Общение, его виды. Виды делового общения. Характерные черты

1. Этикет официального общения

Официальное (формализованное) деловое общение - это общение, которое протекает в статусно-ролевых (иерархических) рамках, где участники выступают как исполнители профессиональных ролей, функционально заданной программы деятельности. «Игра» роли соответственно статусу (занимаемой позиции) связана с необходимостью четко организовывать процесс делового общения в соответствии с писаными (глобальными) нормами-инструкциями, протоколами, правами, обязанностями и др. официальными документами. Жесткая иерархичность отношений максимально приближает официальное общение к трудовым, производственным потребностям: сдержанный (нейтральный) тон, предметная (рациональная) информация, безличность деловых контекстов, вынужденная (начальник-подчиненный) форма общения и т.п.

Стержнем официального общения выступает своеобразный код поведения персонала: каждый занимающий определенное место в иерархии организации, стремится знать, как ему вести себя с выше и нижестоящими (церемониальные формы) - в какой форме обращаться к начальнику, с кем здороваться в первую очередь. Однако, переоценка статусно-ролевых отношений ведет к излишней формализации деловых отношений и подрывает у работников ощущение соучастия в управленческих отношениях и снижает степень идентификации интересов руководства и разных уровней управленческих структур, руководства и работников. В то же время недооценка статусно-ролевых отношений снижает степень ответственности и затрудняет распределение деловых поручений и контроль.

Вместе с тем, жесткая иерархия официального общения мешает реализации творческих возможностей человека, заключая его в административные рамки (табу). Поэтому в корпорации существуют и неофициальные (персонифицированные) отношения - неофициальное деловое общение, которое «очеловечивает» корпоративные отношения.

2. Этикет неофициального общения

Неофициальное (неформализованное) деловое общение протекает в персонифицированных рамках, когда участники имеют собственные, отличающиеся от общих, интересы и цели. Данное общение протекает на личностном (эмоциональном) уровне по неписаным (локальным) правилам. Последние опираются на общественное мнение, одобрение (осуждение) коллег, ритуалы и церемонии, связанные с обычаями и традициями. Неофициальное общение носит дружеский характер и использует модальную (эмоциональную) информацию, что помогает развитию атмосферы доверия, тесного сотрудничества и воспитывает чувство уважения к предписанным в данной группе социальным нормам. Использование такого вида общения, сближение его с официальным помогает руководству добиваться «доверительного общения», проводить нужную политику и получать ценную информацию.



Доверительное общение основывается на уверенности в искренности, честности и порядочности в межличностном общении, между руководителями и подчиненными. В рамках «социальной драматургии» доверительной является информация:

  • о «жизненной философии», жизненном пути человека;
  • о содержании деятельности и отношении к ней;
  • о семейных отношениях;
  • о формах проведения досуга.

Личностный характер подобной информации и придает доверительность общению. Вызвать человека на откровенный разговор можно с помощью «тактических» приемов «подачи себя» собеседнику, обнаруживая свое отношение к человеку, предмету разговора и т.п. Главное, чтобы собеседник поверил в искренность и честность в общении, что ты «на его стороне». При этом чем меньше радиус круга общения, тем выше степень доверительности: деликатность, любезность, вежливость, приличие и др.

Неофициальное общение - мощный инструмент, при умелом пользовании которым в распоряжение руководства поступает ценная информация, повышается уровень доверия между ним и подчиненными, создается хорошая рабочая атмосфера и укрепляются связи во всей организации. Ведь никто не знает работы лучше того, кто ее выполняет. Поэтому начальство может получить от неофициального (неформального) делового общения следующие выгоды:

  • прогноз потенциальных проблем;
  • повышение лояльности работников по отношению к фирме;
  • сбор полезной информации, которую можно использовать при планировании работы и принятии решений.

Однако неофициальное деловое общение может и мешать, если оно принимает крайние формы, порождающие слухи, сплетни как выражение недоверия официальной информации. Поэтому PR-деятелъностъ сосредотачивается на искусстве делового общения, помогая управляющим добиваться эффективного сочетания элементов официального и неофициального общения как по вертикали - между руководителями и подчиненными, так и по горизонтали - между работниками одного иерархического уровня.

"Речевая ситуация" - это основное понятие науки лингвопрагматики, изучающей использование человеком языка в целях воздействия на воспринимающего речь (адресата), а также поведение в процессе общения с помощью речи.

Что же влияет на данное поведение и его особенности у того или иного человека? Оказывается, существует множество факторов и причин, от которых оно зависит. Их совокупность принято называть речевой ситуацией.

Основные составляющие речевой ситуации

Коммуникативная и речевая ситуация являются синонимами. Главные составляющие ее компоненты: участники общения и их взаимоотношения, а также внутренние и внешние условия общения.

Обстановка общения может быть официальной или неофициальной. По характеру ситуации общение делится на деловое (лекция, доклад, дискуссия) и бытовое (разговоры с родными, близкими). К характеристике адресата относятся количество слушателей, ролевые и коммуникативные отношения между ними. По числу участников выделяются монолог (речь одного человека), диалог (разговор между двумя людьми) и полилог (разговор между несколькими участниками).

Цель, которую преследует речевая ситуация - это общение как таковое (развлечение), сообщение (информирование) или воздействие (убеждение, побуждение, объяснение и др.).

Второстепенные составляющие речевой ситуации

Кроме вышеперечисленных основных факторов, оказывающих влияние на характер речи, ее особенности, а также на речевое поведение участников общения, можно выделить еще и такие, как степень удаленности взаимодействующих сторон друг от друга, степень их знакомства (здесь можно выделить прямое и опосредованное общение, например, телефонный разговор и выступление в средствах массовой информации), наличие наблюдателей и др. Но эти факторы являются второстепенными, в отличие от основных, или составляющих, факторов речевой ситуации.

Рассмотрим более подробно основные компоненты, которые имеет речевая ситуация, виды и особенности каждого из них.

Обстановка

Обстановка бывает официальной и неофициальной. Официальная обстановка означает особую юридическую значимость, которую представляет данная речевая ситуация. Это связано с тем, что определенные люди - физические лица - выражают интересы различных юридических лиц (предприятий, фирм), а также то, что они выступают от имени этих лиц в процессе деловых встреч и переговоров.

Официальное общение проходит в специальном служебном помещении - приемной, офисе, конференц-зале и т. д. Оно может быть также внутрикорпоративным, проходящем на совещаниях, собраниях, советах руководителей (протокольное деловое общение).

Требования речевого этикета в официальной обстановке

Официальная обстановка предполагает выполнение требований соответствующих норм этикета в речевом поведении. К ним относится:

Обязательное двустороннее обращение на "Вы" к собеседнику, независимо от того, к какой возрастной и социальной категории он принадлежит;

Строгое следование нормам этикетной рамки общения (стандартные и прощания);

Применение общепринятых форм вежливости, предусмотренных этикетом ("будьте добры", "разрешите мне...", "будьте любезны" и т. д.).

Официальная обстановка предполагает соблюдение требований к лексике участников коммуникации - в нее не должны включаться жаргонные, бранные, просторечные слова, а также диалектизмы.

Особые требования существуют и в отношении произношения слов. Необходимо придерживаться литературного типа произношения, говорить четко, ясно. Недопустимо говорить скороговоркой, бормотать, небрежно оформлять речь. Нужно произносить, например, не [када], а [кагда]; не [здраст"е], а [здравствуйт"е].

Основным тоном во время строгих официальных бесед должен оставаться сдержанный, спокойный, а при менее строгих уместен доброжелательный, спокойный, приветливый.

Неофициальная обстановка характерна для проведения презентаций, деловых встреч за пределами офиса, юбилеев, повседневного общения в коллективе. Участники беседы чувствуют себя намного свободнее при выборе различных речевых средств, чем в официальной обстановке. То есть они применяют те же нормы и правила речевого поведения, что используются в повседневной жизни.


Требования речевого этикета в неофициальной обстановке

В данном случае существуют более свободные нормы:

Используется обращение на "ты" или "Вы" в зависимости от возраста, степени знакомства и положения собеседника;

Употребляются слова прощания и приветствия;

Применение этикетных требований сводится к минимуму.

Однако, несмотря на менее строгие требования к отбору слов, остается нежелательным употреблять лексические пласты, которые не рекомендуется применять, когда имеет место быть официальная речевая ситуация.

Это же касается и норм произношения.


Степень знакомства участников является основным определяющим фактором речевого поведения в неофициальной обстановке. При общении с малознакомыми или незнакомыми людьми применяются, по сути, те же требования этикета, что и при официальном общении. Если даже присутствует "посторонний" (клиент, посетитель), люди, находящиеся с ним в одном помещении, должны использовать правила официального общения.


Реферат по теме:

Официальные и неофициальные ситуации общения.

Подготовленная и спонтанная речь.

Введение 3

1. Речевая ситуация. Виды ситуаций 4

2. Подготовленная и спонтанная речь 6

Заключение 9

Список литературы 10

Введение

Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека, выражающийся либо в звуковой форме (устная речь), либо в письменной форме (письменная речь). Речь - это исторически сложившаяся форма общения, способ формирования и формулирования мыслей посредством языка в процессе общения. Или, выражаясь лаконично, можно сказать так: речь - это язык в действии. Следовательно, при рассмотрении взаимоотношения языка и речи в коммуникативном процессе в понятии «речь» главным является деятельное начало.

Отсюда вытекает, что хотя речь и является реализацией языка, подчинена его законам, но она не равна языку. В речи языковые единицы получают дополнительные свойства за счет выбора, повторения, размещения, комбинирования и трансформирования языковых средств. Говорящий или пишущий вынужден самими задачами и возможностями общения осуществлять выбор из множества наличных в системе слов и иных единиц - вполне определенных, требуемых вполне определенным «шагом» в развертывании, построении речи. Речь всегда развертывается во времени, реализуется в пространстве.

Она отражает опыт, несет в себе отпечаток индивидуальности говорящего или пишущего человека. Она также обусловлена контекстом и ситуацией общения.

Речь - относительно самостоятельный компонент языково-речевой коммуникации, который обладает своей спецификой, определенными качествами, требующими особого внимания и изучения.

Задачи реферата:

Рассмотреть особенности официальной и неофициальной речи;

Составляющие этапы подготовленной речи;

Характерные особенности спонтанной речи.

При написании реферата использовалась учебно-методическая литература по проблеме исследования. Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Речевая ситуация. Виды ситуаций.

Тему обычно автору подсказывает сама жизнь, ее течение, сплетение событий, т.е. ситуация. Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация – это первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического действия: подготовки к устному или письменному выступлению.

Ситуации бывают естественные и искусственные, специально поставленные. Пример естественной ситуации: Исследователь готовится к научному семинару, на котором он должен будет доложить своим коллегам о результатах эксперимента за месяц работы.

Искусственные ситуации обычно бывают связаны с ученьем: например, учащимся задано подготовиться к обсуждению экологических проблем; возможно, дана примерная тематика для выбора; задано школьникам самим предложить острые экологические темы.

Ситуаций и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.

Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Любой речевой акт приобретает смысл и может быть понят только в структуре неречевого контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в том смысле, что побуждает человека к речевому действию то или иное стечение обстоятельств. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. д. Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов:

Участников общения;

Места и времени общения;

Предмета общения;

Цели общения;

Обратной связи между участниками общения. Прямыми участниками общения являются адресант и адресат. Но в речевом общении могут участвовать и третьи лица в роли наблюдателей или слушателей. И их присутствие накладывает свой отпечаток на характер общения.

Немалое значение в речевом общении играет пространственно-временной контекст - время и место, в котором происходит речевое общение. Место общения может в значительной степени определить жанр общения: светская беседа в гостях, на вечеринке, на банкете, разговор на приеме у врача в поликлинике, диалог между преподавателем и студентом в вузе на экзаменах и т. д. В зависимости от участия фактора времени различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим полем зрения); когда адресат - конкретное лицо и т. д.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то оно обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата.
Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель общения (зачем говорится о чем-то в данной ситуации). Еще Аристотель в «Риторике» обращал большое внимание на цель речей разного типа: «Для людей, произносящих хвалу или хулу (эпидейктическую речь), целью служит прекрасное и постыдное». 1

Цель говорящего в такой речи - показать слушателям, «что такое хорошо и что такое плохо», зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному. «Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справедливое и несправедливое»; один обвиняет, другой защищает или защищается. Цель говорящего - доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.

«У человека, дающего совет (политического оратора), цель - польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего» 2 В целом можно сказать, что целью общения называется тот результат, который адресант и адресат хотят получить вследствие своего общения.

В речевом общении обычно различают два вида целей: прямые, ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим и косвенные, более отдаленные, долговременные, нередко воспринимаемые как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей.
Основными разновидностями прямых, ближайших целей общения являются:

Передача;
-получение информации;

Выяснение позиций;
-поддержка мнения;
-обсуждение проблемы, поиск истины;
-развитие темы;
-разъяснение;
-критика и т.д.
Это так называемые интеллектуальные цели, связанные, в конечном счете, с познавательно-информационным аспектом общения.

Речевая ситуация диктует правила речевого общения и определяет формы его выражения. Эти формы различны в условиях прямого или непосредственного общения. С активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение) они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении: разговор с близкими людьми либо частные письма и т. п., в деловом общении: доклад, лекция, дискуссия, переговоры и т. п.). Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т. д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т. п.), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. п.

Выбор этикетных форм, речевое поведение человека находятся в тесной зависимости от ситуации и должно меняться в соответствии с изменением этой ситуации. Каковы же факторы, определяющие коммуникативную ситуацию, которые должны учитываться субъектами общения для соблюдения этикетных правил? К этим факторам относятся:

1. Тип ситуации: официальная ситуация, неофициальная ситуация, полуофициальная ситуация

В официальной ситуации (начальник - подчиненный, служащий - клиент, преподаватель - студент и т. д.) действуют самые строгие правила речевого этикета. Эта сфера общения наиболее четко регламентирована этикетом. Поэтому в ней наиболее заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь наиболее серьезные последствия для субъектов общения.

В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, родственники и т. д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами. Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикет.

В полуофициальной ситуации (общение коллег, общение в семье) нормы этикета носят нестрогий, размытый характер, и здесь главную роль начинают играть те правила речевого поведения, которые выработала в процессе социального взаимодействия данная конкретная малая социальная группа: коллектив сотрудников лаборатории, кафедры, семьи и т. д.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ - система отношений между членами трудового коллектива, обусловленных инструкциями, уставами, директивами, требованиями, кодексами, правилами совместной деятельности (официальные отношения), а также индивидуальными потребностями, интересами, чертами характера людей (неофициальные отношения). О. в. способствуют повышению эффективности организации, выступают важным фактором общ. координации деятельности людей, когда они образуют определенную целостность, единый производственный организм. Именно через общ. координацию О. в. соединяют работников с орудиями и предметами сусп. труда. Включая собственную деятельность в структуру О. в., работник в такой способ сочетает личные интересы с сусп., в результате чего происходит преобразование норм, заданных обществом, в конкретно-организационные отношения и взаимоотношения на уровне коллектива. В структуре О. в. выявляется функциональная зависимость служебных связей и действий, происходит процесс сближения людей, обмен индивидуальным опытом. В пределах О. в. удовлетворяются потребности работников в материальном вознаграждении, моральном поощрении, реализации творческих способностей.

В то же время в коллективе работники выступают не только в функциональной роли, но и как личности, реализующих свои потребности и в рамках неофициальной структуры отношений. Последние основываются на симпатиях, общности увлечений, взаимопонимании и т.д. Неофициальные отношения могут возникать также на основе общности интересов как служебных, так и внепроизводственных. Производственные отношения способствуют органическому сочетанию функциональной и личной цели индивида в коллективе, не противопоставляя достижения одних целей другим. От состояния Н. в. в значительной степени зависит то, как сложится оптимальная система О. в., что способствует упорядочению всей системы отношений в коллективе. Неполнота и недостаточность Н. в. может негативно влиять на коллективную деятельность людей. Довольно часто такая ситуация наблюдается в реорганизованных или только образованных коллективах. Здесь возникает немало трудностей именно по той причине, что сотрудники мало знакомы друг с другом, еще не привыкли к коллективной сотрудничества, не знают профессиональных возможностей своих коллег. В Н. в. сконцентрировано весомые социальные резервы повышения эффективности труда.

Однако могут возникнуть и такие неофициальные структуры, когда интересы и деятельность отдельных индивидов будут противостоять цели коллектива. Люди, объединенные в определенные группировки, могут стремиться ослабить позиции того или иного руководителя, выступать против его решений, даже если они вполне справедливы, соответствуют интересам коллектива. Административные меры в этом случае не всегда будут эффективными. Нейтрализовать действие таких неофициальных групп руководитель может, прибегая к психолого-пед. методов управления.

Н. в. людей (в частности общение рабочих на за водах и фабриках) нередко является формой протеста против существующей организации труда, способа присвоения сусп. продукта. Некоторые Н. в. могут быть формализованы, напр., неофициальный лидер коллектива назначается официальным руководителем.

В условиях формирования рыночных отношений в обществе значительно возрастает роль неформальных отношений, в частности в деле социальной защиты безработных.

Последний нередко осуществляется в пределах Н. в., когда включение лица в их системы позволяет более эффективно преодолевать различные жизненные неурядицы. Значение и роль Н. в. в условиях становления рынка, как показывает практика сегодняшнего дня, актуализируется. Одновременно О. в. вследствие разрушения устоявшихся социальных (производственных) отношений в значительной мере ослабляются. На этой почве часто возникает противоречие между формальными и неформальными отношениями, что в конечном итоге снижает эффективность деятельности всего коллектива.


В конечном счете основой всех

человеческих ценностей

служит нравственность.

А. Эйнштейн

На характер общения педагога с учащимися и их родителями определяющим образом влияет морально-психологический климат, который сложился в педагогическом коллективе. Деловые, товари­щеские отношения учителя со своими коллегами, администрацией школы помогают устанавливать последовательность и единонаправленность воспитательного воздействия всего коллектива учителей во взаимоотношениях с учениками и их родителями.

Под морально-психологическим климатом обычно понимают преобладающий в коллективе нравственный настрой, в котором на­ходят свое выражение значимые для жизнедеятельности людей ду­шевные переживания и волнения, регулирующие поступки людей, их отношения друг к другу, к работе и событиям в мире.

Морально-психологический климат любого педагогического коллектива, несомненно, зависит от всей системы отношений в об­ществе, форм и способов управления народным образованием.

Демократия, гласность, гуманизм, сочетание централизован­ного административного руководства с самодеятельностью и са­моуправлением самого педагогического коллектива, социальная от­ветственность за результаты своего труда - вот основные принци­пы, которые должны определять характер отношений в школе. Но, к сожалению, определяется морально-психологический климат в основном внутренними процессами управления и самоуправления самого педагогического коллектива.

Общение в педагогическом коллективе не может терять своих профессиональных свойств. Оно также должно носить характер воспитывающего общения людей, спаянных общими целями, за­дачами, принципами работы. Такое общение, несомненно, долж­но ставить во главу угла самое основное его качество - взаимовос­питание, т. е. умение вызывать у людей чувство локтя, энтузиазм в коллективной творческой работе, инициативу. Оно должно разви­вать и поощрять то, что есть лучшего в человеке, его профессио­нальной учительской деятельности, с помощью признания его раз­личных достоинств и успехов.

Общение учителя с коллегами можно условно подразделить на две тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга сто­роны.

Первая сторона - официально организованные, или формаль­ные, связи, отношения между членами педагогического коллекти­ва: педсоветы, методические объединения, совещания, собрания, на которых обсуждаются все производственные, текущие учебные и воспитательные проблемы. Производственное общение учите­лей друг с другом не является для каждого из них непрерывным, постоянным процессом, так как основную часть времени учитель затрачивает на общение непосредственно с учащимися. Тем не ме­нее общение с коллегами носит интенсивный характер, поскольку максимально концентрируется условиями конкретной ситуации, ибо в той или иной связи, время от времени у каждого учителя воз­никает необходимость соответствующего личного контакта со сво­им коллегой для решения текущих и перспективных учебных и воспитательных задач: обсудить успеваемость и поведение того или иного ученика, посоветоваться о мерах воздействия на него, выра­ботать единый подход в требованиях к выполнению домашних за­даний.

Обычно формальные связи в педагогическом коллективе стро­ятся на четко определенных кругом функциональной роли отно­шениях: директор - заведующий учебной частью - организатор внеклассной работы - классный руководитель - учитель-предмет­ник. Объем решаемых вопросов в официальном общении велик.

Психологически официальные формы общения обусловлива­ют у каждого члена коллектива в отношении других определенные ожидания, связанные с представлением о профессиональном статусе: компетентность, научная и деловая квалификация, исполни­тельская дисциплина, ответственность, профессиональная этика педагога.

Формальные связи обязывают любого учителя принимать ак­тивное участие в обсуждении и практическом решении вопросов, которые часто выходят за рамки его непосредственных функцио­нальных обязанностей учителя-предметника. Например, ответ­ственность за учебную и воспитательную работу в школе разделяет в равной мере весь педагогический коллектив, а не только дирек­тор или организатор воспитательной работы. Вторая сторона - не­формальное общение, которое во многом зависит от официально принятого и закрепленного профессионального общения, хотя и носит относительно самостоятельный характер, оказывает, в свою очередь, воздействие на него.

Неофициальные товарищеские контакты (чаепития, вечера, турпоездки), сотрудничество и взаимопомощь в работе и по оконча­нии ее формируют качественно иной, более подходящий для со­вершенствования воспитательной работы морально-психологичес­кий климат, искренние отношения дружбы и товарищества. Наоборот, недоброжелательные отношения (ссоры, конфликты) ухудшают настроение, вызывают неудовлетворенность работой, мешают проведению единой педагогической линии в отношениях с учащимися. Учитывая специфику официальной и неофициаль­ной сторон общения, их конкретное соотношение в каждом педа­гогическом коллективе, нельзя не видеть, что любая из них не мо­жет существовать обособленно одна от другой. Психологическая комфортность в коллективе определяется степенью единства его официальной и неофициальной сторон общения.

Если мысли и чувства людей естественны и свободны, отно­шения доверительные, доброжелательные и искренние, то симпа­тия отношений переходит в сферу официальной структуры обще­ния, повышает культуру педагогического труда. Он становится подлинно коллективным, в нем растет доля творчества и инициа­тивы.

Однако единство официального и неофициального общения в условиях педагогической деятельности не может быть абсолютным, так как невозможно абсолютное единство формального и нефор­мального в содержании самой педагогической деятельности. Фор­мальным в профессиональной деятельности учителя является сле­дование определенным правилам, нормам, инструкциям, постанов­лениям, устоявшимся приемам, неформальным - постоянный

поиск нового, творчество, индивидуальность, импровизация. В боль­шинстве случаев эти элементы органично переходят друг в друга, однако всегда найдутся люди, которые тяготеют в общении либо к формальному, либо к неформальному. Деление, естественно, услов­но; тем не менее психологическим обрамлением формального выс­тупают педантизм, традиционность, обычай, консерватизм, догма. К такому способу деятельности легко приспособиться, с ним «жить легче», не надо «портить» себе нервы. Но формальное никогда це­ликом не может прижиться в школе, ибо создаются ситуации, тре­бующие мгновенного решение, которое трудно согласовать с ин­струкцией. Хотя и общение только на неформальной основе мо­жет вылиться в анархию, когда разговоры о деле поглотят само дело.

Если в коллективе нарушилось разумное соотношение между формальным и неформальны, то проблему надо решать не адми­нистративным путем, а на основе углубления взаимопонимания между сторонниками различных направлений - тщательного об­суждения и проверки результативности всего комплекса вопросов, вызывающих споры.

Развитие интересов в коллективе опирается на состояние со­циально-психологической организации коллектива. Оно может быть проанализировано с точки зрения удовлетворенности людей различными элементами социально-производственной ситуации: настроение, взаимопонимание и авторитетность руководства шко­лы или подчиненных, вообще коллег, степень участия членов кол­лектива в управлении и самоуправлении коллектива, сплоченность. Это работа школьного социолога.

Характер отношения учителя к своей профессиональной ра­боте выступает как относительно самостоятельный фактор успеш­ного социально-производственного развития взаимоотношений в коллективе. Конечно, на профессиональные взаимоотношения существенное влияние оказывают характер и стиль руководства исостояние психологического, нравственного климата. Чем благо­приятнее нравственно-психологический климат в коллективе, чем выше уровень его педагогической культуры, тем ответственнее от­ношение к работе у каждого члена коллектива. Пассивное отноше­ние к делам коллектива, его членам, к работе может быть вызвано не только тем, что человек занимает не свое место, но и чисто внешни­ми условиями организации труда: перегрузкой, мелочными придир­ками со стороны руководства, чрезмерным администрированием, отсутствием перспектив роста, а также наличием многих нерешен­ных проблем жизни и быта.

В педагогическом коллективе общение обусловливается и регу­лируется не только потребностями и интересами профессиональных и других видов деятельности, ной настроениям, общественным мне­нием, вкусами, традициями. Многими социально-психологически­ми образованиями можно управлять и не стоит их рассматривать как раз и навсегда сложившиеся формы.

Настроение каждого человека складывается в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности, но оно может распрост­ранится на другие условия, оказывая воздействие на работу и от­ношение с другими людьми. Настроение и действие неотделимы друг от друга, поэтому важно управлять своим настроением. При хорошем настроении можно и «горы свернуть», а при плохом... - надо пересилить себя.

Переключите интересы на живую жизнедеятельность, и на­строение улучшится.

Учитель не имеет права входить в школу, класс с плохим настро­ением. Наиболее эффективный способ обретения хорошего настро­ения - самовнушение. Если самонастройка не получается, надо при­бегнуть к самоанализу, выяснить, что конкретно испортило настроение, и найти антипод. В. Шекспир утверждал, что ничто не является ни хорошим, ни плохим - все зависит от того, как чело­век смотрит на ту или иную вещь. Не игнорируйте помощь школь­ного психолога или психотерапевта.

Индивидуальное настроение может быть видоизменено обще­ственным. В коллективах с хорошим микроклиматом коллега с уд­рученным настроением не будет предоставлен самому себе. К сло­ву, надо быть предельно внимательным к своим коллегам:

Бойтесь неосторожных слов;

Не прячьте улыбку;

Не стесняйтесь поздравить коллегу (если есть с чем) и вы­разить ему добрые пожелания;

Комплимент, предназначенный конкретному человеку, нельзя делать в присутствии других;

Грусть, подавленность могут быть нейтрализованы сопере­живанием.

Настроение поднимает:

Четко скоординированная и спланированная работа кол­лектива;

Система справедливых оценок руководства, исключающая придирки, резкий тон:

Отношения взаимопомощи и поддержки друг друга.

Регулирует и стимулирует общение в педагогическом коллек­тиве общественное мнение.

Несмотря на семантическую близость понятий общего и обще­ственного мнения, они должны быть различимы. Общее, или совпа­дающее, мнение - это оценочное суждение о ком или о чем-либо, оно формируется стихийно и является результатом непосред­ственных контактов, текущих ситуативных условий деятельности людей и образуется в ходе обмена информацией, самого процесса общения. Оно может сложиться в ходе заседания педсовета, у учи­телей, работающих в одной параллели, и т. д."

Общественное мнение - социально значимое, типичное, по­вторяющееся оценочное суждение относительно каких-то важных и принципиальных для общества, а соответственно, и для школь­ного коллектива событий, явлений, форм деятельности. Обще­ственное мнение складывается осознанно в результате совместных дискуссий, обмена информацией, аргументами, фактами; оно пред­ставляет собой совместно выработанные, типичные не только для какой-то группы педагогов, но и других групп суждения, оценки. Общественным мнением педагогического коллектива обычно яв­ляются определенные социально значимые оценочные суждения, касающиеся не только своего коллектива, но и многих других, в том числе учащихся, родителей, а также различных проблем пре­подавания, воспитательного процесса, проведения или отмены экзаменов. Общественное мнение имеет различные оттенки оце­ночных суждений. Поэтому оно лишь в главном, существенном, принципиальном выступает как общее суждение, оценка. Во всем, остальном могут быть разные вариации, плюрализм подходов, то­чек зрения, особенно относительно преломления этих суждений, оценок в конкретных условиях" коллектива.

Существует весьма интересная закономерность в функциони­ровании общего и общественного мнений в рамках профессиональ­ной деятельности учительского коллектива. На уровне официаль­но-производственной структуры общения (учительская, педсовет) общее мнение не всегда является обязательным, больше ценится оригинальное, интересное, так как в этом случае приобретается до­полнительная информация для размышления и принятия решений. Естественно, что право голоса должны иметь все, при соответству­ющем регламенте и требованиях к содержанию выступления.

В то же время официально производственная структура обще­ния педагогического коллектива отвергает всякого, кто не разде­ляет общественное мнение, выступает с другими принципиальными установками на профессиональную деятельность учителей (воз­можны конфликты с коллегами и по линии руководства).

В неформальном общении определяющее значение имеет об­щее мнение. При несовпадении мнений контакты, как правило, затрудняются и дружеское общение может быть прекращено со­всем. Если человек действует вразрез с общественным мнением, контакты могут продолжаться, поскольку общественное мнение не касается личных взаимоотношений.

На характер взаимоотношений большое влияние оказывают вкусы людей. Вкусы - сложные социальные чувства, характеризу­ющие определенную способность к различению, пониманию и оценке реальных явлений, людей и их действий с позиций прекрас­ного и безобразного. Они проявляются во всех видах деятельности и общения, поскольку человек осуществляет их и «по законам кра­соты». Вкус формируется в зависимости от общественной практи­ки и становится социально-психологическим регулятором взаимо­отношений, когда приобретает характер социально значимого явления в группе людей. Индивидуальные расхождения во вкусах могут преодолеваться благодаря общим условиям деятельности, разработке общей концепции воспитания и обучения на основе единых профессиональных интересов. Общение, в свою очередь, также во многом способствует преодолению индивидуальных раз­личий во вкусах людей. Люди с неразвитыми, примитивными вку­сами испытывают постоянный дискомфорт от недостатка обще­ния, неумения привлечь к себе людей. В то же время люди, обладающие развитым вкусом, также могут испытывать диском­форт, так как не находят понимания и замыкаются в себе, в своем внутреннем мире.

Интеллигентный, культурный человек никогда не позволит себе как-либо подчеркнуть свои вкусовые амбиции, резко обличая чью-то недоразвитость вкусов. А уж если надо отреагировать, то сделает это тактично, используя все средства и возможности убеж­дения. Нетерпимость в выражении своих суждений по этому пово­ду сродни невоспитанности.

Вкусы формируются и развиваются на основе общего интере­са сначала к своей специальной работе и умелому ее выполнению, а затем на основе развития интересов и к непосредственно общим делам коллектива, каждого его члена в отдельности.

На основе вкуса, потребностей и интересов возникают такие социально-психологические образования, как влечения и стрем­ления, которые также значительно влияют на характер общения.

Влечение как ярко выраженная склонность в отношениях лю­дей друг к другу, к деятельности и ее результатам приобретает со­циальную значимость, когда вызывается и подкрепляется одина­ковыми общими условиями, формирующими идентичные потребности и интересы. На становление социально значимых вле­чений большое влияние оказывает наличие развитых вкусов. Вле­чение в значительной степени способствует как самому установле­нию контакта, так и характеру и интенсивности общения. Однако духовное влечение человека к человеку обусловлено прежде всего интересом (интересная биография, оригинальные суждения, эру­диция, высокие нравственные качества). Влечение во многом пре­допределено теми качествами, которые у человека представлены особо и созвучны нашим стремлениям обладать такими же. Влече­ние проявляется к тому, что нравится, а нравится то, что вписыва­ется в круг идеалов человека, целей, что в той или иной мере ка­ким-либо образом выделяет его из среды окружения, но в то же время кардинально не расходится с ее образцами и нормами. Наи­более результативно общение, когда имеется обоюдное влечение; такое общение перерастает в дружбу, любовь. Нередко при отсут­ствии обоюдного влечения все же может иметь место постоянное общение и даже дружба, если общению сопутствует уважительное отношение, чувство такта к другому.

Дружба накладывает большие обязательства на людей, так как она нетерпима ко всякого рода двусмысленности, неискренности, лживости и предполагает горячее и совершенно бескорыстное уча­стие в радости и горе друг друга. Ее психологическим основанием является предельно полная идентификация. Настоящая дружба - это всегда удел личностей с высокоразвитым чувством ответствен­ности.

Дружеские отношения не исключают принципиальности в си­стеме формально-производственных отношений учительского кол­лектива. Культура дружеских отношений в педагогическом коллек­тиве поистине должна быть высока, и не только в силу просматриваемое™ этих отношений для всех, в том числе и для учащихся, но главным образом потому, что они будут служить луч­шим доказательством того идеала дружбы, к которому стремятся ребята; хочет того учитель или нет, но он более всего убеждает ок­ружающих не словами, а своими поступками, личным отношени­ем ко всем, с кем общается; может быть, трудно помнить об этом всегда, но тем не менее необходимо, даже если речь идет о сфере личных привязанностей.

Стремление как настойчивое желание, возникающее у людей в связи с достижением цели или решением какой-либо задачи в про­цессе деятельности и общения, также основывается на интересе. Оно является фактором развития общения, поскольку сопутствует становлению межличностных связей между людьми, имеющими однотипные стремления.

Стремление стимулирует общение в том случае, если оно, ба­зируясь на общих потребностях, интересах и вкусах людей, офор­мляется в социально значимое образование коллектива - волю. Естественно, разлад в стремлениях сковывает соответственно и общение или препятствует его становлению, развитию.

В каждом коллективе есть группы людей с ярко выраженным стремлением к творческой работе. Есть группы людей с приглу­шенным жизненным кредо - «Проживи незаметно». Есть группы людей, обладающие скромными возможностями, но с явным стрем­лением «остаться на плаву».

Не учитывать такого соотношения типов людей в педагогичес­ком коллективе опасно для развития в нем профессионально-на­сыщенного общения, дающего возможность самовыражения каж­дому. Некоторые стремления людей могут быть негативны в своем влиянии на взаимообщение, на формирование подлинно коллек­тивистских форм жизнедеятельности педагогического коллекти­ва. Это:

Стремление во что бы то ни стало выделиться;

Слепое следование моде, что может стать условием непо­нимания людьми друг друга, так как в формировании моды большое значение имеет экономика.

Весьма своеобразное значение во взаимообщениях людей при­обретает такой социально-психологический феномен, как слухи.

Слухи - это официально не подтвержденные сообщения, ко­торые передаются в результате непосредственных контактов лю­дей друг с другом. Они могут включать только такие сообщения, которые вызывают интерес у людей. В коллективе имеется опреде­ленная условная неформальная группа лиц, которая испытывает постоянную потребность в слухах. Слухи строятся на суждениях и представлениях людей и передаются всегда в эмоционально окра­шенной субъективной интерпретации. Они способствуют выработ­ке того или иного мнения. Источником слухов является отсутствие, а точнее дефицит информации. Разные слухи отрицательно сказы­ваются на взаимоотношениях людей и характере морально-психологического климата. К слухам тесно примыкают такие однопорядковые образования, как молва, толки и сплетни. Сплетням свой­ственно причудливое сочетание правды и лжи. Единственная защи­та от клеветы, к которой приводит сплетничанье, - ее гласное оп­ровержение и обнаружение несостоятельности.

Наличие таких образований будет отражаться на работе, вы­зывать ажиотаж, нездоровые интересы, ситуации, конфликты. К сожалению, об этом приходится говорить, так как практика знает немало примеров безнравственного разрушения педагогического коллектива.

В психологическом смысле конфликт - это столкновение в процессе деятельности и общения мотивов, установок, поведения, отношений и действий между индивидами и группами или между индивидом и группой людей. Конфликты в педагогическом коллективе могут возникать на основе реальных противоречий, име­ющих место в деятельности, но они могут появиться и при отсут­ствии противоречий как результат искаженных представлений отдельных лиц о тех или иных сторонах жизнедеятельности.

Конфликты между людьми, занятыми в одной и той же сфере деятельности, преследующими одни и те же общезначимые цели и интересы, не являются неизбежными и необходимыми, хотя един­ство в главном не исключает разнообразия мнений, взглядов и возникновения конфликтов. Но конфликты в таких условиях не мо­гут принять антагонистического характера и всегда могут быть разрешены коллективными усилиями самих людей. Для благопо­лучного разрешения конфликтной ситуации необходимо выяснить мотивы и причины конфликта.

Следует различать конфликты, вызванные:

Объективными обстоятельствами (неправильное распреде­ление функционала);

Субъективными причинами (столкновение мотивов, уста­новок, взглядов людей).

Надо обращать внимание на значимость конфликта, его мас­штабность (локальный или втягивает группу людей).

Во время общения необходимо контролировать, какими сло­вами, каким тоном ведется беседа. Конфликт во многом возникает даже не от того, что говорят, а от того, как говорят.

Для создания благоприятных условий педагогической деятель­ности необходимы постоянный поиск и выработка способов пре­дупреждения конфликтов и их оптимального разрешения в интере­сах коллектива и каждого его члена. Конфликты имеют разные формы разрешения: взаимные уступки, перемирие сторон в резуль­тате переориентации целей, установок, оценок.

Сравнительно глубокое влияние на взаимоотношения людей в их профессиональной деятельности оказывают такие формы по­ведения, как неучтивость, забывчивость, необязательность, хвас­товство. Эти недостатки, хотя в общем и целом терпимы до поры до времени во взаимоотношениях людей, но, постоянно умножа­ясь, с неизбежностью приводят к трениям, конфликту. Например, кто нарушил хоть раз доверие, тот теряет его надолго, если не на­всегда, что бы он ни делал и кем бы он ни был. То же самое можно сказать об аффектировании какого-либо качества тем или иным человеком. Хвастовство - это, как правило, признание прежде все­го перед другими того, что сам не обладаешь каким-то качеством. Не случайно у многих народов мира хвастовство подвержено рез­кому осуждению, едкой иронии: «Раз подкова бренчит, значит, в ней не хватает гвоздя». Эти недостатки редко прощаются, ибо они всегда препятствуют развитию и укреплению дружеских взаимо­отношений людей в совместной работе. Именно поэтому каждому учителю необходимо активно преодолевать в себе все то, что про­тиворечит нравственным устоям, мешает утверждать подлинно че­ловеческие отношения между людьми - товарищеское сотрудни­чество, взаимопомощь, честность, скромность.

Что еще необходимо учитывать при общении с людьми? По всей вероятности, то, что среди наших собеседников есть мужчи­ны и есть женщины. Удовлетворение первейших жизненных по­требностей имеет одинаковое значение для обоих полов. Но все-таки есть ряд различий в восприятии действительности и ряд стереотипов, которые во многом определяют наш образ действий.

Стереотипы поведения женщин и мужчин складывались веками. Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеуст­ремленностью, решительностью и рациональной деятельностью. Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разум­ном начале. Считалось, что их сфера - эмоции. В связи с этим сло­жилась традиция воспитания детей. Мальчикам прививали настой­чивость, рационализм, уверенность в собственных силах. Девочек учили быть чуткими, заботливыми, нежными и кроткими.

Хотя жизнь во многом изменилась, старые стереотипы тем не менее оказывают заметное влияние на наши взаимоотношения.

Действительно, женщины уделяют больше внимания чувствам. Но психологи сходятся в том, что это у них не врожденное, а при­обретенное свойство. Женщин не готовили подавлять и скрывать эмоции. Наоборот, проявление чувств всегда воспринималось как нечто женственное, привлекательное. Поэтому их реакции гораз­до более эмоциональные, чем у мужчин. Они легче теряются, крас­неют, плачут, им труднее скрыть отвращение или ненависть. Но и. улыбка появляется на лице женщины чаще. Возникшие симпатии и антипатии влияют на поведение мужчин и женщин, в принципе, одинаково. Но считается, что для женщин они имеют решающее значение. Такое мнение бытует, видимо, потому, что женщины про­являют их более открыто.

Поскольку женщины с детства учатся ставить себя на место дру­гого, они больше интересуются личностью собеседника. Женщи­на, как правило, лучше осведомлена о психологическом состоянии людей, которые ее окружают. Она более восприимчива к их идеям и эффективнее поощряет их усилия. Если мужчины стремятся ак­тивно переделать свое окружение, то женщины придают особое внимание воспитательным отношениям.

Женщины в большей степени склонны к самораскрытию. С друзьями они образуют более тесные дружеские взаимоотношения и ведут более интимные разговоры, чем мужчины, которые пред­почитают беседы о работе, спорте, общественных проблемах. В се­мье жены тоже обеспечивают более прочную эмоциональную под­держку своему супругу в то время, как сами, чаще всего, вынуждены искать ее у подруг или родственников. В родственные связи жен­щины также включены сильнее, особенно с родственниками-жен­щинами, например, мать и дочь, сестры. Что касается общения с коллегами, то и здесь у женщин сильное стремление к человечес­ким контактам. Им важен сам процесс сотрудничества, тогда как мужчин больше интересует достижение цели.

Все сказанное отнюдь не значит, что все мужчины и все жен­щины таковы. Речь идет об общих тенденциях, которые в большой степени определяются традициями. Нередко человек старается соответствовать стереотипу, даже преодолевая свой природный тип. Например, природа наделила женщину изобретательным умом, энергией, организаторским талантом. Как бы она ни старалась заг­нать себя в чисто «женские» рамки, она будет ощущать диском­форт. Эти рамки тесны для нее. Но попытаться расширить их - значит пойти в какой-то мере наперекор устоявшимся канонам. Решиться на это непросто. И наша героиня ломает себя, стремится соответствовать ожиданиям окружающих, хотя бы из опасения ока­заться без социальной поддержки.

То же самое может произойти и с мужчиной, которому дарована нежная, чувствительная душа. Он готов прослезиться от сострада­ния, а ему, как мужчине, необходимо проявить твердость. От него ждут последовательных, целенаправленных действий, а он никак не может ни на что решиться, находясь во власти охвативших его эмо­ций. Человек старается преодолеть себя, делает то, что положено делать в этих случаях мужчине, смутно ощущая, что все это - не его.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей