Лексическая тема «Грибы. Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми Графические задания по теме грибы

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”


Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
средними пальцами по столу.)
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

2. Введение в тему . Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).

8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).

9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко ”.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)

2. Игра “Чего в лесу много?” (составление предложений)
Например: “В лесу много грибов. В лесу растут грибы”.
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.

3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

  1. Вспомни и назови грибы и ягоды, которые ты знаешь. (Подосиновик, лисички, опята, подберезовик, сыроежки, мухомор, черника, брусника, морошка, земляника, малина, клюква) Скажи, где растут грибы? Какой гриб есть нельзя? Почему?
  1. Объясни, почему гриб называется подберезовик? Подосиновик? (Потому, что он растет под березой, под осиной) Опёнок? (растёт на пне).
  1. Посчитай грибы до 5, правильно согласовывая слова: ГРИБ, ПОДОСИНОВИК, ЛИСИЧКА, СЫРОЕЖКА. (Например: 1 лисичка, 2 лисички, 3 лисички, 4 лисички, 5 лисичек)
  1. «Один - много» - назвать во множественном числе.

Боровик – боровики

Подосиновик –…..

Подберезовик –…..

Сыроежка –…..

Лисичка –…..

Мухомор – …

  1. Назвать существительные в родительном падеже (много чего?)

Гриб – много грибов

Лисичка – …..

Боровик – ….

Шляпка – …..

Сыроежка – ……

Черника – …..

Брусника – …..

Малина – ……

  1. «Назови ласково»:

Боровик – боровичок

Моховик – ….

Корзина – …

Лес …

Поляна – …

  1. Прослушай текст. Ответь на вопросы полными предложениями. Подготовь пересказ текста.

Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас -клюква -невидима сверху.

Как растет клюква?

Какие еще ягоды растут в лесу?

Как они растут?

Какая ягода невидима сверху?

  1. «Что приготовили?»

варенье из черники – черничное варенье

компот из брусники - …..

чай из земляники - ……..

суп из грибов - …

икра из грибов - ……..

жаркое из грибов - …

пирог из черники - …

  1. Отгадай загадки:

Вот стоит кто – то важный

На беленькой ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки. (Гриб Мухомор)

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

Сразу станет кисло. (Ягода клюква)

  1. Составь предложения из слов, данных в беспорядке:

Грибы, лес, расти, в.

Расти, на, клюква, болото.

Много, на, земляника, полянка, вырасти.

Сосчитай количество слов в каждом предложении. Назови «маленькие» слова – предлоги.

Картотека домашних заданий по лексическим темам «Осень», «Грибы»

Бедердинова Марина Валериевна

учитель - логопед МБДОУ

«ДСКВ» № 56

г. Череповец

Карточка домашнего задания

«Осень» № 1

Осень
Падают, падают листья - в нашем саду листопад.
Желтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают - гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.

Осень
Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья желтые летят прямо на руки ребят.

Подарки осени
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине,
Зонтик желтый — тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос. Кому что дарит осень?

Карточка домашнего задания «Осень» № 2

Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» (слова, обозначающие предметы) по теме «ОСЕНЬ»

Приходит (что?) ……

Дует (что?) ……

Плывут (что?) ……

Моросит (что?) ……

Улетают (кто?) ……

Опадают (что?) ……

Желтеет (что?) ……

Мокнет (что?) ……

Вянут (что?) ……

Карточка домашнего задания «Осень» № 3

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?» по теме «ОСЕНЬ»

Солнце (какое?) — …….

Облака …..

Земля …..

Трава …..

Ветер …..

Листья ….

Карточка домашнего задания «Осень» № 4

Составление связного рассказа по теме «ОСЕНЬ» по первым словам в предложении:

«Прошло лето, и наступила …. Дни стали ….. Подул ….. Стало …. Люди одеваются … На деревьях … На землю …. Моросит …. Увядает … На юг … Люди собирают … Скоро наступит ….»

Рассказ пересказать.

Карточка домашнего задания «Осень» № 5

Игра «Составь предложение»

Работа над деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют, на листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

Карточка домашнего задания «Осень» № 6

Игра «Назови правильное слово»

Образец: Ветер дует, а ветры дуют.

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а листья …

Дождь моросит, а дожди ….

Цветок увядает, а цветы ….

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи ….

Карточка домашнего задания «Осень» № 7

Игра «Ответь на вопросы».

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

(что делает?) – дует

ветер (что сделает?) – подует

(что делал?) — дул

(что будет делать?) – будет дуть.

Игра повторяется со словами: дождь, трава, листья и д.р.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 1

Игра «Один – много»

Образец: гриб –грибы – много грибов

Слова: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, масленок, поганка, мухомор.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 2

Игра «Веселый счет»

Образец: одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки, четыре сыроежки, пять сыроежек.

Посчитай до 5 со словами: поганка, подосиновик, масленок, опенок.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 3

«Вопросы на засыпку!»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше — опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

Карточка домашнего задания «Грибы» № 4

Составить описательный рассказ про гриб (любой) по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).

Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Карточка домашнего задания «Грибы» № 5

Проговори фразы по образцу:

Я собираю, мы собираем, ты собираешь, вы собираете, он собирает, они собирают.

Со словами: собирать, сорвать, сушить.

Карточка домашнего задания «Грибы» № 6

Игра «Скажи наоборот»

Много грибов – мало грибов

Маленькая корзинка –

Чистый гриб –

Съедобный гриб –

У опят длинные ножки, а у волнушек ….

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки…

Уважаемые родители!

Тема недели «Грибы»

Дети должны знать:

И узнавать на картинке грибы: белый (боровик), подосиновик, подберёзовик, опята, груздь, лисички, мухомор, сыроежка, поганка;
- названия частей (шляпка, ножка), их цвет, форму, характерные особенности (тонкая, толстая, короткая, длинная ножка и т.д.)
- где растут грибы: в лесу, в роще, в бору, па поляне, около пеньков, под берёзой, недалеко от ёлки, под осиной, все вместе и т.д.
- когда собирают грибы (летом, осенью), во что собирают (в корзину, в лукошко), как готовят (маринуют, жарят, варят, солят),что готовят (грибной суп, грибная солянка, грибной пирог).

Расширение словарного запаса детей:

Существительные : гриб, подосиновик, подберёзовик, лисичка, опята, грузди, мухомор, поганка, сыроежка, ножка, шляпка, лес, полянка, мох, пень, корзина, грибник;

Прилагательные : белый, красный, рыжий, маленький, большой, съедобный, несъедобный, ядовитый;

Глаголы : расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать;

Наречие : рядом, далеко, близко.

Выучите загадку:

Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит. (Мухомор)

Грамматический строй речи.

Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

Один гриб – много грибов
Одна лисичка – много лисичек
Один груздь – много груздей
Один мухомор – много мухоморов

Дидактическое упражнение «Назови блюда правильно» (образование относительных прилагательных):

салат из грибов (какой?) — грибной,
суп из грибов – грибной,
солянка из грибов — грибная,
пирог из грибов — грибной.

Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными):

Одна сыроежка, две сыроежки, … пять сыроежек.
Один мухомор, два мухомора, … пять мухоморов.
Одна поганка, две поганки, … пять поганок;
Один груздь, два груздя, три груздя, четыре груздя, пять груздей.

Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»:

Поганка, сыроежка, шишка, опята (шишка, так как остальные — грибы).
Мухомор, подосиновик, малина, груздь (малина, так как остальные — грибы).
Подберёзовик, сосна, лисички, опята (сосна, так как остальные — грибы).

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов):

высокая ножка – низкая ножка,
толстая ножка – тонкая ножка,
съедобный гриб – несъедобный гриб.
большой гриб – маленький гриб.

Побеседуйте с ребёнком о том, что в лесу растут грибы. Грибы могут расти: под деревьями, во мху, в траве, на пеньке и т.д.

Рассмотреть вмести с детьми картинки с грибами. Объяснить, что грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые).

Рассказать ребёнку, что можно приготовить из грибов (салат, икру, запеканку, суп ит.д.).

Поиграйте с детьми.

Игра «Где растёт грибок» (на ориентировку в пространстве с целью употребления предлогов)-в лесу, в бору, под деревом, на пеньке и т.д.

Игра «Угадай грибок» (составление описательных рассказов) – ножка белая, толстая, шляпка коричневая (белый гриб), ножка длинная, с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнышками (мухомор) и т.д.

Игра «Что пропало» (развивает внимание, память). Перед ребёнком раскладывают картинки с изображением грибов, он закрывает глаза, а взрослый в это время прячет одну из картинок. Открыв глаза, ребёнок должен сказать, что пропало.

Орлова Оксана Леонидовна,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 41″- КВ,
Республика Башкортостан г. Стерлитамак.

Домашние задания по лексической теме «Грибы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

Лексическая тема «Грибы»

Предметы: гриб, белый, подберезовик, подосиновик, лисичка, волнушка, опенок и т.д.; поганка, мухомор; лес, земля, шапка, ножка; осень.

Действия: собирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить; прятаться, вырастать.

Признаки: съедобный, ядовитый, грибной; цвет: коричневый, серый, рыжий, красный с белыми пятнами, белый; размер: большой, маленький, высокий, низкий, толстый, тонкий…

Задания

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

мухомор (какой?) – …

2. Один – много: (именительный падеж множественного числа):

гриб — грибы
подберезовик — …
шляпка — …
мухомор –
лисичка — …
пень — …

3. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

мухомор – нет мухомора
подберезовик — …
шляпка — …
шляпка –
поганка — …
пень — …

4. Посчитай:

один гриб, два …, три …, четыре …, пять …;

одна волнушка, две … , три …, четыре …, пять… .

5. Ответь на вопросы:

Где растут грибы:

под березой – подберезовик
под осиной – …
опенок – …

Что можно делать с грибами?

Как называется суп из грибов?

Как называют человека, собирающего грибы?

В какое время собирают грибы?

6.Что лишнее и почему?

Поганка, волнушка, шишка, мухомор.

Подосиновик, масленок, мухомор, лисички.

7.. Отгадай загадку. Выучи ее.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.

8. Нарисуй или приклей картинки с изображением грибов. Раздели их на 2 группы: съедобные грибы и несъедобные грибы. Покажи и назови части: шляпка, ножка.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей