Понятие социально-гуманитарных наук и социально-гуманитарного знания. Глава IV

Гуманитарная отрасль всегда была привлекательной для многих людей. Она и сейчас популярна. На сегодняшний день профессии гуманитарного направления все больше конкурируют с точными науками. Ведь они разрешают человеку вникать в социальное развитие государства и общества, познавать человеческую природу и законы организационных процессов жизни общества.

Социально-гуманитарные профессии позволяют пролить свет на эти обширные темы. Людям, имеющим соответствующее мышление, особо привлекательны в жизни занятия, посвященные этим вопросам. Но гуманитарная сфера имеет разные направления. Так какую профессию выбрать? Перед тем как ответить на этот вопрос, следует изучить самые распространенные гуманитарные специальности, востребованные в нашей стране.

Гуманитарные профессии: список

Свой обзор мы начнем с одного из популярных направлений деятельности человека - психологии. Очень увлекательная, но и тяжелая профессия. Работать в этой сфере могут люди, которые любят оказывать помощь другим, умеют терпеливо выслушать ближнего и оказать мудрую поддержку своим советом (не путать с наставлением!).

В наш технологический век все больше людей, попадая в тяжелые эмоциональные ситуации, оказываются в депрессивном состоянии. Вывести их из него может высококвалифицированный специалист, а потому психологи будут всегда востребованы на трудовом рынке.

В этом направлении можно выбрать такие гуманитарные профессии, как детский психолог, психотерапевт, семейный психолог и так далее. Однако следует иметь в виду, что на этом поприще придется не только выслушивать различные неприятные истории, но и пытаться помочь человеку, который хочет поменять окружающий мир и людей, не меняя себя. К таким клиентам нужен определенный подход. Но если есть большое желание познать себя, окружающий мир и ближнего, то можно смело приступать к изучению психологии.

Философия как смысл жизни

Следующим направлением гуманитарной деятельности является работа философа. Казалось бы, что общего может быть с нашим современным миром и этой древней профессией? Но точки соприкосновения есть, ведь философы работают не с конкретными вещами или образами, не с эмоциональным состоянием, а с идеями. Люди, способные к такому образу жизнедеятельности, часто становятся работниками в области культуры, политики и религии. Некоторые, имеющие философский склад ума, предпочитают такие гуманитарные специальности и профессии, как психологический анализ или политтехнология.

Историческая наука

Профессия историка всегда была востребованной, ведь прошлое человечества так же интересно, как и его будущее. Люди, нашедшие себя в этой деятельности, обладают большими познаниями в области отечественной и зарубежной истории, международных отношений, юриспруденции. Они могут работать в архивах, музеях, преподавать историю в школах и вузах, быть журналистами в СМИ и так далее. Однако для этой профессии следует иметь хорошо развитую память и усидчивость.

Филолог

Существуют профессии социально-гуманитарного профиля, сфера деятельности которых приходится на изучение иностранных и древних языков. Некоторые специалисты изучают древние наречия родного языка. Речь ведется о профессии филолога. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо изучить огромные пласты знаний и обладать талантом и усердием.

Те, кто изучает филологию, могут освоить такие гуманитарные профессии, как переводчик и преподаватель. А некоторые целиком и полностью посвящают себя науке изучения языков, становятся специалистами по мировой литературе и благодаря этому могут заняться научной или преподавательской деятельностью в школах или высших учебных заведениях. Многие люди, имеющие филологическое образование, становятся писателями.

Политик

В числе престижных профессий гуманитарного направления ‒ деятельность политика. Это направление привлекает к себе много молодежи, так как оно связано с деньгами и властью. Работа политика основывается на умении общаться с людьми, проводить разнообразные комплексные мероприятия, организовывать партии, участвовать в избирательных кампаниях, а также выступать на трибунах. Помимо этого политик должен быть хорошим дипломатом и управленцем.

Журналистика

Существуют востребованные гуманитарные профессии, относящиеся к сфере масс-медиа. Список таких профессий довольно-таки обширный. Человек может работать журналистом на телевидении, в печатных и интернет-изданиях или стать папарацци. Можно устроиться обозревателем какого-нибудь журнала.

Вся эта деятельность связана с творческим потенциалом конкретного человека и дает большие возможности для самовыражения.

Тем людям, которым не хочется мотаться по командировкам, могут быть корректора, верстальщика или редактора.

Рекламное дело

Если человек активный и имеет широкий взгляд на, казалось бы, непривлекательные вещи, он может найти себя в рекламе. Гуманитарные профессии этого направления позволяют создавать имидж различных компаний и фирм, успешно рекламировать практически любую продукцию или услугу, делая акцент на полезные качества рекламируемого товара.

Каждая компания с радостью примет в свой штат сотрудника по рекламе, который хорошо умеет проводить PR-акции.

Юрист

Рассказывая о гуманитарных науках, нельзя не обратить внимания на юридическое дело. Есть много людей, которые любят изучать законы и нормативные акты и применять их в своей работе. Человек, обучившийся на юриста, может работать юридическим консультантом, адвокатом, судьей, нотариусом или прокурором. Каждая из этих профессий призывает своего обладателя к внимательному и ответственному выполнению законов, не позволяя при этом забыть свои обязательства перед обществом. Однако в наше время на каждом шагу можно встретить юриста или нотариуса, поэтому данная профессия на сегодняшний момент наименее востребована на рынке труда.

Высокооплачиваемые гуманитарные профессии

Говоря о профессиональной деятельности в гуманитарной сфере, большинство людей хотят знать о самых престижных и хорошо оплачиваемых работах. Для примера мы выделили несколько видов профессий человека в этом направлении.

Туристический оператор

С повышением уровня благосостояния, люди все чаще обращаются в турагенства, желая отправиться для путешествия и отдыха в разные точки нашего земного шара. Для того чтобы помочь клиенту выбрать страну и место, нужны менеджеры по туризму. Они же помогают подобрать маршрут тура, оформить визу, забронировать билеты и номера в отелях. Поэтому с расцветом туристического бизнеса люди, имеющие тягу к такой работе, всегда будут востребованы. И доходы их тоже будут немаленькие.

Дизайнер

Этот вид деятельности куда шире, чем думают многие люди. Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается и расширяется. Поэтому работа современного дизайнера состоит не только в том, как расставить мебель в квартире или подсказать, какой ремонт сделать. Сейчас таких специалистов привлекают к обустройству офисов, земельных приусадебных участков (ландшафтный дизайн), проектированию различных работ через интернет, дизайну одежды и так далее. Для того чтобы успешно работать в этой сфере гуманитарной деятельности, необходимо иметь хорошо развитую фантазию и уметь общаться с людьми.

Менеджер брендовых продукций

Многие люди удивляются тому, что, заходя в любой магазин или супермаркет, они покупают именно ту продукцию, которую часто видят на экранах своих телевизоров, слышат о ней по радио или читают в газетах. Все это дело рук бренд-менеджеров, задача которых ‒ так распиарить тот или иной товар, чтобы люди его выбирали чаще при покупках. Здесь, в принципе, нет ничего сложного, обыкновенное знание человеческой психологии, но люди, умеющие подносить правильно информацию о продукции, неизменно в цене. Такой специалист всегда имеет хорошие доходы, а компании дорожат таким сотрудником.

Итог

Существуют и другие гуманитарные профессии, список которых можно продолжать долго. Все они важны и необходимы для развития нашего общества. Если человек хочет посвятить себя гуманитарным наукам, то он должен рассмотреть все существующие варианты, представить себя в роли того или иного работника, а затем выбрать деятельность, подходящую по личным качествам, и к которой «лежит душа».

Ведь технические и гуманитарные профессии позволяют людям максимально реализовать себя в этом мире, раскрыть свой потенциал и работать на благо общества, достойно обеспечивая себя и свою семью. Нет лучших или худших профессий, есть только спрос на те или иные виды деятельности. Поэтому перед выбором профессии следует тщательно просмотреть рынок труда, какие вакансии востребованы в настоящее время. Но в любом случае работу желательно искать по душе, тогда она будет приносить удовольствие и радость, а потом и деньги.

Весьма значительной и столь же своеобразной областью научного познания являются социальные и гуманитарные науки, часто объединяемые понятием социально-гуманитарных наук, а еще шире - социально-гуманитарного знания. Содержанием такого знания является общество (социум) и человек в самых различных аспектах. Социальные науки в узком смысле - социология, экономика, наука о праве, политология. Но эти области нельзя рассматривать вне общего культурного контекста, вне мира культуры, создаваемого социумом - целыми поколениями людей, каждое из которых вносит свой вклад, и отдельными личностями. К социальным можно отнести целый ряд наук, которые принято называть гуманитарными: антропологию, науки об искусстве, историю, историю культуры, культурологию. Если проводить разделение двух этих видов наук, то важнейшими признаками будут: Предмет: социальные науки изучают структуру общества и общие социальные закономерности, гуманитарные изучают человека и его мир. Метод: социальные науки опираются на объяснение, гуманитарные - на понимание. Предмет и метод одновременно. Можно говорить и о разделении по исследовательским, программам, что включает в себя целый ряд компонентов: общую характеристику предмета, общие предпосылки научной теории, методы исследования, способы перехода от общих предпосылок (в том числе общекультурных, философских и т. д.) к научным построениям. Научная программа, в отличие от теории, претендует на всеобщий охват всех явлений и носит концептуальный характер73. В социально-гуманитарном познании наиболее отчетливо выделяются натуралистическая и культурцентристская программы. Первая, констатируя различие предметов наук об обществе и о природе, вместе с тем считает, что и общественные науки могут и должны применять методы естествознания. Вторая, делая логически и ценностно первым объектом исследования культуру, строится на индивидуализирующем подходе и специальных методах исследования. Нередко обе программы переплетаются между собой, происходит сознательная или не вполне отрефлексированная «прививка» друг к другу их методов, особенно при обсуждении практических проблем. Одна программа исследует цели и ценности субъекта, другая - закономерности и механизмы, которые могли бы привести к их реализации. Можно сказать - одна исследует явления на макроуровне, другая - на микроуровне, одна сосредоточена на «овеществлении», другая - на «очеловечивании». Есть основания утверждать, что любое познание социально, так как социокультурно обусловлено (это мы видим на примере естествознания), более того, любое знание гуманитарно, так как прямо или косвенно оно связано с человеком. Само по себе понятие социально-гуманитарного знания не вызывает возражений, серьезное расхождение мнений имеет место в вопросе, может ли эта область знания претендовать на статус научной? Можно ли говорить не только о социально-гуманитарном знании, но и социально-гуманитарных науках? Наиболее скептическое отношение проявляют здесь люди сциентистского склада мышления, представители естественных, а особенно технических наук. Они считают, что научным является только знание, построенное по классическому образцу естествознания, - максимально строгое, объективное, свободное от отпечатка познающего субъекта, хотя даже естествознание (неклассическое, а тем более постнеклассическое) было вынуждено отказаться от иллюзий такого знания. С другой стороны, нередко и представители гуманитарного знания считают, что история (будь то социально-экономическая, политическая, история культуры) является иррациональным процессом, в который вовлечены миллионы усилий, стремлений, воль, непредсказуемых случайностей. Каждое событие истории единично, каждое духовное действие индивидуально и потому недоступно обобщению. В истории невозможны эксперименты (хотя как сказать!), не могут быть повторены ни одно историческое событие или акт духовной деятельности, не существует законов, подобных законам природы, разве что можно выявить лишь закономерности. И все же это область истинного знания, так как она включает аспекты, невыразимые в сциентистских моделях, требующие вживания и сопереживания со стороны субъекта, включения его мироощущения - во всем богатстве их красок и противоречий. Эти споры «физиков» и «лириков», особенно ярко разгоревшиеся в 60-е годы прошлого века и незаметно сошедшие на нет, как видим, не новы. Противоборство гуманитарного и сциентистского знаний привело даже к своеобразному разделению «наук о природе» и «наук о культуре» в конце XIX в. (об этом ниже). Безусловно, следует иметь в виду, что социально-гуманитарное знание включает в себя не только описание и объяснение явлений с научных позиций, но и такие области, как художественная критика, публицистика, эссеистика. Оно включает в себя обыденный здравый смысл, основанный на жизненном опыте, на из веков идущих традициях культуры и общественной жизни. Таким образом, мы выходим на обширную и очень интересную проблему различия науки и ненаучного (вненаучного, донаучного) знания. Если воздействие и взаимопроникновение их наблюдается даже в естествознании, то тем более неизбежно оно и в социально-гуманитарной сфере. Выделяя то общее, что делает науку наукой, следует прежде всего назвать познавательные установки, которые лежат в основе научной деятельности, а именно - науку определяет то, что она все изучает как объект. Положение дел здесь не меняет и признание субъективной составляющей научной деятельности - ведь ее тоже можно и нужно изучать методами науки - как любой объект исследования. Далее, признавая, что знания о мире - природе, обществе, духовной деятельности - присутствуют и на уровне обыденного сознания (проникая в научное мышление, хотим мы того или нет), следует учитывать, что обыденное знание не выходит за рамки наличного исторического опыта, т. е. сегодняшней практики. Наука же, наращивая научное знание, выходит за эти рамки. Для этого ей приходится создавать теоретические конструкты, новые понятия, часто абстрактные. Присущи ли указанные установки и социально-гуманитарному знанию? Во всяком случае, нельзя отрицать, что оно имеет свой объект и свой понятийный аппарат, позволяющий создавать свои особые «миры», предсказывать или предвидеть различные явления в своей области. А эта область, так или иначе, - весь мир.

Еще по теме Понятие социально-гуманитарных наук и социально-гуманитарного знания:

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ, СМЫСЛ, ФУНКЦИИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
  2. Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания

Под социально-гуманитарными науками понимается цикл научных дисциплин, направленных на изучение общественных явлений. Они изучают человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Объектом социально-гуманитарного познания в широком смысле слова выступает совокупность социальных феноменов: социальные отношения и функционирование социальных институтов, социальные действия и взаимодействия людей и их результаты, представленные в памятниках материальной и духовной культуры, событиях и исторических фактах.

Так же как и объекты других наук общество существует независимо от воли и сознания людей. В то же время имеется специфическое отличие объекта социально-гуманитарных наук: Если процессы физического мира полностью независимы от сознания человека, то процессы, происходящие в обществе, связаны с деятельностью людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, их поступки, которые требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностям и целями (носят объективно-субъективный характер).

Субъектом социально-гуманитарного познания выступает сообщество ученых или отдельный индивид. Научное социогуманитарное познание осуществляется специалистами, которые обладают характерными профессиональными знаниями и навыками.

Особенности социально-гуманитарного познания:

Как одна из сфер общего научного познания, социально-гуманитарные науки имеют все признаки науки вообще. Но они имеют и свою специфику.

Одна из важных особенностей социально-гуманитарных наук – необходимость учета в них феномена свободы. Науки о природе изучают естественные процессы. Эти процессы просто происходят. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность в экономической, юридической, политической, художественной сферах. Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Процессы природы не обладают свободой. Человеческая же деятельность свободна. Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше гипотетичности, чем в естественных науках



Вторая особенность социально-гуманитарных наук – необходимость изучения субъективной реальности. Естественные науки изучают материальные объекты. Социально-гуманитарные науки тоже исследуют материальные системы, то есть объективную социальную реальность. Но существенным компонентом всех объектов социально-гуманитарных наук служит субъективная реальность – сознание человека. Два фактора обусловливают трудности в изучении сознания. Первый из них – суверенность сознания. Она состоит в том, что сознание непосредственно дано только данному субъекту. Для других людей сознание данного человека ненаблюдаемо. Для них наблюдаемы лишь внешние проявления сознания – речь и действия человека. По ним мы судим о содержании сознания другого человека, но он может маскировать свои истинные переживания. Вторая трудность заключается в том, что сознание не материально, а идеально, т.е оно не обладает физическими и химическими свойствами, какими обладают материальные объекты, например такими свойствами, как заряд, масса, вес, валентность. Сознание бесплотно и бестелесно, оно есть информация как бы в чистом виде.

Само же сознание дано человеку исключительно в виде субъективных внутренних переживаний. Его нельзя зафиксировать прибором, его можно только чувствовать. Однако отмеченные трудности в изучении духовного мира человека не являются непреодолимыми. Изучение деятельности и речи людей, их мозговых процессов позволяют науке и философии получать определенные знания о составе, структуре и функциях сознания.

Третья особенность социально-гуманитарных наук – высокая степень уникальности изучаемых объектов. Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект. В качестве объектов познания могут выступать и системы, и процессы (материальные и духовные), и события, и явления, и свойства – все, что может изучаться. Степень уникальности социально-гуманитарных объектов намного выше, чем объектов природы или техники. Например, физик имеет дело с двумя атомами, инженер – с двумя автомобилями одной марки, юрист или педагог – с двумя людьми. Однако, больше различий между объектами социально-гуманитарных дисциплин.

Т. к. изучаемые социально-гуманитарными дисциплинами объекты и события - уникальны, то необходимо использовать в этих науках индивидуальный подход. В естественных и технических науках он необязателен, там изучаемые объекты в основном однотипны, и от различий их между собой можно абстрагироваться, поскольку они несущественны. А вот юрист, психолог, педагог от различий между людьми и их особенностей абстрагироваться никак не может.

Четвертая особенность социально-гуманитарных дисциплин – необходимость учета характера законов функционирования изучаемых объектов. В природе действуют и динамические, и статистические законы; в социально-гуманитарных объектах – как правило, статистические законы. Динамические законы в своей основе имеют однозначную причинность, а статистические – вероятностную причинность, при которой причина может порождать одно из нескольких следствий. (Закон равенства действия и противодействия. Материальные тела действуют друг на друга с силами, равными по величине и противоположными по направлению)

Знание динамических законов позволяет осуществлять точные (однозначные) предсказания, а знание статистических законов открывает возможность только вероятностных предсказаний, когда нельзя знать, какое из возможных событий произойдет, а можно вычислить лишь вероятности этих событий. В связи с этим предсказание в социально-гуманитарных науках является менее точным, чем в науках о природе и технике.

Пятая особенность социально-гуманитарных наук – ограниченность применения в них эксперимента. Во многих случаях эксперимент просто невозможно провести, например в изучении истории страны, где события уже совершились. Нельзя провести эксперименты в социологии при изучении межнациональных отношений, в демографии при изучении, скажем, миграции населения. Невозможно с экспериментальной целью переселять народы и другие социальные группы, изменять им зарплату, жилищные условия, состав семьи и т. п.

Критерии научности: доказательность (рациональность), непротиворечивость, эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность, эссенциальность.

Доказательность в социально-гуманитарных науках является менее строгой, чем в естественных науках. Это связано с недостатком фактов и достоверных теоретических положений. По этой причине в социально-гуманитарных науках по сравнению с естественными науками более значительную роль играет интуиция, и многие положения социально-гуманитарного знания вводятся интуитивно. Социально-гуманитарные науки стремятся к непротиворечивости своего знания, однако из-за многосторонности объектов изучения критерий непротиворечивости в них нарушается чаще, чем в науках о природе.

Эмпирическая проверяемость в естественных науках реализуется главным образом через специальные проверочные эксперименты, а в социально-гуманитарных науках преобладают методы наблюдения, анкетирования, интервью, тестирования.

Воспроизводимость фактов в науках о природе устанавливается в основном повторением экспериментов для получения статистически достоверных результатов. В социально-гуманитарных науках, когда имеются условия, эксперимент тоже применяется. В тех же областях гуманитарного познания, где эксперимент невозможен, используют анализ свидетельств многих источников, например в истории, юриспруденции, педагогике. Множество источников или много свидетелей – это аналог множества наблюдений и большого числа экспериментов.

Общезначимость в социально-гуманитарных науках значительно меньше, чем в естественных науках. Многообразие научных школ и направлений в этих науках очень велико, но имеется тенденция к их синтезу.

Социальное познание осуществляется группой наук, называют общественными (экономическая теория, социология, политология, правоведение и т.д.). Иногда их относят к гуманитарным наукам, ставя знак равенства между названиями "общественные" и "гуманитарные". Например: "Гуманитарные науки - общественные науки, история, философия, филология и другие, не естественные и не технические". Из этого определения можно сделать вывод, что знания об обществе (социальное знание) и есть знание гуманитарное. Однако существует более узкое понимание гуманитарного знания как знания о гуманистически-личностное в человеке. При таком понимании общественные науки гуманитарные той степени, в которой они рассматривают субъективный фактор общественного развития - человека как личности, как носителя индивидуальных качеств.

Общественные науки стремятся выявить объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлении процессов. Социальное знание как продукт этих наук - это прежде всего знания об относительно устойчивые и систематически воспроизведены отношения между народами, классами, социально демографическими и профессиональными группами и т. Например, экономическая теория раскрывает устойчивая связь, с одной стороны, между соотношением на рынке спроса и предложения, а с другой стороны ценой товара; социология выявляет повторяющиеся существенные связи демографических процессов с социально-экономическим развитием; политология обнаруживает закономерные связи политики с интересами классов, наций и других субъектов общественно-политической жизни и т.п., поскольку социальные законы, в отличие от законов природы, осуществляются через деятельность людей.

а она осуществляется в различных условиях. Социальные законы действуют как тенденция, а не как постоянные величины.

Социальное знание имеет и другие особенности, порожденные спецификой социального познания (об этом речь шла выше).

Если представитель общественных наук - историк, социолог, философ - обращается к фактам, законов, зависимостей общественно-исторического процесса, результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы деятельности, его духовные ценности, личностное восприятие мира, его научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк учитывает общественные тенденции в поступательном развитии человечества, он функционирует как обществовед, а когда он изучает индивидуально-личностные факторы, он действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знание взаимопроникающие. Нет общества без человека. Но нет и человека без общества. Безлюдная история выглядела бы странной. Но без изучения закономерных процессов, без объяснения исторического развития она не была бы наукой. Философия относится к гуманитарному знанию постольку, поскольку обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Его задача - понять ее помыслы, побуждения, намерения. Понимание - одна из особенностей гуманитарного знания. Обращаясь к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских произведений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор. Это возможно, только рассматривая текст в контексте той среды, в котором жил его создатель, в привязанность к его жизненного мира.

Понимание текста не может быть настолько строгим, как объяснение объективных социальных связей. Напротив, возможны толкования текста не являются необходимыми, единственно правильными, несомненными, но которые имеют право на существование. Тем более что пьесы Шекспира сегодняшним зрителем наполняются иным содержанием, чем тот, который воспринимали современники драматурга. Поэтому гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, активно использует математические выкладки.

Возможность предоставления текстам различных смыслов, значительное количество случайных отношений, невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанных определений не обесценивают гуманитарное знание. Напротив, такое знание, обращенное к внутреннему миру человека, способно влиять на нее, одухотворять, превращать ее моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.

Общественные науки, дающие социальное и гуманитарное знание, помогают человеку осмыслить саму себя, найти "человеческое измерение" естественных и социальных процессов. Они способствуют формированию образа мышления и действия человека, который знает общество и понимает других людей, умеющих жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм, осознает последствия своей деятельности.

Основные понятия

Социальное познание. Именно исторический подход. Социальный факт.

Интерпретация социального факта. Общественные науки. Гуманитарные науки.

Вопросы для самопроверки

1. Чем познания общества отличается от познания природы?

2. Чем объясняются трудности социального познания?

3. Какие возможности в социальном познании открывает конкретно-исторический подход?

4. Что такое социальный факт? Как происходит интерпретация социального факта?

б. Как осуществляется оценка социального факта?

6. Чем социальное и гуманитарное знание отличается от естественнонаучного?

1. Ученые часто повторяют выражение: "Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Как вы его понимаете? Какое суждение можно считать истинным: "Наиболее эффективна армия, основанная на всеобщей воинской обязанности" или "Наиболее эффективна профессиональная армия"?

2. Среди ученых-обществоведов существуют разные точки зрения на возможности социального познания. Одна заключается в том, что наука призвана как можно более точно описывать факты, а интерпретировать их она не может, потому что объяснения и оценка всегда свободны.

Другая исходит из того, что описание факта не может быть точным, потому что никогда не могут быть собраны полные данные, а также потому, что разные исследователи выделяют существенными неодинаковые признаки события, поэтому все зависит от интерпретации факта. Третья заключается в том, что исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованному их объяснении, но должен воздерживаться от оценки, поскольку она искажает истинную картину происшествия.

Согласны ли вы с каким-либо из этих суждений? Приведите аргументы "за" и "против" отдельных суждений и проиллюстрируем на примере.

3. Сформулируйте вопросы, на которые нужно ответить, чтобы реализовать конкретно-исторический подход при изучении реформы 1861 г.. В Российской империи.

4. Можете ли вы согласиться с утверждением: "Монархия сыграла в общественном развитии отрицательную роль"? Аргументируйте свой ответ.

Структуру современного научного знания образуют два типа наук: 1) естественные, или науки о природе; 2) социально-гуманитарные, или науки о духе, объектом исследования которых являются человек и общество.

В основе такого деления наук, предложенного немецким философом В. Дильтеем (1833-1911), лежит различие объектов естественнонаучного и социально-гуманитарного типов познания. Впоследствии немецкие философы В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) провели различие между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания на основании используемых ими методов. Согласно В. Виндельбанду, естествознание использует номотетический метод (греч. nomos - закон; tetio - устанавливаю), т. е. законоустанавливающий; для социально-гуманитарного познания характерен идиографический метод (греч. idios - особенный, необычный; grapho - пишу), т. е. описывающий единичное, индивидуальное. Естествознание, полагал В. Виндельбанд, имеет своей целью выявление и формулировку общих законов, выражающих устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями; гуманитарное познание (в первую очередь история) видит свою цель в фиксации и объяснении конкретных, единичных фактов. Согласно Г. Риккерту, наукам о природе присущ генерализующий (обобщающий) метод, с помощью которого исследователь отбирает из многообразия природы лишь повторяющиеся факты, свидетельствующие о наличии постоянных, устойчивых связей между явлениями. Соответственно в науках о духе используется индивидуализирующий метод, заключающийся в фиксации и объяснении единичных явлений. Рассматривая данные методы как взаимодополняющие, немецкие философы, однако, полагали, что номотетический, или генерализующий, метод в европейской культурной традиции воспринимается в качестве универсального метода научного познания, а его использование выступает критерием научности познавательной деятельности вообще.

Авторитетность наук о природе и наук о духе, а также трактовка их специфических особенностей варьируется в классическом, неклассическом и постнеклассическом типе научной рациональности. Классическая европейская наука исторически сформировалась как экспериментально-математическое естествознание; она абсолютизировала обобщающий метод, рассматривая его в качестве единственного метода научного познания. Для классического естествознания была характерна установка на поиск единого, универсального закона бытия, обнимающего частные закономерности и выражающего презумпцию (предположение) всеобщей гармонии природы. В качестве такого универсального закона мироздания выступил открытый И. Ньютоном закон всемирного тяготения, составивший основу классической механистической картины природы. Сама идея единичного, индивидуального, неповторимого, не укладывающегося в рамки жестких закономерностей, отвергалась классическим естествознанием, объявляясь прерогативой гуманитарных дисциплин, которым - именно в силу этого обстоятельства - было практически отказано в научном статусе. Таким образом, различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания рассматриваются в классическом типе научной рациональности как различия соответственно между научным и ненаучным знанием.

Характерная для классической науки абсолютизация естественнонаучного идеала рациональности с его стремлением свести (редуцировать) многообразие реального бытия к конечному числу наиболее общих законов, фиксирующих повторяющиеся связи между явлениями, нашла свое выражение в экспансии естественнонаучных методов в общественные науки и формировании в них номотетической традиции. Механистическая методология классического естествознания рассматривалась как универсальная научная методология, пригодная для объяснения не только природы, но и человека и общества. Возникновение и дисциплинарная организация в XIX в. таких социальногуманитарных наук, как социология и психология, были связаны с ориентацией на естественнонаучный идеал рациональности, т. е. со стремлением к объяснению социально-гуманитарной реальности по аналогии с природной, путем усмотрения в ней причинно-следственных связей, фиксируемых в законах. Примером тому, в частности, может служить марксистская интерпретация истории, которая пыталась увидеть в историческом процессе действие универсальных законов и рассмотреть историю в виде жестко детерминированной, инвариантной причинно-следственной связи событий.

Особенности гуманитарного знания нагляднее всего могут быть продемонстрированы при его сопоставлении с классическим типом естественнонаучного знания. Различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания обусловлены, во-первых, спецификой объекта научного исследования; во-вторых, отношением познающего субъекта к познаваемому объекту; в-третьих, методологией исследования.

1. Природа как объект естественнонаучного познания не создается человеком, не нуждается в нем для своего бытия и существует независимо от его воли и сознания. В этом смысле можно говорить о том, что природа как объект исследования представляет собой объективную, т. е. существующую без человека, реальность. В мире природы действуют законы бытия, законы сущего, которые человек не властен изменить, но может лишь познать.

Общество, социальный мир, являющееся объектом социальногуманитарного познания, создается самим человеком в процессе межсубъектного взаимодействия, т. е. коммуникации, и существует благодаря постоянному воспроизводству актов коммуникации. Вместе с тем в процессе межсубъектного взаимодействия социально значимые акты коммуникации порождают социальные институты (примером такого института являются нормы права), которые, будучи результатом человеческой деятельности, начинают восприниматься человеком как обладающие свойством объективности, т. е. независимости от него. Социальное как бы «обволакивает» человека, включая его в сферу своего энергетического воздействия.

Таким образом, объектом классического естественнонаучного познания выступает природа как объективная, без-человечная реальность; объектом познания социально-гуманитарных наук является общество как субъективно-объективная реальность, т. е., с одной стороны, как реальность, создаваемая и поддерживаемая человеком в процессе межсубъектного взаимодействия, с другой - как объективная реальность, осознаваемая человеком в качестве противостоящей ему.

2. Особенности объектов естественнонаучного и гуманитарного познания обусловливают второе различие между ними: отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. В классическом естествознании отношения ученого и объекта исследования характеризуются определенной дистанцией между ними. Здесь ученый противостоит миру наблюдаемых объектов как внешней для него действительности, на которую он воздействует, используя различный инструментарий и определяя условия эксперимента. Ученый- естествоиспытатель никогда не бывает имманентной (неотъемлемой) частью изучаемого объекта, а наблюдает за ним со стороны.

В социально-гуманитарных науках ученый (наблюдатель) не дистанцирован от объекта своего исследования. Это связано с тем, что исследователь социальных отношений сам является их участником, т. е. включен прямо или опосредованно в те объекты и процессы, которые он изучает. Следовательно, научное наблюдение в социальногуманитарных науках осуществляется изнутри познаваемого объекта, в роли которого выступают общество, государство, нация и т. д. Соответственно социально-политическая, национальная, конфессиональная и иные привязанности исследователя во многом определяют выбор научных проблем, стратегию и даже результаты их исследования. Поэтому социально-гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, весьма часто оказывается подверженным влиянию той или иной разделяемой исследователем идеологии.

Итак, естественнонаучное познание характеризуется дистан- цированностью познающего субъекта от познаваемого объекта, а социально-гуманитарное познание, напротив, - включенностью познающего субъекта в познаваемый объект.

Кроме того, в классическом естествознании природа рассматривается как объект, пассивно поддающийся безграничной познавательной активности субъекта. В социально-гуманитарном познании объект познания прямо или опосредованно обнаруживает себя как деятельный субъект. Следовательно, познавательная активность субъекта в общественных науках принципиально ограничена и связана с самораскрывающейся активностью «объекта».

Таким образом, познавательное отношение в естествознании, являясь субъект-объектным, имеет монологический характер; познавательное отношение в социально-гуманитарных науках, являясь субъект-субъектным, имеет диалогический характер.

3. Для классического естественнонаучного способа познания в качестве метода исследования характерен редукционизм, т. е. сведение многообразия наблюдаемых явлений к конечной совокупности наиболее общих законов, которые позволили бы прогнозировать закономерное протекание каких-либо процессов в будущем. Классическое естествознание стремилось каталогизировать мир, при этом все индивидуальное, ситуационное, не вписывающееся в принятые исследователем принципы каталогизации, рассматривалось как несуществующее, как погрешность, которой можно пренебречь. В естественнонаучном познании главную роль играет монологичное объяснение действительности в ее причинно-следственной обусловленности. Гуманитарные науки, напротив, как уже отмечалось, характеризуются обращением к действительности во всей ее полноте и неисчерпаемости индивидуальных проявлений. Здесь главное значение принадлежит уже не монологичному объяснению, а пониманию, «схватывающему» в процессе исследования индивидуальные особенности изучаемого явления.

Таким образом, если для естествознания важнейшим является обобщающее объяснение повторяющихся фактов, то для общество- знания - различающее понимание социальных явлений.

Важная особенность понимания, отличающая его от объяснения, заключается в присущей человеку способности к перевоплощению, воображению и интуиции, с помощью которых интерпретатор (субъект понимания) достигает понимания духовного мира Другого. Чтобы интерпретировать цели, намерения, мотивации авторов текстов, как и любые действия людей как сознательных существ, необходимо понять их (встать на место Другого). Совершенно иначе обстоит дело в природе, где действуют слепые, бессознательные силы и где поэтому отсутствует преднамеренная деятельность как таковая. Именно по этой причине в естественнонаучном знании главное внимание уделялось вопросам объяснения, ибо они не связаны с анализом целеполагания и мотивации. Объясняющее знание не следует противопоставлять пониманию. Они взаимодополняюг друг друга. Знание всегда текстуально и носит общий характер, понимание - контекстуально и носит в силу этого индивидуальный характер. Но научная коммуникация включает в себя и общее, и индивидуальное.

В неклассической и особенно в современной постнеклассической науке был осуществлен критический пересмотр особенностей классического естественнонаучного знания, что привело к возникновению тенденции к снятию жесткого разделения между естественнонаучным и гуманитарным типами знания. В рамках синергетики как ведущего направления постнеклассической науки обосновывается программа сближения естественнонаучного и гуманитарного типов знания, что создает широкие возможности для междисциплинарного диалога.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей