«Царь-бомба»: как Советский Союз показал «Кузькину мать. Кузькина мать: история самой мощной «царь-бомбы» в мире

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой "изделия", другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными . После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение "изделие 602". В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй . На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома "Оленья" в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы "Кастро Браво", взрыв "Царь-бомбы" на Новой Земле оказался относительно "чистым". Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса "супербомбы" была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой "изделия", другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем "изделия" к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка "холодной войны", испытания "супербомбы" вновь стали актуальными . После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение "изделие 602". В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй . На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома "Оленья" в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы "Кастро Браво", взрыв "Царь-бомбы" на Новой Земле оказался относительно "чистым". Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

30 октября 1961 года Советский Союз произвел взрыв самой мощной бомбы в мире – Царь-бомбы. Эта 58-мегатонная водородная бомба была взорвана на полигоне, расположенном на Новой Земле. После взрыва Никита Хрущёв любил пошутить, что первоначально предполагалось взорвать 100-мегатонную бомбу, но заряд уменьшили, "чтобы не побить все стёкла в Москве."

«Царь-бомба» АН602


Название

Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением известного высказывания Н. С. Хрущёва «Мы ещё покажем Америке кузькину мать!». Официально же бомба АН602 не имела названия. В переписке для РН202 использовалось также обозначение «изделие В», причем так впоследствии именовали и АН602 (индекс ГАУ - «изделие 602»). В настоящее время все это является иногда причиной путаницы, так как АН602 ошибочно отождествляют с РДС-37 или (что чаще) с РН202 (впрочем, последнее отождествление отчасти оправданно, так как АН602 представляла собой модификацию РН202). Более того, в результате у АН602 задним числом появилось и «гибридное» обозначение РДС-202 (которого ни она, ни РН202 никогда не носили). Название же «Царь-бомба» изделие получило как самое мощное и разрушительное оружие в истории.

Разработка

Распространён миф, что «Царь-бомба» была сконструирована по заданию Н. С. Хрущёва и в рекордно короткие сроки - якобы вся разработка и изготовление заняли 112 дней. На самом же деле работы над РН202/АН602 велись более семи лет - с осени 1954 г. по осень 1961 г. (с двухлетним перерывом в 1959-1960 гг.). При этом в 1954-1958 гг. работу над 100-мегатонной бомбой вёл НИИ-1011.

Стоит заметить, что приведённая выше информация о сроке начала работ находится в частичном противоречии с официальной историей института (ныне это Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ). Согласно ей, приказ о создании соответствующего НИИ в системе Министерства среднего машиностроения СССР был подписан только 5 апреля 1955 г., а к работе в НИИ-1011 приступили ещё несколькими месяцами позже. Но в любом случае - только финальный этап разработки АН602 (уже в КБ-11 - ныне это Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики/РФЯЦ-ВНИИЭФ) летом-осенью 1961 г. (а отнюдь не весь проект в целом!) действительно занял 112 дней. Тем не менее - АН602 не являлась просто переименованной РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд конструктивных изменений - в результате чего, например, заметно изменилась ее центровка. АН602 имела трёхступенчатую конструкцию: ядерный заряд первой ступени (расчётный вклад в мощность взрыва - 1,5 мегатонны) запускал термоядерную реакцию во второй ступени (вклад в мощность взрыва - 50 мегатонн), а она, в свою очередь, инициировала ядерную «реакцию Джекилла-Хайда» (деление ядер в блоках урана-238 под действием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза) в третьей ступени (ещё 50 мегатонн мощности), так что общая расчётная мощность АН602 составляла 101,5 мегатонн.

Место испытания на карте.

Первоначальный вариант бомбы был отвергнут по причине чрезвычайно высокого уровня радиоактивного загрязнения, которое она должна была вызвать - было решено не использовать «реакцию Джекилла-Хайда» в третьей ступени бомбы и заменить урановые компоненты на их свинцовый эквивалент. Это уменьшало расчетную общую мощность взрыва почти вдвое (до 51,5 мегатонн).
Первые проработки по «теме 242» начались сразу после переговоров И. В. Курчатова с А. Н. Туполевым (состоялись осенью 1954 г.), который назначил руководителем темы своего заместителя по системам вооружения А. В. Надашкевича. Проведённый прочностной анализ показал, что подвеска столь большой сосредоточенной нагрузки потребует серьёзных изменений в силовой схеме исходного самолёта, в конструкции бомбоотсека и в устройствах подвески и сброса. В первой половине 1955 года был согласован габаритный и весовой чертёж АН602, а также компоновочный чертёж его размещения. Как и предполагалось, масса бомбы составляла 15 % взлётной массы носителя, но её габаритные размеры потребовали снятия фюзеляжных топливных баков. Разработанный для подвески АН602 новый балочный держатель БД7-95-242 (БД-242) был близким по конструкции к БД-206, но значительно грузоподъёмнее. Он имел три бомбардировочных замка Дер5-6 грузоподъёмностью 9 тонн каждый. БД-242 крепился непосредственно к силовым продольным бимсам, окантовывавшим бомбоотсек. Успешно решили и проблему управления сбросом бомбы - электроавтоматика обеспечила исключительно синхронное открытие всех трёх замков (необходимость этого диктовалась условиями безопасности).

17 марта 1956 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 357-228сс, согласно которому ОКБ-156 должно было приступить к переоборудованию Ту-95 в носитель ядерных бомб большой мощности. Эти работы велись в ЛИИ МАП (Жуковский) с мая по сентябрь 1956-го. Затем Ту-95В был принят заказчиком и передан для проведения лётных испытаний, которые велись (включая сброс макета «супербомбы») под руководством полковника С. М. Куликова до 1959 г. и прошли без особых замечаний. В октябре 1959 года «Кузькину мать» доставил на полигон днепропетровский экипаж.

Испытания

Носитель «супербомбы» был создан, но его реальные испытания отложили по политическим соображениям: Хрущёв собирался в США, и в холодной войне наступила пауза. Ту-95В перегнали на аэродром в Узин, где он использовался как учебный самолёт и уже не числился как боевая машина. Однако в 1961 г., с началом нового витка холодной войны, испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. На Ту-95В срочно заменили все разъёмы в системе электроавтоматики сброса и сняли створки бомбоотсека - реальная бомба по массе (26,5 т, в том числе вес парашютной системы - 0,8 т) и габаритам оказалась несколько больше макета (в частности, теперь её вертикальный габарит превышал размеры бомбоотсека в высоту). Самолёт был также покрыт специальной светоотражающей краской белого цвета.

Вспышка взрыва "Царь-Бомбы"

О предстоящих испытаниях 50-мегатонной бомбы объявил Хрущёв в своём докладе 17 октября 1961 г. на XXII съезде КПСС.
Испытания бомбы состоялись 30 октября 1961 г. Подготовленный Ту-95В с реальной бомбой на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А.

Гриб после взрыва

Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос»(73.85, 54.573°51′ с. ш. 54°30′ в. д. / 73.85° с. ш. 54.5° в. д. (G) (O)). Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью) (однако есть и другие данные о высоте взрыва - в частности, назывались числа 3700 м над целью (3900 м над уровнем моря) и 4500 м). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория - 53,5 километра. Мощность взрыва заметно превысила расчётную (51,5 мегатонн) и составила от 57 до 58,6 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Есть также сведения, что по первоначальным данным мощность взрыва АН602 была существенно завышена и оценивалась величинами до 75 мегатонн.

Существует видеохроника приземления самолета-носителя этой бомбы после испытания; самолет горел, при осмотре после посадки видно что некоторые выступавшие алюминиевые детали оплавились и деформировались.

Результаты испытания

Взрыв АН602 по классификации был низким воздушным взрывом сверхбольшой мощности. Результаты его впечатляли:

    Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли.

    Излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров.

    Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут

    Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.

    Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра.

    Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров

    Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа источники не сообщают.

Последствия испытания

Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения - тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602.

диаметр тотальных разрушений, для наглядности нанесенный на карту Парижа

Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем. Так, в испытанном экземпляре бомбы для поднятия мощности взрыва еще на 50 мегатонн достаточно было выполнить третью ступень бомбы (являлась оболочкой второй ступени) не из свинца, а из урана-238, как и предполагалось штатно. Замена материала оболочки и понижение мощности взрыва были обусловлены только желанием сократить до приемлемого уровня количество радиоактивных осадков, а не стремлением уменьшить вес бомбы, как иногда полагают. Впрочем, вес АН602 от этого действительно уменьшился, но незначительно - урановая оболочка должна была весить примерно 2800 кг, свинцовая же оболочка того же объёма - исходя из меньшей плотности свинца - около 1700 кг. Достигнутое при этом облегчение чуть более одной тонны слабо заметно при общей массе АН602 не менее 24 тонн (даже если брать самую скромную оценку) и не влияло на положение дел с её транспортировкой.

Нельзя и утверждать, что «взрыв стал одним из самых чистых в истории атмосферных ядерных испытаний» - первой ступенью бомбы был урановый заряд мощностью в 1,5 мегатонны, что само по себе обеспечило большое количество радиоактивных осадков. Тем не менее, можно считать, что для ядерного взрывного устройства такой мощности АН602 действительно была довольно чистой - более 97 % мощности взрыва давала практически не создающая радиоактивного загрязнения реакция термоядерного синтеза.
Также дискуссия о путях политического применения технологии создания сверхмощных ядерных боеголовок послужила началу идеологических расхождений Хрущёва Н. С. и Сахарова А. Д., так как Никита Сергеевич не принял проект Андрея Дмитриевича по размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок, мощностью от 200 или даже 500 мегатонн, вдоль американских морских границ, что позволяло отрезвить неоконсервативные круги не втягиваясь в разорительную гонку вооружений

Слухи и мистификации, связанные с АН602

Результаты испытаний АН602 стали предметом и ряда других слухов и мистификаций. Так, порой утверждалось, что мощность взрыва бомбы достигла 120 мегатонн. Вероятно, это было связано с «наложением» информации о превышении реальной мощности взрыва над расчетной примерно на 20 % (на самом деле - на 14-17 %) на первоначальную проектную мощность бомбы (100 мегатонн, точнее - 101,5 мегатонны). Масла в огонь подобных слухов подлила и газета «Правда», на страницах которой было официально заявлено, что «Она <АН602> - вчерашний день атомного оружия. Сейчас созданы ещё более мощные заряды». На самом деле более мощные термоядерные боеприпасы - например, боевая часть для МБР УР-500 (индекс ГРАУ 8К82; известная ракета-носитель «Протон» является её модификацией) мощностью 150 мегатонн хотя и действительно разрабатывались, но так и остались на чертёжных досках.

В разное время также циркулировали слухи о том, что мощность бомбы была уменьшена в 2 раза по сравнению с планируемой, так как учёные опасались возникновения самоподдерживающейся термоядерной реакции в атмосфере. Интересно, что похожие опасения (только по поводу возможности возникновения в атмосфере самоподдерживающейся реакции ядерного деления) уже высказывались ранее - при подготовке к испытаниям первой атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта. Тогда эти опасения дошли до того, что одного из переволновавшихся учёных не только отстранили от испытаний, но и отправили на попечение врачей.
Фантастами и физиками высказывались также опасения (порождённые главным образом фантастикой тех лет - эта тема часто фигурировала в книгах Александра Казанцева, так в его книге «Фаэты» утверждалось, что таким образом погибла гипотетическая планета Фаэтон, от которой остался пояс астероидов), что взрыв может инициировать термоядерную реакцию в морской воде, содержащей некоторое количество дейтерия, и таким образом вызвать взрыв океанов, который расколет планету на куски.

Подобные же опасения, правда, в шутливой форме, высказывал герой книг фантаста Юрия Тупицына, звездолётчик Клим Ждан:
«Возвращаясь на Землю, я всегда волнуюсь. На месте ли она? Не превратили ли ее учёные, увлёкшиеся очередным многообещающим экспериментом, в облако космической пыли или плазменную туманность?»

Все знают о двух японских городах, на которые были сброшены ядерные бомбы, а также о последствиях этих взрывов. Интересно узнать о создании и испытании самой мощной водородной бомбы.

Бомбы в Хиросиме и Нагасаки

В сентябре 1945-го года Япония капитулировала, окончилась Вторая мировая война. Этому предшествовали два ядерных взрыва – 6 августа 1945-го года американскими бомбардировщиками были сброшены бомбы сначала на Хиросиму, а спустя всего три дня и на Нагасаки.

Известно, что в Хиросиме от взрыва и последствий бомбардировки погибло около 140 тысяч человек. Бомба, сброшенная на Хиросиму, называлась «Малыш». На город Нагасаки упала бомба «Толстяк»,она унесла жизни 80 тысяч человек.

По мнению США, именно эти взрывы и привели к скорейшему окончанию войны. С тех пор случаев применения ядерного оружия больше не было.


Размер бомбы «Малыш» - семьдесят сантиметров в диаметре, её длина – три метра двадцать сантиметров. «Малыш» весил четыре тонны, и его мощность достигла от 13 до 18 килотонн тротила. После взрыва дым над Хиросимой поднялся на высоту двадцать тысяч футов.

Длина бомбы «Толстяк» - три метра двадцать пять сантиметров, а диаметр – метр пятьдесят четыре сантиметра. Вес этой бомбы превысил вес «Малыша» на шестьсот килограмм. Мощность взрыва в городе Нагасаки та же, что и в Хиросиме, в тротиловом эквиваленте она равна 21 килотонны.


В результате двух взрывов была поражена огромная территория, которая практически вся до сегодняшнего дня остаётся пустой. Два пострадавших города теперь являются символами атомной трагедией и борьбы с атомной опасностью.

Самые мощные неатомные бомбы

Холодная война закончилась, однако не прекращается работа над новыми видами оружия. Сейчас учёные заняты созданием неатомных видов бомб. GBU-43/B – таково официальное название мощнейшей американской неядерной бомбы. У неё есть другое название – «Мама всех бомб». Её масса – 9,5 тонн, длина – 10 метров, а диаметр – 1 метр. Впервые эту бомбу изготовили в 2002 году. В тротиловом эквиваленте взрывная мощность равна 11 тоннам.


Ещё более мощное оружие было создано в России – это авиационная вакуумная бомба. Её второе название – «Папа всех бомб». В тротиловом эквиваленте взрывная мощность равна 44 тоннам.

Водородные бомбы- самое мощное оружие

Водородная или термоядерная бомба обладает аналогичными поражающими факторами, что и ядерная бомба, но значительно превышает ее по мощности. Работу по ее созданию параллельно вели учёные сразу в нескольких странах, в том числе в СССР, США и в Германии. Исследования начались непосредственно перед Второй мировой войной.


Впервые испытания провели американцы в 1 ноябре 1952 года на атолле Эниветок, спустя год, 12 августа 1953 года в СССР на полигоне в Семипалатинске была взорвана водородная бомба отечественного производства.

Самая мощная водородная бомба

Самой большой на сегодняшний день считается бомба АН602, которой дали название «Кузькина мать» и «Царь-Бомба». Размеры «Царь-Бомбы»: длина – 8 метров, диаметр – 2 метра, вес - 24 тонны, взрывная мощность - 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Разработки велись в 1945-го по 1961-ый год группой физиков-ядерщиков под руководством академика Академии наук СССР И. В. Курчатова.


Ее испытания прошли 30 октября 1961 года на полигоне архипелага Новая Земля. Взрыв произвели в воздухе на расстоянии 4000 метров над Новой Землёй. Ни один из существующих на тот момент самолётов не смог бы справиться с этой задачей, поэтому специально для производства взрыва был построен самолёт Ту 95-В. Диаметр огненного шара был более девяти километров. Удар смогли ощутить все жители планеты, так как сейсмическая волна, образовавшаяся в результате взрыва, трижды обогнула Землю.


Последствия этого взрыва были более чем внушающими – на поверхности острова не осталось ни одной возвышенности, поверхность стала ровной как каток. В деревне, которая находилась на расстоянии четырёхсот километров от эпицентра, полностью разрушились все деревянные постройки, а каменные дома остались без крыш.

Гриб, выросший в месте взрыва, достиг в высоту 60-67 км, а диаметр его шапки был равен примерно 95 км. Впечатляет радиус поражения бомбы – он равен 4600 м. Страшно представить, к каким разрушениям могло привести применение этого «гиганта» Советским Союзом, если бы взрыв был произведен против одной из стран.


Считается, что испытания этой бомбы подтолкнули многие страны к подписанию договора о прекращении испытаний ядерного оружия под водой, в космосе и атмосфере, также появились ограничения по мощности создаваемого ядерного оружия. Договор был подписан ста десятью странами.

Опасным может быть не только оружие, но и сама природа. Например, существует целый рейтинг самых опасных животных ..
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

30 октября 1961 года – знаменательная дата в истории Холодной войны. В этот день Советский Союз провел испытания самой мощной в истории термоядерной бомбы, которая позже получила неофициальное название «Царь-бомба».

Бомба АН602 (или «изделие 602»), взорванная над полигоном на Новой Земле, по замыслу советского руководства должна была ясно показать Западу, что дни его превосходство в ядерном оружии остались в прошлом. Мощность термоядерного устройства была чудовищной – она составляла 57 мегатонн (по другим источникам 58) в тротиловом эквиваленте.

Кроме пропагандистских целей, испытания имело и вполне практическое значение: советским ученым необходимо было экспериментально проверить свои теоретические выкладки, связанные с конструкцией термоядерных боеприпасов и расчетом мощности их взрыва. В результате этого «эксперимента» было доказано, что мощь термоядерного оружия является неограниченной.

Изначально мощность боеприпаса хотели вообще довести до 100 мегатонн, но затем у физиков возникли опасения относительно излишнего радиоактивного заражения, к которому может привести такой заряд. Поэтому мощность бомбы решено было уменьшить вдвое. Сам Хрущев потом шутил, что, мол, планировали взорвать 100 мегатонн, но побоялись за окна в Москве.

Почти сразу после проведения испытаний АН602 получила и еще одно неофициальное название – «Кузькина мать», в честь крылатой фразы генсека Хрущева, которую он бросил с трибуны ООН. Тогда Никита Сергеевич обещал «похоронить империализм» и показать США «кузькину мать». Вскоре она и была наглядно продемонстрирована американцам на Новой Земле.

Над созданием советской Царь-бомбы трудились лучшие отечественные умы: Трутнев, Сахаров, Бабаев, Адамский, Смирнов. Проектом руководил знаменитый Курчатов, его реализация началась в 1954 году.

История создания

Атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки открыли новую эру в истории человечества и вместе с этим они дали начало периоду острейшего противостояния между Советским Союзом и США, который вошел в учебники истории под названием Холодной войны. С этого момента и по сей день мощь и статус любого государства определяется не только размерами вооруженных сил и уровнем развития экономики, но и наличием у него ядерного оружия.

США недолго владели монополией на ядерную бомбу. Благодаря блестящей работе разведки Советскому Союзу уже к 1949 году удалось создать свой первый ядерный заряд и провести его успешные испытания.

В 1953 году советская армия получила на вооружение первую авиационную ядерную бомбу РДС-3, которую теоретически можно было использовать для нанесения удара по территории США.

Однако в начале 60-х годов главная проблема СССР была не в количество ядерных зарядов, а в средствах доставки ЯО. Те, что имелись в наличие, не могли гарантировано обеспечить достаточно мощный удар возмездия по супостату. В то время ракетная техника только делала первые шаги, и основным средством доставки ядерного оружия была стратегическая авиация. Американцы значительно опережали СССР в этой области. Кроме значительного флота стратегических бомбардировщиков, США обладали еще и большим количеством военных баз у советских границ, где они могли размещать свои самолеты. СССР не имел ничего подобного, поэтому ставка была сделана на превосходство советских ядерных боеприпасов над американскими аналогами. Грубо говоря, военные пошли путем наращивания мощности бомб, рассчитывая таким образом, что если что-нибудь и долетит до территории противника, то долетит по-серьезному. Даже один советский бомбардировщик, прорвавшийся через кордоны ПВО, мог уничтожить крупный американский город или промышленный район.

Примерно в середине 50-х годов в США и СССР начались работы над созданием термоядерного оружия. В конце 1952 года американцы успешно испытали первую водородную бомбу, а через восемь месяцев подобное оружие появилось и у Советского Союза. Следует отметить, что советская бомба имела более совершенную конструкцию, и ее можно было использовать на практике.

Термоядерное оружие прекрасно вписывалось в советскую концепцию «асимметричного ответного удара», ибо мощность его теоретически была неограниченной. В конце 50-х годов в Советском Союзе начинается работа над несколькими проектами термоядерных боеприпасов чудовищной мощности, а также средствами их доставки. Например, в 1960 году увидело свет постановление Совмина о начале разработки межконтинентальной ракеты Н-1 со взлетной массой 2,2 тыс. тонн и термоядерной боевой частью в 75 тонн. Точно обозначить ее мощность трудно, можно лишь сказать, что 50-мегатонная «Царь-бомба» весила 26,5 тонны. Примерно в это же время Челомей разрабатывал ракету УР-500 со 150-мегатонной боеголовкой. Однако все эти проекты были настолько дороги и технически сложны, что так и остались на бумаге.

Существует легенда, что когда проект ракетного комплекса УР-500 увидел Хрущев и оценил его примерную стоимость, он спросил у конструктора: «Что мы будем строить? Коммунизм или шахты для твоих ракет?». После этого программа была свернута.

Можно упомянуть еще и проект гигантской торпеды с многомегатонной боевой частью, которую планировали подорвать у берегов Америки, вызвав тем самым опустошительные цунами. Автором этого проекта был будущий лауреат Нобелевской премии академик Сахаров. Впрочем, эта идея также не была реализована.

Создание таких чудовищных термоядерных монстров требовало обязательной практической проверки. Причем для испытания необходим был образец аналогичной мощности. Ученым нужно было проверить свои теоретические расчеты, а военным попробовать применить подобный боеприпас на практике, чтобы понять, как причинить вероятному противнику наибольший ущерб.

Работы над сверхмощным термоядерным устройством начались еще в середине 50-х годов. Этим проектом занимались специалисты НИИ-1011 (Челябинск-70), сегодня это РФЯЦ-ВНИИТФ. Параллельно в ОКБ-156 шли работы над созданием самолета-носителя для такого необычного боеприпаса. Первоначально вес бомбы составлял 40 тонн, что было категорически отвергнуто самолетостроителями. В конце концов, ядерщики пообещали уменьшить вес изделия вдвое.

В 1958 году по политическим причинам проект сверхмощной бомбы был закрыт.

Существует легенда, что советская «Кузькина мать» была разработана в рекордно короткие сроки (112 дней). Это не совсем соответствует действительности.

В 1960 году международная ситуация опять обострилась и советское руководство приняло решение о возобновлении программы супербомбы. Этот проект был передан в КБ-11 и финальная часть создания «Царь-бомбы» действительно заняла 112 дней. Однако в основу изделия АН602 были положены наработки, сделанные в период с 1954 до 1958 в НИИ-1011. Хотя, нужно отметить, что на стадии завершения в боеприпас были внесены многие существенные изменения.

Весьма непростой задачей стала и разработка самолета-носителя для АН602. Конструкторам КБ Туполева пришлось внести серьезные изменения в силовую схему самолета Ту-95, переделать его грузовой отсек, а также изменить устройства подвески и сброса боеприпаса. Бомбардировщик, предназначенный для этой миссии, получил наименование Ту-95В. После приостановки проекта он был перегнан на военный аэродром в Узин, где использовался в качестве учебного пособия.

«Царь-бомба» задумывалась трехступенчатой. В качестве первой ступени использовался ядерный заряд мощностью 1,5 мегатонны. Его основной функцией был запуск термоядерной реакции второй ступени, мощность которой составляла 50 мегатонн. Она, в свою очередь, инициировала подрыв третьей 50-мегатонной ступени. Таким образом, изначально задумывался боеприпас с мощностью 101,5 мегатонны.

Уже в период реализации проекта от третьей ступени было решено отказаться. Слишком велика была опасность радиоактивного заражения территорий, находящихся за пределами полигона, да и наносить слишком большой ущерб Новой Земле – будущему месту взрыва «Царь-бомбы» – также не хотели. Так что мощность бомбы уменьшили до 55 мегатонн, а вместо третьей ступени разместили свинцовые пластины.

Чтобы уберечь экипаж самолета от воздействия поражающих факторов взрыва, АН602 была оборудована сразу тремя парашютами. Площадь основного парашюта составляла более 1,6 тыс. кв. метров. Он должен был позволить бомбардировщику после выполнения своей миссии отойти на безопасное расстояние от места взрыва. На фюзеляж самолета было нанесено специальное светоотражающее покрытие.

Сама же «Царь-бомба» имела характерную обтекаемую каплевидную форму с четырьмя стабилизатора в хвостовой части. Ее вес составлял 26,5 тонны, длина – 8 метров, а наибольший диаметр – 2,1 метра.

17 октября 1961 года Никита Хрущев во время открытия XX съезда КПСС заявил собравшимся, что СССР имеет термоядерную бомбу мощностью в 100 мегатонн и собирается взорвать 50-мегатонный заряда. После такого заявления остановить испытания уже не могло ничто. ООН официально обратилось к советскому руководству с призывом отказаться от взрыва, но он был проигнорирован.

Испытания АН602 и их итоги

Проведение испытания «Царь-бомбы» было назначено на 30 октября 1961 года. Утром этого дня Ту-95В с АН602 на борту поднялся с аэродрома «Оленья», что в Мурманской области, и взял курс на Новую Землю. В состав экипажа входило девять человек, бомбардировщик сопровождался самолетом-лабораторией Ту-16А.

Примерно через два часа Ту-95 достиг намеченной точки над полигоном «Сухой нос». АН602 была сброшена с высоты 10 тыс. метров. Подрыв произошел через 188 секунд, за это время бомбардировщик успел отойти на 39 км. Ударная волна догнала его на расстоянии 115 км, вызвала сильную вибрацию, хотя и не причинила машине особого вреда.

Сила взрыва «Царь-бомбы» превысила ожидаемую (51,5 Мт) и составила 58,5 Мт.

Продолжительность вспышки составила 65-70 секунд, высота «гриба» превысила 67 км, а диаметр его шляпки – 95 км. Световое излучение взрыва могло вызывать серьезные ожоги (третья степень) на расстоянии в 100 километров.

Взрыв вызвал сейсмическую волну, которая трижды обогнула планету. Тысячи свидетелей заявляли, что чувствовали ощутимый удар, находясь даже за тысячу от его эпицентра.

Звуковая волна дошла до острова Диксон (800 км). В некоторых источниках сообщается, что в зданиях на острове взрывной волной были выбиты стекла.

Сильнейшая ионизация атмосферы, порожденная взрывом, вызвала помехи радиосвязи в радиусе сотен километров от эпицентра. Они продолжались около часа.

Радиоактивное загрязнение полигона было незначительным. Уже через несколько часов на нем была высажена группа испытателей, которые провели необходимые замеры.

После успеха испытания командир и штурман Ту-95В получили звания Героев, восемь человек из команды разработчиков бомбы стали Героями социалистического труда, несколько десятков ученых и конструкторов получили Ленинские премии.

Кстати, сразу после испытания ученые предложили несколько проектов создания еще более мощных термоядерных боеприпасов (300, 500 Мт). Однако категорически против подобных идей высказались военные. Взорванная 50-мегатонная бомба и так выжгла участок, равный по площади Парижу, зачем же делать еще более мощные устройства? Да и масса подобных боеприпасов делала их практическое использование почти невозможным.

Если говорить об итогах испытаний на Новой Земле, то главным из них, конечно же, был пропагандистский. СССР наглядно показал всем недоброжелателям, что с ним лучше не шутить. Пятьдесят мегатонн – это очень хороший способ остудить слишком горячие головы. Испытания АН602 очень быстро принесли результат: буквально через несколько месяцев в Москве между США, СССР и Великобританией был подписан договор о запрете любых испытаний ядерного оружия на земле, на воде и в космосе. Этот международный документ выполняется и поныне.

Взрыв имел и важное практическое значение. По сути, АН602 была большим испытательным стендом, с помощью которого советские ученые и конструкторы проверяли свои теоретические выкладки. И по-другому это сделать было нельзя. Кроме того, советские военные получили бесценную информацию относительно применения боеприпасов подобной мощности. На самом деле, из-за своих значительных габаритов «Царь-бомба» не слишком подходила для практического применения.

Также следует понимать, что Советский Союз занимался разработкой сверхмощных боеприпасов не от хорошей жизни. Если говорить честно, то главным элементом советской стратегии «асимметричного ответа», конечно же, было устрашение. Доставить АН602 на территорию США Ту-95 попросту не мог: из-за значительной массы боеприпаса он просто не долетел бы до цели. После совершенствования отечественных межконтинентальных ракет потребность в супермощных ядерных зарядах пропала, гораздо выгоднее было донести до территории противника десяток боеголовок со сравнительно небольшими зарядами, чем одного многомегатонного монстра.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей