Ввс аргентины. Военно-воздушные силы Аргентины: Необходимость кардинального обновления

В свете последних событий, происходящих на Украине и Ближнем Востоке, Великобритания под шумок нагнетает обстановку в Южной Атлантике, стремясь сохранить Мальвинские острова под своим колониальным господством. При этом Аргентине необходимо вернуть данный архипелаг. Но главную роль в возможном конфликте, как и в 1982 году, будет играть авиация.

Кризис ВВС Аргентины: как всё начиналось

После прихода к власти левого президента Нестора Киршнера в мае 2003 года страны Запада усилили давление на Аргентину; сближение нового правительства «Фронта за Победу» с Венесуэлой и Бразилией не осталось незамеченным в США и Великобритании. Стремительное старение авиапарка остро поставило вопрос о его срочной модернизации, однако последствия войны 1982 года и финансово-экономического коллапса 2001 года сказываются до сих пор - денег на закупку новейшей авиатехники просто нет.

Если бросить ретроспективный взгляд на причины конфликтной ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1522 году Мальвинские острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана Эстебан Гомес. Такое название островам дали в XVIII веке колонисты из французского порта Сен-Мало.

В 1816 году Мальвинские острова стали частью независимой Аргентины. Однако уже в 1833 году английские поселенцы заявили, что архипелаг якобы принадлежит британской короне. Несмотря на протесты аргентинской общественности, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.

Ещё в апреле-июне 1982 года Аргентина пыталась вернуть себе острова, объявив войну Великобритании, однако ВВС южноамериканской страны понесли большие потери. Но беда не пришла одна - под давлением санкций со стороны официального Лондона восстановление авиапарка шло крайне медленно, а после событий декабря 2001 года положение Военно-воздушных сил Аргентины и вовсе стало критическим.

В целях обеспечения безопасности страны правительство Кристины Фернандес де Киршнер должно активизировать военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем, Бразилией и Венесуэлой; начать модернизацию авиабаз по всей протяжённости Патагонии, а также около Буэнос-Айреса для отражения атак авианосных соединений стран Североатлантического альянса; однако эти задачи остаются нерешёнными.

ВВС Аргентины, по приблизительным данным, насчитывают 13 истребителей «Мираж» III, семь «Мираж» 5Р, 13 истребителей «Даггер» израильского производства (копия французского «Мираж» 5), 24 штурмовика собственной разработки FMA IA-58A «Пукара», шесть штурмовиков А-4АР американского производства, от пяти до шести транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», один топливозаправщик КC-130H, шесть «Фоккеров» F28 голландского производства. Наиболее полно представлен парк легковооружённых учебно-боевых машин, в большинстве своём устаревших типов. Это 31 учебно-тренировочный самолёт Т-34А американского производства, 22 ЕМВ-312 «Тукано» бразильского производства, 11 учебно-боевых самолётов собственной разработки FMA IA-63 «Pampa», семь учебно-тренировочных Су-29. Вертолётные части представлены 11 винтокрылыми машинами Хьюз 500 (MD 500), восемью UH-1H «Ирокез», пятью Textron 212, двумя Аэроспасьяль SA.315B, двумя Ми-171, по одному «Сикорскому» S-70A «Блэк Хок» и S-76B Mk II. Морская авиация Аргентины имеет на вооружении девять учебно-боевых самолётов EMB-326 «Шаванте» бразильского производства, от пяти до восьми палубных штурмовиков «Супер Этандар», шесть патрульных Р-3В «Орион», пять противолодочных самолётов S-2T, а также около 14 вертолётов.

Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня страна намного слабее самой себя, чем в 1982 году: ещё 10 марта 2013 года в Аргентине был распространён отчёт о боеготовности её авиапарка. По информации, представленной в документе, только 16% от численного состава ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для Военно-воздушных сил Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2007-2010 годах уровень боеготовности ВВС Аргентины снизился до 30%. Отмечалось, что сложившиеся показатели исправности боевой авиации продолжают падать.

Совершенно очевидно, что в случае возникновения нового конфликта авиационные соединения Великобритании захватят господство в воздухе в считанные дни. И в настоящее время страна «Туманного Альбиона», по существу, готовится к войне по принципу: «Слабость - это повод к насилию».

Аргентина в поисках партнёров

Давление со стороны Запада вынуждает власти Аргентины экономить финансы на элементарном поддержании хотя бы части авиапарка в лётном состоянии, при этом официальный Буэнос-Айрес зачастую выполняет требования возможных поставщиков авиатехники на заведомо невыгодных для себя условиях. Так, по сообщениям СМИ, Министерство обороны Аргентины планирует потратить до 280 млн. долларов на покупку подержанных израильских истребителей «Кфир» C.10.

На эту сумму предполагается приобрести 14 истребителей. Вероятно, контракт будет заключен с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries (IАI). Министр обороны Аргентины Агустин Росси сообщил, что решение о покупке самолётов будет принято в ближайшее время.

Отмечается, что перед тем как принять решение, представители аргентинского военного ведомства сделают запрос о стоимости подержанных самолётов у нескольких других поставщиков. Закупку боевых машин планируется осуществить до декабря 2015 года. К этому времени Министерство обороны Аргентины планирует полностью списать истребители «Мираж» III, которые стоят на вооружении страны в настоящее время.

Условия сделки с Израилем предполагают, что самолёты «Кфир» C.10 будут модернизированы перед доставкой заказчику. В чём именно будет заключаться модернизация истребителей, не сообщается.

«Кфир» C.10 («Кфир»-2000) - многоцелевой истребитель, который представляет собой модернизированную версию самолёта «Кфир» C.7., разработанного в IAI для экспорта. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине установлены индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, возможно использование шлема пилота с внутришлемными дисплеями. «Кфир» C.10 может нести противорадарную ракету RAFAEL «Derby» и последние варианты ракет класса «воздух-воздух» RAFAEL «Python» с тепловой головкой самонаведения (при этом израильская машина по боевым возможностям уступает даже советскому МиГ-23).

Ранее ВВС Аргентины планировали приобрести подержанные испанские истребители «Мираж» F1M. Но в начале 2014 года военное ведомство страны отказалось от этих планов.

Кроме того, в октябре нынешнего года правительство Аргентины приняло решение о начале консультаций с шведской компанией «Saab», с целью приобретения 24 истребителей JAS-39 «Грипен»-NG. Условия покупки новых истребителей, а также доля участия аргентинских предприятий в производстве этих самолётов будет предметом переговоров в ближайшие месяцы между представителями двух стран.

Однако при всём этом непонятно, почему власти Аргентины не задумываются над тем, что именно Су-30МК, Су-25СМ, Ил-78 и другие российские самолёты существенно усилят авиапарк Аргентины, а в условиях действий «финансовых стервятников» подписание контрактов с Западом и Израилем - всё равно, что подписывать себе смертный приговор.

Авиация и геополитика: напряжённость нарастает

Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Кристины Фернандес вызывает злобу у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает наращивать военную группировку у Мальвинских островов.

Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа - были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру, чтобы «не дразнить аргентинцев». Понятно, что по-хорошему англичане уходить не хотят. В ответ официальный Буэнос-Айрес заявил, что политика Великобритании угрожает безопасности Аргентины и запретил выход в море «подозрительным судам» с трубами и оборудованием, используемым в нефтеразведке.

Однако было бы ошибочным думать, что эскалация обстановки происходит только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никакой нефти, архипелаг всё равно является стратегически важным.

Первое. Острова занимают стратегически важное положение на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.

Второе. Острова имеют огромное военное значение как база НАТО под боком у Южной Америки и база снабжения своих судов в этом регионе.

Третье. С правом обладания Мальвинами связаны притязания на различные сектора Антарктиды. Эти притязания заморожены соглашением 1959 года, но от них никто не отказался.

Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяженность морских границ. Ясно, что флот, лишённый поддержки с воздуха, подвергнется уничтожению; прикрытие он может получить только от штурмовой и морской авиации. Однако в случае приобретения российской авиатехники у аргентинских ВВС появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата, тем самым уничтожая авианосные ударные группы и десантные подразделения стран НАТО у Мальвинского архипелага.

Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России , при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала нашу страну в крымском вопросе. В марте нынешнего года Кристина де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики», - заявила президент Аргентины.

Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на поражение - это ясно каждому. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику , чтобы занять перспективный оружейный рынок. И в этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага - мой друг».

В свете последних событий, происходящих на Украине и Ближнем Востоке, Великобритания под шумок нагнетает обстановку в Южной Атлантике, стремясь сохранить Мальвинские острова под своим колониальным господством. При этом Аргентине необходимо вернуть данный архипелаг. Но главную роль в возможном конфликте, как и в 1982 году, будет играть авиация.

Кризис ВВС Аргентины: как всё начиналось

После прихода к власти левого президента Нестора Киршнера в мае 2003 года страны Запада усилили давление на Аргентину; сближение нового правительства «Фронта за Победу» с Венесуэлой и Бразилией не осталось незамеченным в США и Великобритании. Стремительное старение авиапарка остро поставило вопрос о его срочной модернизации, однако последствия войны 1982 года и финансово-экономического коллапса 2001 года сказываются до сих пор – денег на закупку новейшей авиатехники просто нет.

Если бросить ретроспективный взгляд на причины конфликтной ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1522 году Мальвинские острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана Эстебан Гомес. Такое название островам дали в XVIII веке колонисты из французского порта Сен-Мало.
В 1816 году Мальвинские острова стали частью независимой Аргентины. Однако уже в 1833 году английские поселенцы заявили, что архипелаг якобы принадлежит британской короне. Несмотря на протесты аргентинской общественности, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.

Ещё в апреле-июне 1982 года Аргентина пыталась вернуть себе острова, объявив войну Великобритании, однако ВВС южноамериканской страны понесли большие потери. Но беда не пришла одна – под давлением санкций со стороны официального Лондона восстановление авиапарка шло крайне медленно, а после событий декабря 2001 года положение Военно-воздушных сил Аргентины и вовсе стало критическим.

В целях обеспечения безопасности страны правительство Кристины Фернандес де Киршнер должно активизировать военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем, Бразилией и Венесуэлой; начать модернизацию авиабаз по всей протяжённости Патагонии, а также около Буэнос-Айреса для отражения атак авианосных соединений стран Североатлантического альянса; однако эти задачи остаются нерешёнными.

ВВС Аргентины, по приблизительным данным, насчитывают 13 истребителей «Мираж» III, семь «Мираж» 5Р, 13 истребителей «Даггер» израильского производства (копия французского «Мираж» 5), 24 штурмовика собственной разработки FMA IA-58A «Пукара», шесть штурмовиков А-4АР американского производства, от пяти до шести транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», один топливозаправщик КC-130H, шесть «Фоккеров» F28 голландского производства. Наиболее полно представлен парк легковооружённых учебно-боевых машин, в большинстве своём устаревших типов. Это 31 учебно-тренировочный самолёт Т-34А американского производства, 22 ЕМВ-312 «Тукано» бразильского производства, 11 учебно-боевых самолётов собственной разработки FMA IA-63 «Pampa», семь учебно-тренировочных Су-29. Вертолётные части представлены 11 винтокрылыми машинами Хьюз 500 (MD 500), восемью UH-1H «Ирокез», пятью Textron 212, двумя Аэроспасьяль SA.315B, двумя Ми-171, по одному «Сикорскому» S-70A «Блэк Хок» и S-76B Mk II. Морская авиация Аргентины имеет на вооружении девять учебно-боевых самолётов EMB-326 «Шаванте» бразильского производства, от пяти до восьми палубных штурмовиков «Супер Этандар», шесть патрульных Р-3В «Орион», пять противолодочных самолётов S-2T, а также около 14 вертолётов.

Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня страна намного слабее самой себя, чем в 1982 году: ещё 10 марта 2013 года в Аргентине был распространён отчёт о боеготовности её авиапарка. По информации, представленной в документе, только 16% от численного состава ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для Военно-воздушных сил Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2007-2010 годах уровень боеготовности ВВС Аргентины снизился до 30%. Отмечалось, что сложившиеся показатели исправности боевой авиации продолжают падать.

Совершенно очевидно, что в случае возникновения нового конфликта авиационные соединения Великобритании захватят господство в воздухе в считанные дни. И в настоящее время страна «Туманного Альбиона», по существу, готовится к войне по принципу: «Слабость – это повод к насилию».

Аргентина в поисках партнёров

Давление со стороны Запада вынуждает власти Аргентины экономить финансы на элементарном поддержании хотя бы части авиапарка в лётном состоянии, при этом официальный Буэнос-Айрес зачастую выполняет требования возможных поставщиков авиатехники на заведомо невыгодных для себя условиях. Так, по сообщениям СМИ, Министерство обороны Аргентины планирует потратить до 280 млн. долларов на покупку подержанных израильских истребителей «Кфир» C.10.

На эту сумму предполагается приобрести 14 истребителей. Вероятно, контракт будет заключен с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries (IАI). Министр обороны Аргентины Агустин Росси сообщил, что решение о покупке самолётов будет принято в ближайшее время.

Отмечается, что перед тем как принять решение, представители аргентинского военного ведомства сделают запрос о стоимости подержанных самолётов у нескольких других поставщиков. Закупку боевых машин планируется осуществить до декабря 2015 года. К этому времени Министерство обороны Аргентины планирует полностью списать истребители «Мираж» III, которые стоят на вооружении страны в настоящее время.

Условия сделки с Израилем предполагают, что самолёты «Кфир» C.10 будут модернизированы перед доставкой заказчику. В чём именно будет заключаться модернизация истребителей, не сообщается.

«Кфир» C.10 («Кфир»-2000) - многоцелевой истребитель, который представляет собой модернизированную версию самолёта «Кфир» C.7., разработанного в IAI для экспорта. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине установлены индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, возможно использование шлема пилота с внутришлемными дисплеями. «Кфир» C.10 может нести противорадарную ракету RAFAEL «Derby» и последние варианты ракет класса «воздух-воздух» RAFAEL «Python» с тепловой головкой самонаведения (при этом израильская машина по боевым возможностям уступает даже советскому МиГ-23).

Ранее ВВС Аргентины планировали приобрести подержанные испанские истребители «Мираж» F1M. Но в начале 2014 года военное ведомство страны отказалось от этих планов.

Кроме того, в октябре нынешнего года правительство Аргентины приняло решение о начале консультаций с шведской компанией «Saab», с целью приобретения 24 истребителей JAS-39 «Грипен»-NG. Условия покупки новых истребителей, а также доля участия аргентинских предприятий в производстве этих самолётов будет предметом переговоров в ближайшие месяцы между представителями двух стран.

Однако при всём этом непонятно, почему власти Аргентины не задумываются над тем, что именно Су-30МК, Су-25СМ, Ил-78 и другие российские самолёты существенно усилят авиапарк Аргентины , а в условиях действий «финансовых стервятников» подписание контрактов с Западом и Израилем – всё равно, что подписывать себе смертный приговор.

Авиация и геополитика: напряжённость нарастает

Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Кристины Фернандес вызывает злобу у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает наращивать военную группировку у Мальвинских островов.

Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа - были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру, чтобы «не дразнить аргентинцев». Понятно, что по-хорошему англичане уходить не хотят. В ответ официальный Буэнос-Айрес заявил, что политика Великобритании угрожает безопасности Аргентины и запретил выход в море «подозрительным судам» с трубами и оборудованием, используемым в нефтеразведке.

Однако было бы ошибочным думать, что эскалация обстановки происходит только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никакой нефти, архипелаг всё равно является стратегически важным.

Первое. Острова занимают стратегически важное положение на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.

Второе. Острова имеют огромное военное значение как база НАТО под боком у Южной Америки и база снабжения своих судов в этом регионе.

Третье. С правом обладания Мальвинами связаны притязания на различные сектора Антарктиды. Эти притязания заморожены соглашением 1959 года, но от них никто не отказался.
Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяженность морских границ. Ясно, что флот, лишённый поддержки с воздуха, подвергнется уничтожению; прикрытие он может получить только от штурмовой и морской авиации. Однако в случае приобретения российской авиатехники у аргентинских ВВС появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата, тем самым уничтожая авианосные ударные группы и десантные подразделения стран НАТО у Мальвинского архипелага.

Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России , при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала нашу страну в крымском вопросе. В марте нынешнего года Кристина де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики», - заявила президент Аргентины.

Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на поражение – это ясно каждому. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику , чтобы занять перспективный оружейный рынок. И в этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага – мой друг».

Константин Фёдоров

Во время празднования 103-й годовщины создания ВВС Аргентины, прошедшего 13 августа 2015 года на аргентинской авиабазе Тандил (провинция Буэнос-Айрес), на которой дислоцируется 6-я авиационная бригада ВВС, было зачитано приветствие начальника главного штаба ВВС Аргентины бригадного генерала Марио Мигеля Каллехо, в котором "юбиляру" был предподнесен очень своеобразный "подарок" в виде объявления о предстоящем выводе из боевого состава всех истребителей Dassault Mirage - последних действующих истребителей в составе аргентинских ВВС. Самолеты семейства Mirage, которые и состоят на вооружении 6-й авиабригады, будут выведены из боевого состава к концу ноября 2015 года. Днем позже, 14 августа, сам генерал Марио Мигель Каллехо подтвердил это решение в личном обращении во время церемонии все по поводу того же 103-летия ВВС, проходившей на другой аргентинской авиабазе - столичной Морон.

К настоящему времени в составе единственной входящей в состав 6-й авиационной бригады (VIª Brigada Aéreа) 6-й истребительной группы (Grupo 6 de Caza) в Тандиле находятся суммарно номинально 30 истребителей семейства Mirage - десять Dassault Mirage IIIEA и две "спарки" Mirage IIIDA, семь Dassault Mirage 5P и 11 Finger IIIB (модернизированный вариант бывших израильских истребителей IAI Nesher). Однако фактически в летном состоянии в 6-й группе суммарно остаются не более семи-восьми истребителей всех типов, остро страдающих от физического износа и нехватки запасных частей (в прохождении в воздухе на церемонии празднования 13 августа приняли участие шесть истребителей всех типов) .

Три истребителя типа Dassault Mirage (предположительно, типа Finger IIIB) ВВС Аргентины в воздухе во время церемонии празднования 103-й годовщины создания ВВС. Тандил, 13.08.2015 (с) El Eco de Tandil

Объявленное окончательное списание всех самолетов семейства Mirage оставит ВВС Аргентины без истребителей - после этого из реактивных боевых самолетов Аргентина будет располагать 32 модернизированными старыми американскими штурмовиками A-4AR Fightinghawk (в составе 5-й авиационной бригады на авиабазе Вилья-Рейнольс, Сан-Луис), имеющими также очень низкий уровень боеготовности, а также 19 учебно-боевыми самолетами IA-63 Pampa (большая часть которых эксплуатируется в 4-й авиационной бригаде на авиабазе Эль-Плюмерильо, Мендоса). Сообщается, что с конца года выполнение задач ПВО территории Аргентины будет возложено именно на учебно-боевые самолеты IA-63 Pampa.

Последнее десятилетие ВВС Аргентины постоянно изыскивали возможности приобретения за рубежом каких-либо боевых самолетов для замены исчезающего парка своих истребителей Mirage, однако из-за отсутствия средств ни один из рассматривавшихся вариантов, по которым велись переговоры (приобретение списанных из состава ВВС Франции или Испании истребителей Dassault Mirage F.1 или модернизированных истребителей IAI Kfir, ранее состоявших на вооружении ВВС Израиля) так и не был реализован. Еще более утопическим выглядят проталкивавшиеся правительством Аргентины проекты приобретения новых китайских истребителей JF-17 или J-10 - на что тоже нет денег. Недавно появились сообщения о возобновлении переговоров с Израилем относительно приобретения эскадрильи Kfir (с модернизацией по новому варианту Kfir C60), однако, судя по всему, ВВС Аргентины останутся без истребителей еще на долгие годы.

ВВС Аргентины испытывают в целом острый финансовый кризис из-за хронического недофинансирования. Сообщается, что к августу долги ВВС Аргентины поставщикам достигли 54 млн долл, из которых 21,6 млн долл - за поставки авиационного топлива перед государственной нефтегазовой компанией YPF. 11 августа командование ВВС Аргентины подписало приказы о введении мер жесткой экономии, включая ограничения потребления топлива, электроэнергии и продовольствия, отправку в отпуска без жалования части персонала, и сокращения рабочей недели остающегося персонала с 40 до 15 часов. Все летательные аппараты ВВС, находящиеся в нелетном состоянии, будут полностью прекращены техническим обслуживанием.

ВВС Аргентины эксплуатируют самолеты семейства Dassault Mirage с 1972 года, и к настоящему времени парк этих самолетов налетал в Аргентине более 131 тысячу часов, приняв, в том числе, активное участие в Фолклендской войне 1982 года.

В 1972-1980 годах ВВС Аргентины приобрели 17 истребителей Dassault Mirage IIIEA и четыре учебно-боевых истребителя Mirage IIIDA новой постройки. Из них два Mirage IIIEA были потеряны в войне 1982 года, а еще пять Mirage IIIEA и два истребителя Mirage IIIDA потеряны в летных происшествиях. Сейчас в составе 2-й эскадрильи перехватчиков (Escuadrón II de Intercepción) 6-й истребительной группы 6-й авиационной бригады остаются номинально д есять Dassault Mirage IIIEA (причем в основном это машины первых партий) и две "спарки" Mirage IIIDA.

В 1983 году Аргентина приобрела из состава ВВС Израиля 19 истребителей Mirage IIICJ и три "спарки" Mirage IIIBJ, но бывшие израильские самолеты были значительно изношены и прослужили в аргентинских ВВС лишь до 1990 года (за это время в эксплуатации были разбиты два Mirage IIICJ и один Mirage IIIBJ).

В 1982 году во время Фолкледского конфликта Перу в порядке "солидарности" безвозмездно передали из состава своих ВВС Аргентине десять истребителей-бомбардировщиков Dassault Mirage 5P. К настоящему времени три из этих самолетов потеряны в летных происшествиях, а остальные семь номинально продолжают числиться в составе 1-й эскадрильи истребителей-бомбардировщиков (Escuadrón I de Cazabombardeo) 6-й истребительной группы 6-й авиационной бригады, из которых в летном состоянии на начало 2015 года находился, как сообщают, только один самолет.

В 1978 году Аргентина приобрела из состава ВВС Израиля 35 одноместных и четыре двухместных истребителя Nesher. Длительное время истребители Nesher считались "пиратскими" копиями истребителей Mirage 5, якобы построенными в Израиле компанией Israel Aircraft Industries (IAI) в 1971-1974 годах. Согласно современным данным, фактически никакого производства этих самолетов на IAI не осуществлялось, а все самолеты Nesher (51 одноместный и десять двухместных) были машинами Mirage 5, тайно поставленными в Израиль в разобранном виде Францией вопреки объявленному самим же французским правительством в январе 1969 года эмбарго на поставку вооружения Израилю.

В 1978 году Израиль продал почти все остававшиеся к тому времени в составе его ВВС самолеты Nesher Аргентине (за исключением пяти "спарок" Nesher T, позднее проданных ЮАР), и в аргентинских ВВС они получили название Dagger А (одноместные) и Dagger B ("спарки"). Из поставленных Аргентине истребителей, 12 Dagger А были потеряны в Фолклендской войне, а еще по одному Dagger А и Dagger B - в летных происшествиях. С 1983 по 1990 годы по контракту с IAI 23 аргентинских самолета Dagger А были модернизированы в вариант Finger IIIA/IIIB, близкий по оборудованию к израильским истребителям Kfir C2. Из этих модернизированных машин десять были списаны после летных происшествий. К настоящему времени в составе 1-й эскадрильи истребителей-бомбардировщиков 6-й истребительной группы 6-й авиационной бригады продолжаются числиться только 11 Finger IIIB, из которых к началу 2015 года в летном состоянии было не более четырех.

Сохранено

Константин Фёдоров

В свете последних событий, происходящих на Украине и Ближнем Востоке, Великобритания под шумок нагнетает обстановку в Южной Атлантике, стремясь сохранить Мальвинские острова под своим колониальным господством. При этом Аргентине необходимо вернуть данный архипелаг. Но главную роль в возможном конфликте, как и в 1982 году, будет играть авиация.

Кризис ВВС Аргентины: как всё начиналось

После прихода к власти левого президента Нестора Киршнера в мае 2003 года страны Запада усилили давление на Аргентину; сближение нового правительства «Фронта за Победу» с Венесуэлой и Бразилией не осталось незамеченным в США и Великобритании. Стремительное старение авиапарка остро поставило вопрос о его срочной модернизации, однако последствия войны 1982 года и финансово-экономического коллапса 2001 года сказываются до сих пор – денег на закупку новейшей авиатехники просто нет.

Если бросить ретроспективный взгляд на причины конфликтной ситуации в Южной Атлантике, то станет ясно, что ещё в 1522 году Мальвинские острова открыл участник испанской кругосветной экспедиции Фернандо Магеллана Эстебан Гомес. Такое название островам дали в XVIII веке колонисты из французского порта Сен-Мало.

В 1816 году Мальвинские острова стали частью независимой Аргентины. Однако уже в 1833 году английские поселенцы заявили, что архипелаг якобы принадлежит британской короне. Несмотря на протесты аргентинской общественности, Великобритания в 1892 году объявила Мальвины своей колонией.

Ещё в апреле-июне 1982 года Аргентина пыталась вернуть себе острова, объявив войну Великобритании, однако ВВС южноамериканской страны понесли большие потери. Но беда не пришла одна – под давлением санкций со стороны официального Лондона восстановление авиапарка шло крайне медленно, а после событий декабря 2001 года положение Военно-воздушных сил Аргентины и вовсе стало критическим.

В целях обеспечения безопасности страны правительство Кристины Фернандес де Киршнер должно активизировать военно-техническое сотрудничество с Россией и Китаем, Бразилией и Венесуэлой; начать модернизацию авиабаз по всей протяжённости Патагонии, а также около Буэнос-Айреса для отражения атак авианосных соединений стран Североатлантического альянса; однако эти задачи остаются нерешёнными.

ВВС Аргентины, по приблизительным данным, насчитывают 13 истребителей «Мираж» III, семь «Мираж» 5Р, 13 истребителей «Даггер» израильского производства (копия французского «Мираж» 5), 24 штурмовика собственной разработки FMA IA-58A «Пукара», шесть штурмовиков А-4АР американского производства, от пяти до шести транспортных самолётов С-130Н «Геркулес», один топливозаправщик КC-130H, шесть «Фоккеров» F28 голландского производства. Наиболее полно представлен парк легковооружённых учебно-боевых машин, в большинстве своём устаревших типов. Это 31 учебно-тренировочный самолёт Т-34А американского производства, 22 ЕМВ-312 «Тукано» бразильского производства, 11 учебно-боевых самолётов собственной разработки FMA IA-63 «Pampa», семь учебно-тренировочных Су-29. Вертолётные части представлены 11 винтокрылыми машинами Хьюз 500 (MD 500), восемью UH-1H «Ирокез», пятью Textron 212, двумя Аэроспасьяль SA.315B, двумя Ми-171, по одному «Сикорскому» S-70A «Блэк Хок» и S-76B Mk II. Морская авиация Аргентины имеет на вооружении девять учебно-боевых самолётов EMB-326 «Шаванте» бразильского производства, от пяти до восьми палубных штурмовиков «Супер Этандар», шесть патрульных Р-3В «Орион», пять противолодочных самолётов S-2T, а также около 14 вертолётов.

Анализируя состояние боевой авиации Аргентины, необходимо отметить, что на сегодня страна намного слабее самой себя, чем в 1982 году: ещё 10 марта 2013 года в Аргентине был распространён отчёт о боеготовности её авиапарка. По информации, представленной в документе, только 16% от численного состава ВВС Аргентины могут считаться боеготовыми. Для сравнения, данный показатель составляет 50% для Военно-воздушных сил Бразилии и Чили (сама Аргентина достигала его в 2001-2003 годах), и 75% для ВВС США и Франции. В 2007-2010 годах уровень боеготовности ВВС Аргентины снизился до 30%. Отмечалось, что сложившиеся показатели исправности боевой авиации продолжают падать.

Совершенно очевидно, что в случае возникновения нового конфликта авиационные соединения Великобритании захватят господство в воздухе в считанные дни. И в настоящее время страна «Туманного Альбиона», по существу, готовится к войне по принципу: «Слабость – это повод к насилию».

Аргентина в поисках партнёров

Давление со стороны Запада вынуждает власти Аргентины экономить финансы на элементарном поддержании хотя бы части авиапарка в лётном состоянии, при этом официальный Буэнос-Айрес зачастую выполняет требования возможных поставщиков авиатехники на заведомо невыгодных для себя условиях. Так, по сообщениям СМИ, Министерство обороны Аргентины планирует потратить до 280 млн. долларов на покупку подержанных израильских истребителей «Кфир» C.10.

На эту сумму предполагается приобрести 14 истребителей. Вероятно, контракт будет заключен с израильской государственной компанией Israel Aerospace Industries (IАI). Министр обороны Аргентины Агустин Росси сообщил, что решение о покупке самолётов будет принято в ближайшее время.

Отмечается, что перед тем как принять решение, представители аргентинского военного ведомства сделают запрос о стоимости подержанных самолётов у нескольких других поставщиков. Закупку боевых машин планируется осуществить до декабря 2015 года. К этому времени Министерство обороны Аргентины планирует полностью списать истребители «Мираж» III, которые стоят на вооружении страны в настоящее время.

Условия сделки с Израилем предполагают, что самолёты «Кфир» C.10 будут модернизированы перед доставкой заказчику. В чём именно будет заключаться модернизация истребителей, не сообщается.

«Кфир» C.10 («Кфир»-2000) - многоцелевой истребитель, который представляет собой модернизированную версию самолёта «Кфир» C.7., разработанного в IAI для экспорта. У него появилась кабина с улучшенным панорамным обзором, оборудование для дозаправки в воздухе, и новая авионика в удлинённом носовом обтекателе. В кабине установлены индикатор на лобовом стекле, два многофункциональных цветных дисплея, возможно использование шлема пилота с внутришлемными дисплеями. «Кфир» C.10 может нести противорадарную ракету RAFAEL «Derby» и последние варианты ракет класса «воздух-воздух» RAFAEL «Python» с тепловой головкой самонаведения (при этом израильская машина по боевым возможностям уступает даже советскому МиГ-23).

Ранее ВВС Аргентины планировали приобрести подержанные испанские истребители «Мираж» F1M. Но в начале 2014 года военное ведомство страны отказалось от этих планов.

Кроме того, в октябре нынешнего года правительство Аргентины приняло решение о начале консультаций с шведской компанией «Saab», с целью приобретения 24 истребителей JAS-39 «Грипен»-NG. Условия покупки новых истребителей, а также доля участия аргентинских предприятий в производстве этих самолётов будет предметом переговоров в ближайшие месяцы между представителями двух стран.

Однако при всём этом непонятно, почему власти Аргентины не задумываются над тем, что именно Су-30МК, Су-25СМ, Ил-78 и другие российские самолёты существенно усилят авиапарк Аргентины, а в условиях действий «финансовых стервятников» подписание контрактов с Западом и Израилем – всё равно, что подписывать себе смертный приговор.

Авиация и геополитика: напряжённость нарастает

Как было уже сказано, проведение независимого внешнеполитического курса правительством Кристины Фернандес вызывает злобу у Запада. Несмотря на мирные инициативы Аргентины, Великобритания продолжает наращивать военную группировку у Мальвинских островов.

Ещё в феврале 2010 года на мальвинском шельфе появилась первая английская буровая платформа - были обнаружены огромные запасы нефти и газа, которые по объёму вполне могут соперничать с нефтяными кладовыми Северного моря. Британские эксперты определяют их в 60 млрд. баррелей, явно занижая цифру, чтобы «не дразнить аргентинцев». Понятно, что по-хорошему англичане уходить не хотят. В ответ официальный Буэнос-Айрес заявил, что политика Великобритании угрожает безопасности Аргентины и запретил выход в море «подозрительным судам» с трубами и оборудованием, используемым в нефтеразведке.

Однако было бы ошибочным думать, что эскалация обстановки происходит только из-за одной нефти. Даже если бы на Мальвинах не было никакой нефти, архипелаг всё равно является стратегически важным.

Первое. Острова занимают стратегически важное положение на подступах к Магелланову проливу и проливу Дрейка, то есть, дают контроль над морскими путями, связывающими Атлантический и Тихий океаны.

Второе. Острова имеют огромное военное значение как база НАТО под боком у Южной Америки и база снабжения своих судов в этом регионе.

Третье. С правом обладания Мальвинами связаны притязания на различные сектора Антарктиды. Эти притязания заморожены соглашением 1959 года, но от них никто не отказался.

Также необходимо иметь в виду, что Аргентина имеет значительную протяженность морских границ. Ясно, что флот, лишённый поддержки с воздуха, подвергнется уничтожению; прикрытие он может получить только от штурмовой и морской авиации. Однако в случае приобретения российской авиатехники у аргентинских ВВС появится возможность действовать на более дальних рубежах перехвата, тем самым уничтожая авианосные ударные группы и десантные подразделения стран НАТО у Мальвинского архипелага.

Ещё один существенный момент: Великобритания является одним из самых заклятых врагов России, при этом наша страна имеет прекрасный шанс изменить баланс сил в свою пользу. Кроме того, необходимо помнить, что Аргентина, пусть и негласно, но поддержала нашу страну в крымском вопросе. В марте нынешнего года Кристина де Киршнер подвергла резкой критике США и Великобританию за политику «двойных стандартов» по отношению к Крыму и Мальвинским островам: «Если референдум проводит Крым, то это неправильно, но если это делают фолклендцы, то всё хорошо. Такая позиция не выдерживает никакой критики» , - заявила президент Аргентины.

Итак, Аргентина должна противостоять давлению Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна обречена на поражение – это ясно каждому. В свою очередь, России необходимо проводить наступательную внешнюю политику, чтобы занять перспективный оружейный рынок. И в этом случае должен действовать принцип: «Враг моего врага – мой друг».

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей