Требования к организации образовательной деятельности в доу. Консультация для педагогов «Современные требования к организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях введения федерального государственного образовате

Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества . В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона). Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, для обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей. ФГТ - это определенная стандартизация содержания дошкольного образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития.

С принятием новых федеральных нормативных документов в дошкольных образовательных учреждениях произошли радикальные изменения в содержании дошкольного образования и организации образовательного процесса. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы образования. Это:

  • Создание условий для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития каждого ребенка, сохранение физического и психического развития . Желание сделать в детском саду жизнь детей насыщенной, осмысленной и интересной.
  • Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка, формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию через типичные для дошкольного возраста творческие виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Учет воспитателем особенностей развития дошкольников, интересов детей своей группы, специфики национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
  • Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения, рассматривание подготовки ребенка к школе как воспитание у дошкольников личностных качеств.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

Обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам .

Одной из задач нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и повышение культуры педагогической грамотности семьи .

Воспитатели, которым предстоит реализовывать данный стандарт, должны владеть достаточно большим объемом психологических знаний и обладать теми компетенциями, которые заложены в данном стандарте. Так же как и сам стандарт, воспитатель должен быть сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т.п. При этом при выстраивании взаимодействия с детьми, взрослый должен предоставлять инициативу, самостоятельность ребенку, поддерживать и поощрять активность, любознательность, инициативность ребенка - это необходимые условия построения воспитательно - образовательного процесса.

Ценным и важным фактором в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения является создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка дошкольника. В процессе формирования интегративных качеств у дошкольников произошло переосмысление роли педагога, который стал в большей степени партнером или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога по отношению к детям сегодня изменилась и приобрела характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения с равноправным партнером. Определены формы взаимодействия с воспитанниками, совместных размышлений с ними, в процессе которых дети сами получают необходимую информацию. Воспитатели и педагоги разрабатывают новые формы работы, которые позволяют образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей:

1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора - участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.

Освоение педагогами технологии по использованию игровой мотивации, при проведении образовательной деятельности и стимулированию партнерской деятельности с детьми; способами организации и приемами еженедельного проведения с детьми и их родителями, игр; участия в выставках, конкурсах, в проектной деятельности, в коллекционировании; приемами интеграции речевой деятельности с познавательной, театрализованной и продуктивными видами деятельности, позволяют в полном объеме строить образовательный процесс в соответствии с ФГТ.

Очень важным моментом развития дошкольника является создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОО. Среда групповых комнат и групповых площадок способствует формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Особое место занимает игра детей, их ведущая деятельность. Занятия (НОД) в ДОУ постепенно перестают быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи решаются и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей .

Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности дошкольника является создание в ДОУ единого образовательного пространства «семья - ДОУ». Целями деятельности ДОУ по педагогическому сопровождению семьи, являются: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей, выработка единого взгляда ДОУ и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

Родители в полном объеме получают информацию о целях и задачах ДОУ в области обучения и воспитания детей, о режиме и организации питания в дошкольном образовательном учреждении; знакомятся с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Имеют возможность присутствовать в группах на занятиях и других мероприятиях, обсуждать вместе с сотрудниками успехи детей на совместных собраниях, вовремя получают информацию о повседневных делах в группе, успехах ребенка в обучении через различные информационные средства. Важным моментом взаимодействия с семьями воспитанников является активное участие родителей в спортивных олимпиадах, смотрах-конкурсах, фотоконкурсах; подготовке театрализованных представлений, а также во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ, как активные участники педагогического процесса и как равные партнеры ребенка - воспитанника ДОУ.

Особое внимание в ДОУ уделяется реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Таким образом, качество образования в ДОУ, реализация ФГТ, понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.

Используемая литература:
1. Закон РФ от 120.07.92 № 3266-1 «Об образовании»;
2. Инструктивно-методическое письмо департамента образования Белгородской области «Белгородского института развития образования «Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях введения ФГОС дошкольного образования в 2013-2014 учебном году»
3. Инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Белгородского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» «Об организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации»

Современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования

Список литературы

Современные требования к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России начали реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и определяет задачи современного дошкольного образования, которые состоят в обеспечении:

равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства,

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,

благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными склонностями,

преемственности ООП дошкольного и начального образования,

психолого-педагогической поддержки семьи,

формирования общей культуры личности детей, предпосылок учебной деятельности,

объединения обучения и воспитания в целостный процесс,

вариативности и разнообразия содержания Программ,

формирования социокультурной среды.

ФГОС включает в себя требования к:

Структуре ООП.

Условиям реализации ООП.

Результатам освоения ООП.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Основные принципы объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В данном процессе должны учитываться:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

При организации целостного образовательного процесса необходима постановка и достижение следующих целей:

1) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от его возможностей, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

2) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

4) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Современные подходы к организации образовательного процесса ДОУ связаны с переориентацией современного дошкольного образования с учебно-знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки личностного становления каждого ребенка.

Основные принципы планирования образовательного процесса

Основой образовательного процесса является планирование .

Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности

Принципы планирования

1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.

2. Принцип полноты и достаточности.

3. Принцип научной обоснованности и практической применяемости.

4. Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.

5. Принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.

6. Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса.

7. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

8. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

Виды планирования образовательного процесса

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов:

1. Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:

Годовой план работы подразделения

Перспективный план работы подразделения

2. Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):

Годовой план работы специалиста

Календарный план работы специалиста

3. Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):

Календарный план работы воспитателя

Планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)

При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.

Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.

Формы и варианты планирования

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:

Перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

Календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

Циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).

Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ включает в себя:

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Календарное планирование

Комплексно-тематическое планирование

2. Комплексно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно)

3. Интегрирующие темы и периоды их реализации определяются для каждой возрастной подгруппы в составе разновозрастной группы. В целях облегчения организации образовательной деятельности в разновозрастной группе, интегрирующие темы в разных возрастных подгруппах должны быть близкими по содержанию.

4. Комплексно-тематическое планирование должно отражать:

Наименование интегрирующей темы и период ее реализации;

Варианты итоговых мероприятий

5. Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной общеобразовательной программы ДОУ и должно быть разработано педагогами до 1 июля.

6. Комплексно-тематическое планирование оформляется в печатном виде (редактор Mikrosoft Word, шрифт Times New Roman 12, должно иметь титульный лист и быть утверждено руководителем ДОУ).

Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

1. Составляется педагогами каждой разновозрастной группы совместно.

2. Перспективное планирование НОД разрабатывается ежемесячно на каждый месяц учебного года (с сентября по май включительно) до 29 числа текущего месяца.

3. Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной подгруппы в составе разновозрастной группы с учетем комплексно-тематического планирования.

4. Перспективное планирование НОД должно отражать:

Месяц, недели месяца, учебные дни недели;

Интегрирующие темы недель, месяца;

Наименование итогового мероприятия и дату его проведения;

Реализуемые базовые и интегрируемые образовательные области в соответствиии с расписанием непосредственно образовательной деятельности;

Решаемые педагогические задачи;

Виды детской деятельности и используемые в работе с детьми игры и упражнения;

Учебно-методическое обеспечение.

5. Перспективное планирование НОД является составной частью календарного планирования воспитательно-образовательного процесса.

6. Перспективное планирование НОД оформляется в печатном виде (редактор Mikrosoft Word, шрифт Times New Roman 12, должно иметь титульный лист и быть утверждено руководителем ДОУ).

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса

1. Составляется каждым педагогом.

2. Календарное планирование составляется ежедневно на первую и вторую половину дня.

3. Календарное планирование составляется в соответствии с режимом дня и циклограммой воспитательно-образовательной работы с детьми.

4. Календарное планирование составляется для каждой разновозрастной группы без деления на возрастные подгруппы.

5. На начало каждого месяца определяется: комплекс утренней гимнастики, комплекс гимнастики после сна, план индивидуальной работы с детьми на месяц (на основе данных мониторинга детского развития) ;

6. Календарное планирование должно отражать:

Режимные моменты:

1 половина дня: утренний прием детей; свободная деятельность детей; непосредственно образовательная деятельность; прогулка; возвращение с прогулки, обед, подготовка ко сну, сон;

2 половина дня: подъем, гимнастика после сна; свободная деятельность детей; непосредственно образовательная деятельность (в группах, в которых в соответствии с СанПиН предусмотрена НОД во второй половине дня) ; прогулка.

Интеграцию образовательных областей;

Организацию совместной деятельности взрослого с детьми: групповую и подгрупповую работу, индивидуальную работу, образовательную деятельность в режимные моменты;

Организацию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

Взаимодействие с родителями;

8. В план прогулки включаются: наблюдения, трудовая деятельность, игры разной подвижности, индивидуальная работа по развитию основных движений детей, сюжетно-ролевые игры.

9. При планировании каждой формы работы с детьми воспитатель указывает вид игры, название, цели, ссылку на учебно-методическое обеспечение. При наличии картотеки указывается лишь ее вид и номер игры в картотеке.

10. Календарное планирование может быть оформлено в рукописном варианте. Возможен печатный вариант (редактор Mikrosoft Word, шрифт Times New Roman 12).

Отчетность и контроль

1. Комплексно-тематический план в течение учебного года находится у педагогов. По окончанию учебного года план сдается в архив ДОУ.

Перспективный план НОД на текущий месяц находится у педагогов. По окончанию месяца план сдается в методический кабинет. По окончанию учебного года архивируется.

2. Контроль за планированием осуществляется старшим воспитателем.

Контроль перспективного планирования непосредственно образовательной деятельности осуществляется ежемесячно. Данные контроля заносятся в лист оперативного контроля.

Контроль календарного планирования осуществляется 1 раз в квартал. Данные контроля заносятся в лист оперативного контроля.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  1. Санникова Л.Н. Вариативность форм педагогического планирования как основа его совершенствования/ Качество дошкольного образования: научные исследования и практический опыт: сборник материалов региональной научно-практ. конференции/ под ред. В.В. Садырина, Е.С. Комаровой. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2012.
  1. Интернет-

Современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 60 комбинированного вида Калининского административного района Санкт-Петербурга

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом 17.06, 2003); Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Письмо МО и Н РФ от); Основные документы задающие целевые ориентиры современного дошкольного образования


Постановление правительства РФ от «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» 1. Отмена Типового положения от Принципиально новые содержательные требования Типового положения 666: Задачи дошкольного образования вынесены в отдельный пункт в разделе «Общих положений» (познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эстетическое, физическое развитие детей). Введен новый вид дошкольного образовательного учреждения: детский сад для предшкольного (старшего дошкольного) возраста.


Концепция социального экономического развития на период до 2020 г (Приложение к письму от) «Актуальные задачи модели современного образования» Современная модель дошкольного образования Система раннего развития (от 0 до 3 лет) Дошкольное образование (4-7 лет) (предшкольное образование: 5-7 лет) Временной фактор: к 2012 году - 70% детей будут обучаться в соответствии с требованиями современных стандартов дошкольного образования; к 2014 году двухлетнее дошкольное образование должно стать всеобщим и массовым, к 2016 – обязательным. Основная цель – выравнивание стартовых возможностей детей


Задачи дошкольного образования (для всех дошкольных образовательных групп во всех организационных формах дошкольного образования): познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие ребенка (Программа). Блоки образовательного процесса (для всех дошкольных образовательных групп во всех организационных формах дошкольного образования): учебный, совместной деятельности взрослого с детьми (основной блок), самостоятельной деятельности детей.


«Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками. (Программа)


«Самостоятельная деятельность детей» - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). (Программа)


РЕКОМЕНДАЦИ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО от 24 апреля 1995 г. N 46/ Виды программ 2.1. Программы подразделяются на комплексные и парциальные Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.


РЕКОМЕНДАЦИ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО от 24 апреля 1995 г. N 46/ Требования к сочетанию программ 4.1. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга Используемые в педагогическом процессе парциальные программы должны строиться на единых принципах (концепции) При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.


Новое содержание дошкольного образования предпосылки универсальных учебных действий (УУД) Формирование предпосылок УУД это приоритетная, а не факультативная сторона развития ребенка при подготовке его к школе Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста (ФИРО,2008) задает содержание и характеристику учебной деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития УУД


УУД Результаты развития УУД Значение для обучения в первом классе Личностные действия– самоопределение, смыслообразование ВПШ (внутренняя позиция школьника) Формирование адекватной мотивация учебной деятельности Познавательные действия (классификация, сериация); Понятие сохранения (на примере дискретного множества). Предпосылки формирования числа как условие освоения математики. Познавательные и знаково-символические действия Дифференциация планов символ/знак и означаемого. Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности. Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом. Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов


Регулятивные действия - выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия, - ориентация на образец и правило выполнения действия, - контроль и коррекция, -оценка Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО) Коммуникативные действия Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи. Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Адресная направленность: ОУ (ДОУ); органы управления образованием; авторские коллективы, разрабатывающие общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей); ОУ среднего и высшего профессионального образования по подготовке специалистов ДОУ; учреждения повышения квалификации; общественные организации, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования.


Функции ФГТ по правовому регулированию и обеспечению гарантий прав детей на дошкольное образование: - Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию; - На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. - ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); - Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования; - На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании и государственной аккредитации ОУ;


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования к структуре: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в ОУ на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований (п.2.1)


Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование универсальных предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.


Программа должна: ориентироваться на принцип развивающего образования; учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста; иметь оптимальную нагрузку; обеспечивать единство целей и задач; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач и режимных моментов в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей.




kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей