Какими должны быть толчки ребенка. Двигательная активность ребенка: закономерности формирования

Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двигательная активность малышей.

Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам в школе. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка, но следует предостеречь и от излишней двигательной активности. Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности. Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и затем в школе. Движения этих детей обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Родителям достаточно лишь создать необходимые условия (правильный режим дня, место для движений, время, игрушки-двигатели, возможность заниматься в спортивной секции и т.д.). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию», она у этих детей проявляется достаточно ярко.

Вторую группу следует отнести детей с низкой двигательной активностью, т.е. малоподвижных. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают (их спокойное поведение в общении с взрослыми и сверстниками, на занятиях не всегда следует расценивать положительно). Такие дети робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с активными движениями, так как плохо владеют необходимыми двигательными навыками. Малоподвижных детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в пересмотре рациона питания и увеличении двигательной активности, в воспитании у них интереса к движениям, потребности в подвижных видах деятельности. Особое внимание необходимо уделять развитию всех основных движений, но особенно интенсивных (занятия легкой атлетикой, плаванием, лыжами и т.п.). Очень важно увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой («победа» над папой на футбольном поле принесет ребенку радость и уверенность в своих силах). Родители должны создать условия для игры с движениями (домашние спортивные уголки, совместные спортивные развлечения, туристические походы, наконец, просто зарядка выходного дня, выполненная всей семьей). Дети с низкой двигательной активностью хуже усваивают учебный материал, из-за недостатка движений медленно восстанавливается их умственная работоспособность. Они выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большее количество ошибок. Родители должны контролировать обязательную смену деятельности (двигательные паузы в процессе выполнения домашних заданий).

К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями (движения их быстры, резки, часто бесцельны). Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости, точности, сдержанности. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям (сначала усиленная теплоотдача при высокой нагрузке, а затем возможно неконтролируемое переохлаждение). Дети этой группы часто физически переутомляются, это в свою очередь, приводит к умственной утомляемости, низкому уровню усвоения учебного материала. Родители должны руководить двигательной активностью таких детей, а не идти в направлении ограничения подвижности (у ребенка повышена потребность в движении и она должна быть удовлетворена). Поэтому родителям необходимо контролировать и регулировать физическую нагрузку в течение дня (время прогулки, подвижных игр, оптимальную смену деятельности, а также физическое и психологическое состояние ребенка). Детям большой подвижности в первую очередь рекомендуются спокойные действия, требующие сдержанности, осторожности, осмысленной управляемости, сосредоточения их внимания на движениях. Из видов спорта предпочтительны гимнастика, фигурное катание, теннис и т.п. Полезны также все виды метания (например, дартс), точные движения с мячами, действия с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди, игры в шашки и шахматы.

Развитие двигательной сферы ребенка является одним из ярчайших и удивительных по богатству превращений феноменов возрастного развития - от кажущейся двигательной ограниченности и беспомощности плода и новорожденного до самых высоких уровней спортивной техники, музыкального и художественного творчества. Именно с помощью моторных актов человек осуществляет свое трансформирующее влияние на природу, технику и культуру, но одновременно и сама моторная деятельность является мощнейшим стимулом индивидуального развития.

Уже во внутриутробном периоде, когда двигательная активность, казалось бы, не имеет особого значения, происходит исключительно быстрое формирование двигательных рефлексов. В настоящее время известно, что моторная деятельность плода составляет одну из фундаментальных его физиологических особенностей, обеспечивающих нормальное внутриутробное развитие и роды. Так, раздражение проприоцепторов и рецепторов кожи обеспечивает своевременное возникновение специфической внутриутробной позы, которая является позой наименьшего объема с минимальным внутренним давлением на стенки матки. Благодаря этому происходит донашивание беременности уже при довольно больших размерах плода. Лабиринтные двигательные рефлексы плода способствуют строгому удержанию положения, оптимального для будущих родов, т. е. головного предлежания. Внутриутробные дыхательные и глотательные движения помогают заглатывать околоплодные воды, что является важным компонентом питания плода, фактором формирования ферментообразующей способности слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и обеспечения обмена амниотической жидкости. Наконец, целый ряд двигательных рефлексов, формирующихся внутриутробно, оказывает большую помощь и самому плоду, и его матери в критический для них период - в родах. Рефлекторные повороты головы, туловища, отталкивание ножками от дна матки - все это, безусловно, способствует благополучному течению родов. Непосредственно после родов гипертонус сгибателей конечностей оказывается очень значимым для поддержания достаточной теплопродукции, активации деятельности дыхательного и сосудодвигательного центров. Во все последующие возрастные периоды моторная деятельность ребенка, наряду с его органами чувств, всей суммой внешних впечатлений и эмоций, составляет тот общий стимуляционный комплекс, под влиянием которого происходит дальнейшее развитие и самой центральной нервной системы, и, прежде всего, головного мозга. Наконец, двигательная нагрузка является непосредственным активатором роста скелета и созревания, она осуществляет интеграцию метаболизма в клетках с функцией дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обеспечивая формирование высокой физической работоспособности ребенка и максимальной экономизации всех его физиологических функций. Именно это является, по мнению виднейшего отечественного специалиста по возрастной физиологии проф. И. А. Аршавского, залогом здоровья и долголетия человека.

Для врача исключительно важно то обстоятельство, что формирование различных двигательных рефлексов и возможностей в раннем возрасте осуществляется в строгой корреляции с созреванием определенных нервных структур и связей. Поэтому спектр движений ребенка очень наглядно говорит о степени его неврологического развития. В первые годы моторика ребенка может служить одним из надежных критериев его биологического возраста. Задержка моторного, а значит, и неврологического развития и, тем более, обратная его динамика всегда свидетельствуют о наличии у ребенка тяжелых нарушений питания, обмена веществ или хронических заболеваний. Поэтому каждая запись педиатра о результатах осмотра здорового или больного ребенка должна содержать сведения о моторных функциях.

Важность моторной активности для формирования здоровья и физической работоспособности объясняет и все то огромное внимание, которое уделяют органы здравоохранения и правительство развитию детской физической культуры и спорта.

Наиболее примитивной формой двигательной реакции является сокращение мышцы при ее механическом раздражении. У плода такое сокращение можно получить начиная с 5-6-й недели внутриутробного развития. Очень скоро, с 7-й недели, начинается формирование рефлекторных дуг спинного мозга. В эти сроки уже можно получить сокращения мышц в ответ на раздражение кожи. Раньше всего такой рефлексогенной зоной становится кожа периоральной области, а к 11-12-й неделе внутриутробного развитая двигательные рефлексы вызываются практически со всей поверхности кожи. Дальнейшее усложнение регуляции моторной деятельности включает в себя уже формирование элементов, расположенных выше спинного мозга, т. е. различных подкорковых образований и коры головного мозга. Следующий за спинномозговым уровень организации движений Н. А. Бернштейн назвал руброспиналъным уровнем. Развитие и включение функции красного ядра обеспечивает регуляцию мышечного тонуса и моторики туловища. Уже во второй половине беременности происходит образование целого ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень, по Н. А. Бернштейну, называется таламопаллидарным. Весь двигательный арсенал плода и ребенка первых 3~5 мес жизни может быть отнесен к моторике этого уровня. Он включает все рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические или спонтанные движения новорожденного ребенка.

Следующим этапом развития является включение в регуляцию полосато-го тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. На этом этапе начинается и формирование пирамидной системы. Данный уровень организации движений назван пирамидно-стриарным. Движения этого уровня включают в себя все основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1-2-м годах жизни. Это и хватание, и переворачивание, и ползание, и бег. Совершенствование этих движений продолжается многие годы.

Наиболее высокий уровень организации движений, и притом присущий почти исключительно человеку, назван Н. А. Бернштейном уровнем предметного действия - это чисто корковый уровень. По локализации в коре его можно назвать теменно-премоторным. Развитие этого уровня организации движений у ребенка можно проследить, наблюдая совершенствование движений пальцев от первого пальцевого хватания в возрасте 10-11 мес до совершенствования ребенка, а потом уже и взрослого человека в письме, рисовании, вязании, игре на скрипке, хирургической технике и прочих больших человеческих искусствах.

Совершенствование моторной деятельности связано не только с формированием соответствующих регулирующих звеньев, но и в значительной степени зависит от повторяемости действий, т. е. от двигательного воспитания или тренировки. Самообучение ребенка движению также является мощным стимулом развития нервной регуляции движений. От чего же зависит уровень подвижности ребенка? Можно назвать несколько причин.

Для новорожденного ребенка и ребенка первых недель жизни движения являются закономерным компонентом эмоционального возбуждения. Как правило, это отражение отрицательной настроенности и сигнал для родителей о необходимости удовлетворить его волю, ликвидировав голод, жажду, мокрые или неудачно положенные пеленки, а может быть, и боль. Дальнейшее распределение двигательной активности в значительной степени отражает формирование сна и бодрствования. Если у новорожденного двигательная активность относительно низка, то и распределение ее в течение суток и в связи с бодрствованием и сном фактически равномерное. Начиная со 2-3-го месяца жизни происходит и общий рост двигательной активности, и гораздо более контрастное ее распределение с максимальной концентрацией на часы активного бодрствования. Некоторые физиологи даже считают, что имеется какой-то суточный минимум активности движений, и если ребенок не смог набрать его во время бодрствования, то его сон будет неспокойным и богатым движениями. Если количественно характеризовать соотношения подвижности ребенка при бодрствовании и засыпании, то в первые 4 мес соотношения будут равны 1:1, во вторые 4 мес первого года - это уже 1,7:1, а в последние месяцы первого года - 3,3:1. При этом общая двигательная активность существенно возрастает.

В течение первого года жизни отмечено несколько пиков двигательной активности. Они приходятся на 3-4-й месяц, 7-8-й месяц и 11-12-й месяц первого года. Возникновение этих пиков объясняется формированием новых возможностей сенсорной или двигательной сферы. Первый пик - комплекс оживления и радости на первый опыт общения с взрослыми, второй пик - формирование бинокулярного зрения и активация ползания (овладение пространством), третий - начало ходьбы. Этот принцип сенсомоторных связей сохраняется и в последующем.

Общая подвижность ребенка в значительной мере определяется и его конституциональными особенностями, степенью живости или темпераментом. Приходится наблюдать детей ленивых и малоподвижных с первых дней жизни, также очень многочисленна и группа сверхподвижных детей с повышенной нервной возбудимостью (гипермоторные, гиперкинетичные дети). Крайние формы могут быть обусловлены различными заболеваниями. Многие острые и хронические болезни детей отражаются на двигательной активности, причем часто двухфазно - вначале увеличивают беспокойство и подвижность, позднее их уменьшают.

Моторика и рефлексы внутриутробного периода

Врач должен быть знаком с моторикой и рефлексами внутриутробного периода в силу того, что при рождении незрелых и недоношенных детей для них необходимо создание особых условий выхаживания и наблюдения.

Сокращения сердца плода являются, вероятно, первой двигательной реакцией нормального внутриутробного развития. Они возникают на 3-й неделе при общей длине плода около 4 мм. Реакции тактильной чувствительности с мышечными реакциями наблюдаются с 6-8 нед. Постепенно формируются зоны особо высокой тактильной чувствительности, которыми уже с 12 нед будут периоральная зона, особенно губы, затем кожа половых органов и внутренней поверхности бедер, ладони и стопы.

Спонтанные червеобразные движения плода отмечаются с 10-12-й недели, открывание рта за счет опускания нижней челюсти - с 14-й недели.

Примерно в эти же сроки начинают отмечаться элементы дыхательных движений. Самостоятельное регулярное дыхание возникает намного позже - с 25-27-й недели. Генерализованные двигательные реакции на сотрясение, резкое изменение положения тела беременной женщины могут быть отмечены с 11-13-й недели, глотательные движения с заглатыванием околоплодных вод - с 20-22-й недели. Уже с 18-20-й недели на фотографиях и кинокадрах констатируется сосание пальца, однако достаточно выраженные движения сосательного рефлекса формируются только к 25-27-й неделе. Примерно с этого срока плод или новорожденный незрелый ребенок может чихать, кашлять, икать и издавать негромкий крик. Также после 5-6-го месяца внутриутробного развития особенно хорошо поддерживается внутриутробная поза, и возникают комплексы движений обеспечения и стабилизации головного предлежания. Начиная с 14-17 нед беременная женщина начинает ощущать отдельные движения плода. После 28-30 нед плод реагирует движениями на резкие неожиданные звуки, но после нескольких повторений он привыкает и перестает реагировать.

Постнатальное развитие моторики и рефлексов ребенка

Моторная деятельность новорожденного ребенка складывается из следующих основных компонентов: поддержание мышечного тонуса, хаотические спонтанные движения и безусловные рефлексы, или автоматизмы.

Повышенный тонус сгибателей конечностей у новорожденного связывают с действием сил гравитации (раздражение проприорецепторов) и массивной импульсацией с чувствительной кожи (температура и влажность воздуха, механическое давление). У здорового новорожденного ребенка руки согнуты в локтях, а бедра и колени подтянуты к животу. Попытка разогнуть конечности встречает некоторое сопротивление.

Хаотические спонтанные движения, которые еще называют хореическими, атетозоподобными, импульсивными движениями, характеризуются сравнительно медленным ритмом, асимметрией, но двусторонностью, связью с крупными суставами. Часто при этом наблюдается и запрокидывание головки, и разгибание туловища. Эти движения не носят рефлекторного характера и, по мнению большинства физиологов, отражают периодику функционального состояния подкорковых центров, их «перезарядку». Изучение структуры спонтанных движений позволило найти в них элементы, напоминающие определенные локомоторные акты, типа переступания, лазания, ползания, плавания. Некоторые считают возможным развитие и закрепление этих примитивных движений в качестве базы для раннего обучения движениям, в частности плаванию. Не возникает сомнения в том, что спонтанные движения новорожденного являются нормальным и необходимым для него феноменом, отражающим состояние здоровья. И. А. Аршавский отмечает положительное влияние спонтанных движений на дыхание, кровообращение и теплопродукцию. Не исключается, что спонтанные движения являются тем первичным двигательным арсеналом, из которого впоследствии будут отбираться целенаправленные произвольные движения.

Рефлексы новорожденного ребенка можно разделить на 3 категории: стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие специфические условия уровня развития двигательного анализатора и впоследствии исчезающие, и рефлексы, или автоматизмы, только появляющиеся и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения.

К первой группе рефлексов относят такие, как роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбитально-пальпебральный, или надбровный, рефлекс.

Ко второй группе относят следующие рефлексы:

  • спинальные сегментарные автоматизмы - хватательный рефлекс, рефлекс Моро, опоры, автоматической похожи, ползания, рефлексы Таланта, Переса;
  • оральные сегментарные автоматизмы - сосательный, поисковый, хоботковый и ладонно-ротовой рефлексы;
  • миелоэнцефальные позотонические рефлексы - лабиринтный тонический рефлекс, асимметричный шейный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс.

К третьей группе можно отнести мезэнцефальные установочные автоматизмы - установочные лабиринтные рефлексы, простые шейные и туловищные установочные рефлексы, цепные шейные и туловищные установочные рефлексы.

В течение всего года происходит затухание активности рефлексов второй группы. Они имеются у ребенка не более 3-5 мес. Одновременно уже со 2-го месяца жизни начинается формирование рефлексов третьей группы. Изменение картины рефлекторной деятельности связано с постепенным созреванием стриарной и корковой регуляции моторики. Развитие ее начинается с изменения движений в краниальных мышечных группах и затем распространяется на нижележащие отделы тела. Поэтому и исчезновение физиологического гипертонуса, и возникновение первых произвольных движений сначала происходит в верхних конечностях.

Итогом развития моторики на первом году жизни является возникновение пальцевого захвата предметов, манипулирование с предметами и перемещение в пространстве (ползание, скольжение на ягодицах и ходьба). После первого года происходит совершенствование всех видов движений. Окончательное развитие ходьбы на полностью выпрямленных ножках с манипулированием ручками относится только к 3-5 годам. Еще дольше совершенствуется техника бега, прыжков, различных спортивных игр. Развитие совершенных форм движения требует настойчивого повторения, тренировки, которые в раннем детстве и дошкольном возрасте происходят в связи с естественной неугомонной подвижностью детей. Эта подвижность необходима также для физического, неврологического и функционального в целом созревания ребенка, как и правильное питание, и естественный газообмен.

Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1 года жизни

Движение или умелость

Средний срок

Временные границы

Держание головки

Направленные движения ручек

Переворачивание

Ползание

Произвольное хватание

Вставание

Шаги с поддержкой

Стояние самостоятельное

Ходьба самостоятельная

Развитие хватания

В первые недели жизни ребенок больше приспособлен к хватанию ртом. При дотрагивании любым предметом до кожи в области лица он будет поворачивать голову и вытягивать губы до тех пор, пока не захватит предмет губами и не начнет его сосать. Оральное осязание и познавание предметов является существенным моментом всей моторной деятельности ребенка первых месяцев жизни. Однако в силу наличия развитого хватательного рефлекса новорожденный может крепко удерживать в руке вложенный в нее предмет или игрушку. Этот рефлекс не имеет отношения к последующему формированию хватания.

Первые дифференцированные движения ручками возникают на 2-м - начале 3-го месяца жизни. Это приближение рук к глазам и носу, потирание их, а несколько позднее - поднимание ручек над лицом и разглядывание их.

С 3-3 1/2 мес начинается ощупывание своих рук, перебирание пальчиками одеяла и края пеленки.

Стимулом для реакции хватания является возникновение интереса к игрушке, стремление обладать ею. В 3 мес при виде игрушки возникает просто радость и общее двигательное возбуждение, иногда двигательный порыв всем телом. С 12-13 нед ребенок начинает протягивать ручки к игрушке и иногда, дотягиваясь до нее, сразу же сжимает кисть в кулак и уже кулачком толкает игрушку, не захватывая ее. При вкладывании игрушки в руку он будет долго удерживать ее, тянуть в рот и затем бросать.

Только с 5-го месяца жизни протягивание руки и хватание предмета начинает напоминать аналогичные движения взрослого человека с рядом особенностей, свидетельствующих о незрелости моторного акта. Прежде всего, это обилие сопутствующих нерациональных движений. Хватательные движения этого периода сопровождаются параллельными движениями второй ручки, в силу чего можно говорить о двуручном хватании. Наконец, во время хватания движения возникают и в ногах, и в туловище, нередко происходит и открывание рта. Хватающая рука совершает много лишних, ищущих движений, схватывание осуществляется исключительно ладонью, т. е. пальцы сгибаются так, чтобы прижать игрушку к ладони. В последующем идет совершенствование взаимодействия двигательного и зрительного анализаторов, что к 7-8 мес приводит к большей прицельности движения хватающей руки.

С 9-10 мес возникает ножницеобразное хватание посредством смыкания большого и II-III пальцев по всей длине.

С 12-13 мес хватание идет как клещеобразное с использованием дистальных фаланг I и II пальцев. В течение всего периода детства постепенно угасают различные содружественные нерациональные движения. Наиболее стойкими являются содружественные движения второй руки. Только длительная тренировка способствует их исчезновению. У большинства людей полное подавление движений второй рукой констатируется только к 20 годам. Явная и стойкая праворукость хватания и взятия складывается только после 4 лет.

Перемещение в пространстве

А. Пейпер выделяет четыре последовательно возникающие формы передвижения: ползание на животе, ползание на четвереньках, скольжение на ягодицах и вертикальная ходьба. Другие авторы насчитывают большее количество форм. Это связано с большой индивидуальностью развития форм передвижения в связи с особенностями конституции ребенка (возбудимость, подвижность), индивидуального моторного опыта, коллективного моторного опыта сверстников, находящихся в одном манеже или в той же комнате, условий стимуляции двигательного воспитания. Однако различия касаются главным образом промежуточных стадий - ползания на четвереньках и скольжения на ягодицах. Начальные и конечные фазы у всех детей достаточно близки.

Началом этой цепи моторного развития является переворачивание, причем со спины на живот. Новорожденный ребенок с помощью силы тяжести и спонтанной двигательной активности может перевернуться со спины на бок. Дальнейшее развитие переворачивания связано со становлением мезэнцефальных установочных рефлексов. Спустя несколько недель после рождения начинается спинальная разгибательная фаза: грудной ребенок поворачивает голову в сторону и назад. Плечо той стороны, куда поворачивается затылок, приподнимается. Постепенно в поворот вовлекается весь позвоночник. При дальнейшем развитии рука и нога теменной стороны поднимаются и передвигаются к челюстной стороне. Вначале поворачиваются плечи, а затем таз, и ребенок оказывается на боку. Такой двигательный автоматизм складывается постепенно с 3 1/2-4 мес жизни, обычно сразу после исчезновения флексорного гипертонуса нижних конечностей. Наивысшего развития этот автоматизм достигает к 6-7 мес. После этого происходит развитие произвольного переворачивания.

Положение на животе с приподнятым плечевым поясом и головой, взглядом, устремленным вперед, - это оптимальная исходная поза для развития ползания. Если к этому присоединяется еще и живой интерес к игрушке, расположенной совсем близко, то обязательно возникает и попытка продвинуться вперед. Возможно, что при этом имеется желание схватить предмет не только рукой, но и ртом. При неудаче захвата игрушки протягиванием рук вперед постепенно возникает подтягивание туловища за руками и повторное выбрасывание рук вперед. Отсутствие чередования выбрасывания рук, беспорядочные вначале движения ножками часто результируются либо переворачиванием на бок, либо даже в отползании назад.

Достаточно зрелое ползание с перекрестным движением рук и ног устанавливается к 7-8 мес жизни. Сравнительно быстро после этого возникает приподнимание живота, и тогда ребенок уже предпочитает передвигаться в пространстве исключительно на четвереньках. Скольжение на ягодицах с поджатой под себя ножкой формируется в тех случаях, когда имеется особо гладкая, скользкая поверхность манежа, и свойственно не всем детям.

Началом ходьбы является стояние ребенка в кроватке или манеже с переступанием ножками вдоль спинки кровати или барьера, это наблюдается около 8-9 мес. Позднее ребенок переступает при поддержке его за две руки, за одну руку и, наконец, около года делает первые самостоятельные шаги. Описаны значительные вариации сроков возникновения ходьбы. Отдельные дети могут уже и бегать в 10-11 мес, другие начинают ходить около 1 1/2 лет. Становление зрелой походки осуществляется еще несколько лет. Годовалый ребенок идет широко расставив ножки, стопы направлены в стороны, ножки согнуты и в тазобедренных и в коленных суставах, позвоночник в верхней части согнут кпереди, в остальных отделах выгнут назад. Ручки сначала вытянуты вперед для сокращения расстояния, потом балансируют для сохранения равновесия или согнуты и прижаты к груди для страховки при падении. Через 1 1/2 года ножки выпрямляются и ребенок ходит почти не сгибая их. Совершенствование основных характеристик и структуры ходьбы происходит до 10 лет. К 4 годам формируется структура каждого отдельного шага притом, что система шагов еще остается неритмичной и нестабильной. Процесс ходьбы не автоматизирован. С 4 до 7 лет совершенствуется серия шагов, но зависимость между темпом ходьбы и длиной шага может отсутствовать до 7 лет. Только к 8-10 годам показатели структуры шага и ходьбы приближаются к взрослым.

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в Пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от, локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве)\и предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях Рук и ног учится видеть по-человечески глаз. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается Уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. В 3-4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами, сидит с поддержкой. В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой. " 6 месяцев ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы. В 7 месяцев он сидит без поддержки, а в 8 садится без посторонней помощи. В возрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 сидит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12-ходит, держась за руку взрослого, а в 13-ходит самостоятельно. Таков поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка. Заметим, что при специальном обучении дети могут овладевать соответствующими двигательными навыками гораздо раньше, чем обычно.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором-третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, т. е. прогнозировать их движение.

Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок, по-видимому, уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный результат. Здесь мы, вероятно, имеем дело с началом формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания (викарное научение). Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворения актуальных" потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т. е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущиеся объектами, однако вплоть до 2-4-месячного возраста их зрение является относительно слабым.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах - формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильно "связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психологического развития ребенка.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращениематери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это - замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14- 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, т. е, отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту Звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3-4-месячного возраста ребенок, по-видимому в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в Долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т. е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни Узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

А.В.Запорожец, известный отечественный исследователь деткой психологии, описал процесс познавательного развития младенца следующим образом. Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что стимулы, близко расположенные друг к другу в пространстве, объединяются ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от друга. Это порождает типичные ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, например, схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив, что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в руке. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные,и усердные попытки «взять» цветок с платья матери, не понимая.того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Замечено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируются на их форму, а затем на их величину и только позднее- на цвет. Последнее происходит в возрасте около 2 лет.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища. Выраженность этой способности от первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает. К концуэтого срока время сохранения образа в памяти после того, как предмет был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек.

Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж. Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с неживыми предметами. Он включает в себя:

А. Стадию операционной консолидации (I-4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз или рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоциональном плане. В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).

Б. Стадию операционной координации (4-8 месяцев). Пример:

движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция слежения за этим движением.

В. Бифокальная координация (8-12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4-8-месячным ребенком поставить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить. 8-12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов - барьером - как средство достижения второго - цели.

Г. Типичный пример - опыты В. Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность совершать движения с объектами - средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения цели.

Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений органа зрения, а также движений, связанных с едой и питьем, социальным взаимодействием и речью. Параллельно у детей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.

2.Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Они содержат:

А. Операционную консолидацию (1-4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.

Б. Операционная координация (4-8 месяцев). Ребенок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т. п.). Те действия, которые вначале преследовали определенную цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

В. Бифокальная операционная координация (8-12 месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке) .

Г. Усовершенствованная координация (12-18 месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы. Схема-это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Двигательная активность - это естественная потребность в движении, основа всестороннего физического развития. В наших силах, не подавляя инициативы детей и не противореча их желаниям, предложить им разнообразные игры и другие затеи, которые послужат им хорошим подспорьем в развитии.

На страницах этого раздела вы найдёте немало интересных публикаций о правильной организации двигательной активности детей, о направлении её, так сказать, «в полезное русло». Подвижные игры, конкурсы и эстафеты на прогулке или в помещении; нетрадиционный спортинвентарь для них; методические подходы к оптимизации двигательной активности – все эти темы освещены здесь толково и подробно, на основании собственного педагогического опыта коллег.

Движение – жизнь. И средство полноценного развития.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 496 .
Все разделы | Двигательная активность ребенка

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта «Формирование интереса к двигательной активности» Введение Здоровье детей - богатство нации : этот тезис не утратит актуальность во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию, практически в любой точке планеты. Коль здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить,...

Формирование двигательной активности в физическом развитии дошкольников «Двигательная активность и ее значение в физическом развитии дошкольников» Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным , крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Развитие ребенка тесно...

Двигательная активность ребенка - Особенности организации двигательной активности в группе ЗПР

Публикация «Особенности организации двигательной активности в группе...» Основными причинами нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности или явления органической поврежденности подкорковых и корковых структур при более тяжелых формах ЗПР. Важнейшей задачей...

Презентация «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства». Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства. Центр двигательной активности в группе. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,...

Консультация для педагогов «Двигательная активность детей на прогулке в зимний период» Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №14 Плохоцкая С.В. Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение...

Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников» В Концепции дошкольного воспитания ключевую позицию занимает охрана и укрепление здоровья детей: “Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом...

Двигательная активность ребенка - Консультация для педагогов ДОУ «Развитие творческого самовыражения воспитанников в процессе физической активности»

Цель: ознакомление с методами и приемами, способствующими творческой самореализации детей, и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя. Задачи: 1. Сформировать у педагогов определение творческие способности. 2.Познакомить коллег с наиболее...

Детские спортивные тренажеры как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности Окружающий нас мир изменился так, как никогда в течение предыдущих веков. Произошло ускоренное научно-техническое развитие и каждое новое поколение живёт в совершенно иной среде. Человеческий организм не успевает за этими изменениями, и не в силах приспосабливаться к быстро...

Двигательная активность ребенка

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.

В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа.

Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором - третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их движение.

Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.

Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.

Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желаемый результат.

В этот период происходит начало формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворения актуальных потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей