Совместная деятельность педагогов и родителей в процессе проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Значение игры в воспитании и развитии ребенка

Выполнила: Ганиева Р.Р. Муниципальное автономное дошкольное образованное учреждение детский сад №26 «Золотая рыбка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

  1. Значение игры.
  2. Игра – как средство воспитания.

«Игра для детей - путь познания мира» .

А.Горький.

Игра – главное занятие детей, предшествующее школьному обучению. Игры развивают духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, эстетический вкус; они приучают к дисциплине, воспитывают чувство товарищества и дружбы, помогают познать окружающий мир. В играх вырабатываются такие физические качества, как сила, быстрота, выносливость и ловкость, укрепляется здоровье детей.

В игре дети изображают различные события жизни, разыгрывая роли, подражая взрослым, создавая воображаемую обстановку. Нередко в играх отражается профессия родителей. Дети врача любят «устраивать больницу» , «лечить больных» . При этом дети подражают не только действиям взрослых, но и их заботу о людях, о качестве работы, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

В играх детей обычно ярко выражена радость жизни, оптимизм. Дети сталкиваются, конечно, и с печальными событиями, отражают их в игре. Но большой частью невзгоды благополучно кончаются.

В жизни общества труд предшествует игре, в жизни отдельного человека обратное соотношение: ребенок раньше играет, чем работает.

Н.К. Крупская утверждает, что в настоящей, хорошей игре всегда имеется увлекательная цель, которая любилизует физические и умственные силы ребенка, самостоятельное достижение этой цели, преодоление встречающихся пути затруднений составляет главную прелесть игры. По мнению Н.К. Крупской, основное в игре – цель.

А.С. Макаренко также считает игру средством подготовки к труду. В детском возрасте игра составляет главное занятие ребенка. В школьном возрасте ребенок тоже много играет, но постепенно игра вытесняется работой. Своевременный переход от игры к работе зависит от воспитателя и родителей: нужно так организовать игру и руководить ею, чтобы в ней воспитывались качества будущего работника и гражданина.

Хорошая игра приучает к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы. Отличие игры от труда лишь в том, что в ней не создаются социальные ценности, но хорошая игра похожа на хорошую работу – в ней, как и в труде, всегда есть рабочее усилие и усилие мысли, чувство ответственности, радость творчества. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет наиболее характерную особенность детей дошкольного возраста. Ребенок развивается под влиянием окружающего мира, под воздействием воспитания. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать им. Играя, ребенок знакомится с окружающим, становится участником жизни взрослых. Игры детей отличаются богатством и разнообразием тематики. Такое явление закономерно: дети воспитываются в непосредственной связи с жизнью, насыщенной яркими событиями. Каждый год вносит что – то новое в детские игры. По – своему дети реагируют на события, происходящие в нашей стране. В игре дети испытывают чувства; тревогу матери за ребенка, ответственность капитана за свой корабль. Поэтому игра важна для развития сложенных социальных чувств – уважение и людям за их труд, чувства дружбы, товарищества, уважение, доброты. В игре формируется коллектив. Воспитатель через коллектив достигает больших результатов в воспитании у того или иного ребенка сдержанности, внимания.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии ребенка. От родителей требуется много внимания и заботы об этом важнейшем занятии детворы. Они первые участники игр своих малышей, когда те учатся делать движения, различать предметы, произносить слова. Чем активнее это игровое общение отца и матери с маленьким ребенком, тем быстрее он развивается. В дальнейшем родители должны помогать организовывать игру. В игре проявляются интересы сына или дочки, черты их характера, умение жить в коллективе. Родители могут сделать много важных наблюдений и использовать игры для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, вялости, для развития у них чувства коллективизма, активности и любознательности. Родители могут и сами включаться в детские игры и забавы. Такое участие родителей доставляет детям много радости и удовольствия

Помните об этом, товарищи родители! Большую часть своего времени ребенок проводит в игре, поэтому обращайте больше внимания на игру ваших детей. В игре формируется будущий человек! Будущий гражданин нашей Родины.

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, и проигрывании социально-ролевых ситуаций.. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.

Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Игра вид деятельности, который является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей.

Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность,взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его “самости”. Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие “мы”. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические, дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, развивают психические процессы, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Также личностные качества ребёнка формируются в активной игровой деятельности.. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая - устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируются различные впечатления жизни. На четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны новые, яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте для игровой деятельности детей важны также профессионально важные качества педагога, которые прменяются мной как молодым специалистом в педагогической деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

Обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

Обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

Уметь организовывать начало игры;

Широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания)

Создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

Уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

Предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

Учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли.

Список литературы

1. Артёмова Л.B. Организация взаимовлияния детей в игре // Дошкольное воспитание, 2000. №4.- с.13-15.

2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное воспитание. 2001. №12.-с.11-14

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

« Значение игры в воспитании детей».

«Жизнь – это игра,

А где игра – там другая жизнь»

Игра – своеобразная самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности.

Огромное значение имеет игра как средство воспитания детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми. Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться.

« Речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать».

Эти слова принадлежат замечательному педагогу А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм.

Игра является важнейшим средством воспитания детей.

Во-первых, игра выступает как средство воспитательно-образовательной работы, с помощью которого решаются задачи нравственного и эстетического, умственного и физического воспитания детей, формирования личности ребенка в целом.

Во-вторых, игра рассматривается как форма организации жизни детей, поскольку она является важнейшей деятельностью ребенка.

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности.

В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка.

В игре больше, чем в какой либо другой деятельности, ребенок может проявить самостоятельность. Он сам выбирает игры, игрушки, различные материалы для игры, сам строит игровые сюжеты, в которых отражает окружающую жизнь, ставит цель и решает, какими средствами ее осуществить, выбирает товарищей по игре. Все это легко заметить, наблюдая сюжетно-ролевые (творческие), подвижные и дидактические игры детей.

Игра нужна и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

Игры вызывают веселое и бодрое настроение, приносят радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные полезные навыки и знания, которые понадобятся им в жизни.

Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатель опирается уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивает существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.

Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в свободной деятельности. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания, зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества.

Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подбирать продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь многого, чего нередко трудно добиться путем бесед, очень утомляющих детей.

Подмечая, как дети ведут себя во время игры, педагог может вовремя поправить ребенка, помочь ему.

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Несмотря на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей. Игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания. Игра подобна белилам в живописи, без которых не получится картины. Белил нужно больше, чем любой другой краски, они дают необходимый цвет нужную тональность, но одними ими можно написать картину только на темном фоне. Это сравнение игры с белилами приведено для того, чтобы верно представить место игры во всей композиции воспитательного процесса, понять, что игра нужна чуть ли не везде, дело только в большей или меньшей ее дозировке.

Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.


Перейдем теперь к выяснению их значения с физиологической точки зрения. Заметим, что всякая игра есть своего рода работа, хотя не задающаяся какой-либо определенной, практической целью, а детская игра, кроме того, есть подготовительная работа, требующая иногда немало предварительных упражнений, дабы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с пользой и толком приложить эти приемы в практической жизни.

Известно, что между телесным и умственным развитием существует строгое соотношение. Игры, как и всякого другого рода физические упражнения, способствуют не только укреплению и развитию телесной силы, но не менее того и образованию ума.

Первая и самая большая группа игр состоит в соотношении с развитием отвлеченного мышления и служит для ребенка наглядным пособием обучения этому мышлению. Уже с самого раннего возраста у детей проявляется какой-то инстинктивный интерес к логическому анализу предметов, к изучению их свойств. Наклонность к отвлеченному мышлению развивается у детей поразительно рано, уже на первом году, еще задолго до развития речи.

Вторая группа игр служит «для развития и укрепления чувства самосознания». В известную пору жизни ребенок не отличает себя от внешнего мира; но проходит некоторое время, и юный человек начинает разграничивать впечатления внешнего мира от впечатлений, получаемых от собственного организма.

Третья категория игр служит ребенку «для упражнения в процессе воспроизведения впечатлений или репродукции впечатлений». Взрослый человек может с отчетливостью воспроизвести в своем уме лю-бое впечатление, которое он раньше испытал. Что же касается ребенка, этот процесс репродукции совершенно недоступен ему. Лицо матери, которое ре-бенок узнает на 4 —5-м месяце и при виде которой улыбается, — это самое лицо исчезает из его памяти тотчас же, как ребенок перестает его видеть перед собой. С течением времени память ребенка начинает удерживать следы впечатления, но только под условием постоянного их повторения, без этого ребенок непременно и навсегда забудет то, что видел и слышал. Опыт показывает, что ребенок, сделавшийся глухим, забудет и речь, сделается немым, потому что слова не освежаются в его памяти с потерей слуха. Но взрослый, потеряв слух, не утрачивает речи. Это показывает, что воспроизведение впечатлений тесно связано с частотой их нового восприятия.

Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процесс воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искру мысли.

Кроме обучения мышлению ребенок с помощью игр приобретает многие конкретные знания: изучение движения предметов, величины расстояний, силы и координации собственных движений (беганье, прыганье, двиганье различных предметов и т. п.), изучение физических свойств предметов — непроницаемости, делимости, легкости, тяжести, липкости, скользкости и т. д.

Степень интеллигентности ребенка проявляется в его играх. Интеллигентные дети, которые не раздражительны, мало плачут, не капризничают, эти дети проявляют большее разнообразие в играх и необходимое увлечение забавой; их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом и новизной. У детей же раздражительных, с плохим питанием, часто можно заметить в играх рутину и повторяемость. Очевидно, что педагогические результаты игры оказываются у них недостаточно успешными, и их ум обнаруживает менее творчества.

Игры оказывают огромную услугу по отношению к воспитанию, особенно при общении детей с другими в так называемых общественных играх. Подобное общение составляет большую необходимость и потребность для ребенка, которому еще много чему нужно поучиться от окружающих, и особенно товарищей. Среди товарищей не страшны ни состязания, ни соревнования и весьма поучительны приемы, на которых сверстники пробуют свои силы.

Относительно немного есть игр, которые рассчитаны на одиночное занятие, большинство же игр требует соучастия большего или меньшего количества других детей. В этом распределении игр кроется та цель, чтобы с их помощью, с одной стороны, лучше приучить детей к общению между собой, взаимным услугам, взаимному сохранению своих интересов; с другой — приучить к возбуждению соревнования, взаимной критики, признания достоинства или недостатков, поощрения тех, кто показал в игре больше ловкости, достоинства и, наоборот, порицания тех, кто так или иначе сплоховал в игре.

В игре могут принимать участие дети всех наций, сословий, различных характеров, разной степени развития и т. д., в конце концов, все это ведет детей к ближайшему взаимному общению, единению и содружественной работе. За объединением нередко следует начало дружбы или, по крайней мере, приязненных отношений, среди которых индивидуальные особенности, наклонности личных воззрений и т. д. выясняются резче, сообщаются другим, одобряются или отрицаются ими.

В самом деле, ребенок охотно начинает играть чуть ли не со дня рождения, и он любит и ищет игру не для пустого препровождения времени, а в силу своих естественных потребностей, притом чем больше он подрастает, тем более разнообразит свои игры.

Часто и подолгу играя на воздухе дети и сами мало-помалу приучаются применяться к тому климату, в котором им суждено жить и действовать.

Осознав значение детских игр в. отношении воспитания и здоровья, мы полагаем, что не остается сомнения в том, что признание важности игр, изучение и своевременное приложение их в деле воспитания заслуживают внимания семьи и общества.

На наших уже глазах безостановочно все более и более вступает в права нервный век со всеми своими страшными атрибутами, без милосердия истощающи-ми слабую нервную систему человека. Пора бы поставить ему противовес в физическом развитии человека, начиная с детских игр или хотя бы не мешая детям самостоятельно, своевременно и настоящим образом развиваться с их помощью.

Игра как обучение . У взрослых игра — это средство заполнить время, остающееся от основных занятий, она полезна для расслабления и отдыха от проблем. В то время как практически все, что делает ребенок — это игра. Она может быть веселой или серьезной, коллективной или одиночной. Ча-сто она полна повторений и почти всегда наполнена фантазией.

Дети очень любят играть. И в игре заключены различные аспекты. Многое, что делает ребенок, он повторяет за взрослыми из любопытства. Он хочет узнать, как научиться делать то или другое, понять, как и почему ведут себя так, а не иначе различные предметы — будь то телевизор, книги или обрывки бумаги. Быть может, в этом и есть суть того, что мы называем игрой, — игра в данном случае становится способом развития у малыша тех или иных навыков.

Игру бывает трудно определить и описать, но ее легко опознать. Игра — это детская деятельность, которая в одно и то же время является развлечением и естественным способом обучения.

Зачем учиться в игре? Ответ вовсе не очевиден, особенно если учесть, что игра часто сопряжена с опасностью. Например, дети играют в воде, на замерзших прудах, на железнодорожных насыпях, на дорогах и на обрывах, практически везде, где вполне могут причинить себе вред. Почему же они подвергают себя риску?

Мы учимся всю жизнь, причем обучение идет двумя путями: прямым и косвенным. Под косвенным обучением имеют в виду приобретение знаний. Это относится ко всему, что мы усваиваем в процессе чтения, просмотра телепрограмм, посещения культурных мероприятий или занятий в школе. Нет необходимости изобретать правила приготовления пирога, если можно прочитать об этом в кулинарной книге.

В то же время любые навыки лучше всего постигаются на практике. Большинство из того, что усваивает ребенок, он узнает, соприкасаясь с теми или иными вещами сам, хотя зачастую опыт приходит к нему через ошибки, которые он совершает.

Моторные навыки, включающие мышечные дви-жения и помогающие постичь азбучные истины, — от письма до катания на коньках — типичные примеры подобных навыков, которые могут быть усвоены только на практике. Перечень моторных навыков, которыми должен овладеть ребенок, практически безграничен. Зрение, восприятие, речь и социальное поведение — все усваивается особенно прочно, методом проб и ошибок.

Игра — это единственный путь обучения. Именно в игре ребенок учится делить предметы на плохие и хорошие.

Понимать это родителям необходимо.

А теперь поговорим о таком важном аспекте, как игры в ограниченном пространстве . Ребенку для его игровой деятельности требуется разнообразная и развивающая среда. Одна из основных Ваших задач — это дать ему такую обстановку. Хорошо, если у Вас большой двор и сад и ребенок может играть на свежем воздухе. Но в таких идеальных условиях растут отнюдь не все дети, а как создать необходимые условия, если вы живете в городской квартире?

Детям нужно пространство для игры, и чем старше ребенок, тем острее встает эта проблема.

Полезным может оказаться набор игр, включаю-щий в себя что-нибудь для физической активности вроде велосипеда или качелей, что-нибудь для спокойной игры вроде картинок-пазлов или конструктора и что-то для развития воображения, например, покрывало, наброшенное на стул так, чтобы под ним можно было прятаться, как в домике. Под рукой всегда полезно держать коробку с игрушками и всяким старьем: совком для мусора, метелкой, плюшевым мишкой — это поможет вам изобрести для ребенка какую-нибудь новую игру.

Даже в маленькой квартире найдется место для физкультурных снарядов. Ребенку будет интереснее ездить на велосипеде, если он будет преодолевать препятствия и двигаться по наклонной плоскости. Призвав на помощь воображение, Вы сможете даже на маленькой территории устроить целую полосу спортивных препятствий. Если Вы повесите на некоторое время на крюк в потолке качели, веревочную лестницу или канат, а затем уберете их, ребенок станет уделять этим предметам больше внимания, чем если бы это было постоянной конструкцией.

Игры на развитие памяти очень незатейливы. Они помогут вам скоротать время, где бы вы ни были.

Вот одна из наиболее ценных и полезных игр такого рода: выложите перед ребенком 5 — 6 предметов и попросите его хорошенько посмотреть и рассмотреть их. Пусть смотрит, сколько захочет. После того как он закроет глаза, уберите один из предметов. Затем попросите его взглянуть и угадать, что исчезло. Вначале не бойтесь подсказывать ему. Почувствовав, что он освоил новую игру, усложните ее, добавляя количество предметов, уменьшая время их запоминания и, наконец, убирая более одного предмета одновременно.

Не надо заставлять ребенка, если ему не хочется играть! И помните, игра есть игра, а не проверка знаний. Не показывайте вида, если малыш огорчил Вас или разочаровал. Расслабьтесь и будьте веселы! Ведь это игра!

В период развития ребенка стишки, песенки и сказки занимают особое место. Когда Вы читаете ребенку, он следит за сюжетом, расширяя тем самым свой кругозор. После прочтения он старается уложить информацию в своей головке, что помогает тренировать память. Он сможет еще раз пережить рассказанную историю, но уже в мире своей фантазии, вновь воссоздавая ее по собственному образцу. То же самое он проделывает и со взрослой речью, которую постоянно слышит.

Все игры сопровождаются речью. Речь и игра неразрывны: в игре понарошку нельзя обойтись без определенного плана. И редко кто из детей не ис-пользует в такой игре речь, обращенную к себе или другим. Более того, поощряйте ребенка к такого рода играм, так как, фантазируя, ребенок тренирует речь, классифицирует правила, которые управляют отношениями, организует свои мысли и занимается обобщениями, ведя самостоятельный поиск причин того или иного действия.

Игры понарошку . Мир ребенка, полон фантазий. Трудно догадаться, кем он представляет себя в тот или иной момент. Совершенно непонятно, почему дети, у которых есть прекрасные кроватки, мастерят себе их подобия из диванных подушек и ковриков, просыпаясь ни свет ни заря. Как, впрочем, остается непонятным и то, что, тотчас же забираясь туда, они притворяются спящими. Да-да, именно так они и делают! Конечно, игра на этом не заканчивается. Они покидают свои постельки, чтобы сходить за «покупками», приготовить «завтрак» и усесться с важным видом, попивая «чай» и закусывая «хлебом», ведя «светскую» беседу.

Для одних детей игра понарошку является социальной игрой, требующей обращения к другому, возможно, воображаемому персонажу, и никогда не возникает, когда ребенок остается один. Другие дети живут в мире своих фантазий с утра до ночи. Таких детей большинство. Порой мир этот не терпит присутствия других. Но все-таки большинство детей по возможности разделяют свою игру с другими ребятами. Не стоит беспокоиться, если ваш малыш предпочитает играть в одиночестве.

Почему они так играют? Вряд ли кто знает, но существуют некоторые предположения. Дети начинают играть понарошку, когда учатся говорить. Игра усложняется с развитием речи и умственной активности ребенка, достигая своего предела к концу дошкольного возраста. Затем происходит спад интереса к такого вида играм; таким образом, у восьми — девятилетних детей игра понарошку бывает гораздо реже. Связь между развитием ребенка и его игрой понарошку пока остается недоказанной. Более вероятным является тот факт, что игра понарошку относится к умственным процессам, которые развиваются параллельно с речью. Фантазируя, ребенок производит действия, постигая на собственном опыте идеи, мысли и эмоции, проигрывая свои отношения с другими детьми.

Одни дети используют игру понарошку для проработки эмоциональных проблем, другие — для определения своих отношений с родителями и друзьями. Не стоит искать скрытый смысл в этих играх. Обычно они отражают не более чем сиюминутные интересы ребенка; то, что происходит дома или в школе, дает представление о взгляде на мир глазами ребенка.

Наряды. Дети любят представлять себя машинами или поездами, собаками или кошками. Но больше всего они любят подражать взрослым. Костюм ковбоя или полицейская фуражка помогает им в этой игре.

Всевозможные накидки занимают ведущее место среди нарядов маленьких фантазеров. Они мгновенно превращают «невесту» в «супермена» или «принцессу». А что может быть лучше шляпы?! Даже самые маленькие способны надевать и снимать их. Стоит лишь надеть шляпу, и ты уже совсем в другом мире — мире фантазий!

Одежда, безусловно, является основным атрибутом игры во взрослых. Старый бритвенный станок без лезвия или помазок поможет войти в роль папы, сумка и туфли на высоких каблуках воспроизведут маму. И неважно, что настоящая мама ходит рядом в домашних тапочках, у детей очень сильны стереотипы. Если Вы обычно носите портфель или хозяйственную сумку, будьте уверены, что для создания вашего образа в детской коробке с нарядами найдутся и эти вещи, и кое-что еще.

Атрибуты для превращений. Даже совсем маленькие дети любят игру с картонными коробками: посидеть в них или пролезть через туннель, который можно сделать с их помощью, открыв середины коробок.

За коробками идут стулья. Они, вероятно, лучшие атрибуты для игры. Из нескольких стульев, поставленных в ряд, получается лодка, поезд или даже самолет. С их помощью можно перенестись в другой мир. Коврики или пледы тоже часто используются как транспортное средство, а также для воображаемых островов или бивуаков. Из больших глубоких кресел и диванчиков получаются прекрасные замки и форты, из которых можно вести войну. Дети часто охотятся за «крокодилами» или вглядываются в кишащую «акулами» воду со своих лодок.

Игра в «дочки-матери . Дом — это то, что по-нятно и близко каждому ребенку. А распорядок дня в разных семьях очень похож один на другой. Таким образом, дети, даже не зная друг друга, могут принять участие в игре, придерживаясь этого распорядка. Играя один, ребенок исполняет по очереди роли мамы, папы и капризной девочки, изменяя при этом голоса.

Единственный в комнате угол может послужить достаточным местом для игры в «дочки-матери». Дом — это защита от внешнего мира, и игра ребенка в «дочки-матери» предоставляет эту защиту ему. Одеяло, занавески и особенно ширма очень удобны для этой цели.

Наблюдая за образной игрой детей, вы можете заметить, что девочки более уверены в своей женской роли, чем мальчики — в своей мужской. Это происходит потому, что большинство мам выполняют более определенную роль в доме по сравнению с папами.

Друзья. Они всюду сопровождают ребенка: во дво-ре, в детском саду, школе, на даче. Они становятся верными друзьями (и порой на всю жизнь), они и ссорятся и мирятся. Они очень нужны каждому ребенку.

Куклы и мишки. У всех детей есть куклы или медвежата, они воображаемые друзья. Для других детишек они реально существующие и оживающие существа. В минуты грусти дети держат их на руках, нежно прижимая к себе, вцепляются в них, когда им плохо, а вечером, обнявшись с ними, засыпают в своей кроватке.

В реальной жизни ребенок выполняет почти всегда одну и ту же роль: за него решают, что ему надо и чего не надо делать. Но в мире игры у него свои правила. Многого в жизни взрослых ребенок еще не может понять: взрослые ссорятся, уделяют больше внимания другим, чем ему, разговаривают по телефону, когда ему хочется пить. В качестве компенсации ребенок отыгрывается на своих куклах: он любит их, сердится на них, заставляет идти спать в самый разгар веселья. В процессе такой игры он подвергает тщательному анализу свои чувства и действия, пробует свои силы. Так ребенок познает истоки отношений между людьми.

Ребенок учится оправдывать свои нужды или переключать внимание своего оппонента: «Мне нужна машина, чтобы съездить за покупками» или «Я тебе дам этот быстрый велосипед, а ты мне — машину!»

С возрастом эти ссоры становятся все более абстрактными и скорее напоминают игры. «Мой папа больше, чем твой» или «Моя машина быстрее, чем твоя» — знакомые детские колкости. То же самое можно сказать о странных заявлениях детей: «Мой дядя очень богатый — у него 500 машин, и все покрашены золотой краской». На что другой малыш может ответить: «А у моего дяди — 500 машин из чистого золота».

Это хвастовство — детская забава.

Повальные увлечения . Пару лет назад каждому ребенку восьми—десяти лет было просто необходимо иметь необыкновенный спортивный велосипед. На каждом свободном клочке пространства можно было видеть детей, перепрыгивающих на этих велосипедах через коробки, делающих всякие немыслимые пируэты, балансирующих на задних колесах.

Родители вполне разделяли этот восторг и понимали, почему дети так домогались этой покупки. Велосипеды идеально подходят детям среднего периода детства. Они развивают дух соревнования, мастерство, приобщают ребенка к социальной среде, сплачивают детей в компании.

Родителям это ценное приобретение сулило отно-сительный покой. Давнишняя мечта ребенка осуществлена — он может теперь кататься на открытом воздухе, в парке, а не на опасных городских улицах.

Игры всех времен . Моды на детские игры в отличие от повальных увлечений не так стремительны и скоротечны. Они могут растягиваться на несколько лет, но и им приходит когда-то конец. Когда я спросила подругу, знают ли ее дочери какие-нибудь приговорки во время прыжков через скакалку, она ответила, что они и прыгать-то толком не умеют. В некоторые игры, такие, например, как усложненный вариант пряток, играют теперь лишь старшие дети, а другие игры, бывшие некогда популярными, забыты совсем или незнакомы современным детям. В то же время растет популярность игр, где две команды веселятся или сражаются на одинаковых условиях.

С годами изменилось разграничение игр по половому признаку. Раньше в стеклянные шарики играли исключительно мальчики, теперь играют и девочки. И наоборот, прыжки через скакалку считались общим развлечением для девочек и мальчиков прошлого столетия, а теперь эта игра популярна почти исключительно у девочек. Волчок, подстегиваемый прутиком, когда-то почти универсальная игра, был забыт, но сейчас опять переживает возрождение.

Дети, живущие по соседству, одновременно игра ют в одни и те же игры. В какой-то степени это про-исходит оттого, что удовольствие, которое получает одни, заражает других, но в основном из-за того, что дети от шести до десяти лет — великие конформисты. Бесполезно спрашивать сына, что он хотел бы надеть на улицу. Он предпочтет ту одежду, в которой ходят все мальчики из его двора. Это могут быть джинсы или тренировочный костюм. Что бы это ни было, сын попросит именно эту вещь. Спросите его, какая рок- группа нравится ему больше всего, и он назовет любимую группу своего лучшего друга. Дома он может быть индивидуальностью со своими собственными желаниями и личными радостями, сильно отличающимися от вкусов его товарищей. Но «на людях» он не должен выделяться.

Роль игры в воспитании детей.

В игровой деятельности дошкольника существуют реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Эти общественные отношения главное, что создаётся во время игры.

Реальные отношения, зависящие от уровня общественного развития детей, часто не совпадают с теми отношениями, которые ребёнок изображает, руководствуясь сюжетом, взятой на себя ролью или правилом игры. Сфера реальных взаимоотношений остаётся скрытой тем больше, чем больше дидактированна игра. В играх с правилами эти взаимоотношения как бы нейтрализуются; у детей нет возможности самостоятельно строить свои взаимоотношения и приобретать социальный опыт, необходимый для развития их как отдельную личность в коллективе. Требуется такая организация игр, которая удовлетворяла бы социальные потребности детей и являлась бы для них практикой общественных взаимоотношений.

Находясь в среде детей, ребёнок, естественно, тянется к ним, возникает соприкосновение, то или иное взаимодействие: побуждение достать игрушку, принять участие в действии другого. Это взаимодействие на первом этапе ещё механическое – люди и вещи для играющего ребёнка как будто находятся в равных условиях. Такое взаимодействие исчерпывается, когда удовлетворяется простая потребность в механическом контакте. Взаимодействия становятся глубже, когда игра соседа заинтересовывает ребёнка своим содержанием, когда он стремиться катать, бросать, ловить какие-то предметы, играть с куклой так, как это делает другой ребёнок. Ещё более сложный характер приобретает взаимодействие играющих детей по мере того, как возникает интерес к личности, того или другого ребёнка, рождаются симпатии или привязанности друг к другу. На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы. Эта целая жизнь детской группы, детского коллектива.

Изучая детскую жизнь в играх, мы находим в поведении детей и черты организованности, дисциплинированности, заинтересованности. Однако случается так, что дети, обладавшие этими качествами, совсем не становятся хорошими членами детского игрового коллектива. Как показывают наблюдения за организацией детской жизни, необходимо чтобы развивалось т действовало особое качество, позволяющее детям установить между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способными действовать друг за другом.Это свойство называется –

о б щ е с т в е н н о с т ь ю.

Общественность –не врождённое, а воспитуемое качество. Развитие этого качества зависит от детской среды, в которой он живёт и которая его воспитывает; это активная воспитывающая роль принадлежит коллективу детей, конечно, и здесь есть свои возрастные границы и возможности. Значит, задача заключается в такой организации общества детей, чтобы в ней было всё необходимое для совместной детской жизни. Разумеется, не без помощи взрослых.

Воспитатель – организатор жизни детей.

Чёткое определение места и значения игры в педагогическом процесс тесно связано с требованиями к воспитателю. Педагог прежде всего должен быть организатором детской жизни, разделяющим с детьми их радости, успехи и затруднения. Педагог должен быть в центре этой жизни, понимать происходящее, в ходить в интересы играющих, умело их направлять. Имея дело с детьми дошкольного возраста, ещё не обладающими сколько-нибудь развитой способностью к самоорганизации педагог должен организовать жизнь и деятельность детей в играх, а так же и сами игры и в тоже время воспитывать самоорганизацию детей, конечно, с учётом их возрастных возможностей. Его деятельность обращена, прежде всего, на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений. Если игры – это радость, то нужно так их организовать, чтобы они воспитывали положительные эмоции, что достигается только при положительных взаимоотношений между играющими. Поэтому взаимоотношения детей должны быть в центре внимания воспитателе постоянно, а не только тогда когда возникают конфликты в играющем коллективе.

Выбор игр с детьми имеет существенное значение, в какое бы время дня это ни происходило. Во всех случаях этот момент в детской жизни определяет её дальнейшее течение. Требуются большая наблюдательность, опыт для того, чтобы обхватить происходящее, быстро сориентироваться и принять то или иное решение. В процессе игр воспитателю принадлежит большая роль, так как именно здесь происходят те события, которые делают игру возможной. Каждое звено в цепи развертывающихся событий что-то вносит в жизнь детей, делает их игры содержательными. Игры повторяются ежедневно, и, можно сказать, на «их плечах» в благоприятных условиях растёт и крепнет детский коллектив с разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. Наблюдая за хорошо играющим детским коллективом, приходиться отдать должное не самим играм, а тому, как внутренне организованы дети, какие у них замыслы, как хорошо они относятся друг к другу, сколько во всём этом самостоятельности. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов и т.д.

Большую роль в образовании играющих коллективов, в становлении личности ребёнка имеет характер игр. Можно указать на детей, которые в ролевых играх не активны и для коллектива не интересны, но в подвижных играх часто оказываются незаменимыми и авторитетными. Поэтому личные качества ребёнка и его общественная значимость обнаруживается только в разных ситуациях игры. Именно здесь формируется сложное поведение, образуется контакт с коллективом. Больших успехов в нравственном воспитании можно достичь, лишь опираясь на сильные стороны личности ребёнка, делая всё необходимое для того, чтобы устранить имеющиеся у него недостатки. Это тем более возможно в играх, где дети широко обмениваются успехами.

Миша, пяти лет, был очень неловок, нерасторопен, и дети не любили с ним играть. Это заметил педагог. Он научил ребёнка выполнять правильно прыжок по правилам игры, и дети обрадовались его успехам, хотя видели, что это ещё не твёрдые успехи.

Интересен и тот факт, что дети высказывают суждение друг о друге часто на основе поведения ребёнка в играх: этот хорошо играет, этот хитрит, этот робеет, этот не смелый. Совсем этим необходимо считаться, воспитывая маленьких детей, для которых многие жизненные явления преломляются через игру.

Мы берём игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребёнка игра есть подлинная жизнь, то, организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы получаем большие возможности влиять на детей, воспитывать их в том или ином отношении.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей