет смысл для них.

Например, сыграйте «собаку», затем активируйте свои предыдущие знания о собаках и реализуйте их в своей игре. Дети китовского возраста очень любознательны. Чтобы понять, что их интересует, они исследуют это с удивительной настойчивостью и большим количеством экспериментов. Им нравится изменять каркасные условия, чтобы наблюдать, какие процессы запускаются ими. Любой, кто наблюдал за ребенком, строящим плотину в небольшом потоке, подтвердит это. Однако дети этого возраста только преуспевают в своих попытках саморегулировать свое внимание.

Зачастую открытие рождалось при соединении казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Например, долгое время проволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, записи и сохранение звука. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Основываясь на повседневном опыте

Их интерес быстро ослабевает, когда ни один новый стимул не вызывает их любопытство или когда у них больше нет возможности самим принять меры. В раннем возрасте девочки и мальчики зависят от ярких и конкретных предложений, от того, что ощутимо и чувственно воспринимается, чтобы учиться.

Маленькие дети заинтересованы и любопытны, когда они сталкиваются с чем-то новым или чем-то новым, поэтому они узнают что-то об этом при анализе объекта их интереса, кстати. То, что дети учатся в детском саду, зависит, с одной стороны, от того, что они «встречают» здесь, с другой стороны, от того, что они «впадают» сюда. Например, старая детская книга, открытая случайно на полке, может быть таким же импульсом обучения, как наблюдаемый дождевой червь в саду или запланированный визит сотрудника полиции.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей. .

Мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей. .

Однако следует учитывать, что дети в дневном стационаре часто учатся ситуативно, также случайно или случайным образом, т.е. менее преднамеренно и целенаправленно. Даже если дети любят слушать и таким образом приобретают знания из рассказов о воспитателях или из книжек с картинками, они учатся главным образом через самодельные переживания. Ребенок должен забрать дождевого червя, построить для него дом и посадить его или тому подобное, чтобы получить прочное знание о нем. И инициатива должна исходить от ребенка.

Дети должны быть самоуправляющимися в этом возрасте и приобретать опыт в действии, потому что он закрепляет новые вещи в существующих структурах знаний намного лучше, чем через средства массовой информации или лингвистические отчеты. Когда ребенок занимается объектом или самой темой, он поглощает новую информацию по нескольким чувствам - особенно когда дело касается практических действий. И память, сохраненная таким образом, является постоянной. Вот почему принцип Монтессори следует уважать: помочь ребенку сделать это сам.

Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, то есть высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но не достаточным, достижение творческого предела будет зависеть от ряда других качеств личности (мотивации, компетентности, работоспособности).

Исследования творческого мышления – достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношение в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остается недостаточно исследованным.

Поэтому важно разработать учебную работу таким образом, чтобы она предоставляла пространство для целостного, ситуационного и автономного обучения детей в дневном стационаре. Особенно важны ориентация на интересы и вопросы ребенка, а также на создание вдохновляющей учебной среды - для поддержки реальных исследований, открытий и действий детей.

Дать пространство проектов для поиска тем проекта

Особенно важно рассмотреть первые шаги в подготовке проекта с точки зрения детей и выполнить их соответственно - даже если это не всегда легко в суточной повседневной жизни. Первый вопрос, который нужно уточнить, конечно, является предметом проекта. Это может быть объект или живое существо, исследовательский вопрос или конкретное место. Популярными темами являются «цирк» или «улитки», «природоведение в лесу», художественные выставки или исследование отдельных зданий в непосредственной близости.

В настоящее время наблюдается высокий темп развития науки и техники, создания думающих машин, на которые перекладываются все более сложные функции. Это освобождает человека для творческой деятельности. В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышлению, которое позволяет человеку ставить новые проблемы, новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний. Эта сторона мыслительной деятельности имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить её эффективность.

Выбор и установка темы

Все дети в группе должны быть вовлечены в подборку собранных тем, желательно также во время детской конференции или в округе. Ситуация другая, если проект должен проводиться только с несколькими детьми дошкольного возраста; они могут быть более интенсивно вовлечены в подготовку. Участие группы на этом этапе планирования проекта важно не только потому, что оно учитывает интересы детей. Это также способствует их социальным навыкам и их способности формулировать свои собственные интересы и желания, выступать перед группой, слушать других и разрешать конфликты интересов.

В специальных исследованиях (Асмолова А.Г., Бернштейна С.М., Варламовой Е.П., Глотовой Г.А., Данильченко В.М., и др.) содержится ряд синонимов понятия “творческое мышление”: творчество,

новаторство, творческие способности, продуктивная деятельность, творческая познавательная деятельность, творческая деятельность, эвристическая деятельность, творческий стиль мышления, творческий потенциал, креативность и др. При внимательном рассмотрении каждого из них оказывается, что они действительно несут в себе почти одно и то же содержание, хотя и имеются различия по критериям: единство, но не тождество; процесс, но не результат; общее, но не частное. При этом обнаруживается, что даже в одно и то же из названных понятий вкладывается иногда самый различный смысл в зависимости от задач исследования, предмета науки, позиции автора и т.п.

Для того, чтобы детям было легче выбирать тему, индивидуальные темы должны быть точно сформулированы. Абстрактные темы, такие как «здоровая пища», «медиа», «узоры» и т.д. Могут быть визуализированы с использованием изображений или фотографий значимые объекты или короткие фильмы. При этом детям должна быть предоставлена ​​возможность задавать вопросы, идеи, комментарии или оценки. После непродолжительной фазы обсуждения необходимо принять решение по теме. Например, используя точечный запрос; Это простой и яркий процесс: каждый ребенок получает клей для клейма, который придерживается темы по своему выбору - четко иллюстрируется на листе бумаги или на плакате.

Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких её свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта.

Мышление рассматривается как трёхуровневая иерархическая структура:

    интуиция как познание абстрактных объектов безотносительности их связи с другими абстрактными объектами;

    Конечно, особенно важно, чтобы решение детей принималось всерьез и принималось во внимание. В этом случае каждый педагог также играет роль компаньона идей, а не источника идей. Это гарантирует, что тема проекта основана на интересах и вопросах детей, и нет ничего, чтобы остановить образовательный процесс от стимулирования его ориентированного на ребенка подхода! Хольгер Кюльс, учитель по образованию педагогов в Нижней Саксонии.

    ЛитератураКюльс, Хольгер: Проекты со-конструктивистского плана и выполнения. Лигле, Людвиг: Дидактика косвенного образования. Университет Кэтрин Ключниок Институт образования детей и подростков в Кобленце-Ландау. Отдел дошкольного образования. Предметная область Общее и предметное обучение и обучение.

    рассудок – познание конкретных систем без учета их взаимосвязи с другими системами абстрактных объектов;

    разум – познание конкретных систем абстрактных объектов с учётом их взаимосвязи с другими системами абстрактных объектов и универсумом абстрактных систем в целом.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющихся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных её элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения всё новых и новых, более сложных задач. .

Качество детских взаимодействий в детских садах приобретает все большее значение на фоне выводов о сохранении отставания в компетентности и недостатках образования, в частности детей из семей с турецким миграционным фондом. Хорошо известно, что характеристики детей и профессионалов в области образования, характеристики настройки деятельности, характеристики групп детского сада, а также более дистальные характеристики на уровне мезо, экзо и макросистемы влияют на качество детского взаимодействия в детском саду.

Однако ключевым ограничением является то, что качество взаимодействия детей в детских садах пока относительно неточно. Например, качество детского взаимодействия часто собирается на уровне групп детского сада, но информация о взаимодействиях отдельных детей поэтому недоступна. Проект, задуманный как продольное исследование с двумя волнами обследования и сроком на два года, рассматривает эту задачу исследования, исследуя детское качество взаимодействия в детских садах на индивидуальном уровне, более дифференцированном, чем раньше.

Современные исследователи классифицируют виды мышления по разным основаниям.

Виды мышления:

    по форме: наглядно-дейтсвенное; наглядно-образное; абстрактно-логическое.

    по характеру решаемых задач: теоретическое; практическое.

    по степени развернутости: дискурсивное; интуитивное.

    по степени развернутости: репродуктивное; творческое.

    Теоретические и исследовательские взаимодействия с педагогами, взаимодействие со сверстниками и задачи с заданиями образуют три основных элемента качества взаимодействия, характеристики детей и профессионалов в области образования, настройку активности, характеристики групп детского сада и особенности на мезо, экзо, макро, и уровень хроносистемы. Цель исследования - изучить качество взаимодействия детей с педагогами и качество работы с задачами на основе выборки 240 детей из детских садов из 60 детских садов в Рейнланд-Пфальце.

    Кроме того, анализируются корреляции между качеством взаимодействия детей, личностными характеристиками детей и профессионалов, характеристиками настройки деятельности, характеристиками группы детского сада и характеристиками на уровне мезо, экзо и макросистемы. На фоне выводов о отставаниях в области знаний и недостатках образования детей с турецким миграционным фондом проводится передискретизация этих детей. Кроме того, обследуются персональные характеристики детей и квалифицированных рабочих, характеристики настройки активности, характеристики группы детского сада и характеристики дистального мезо, экзо и макросистемы.

Исследователи детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление.

Мышление рождается из действий. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.

Ожидаемый выигрыш в знаниях заключается в более детальном понимании взаимодействия детей и о качестве детского взаимодействия в детских садах в течение одного года. Результаты могут быть использованы для улучшения навыков взаимодействия детей, особенно с детьми из турецкого мигранта.

На переднем плане стоят особенности и интересы детей

Комбинация игры и работы, в которой дети всегда действуют и действуют независимо, находится на переднем плане педагогики Фрейнета. Обе концепции обучения объединяют четыре принципа. Свободное развитие личности, критическое взаимодействие с окружающей средой, ответственность самого ребенка за ребенка, а также взаимное. В условиях свободного развития и самообеспечения концепция понимает прежде всего, что не только педагоги обучают повседневности, но и детям. Утром все садятся и обсуждают, что должно и не должно быть сделано в тот день.

К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

    четкое и ясное представление образов предметов;

    хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

    способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

    способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

    Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное мышление

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, функциональных, пространственных и т.д.

Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их выявить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.

Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы:

    прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;

    метод мозгового штурма. Этот метод коллективного решения проблемы. Автор “мозгового штурма” А.Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;

    метод комбинированного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов).

Эвристическое мышление

Во многих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить “зону поиска”, сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные неопределенные ситуации, называют эвристическим.

Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что, по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому обследуют ситуацию.

Анализируя литературу, мы составили перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют понятие творческое мышление.

Так, Я.А.Пономарев считает, что творческое мышление – это нейтральное психологическое звено творческой деятельности (процесса творчества) . А.Рошка под творческим мышлением подразумевает такую форму мышления, которая составляет часть процесса творчества, результаты которого отличаются оригинальностью и социальной значимостью. А. Матейко пишет : “Исходная точка всякого творчества – легкость образования неожиданных ассоциаций”.

Идеи о творческом характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношениях с другими процессами, с памятью, интеллектом, вниманием, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Ананьев Б.Г., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Костюк Г.С., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М., и др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было осуществлено Рубинштейном с.Л. “В процессе мышления на более творческом его этапе объект вступает в новые связи и отношения, проявляясь в новых свойствах и качествах, из него как бы “вычерпывается” все новые содержание” .

Творческое мышление – есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, ее интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. .

      Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от 5,5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее её отношение к успеху и неудаче в деятельности. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведении. Этот этап благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

В старшем дошкольном возрасте в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующими отношениями к самому себе.

Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность. Таким образом, мы можем отметить, что основным фактором, оказывающим, существенное влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте является игра.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Под термином “самосознание” в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?)

Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе. В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального “Я”- “какой я есть”), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ реального “Я”- “каким бы я хотел быть”). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

К старшему дошкольному возрасту отношение к себе существенно меняется. К этому возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям.

Собственное “Я” ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объективных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного “Я”. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Окружающие влияют на развитие старшего дошкольного возраста с помощью моральных норм. Они усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотшения. Ребенок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства.

Соподчинение мотивов является одним из важных новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения становится общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности.

В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей с окружающими, им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оценивать свои поступки и обязательных правил становится больше, столкновение различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно детям выбирать между лично значимыми и общественно значимыми мотивами. Если старший дошкольник потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, от чего-то другого. Так как одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности.

Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступках. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.

Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. Формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний..

      Способы развития творческого мышления в старшем дошкольном возрасте

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческого мышления является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческого мышления ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческого мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что мышление развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческого мышления заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческого мышления. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческого мышления – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Таким образом воспитание творческого мышления детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Консультация для родителей

"Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Е.Н. Косовцева

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
- выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
- находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
МЫШЛЕНИЕ :
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.
Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.
Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Имеет достаточно богатый словарный запас.
Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Знает стихотворения, считалки, загадки.
Называет жанр произведения.
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.
Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей