Сигнал о приведении войск в боевую готовность. Определение Боевой Готовности

Боевая готовность - это состояние, определяющее степень готовности войск к решению возложенных на них боевых задач. Под боевой готовностью частей и подразделений следует понимать прежде всего их способность немедленно приступить к решению боевых задач в соответствии с целью, замыслом и обстановкой.

Боевая готовность зависит от:
укомплектованности частей и подразделений обученности личного состава и оснащённости его исправным современным вооружением и боевой техникой;
высокого морально-политического состояния и дисциплины войск;
высокой полевой выучки и слаженности действий частей и подразделений в изготовке их к бою, способности переходить от мирных условий жизни на военное положение, наносить удары по противнику и достигать его разгрома в кратчайшие сроки;
наличия и состояния всех видов материальных средств.

Части и подразделения в мирное время всегда находятся в постоянной боевой готовности, а с осложнением обстановки могут приводиться в другие высшие степени боевой готовности.

Существуют следующие степени боевой готовности:
постоянная;
повышенная;
боевая опасность;
полная.

Постоянная боевая готовность подразделения достигается:
укомплектованностью и обеспеченностью подразделения всем необходимым;
высокой боевой выучкой и готовностьюк действиям в сложных условиях;
своевременным и организованным приведением подразделения в высшие степени боевой готовности;
высоким политико-моральным состоянием, дисциплиной и бдительностью личного состава.

При постоянной боевой готовности подразделения занимаются повседневной, плановой деятельностью, находясь в готовности в любой момент быстро и организованно привести себя к выполнению боевой задачи.

Подразделения находятся в пунктах постоянной дислокации, боевая техника хранится в парках, боеприпасы и войсковые запасы на складах. Подразделения занимаются согласно плану боевой подготовки, несётся караульная служба и круглосуточное дежурство внутреннего наряда.

«Повышенная боевая готовность» вводится с целью обеспечить приведение войск в готовность «военная опасность» и «полную» боевую готовность в более короткие сроки, чем из состояния «постоянной».

Она включает:
Приведение техники и вооружения в полную боевую готовность.
Погрузку запасов материально-технических средств на автотранспорт.
Усиление охраны.
Перевод всех войск на казарменное положение.
Все военнослужащие возвращаются в свои подразделения из отпусков, командировок и т. д.
Проверяются все виды связи.
Организуется радиационное и химическое наблюдение.
Излишние запасы и казарменный фонд готовится к сдаче.

В дальнейшем подразделения занимаются боевой подготовкой вблизи военных городков.

Боевая готовность «военная опасность» означает такое состояние, которое позволяет немедленно приступить к выполнению боевой задачи. При этой степени готовности войска выводятся по боевой тревоге в районы сосредоточения или в районы боевых действий.

Проводятся следующие мероприятия:
Подъём по тревоге и выход в район сосредоточения.
Принимают пополнение по штатам военного времени.
Личному составу выдаются новые каски, противогазы, дозиметры, перевязочные и противохимические пакеты.
Подразделения получают патроны и гранаты в штатных укупорках.
Боеприпасы приводятся в окончательное снаряжение.
Техника и вооружение приводятся в боевому применению.

При боевой готовности «полная» подразделения приводятся в наивысшую готовность к выполнению боевых задач.

Экипировка солдат и сержантов - полная форма одежды, оружие по штату, снаряжение и укомплектованный вещевой мешок (см. приложение N2).

Под высокой Боевой готовностью понимается такое качество состояние вооруженных сил при котором надежно обеспечивается безопасность страны в мирное время и успешное достижение поставленных целей по разгрому любого агрессора в начальный период и в ходе войны, в условиях применения средств вооружения борьбы(Широкий смысл)

БГ – состояние, определюяющее стпень подготовленности войск, соединений и частей к выполнению возложенных на них сложных задач в самой сложных условиях обстановки.

Постоянное выполнение БГ частей достигается

1. правильным пониманием командирами, штабами своих задач

2. высоким моральным психологическим состоянием войск, укомплектованности личным составом вооружением, боевой техникой и другим техническим имуществом

3. четкой организацией и бдительным несением дежурства;
4. содержанием оружия и боевой техники в исправном состоянии в и готовности к немедленному применению;
5высокой боевой выучки командиров, штабов и войск;
6. физической натренированностью личного состава; его морально боевыми, психологическими кач-вами и дисциплинированность

7. твердым непрерывным управлением войсками;
8. постоянным ведением разведки и осуществлением всех других видов обеспечения;
9. наличием необходимых запасов материальных средств и своевременным их пополнением.

Степени БГ и их содержание. Порядок действий при их введении.

- постоянная;

- повышенная;

- военная (боевая) опасность;

- полная.

Постоянная – повседневное состояние войск, укомплектованных личным составом, техникой и вооружением по штатам мирного времени, обеспеченных всеми видами войсковых запасов, позволяющие решать задачи бое вой подготовки, воспитания и в установленные сроки осуществлять переход к высшим степеням боевой готовности.

Усиление патрулей и увеличение их количества;

Происходит выдача боеприпасов дежурным по частям и т.д.;

Проверяется исправность автопарков и прочих техпарков, проверяются все КХО, открываются под охрану резервные хранения оружия;

Происходит усиленное обучение личного состава боевым приемам, работе с техникой, оружием;

Личный состав переводится в состояние повышенной готовности, частичная мобилизация, выдача оружия без боеприпасов.

Повышенная – состояние войск после выполнения подготовительных мероприятий, в результате которых повышается готовность частей к выполнению боевых задач.

Приведение техники и вооружения в полную боевую готовность;

Погрузку запасов материально-технических средств на автотранспорт;

Усиление охраны + проверка всех видов связи;

Перевод всех войск на казарменное положение;



Все военнослужащие возвращаются в свои подразделения из отпусков, командировок и т.д.;

Организуется радиационное и химическое наблюдение;

Излишние запасы и казарменный фонд готовится к сдаче.

Военной опасности – состояние войск выведенных в район сосредоточения (отмобилизования), на позиции и выполнивших мероприятия предыдущих степеней боевой готовности.

Подъём по тревоге и выход в район сосредоточения;

Принимают пополнение по штатам военного времени;

Личному составу выдаются новые каски, противогазы, дозиметры, перевязочные и противохимические пакеты;

Подразделения получают боевые патроны и гранаты в штатных укупорках;

Боеприпасы приводятся в окончательное снаряжение;

Техника и вооружение приводятся в боевому применению.

Полная – состояние наивысшей готовности войск, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу частей в боевую готовность.

Боевая готовность - состояние, определяющее степень подготовленности войск к выполнению возложенных на них боевых задач. Одним из главных показателей уровня боевой и мобилизационной готовности является – способность приведения подразделений, частей и соединений в готовность к ведению боевых действий в установленные сроки. Причем боевая готовность оценивается не только по времени выхода части по тревоге, но и в умении в полном составе прибывать своевременно в указанные районы, сохранив независимо от их удаления высокую боеготовность.

Министерством обороны установлены 4 степени боевой готовности:

Боевая готовность «Постоянная»;

Боевая готовность «Повышенная»;

Боевая готовность «Военная опасность»;

Боевая готовность «Полная».

Постоянная боевая готовность – это повседневное состояние соединений и частей, содержащихся по штатам и табелям мирного времени и обеспеченность всеми видами войсковых запасов, способных в установленные сроки перейти в повышенную готовность, в состояние «военная опасность» или полную боевую готовность Выделенные части и подразделения несут боевое дежурство и выполняют боевые задачи согласно планам боевой подготовки.Повышенная боевая готовность – это промежуточное состояние между постоянной боевой готовностью и состоянием «военной опасности», вводимая для проведения ряда мероприятий, направленных на сокращение сроков приведения соединений и частей в готовность к выполнению поставленных им задач. Боевая готовность «Военная опасность» - это такое состояние, при котором выведенные в районы сосредоточения соединения, части, и подразделения в короткие сроки приводятся в готовность к выполнению задач, в соответствие с их предназначением. Приведение соединений, частей и подразделений в боевую готовность «военной опасности» осуществляется по боевой тревоге. Соединения, части постоянной готовности и органы управления частями связи, охраны и обслуживания доукомплектовываются по штатам военного времени и приводятся в готовность к выполнению боевых задач, сокращенного состава, кадра и вновь формируемого – принимают из запаса орг. ядро и готовятся к отмобилизованию.Боевая готовность «Полная» - это состояние наивысшей готовности соединений и частей, выведенных в назначенные районы, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное отмобилизование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение полученной задачи. Приведение войск в боевую готовность «полная» осуществляется по боевой тревоге.

Оповещение подразделений не более 3-х минут. Оповещение и сбор офицеров 30-40 минут. Снятие техники с кратковременного охранения летом - 15-20 минут, зимой –30-40 минут. Выход техники летом - 1 час, зимой- 1,5 часа. Скорость выдвижения из пунктов постоянной дислокации 30-40 км/час. Прибытие личного состава и автотранспорта на доукомплектование 18-24 часа. Прибытие организационного ядра 6-8 часов. Прибытие основного состава 18-20 часов. Развертывание пунктов приема л/с и техники через 2-4 часа. Приведение боевых припасов в окончательно снаряженный вид в МСБр-15 часов, в ТБр - 19 часов. Приведение в рабочее состояние аккумуляторов 1 АКБ для БМП - 1 час, для танка - 2 часа все АКБ - через 72 ч.

Предназначение мотострелкового батальона. Перечислить основные подразделения батальона, их вооружение и военную технику.

Мотострелковый батальон является одним из основных общевойсковых тактических подразделений. Обычно состоит из мотострелковых (танковых) рот , подразделения связи, обеспечения и медицинского пункта батальона. Кроме того, может иметь в составе минометную батарею, зенитное, противотанковое, гранатометное, пулеметное, разведывательное подразделения. Мотострелковая (танковая) рота, в свою очередь, обычно состоит из мотострелковых (танковых) взводов . Минометная батарея предназначена для поддержки боя мотострелковых рот первого эшелона. Подразделения установок противотанковых управляемых ракет и противотанковых гранатометов батальона предназначены для ведения борьбы с танками и другими бронированными машинами противника, прикрытия флангов, стыков и брешей. Гранатометное подразделение является эффективным огневым средством мотострелкового батальона и предназначено для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных вне укрытий, в открытых окопах и за складками местности. Пулеметное подразделение предназначено для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств противника, уничтожения низколетящих целей, десантов в воздухе и на земле, в целях успешного продвижения в наступление и упорного удержания ими позиций в обороне. Подразделение связи батальона предназначено для установления и поддержания устойчивой связи. Медицинский пункт предназначен для розыска, вывоза с поля боя раненых, оказания медицинской помощи.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

Воспитательная цель: Заложить основы морально-психологической устойчивости, позволяющей успешно выполнять задачи перевода частей подразделений в высшие степени боевой готовности. Учебная цель: Сформировать знания порядка действия при введении различных степеней боевой готовности

Литература 1. БУ СВ, ч. 2, стр. 20, 24 -25; 2. «Тактика» В. Г. Резниченко. М. : Воениздат, 1984. стр. 69 -70. 3. Военная подготовка, ч. I. Лобанов А. И.

Учебные вопросы Первый вопрос. Определения боевой готовности, чем достигается боевая Второй вопрос. готовность подразделений и частей. Степени боевой готовности и их содержание. Порядок действия при их введении. Третий вопрос. Порядок выхода личного состава в парк, на склад и в пункт сбора. Четвертый вопрос. Требования Министра Обороны РФ по вопросам боевой готовности.

Первый вопрос. Определения боевой готовности, чем достигается боевая готовность подразделений и частей. Боевая готовность – это количественное и качественное состояние подразделений, определяющее степень их готовности успешно выполнить боевую задачу по предназначению. Постоянная высокая боевая готовность подразделений Сухопутных войск ВС РФ заключается в их способности в любое время организованно, в установленные сроки вступить в бой и успешно выполнить поставленные задачи. Высокая боевая готовность подразделений достигается: - правильным пониманием командирами, штабами, органами воспитательной работы своих задач; - высоким морально - психологическим состоянием войск, укомплектованностью их личным составом, вооружением, боевой техникой и другим техническим имуществом; - четкой организацией и бдительным несением боевого дежурства;

Первый вопрос. Определения боевой готовности, чем достигается боевая готовность подразделений и частей. - содержанием оружия и боевой техники в исправном состоянии и в готовности к немедленному применению; - высокой выучкой командиров, штабов и личного состава, их готовностью к действиям в любой обстановке. (включая в условиях применения противником ОМП); - физической натренированностью личного состава, его высокими морально-боевыми, психологическими качествами и дисциплинированностью; - твердым и непрерывным управлением войсками; - постоянным ведением разведки и осуществлением других видов обеспечения; - наличием необходимых запасов материальных средств и своевременным их пополнением.

Первый вопрос. Определения боевой готовности, чем достигается боевая готовность подразделений и частей. Важнейшими элементами боевой готовности подразделений является: - знание предстоящих задач и своевременное, еще в мирное время, проведение мероприятий по подготовке к их выполнению; - четкое несение боевого дежурства; - высокая боевая выучка; - поддержание вооружение и техники в готовности к немедленному применению, содержание запасов материальных средств в необходимых размерах; - постоянная готовность к отражению внезапного нападения противника, организованное приведение подразделений в высшие степени боевой готовности; - высокое морально-психологическое состояние, дисциплина и бдительность личного состава.

Первый вопрос. Определения боевой готовности, чем достигается боевая готовность подразделений и частей. Все слагаемые боевой готовности командир должен рассматривать в комплексе, добиваться, чтобы они достигались в результате упорной повседневной работы, напряженной учебы сего личного состава в условиях, максимально приближенным к боевой обстановке. Чем интенсивнее и качественнее ведется боевая подготовка подразделений и частей, чем челеустремлённие ведется воспитательная работа по формированию высоких морально – психологических качеств воинов, тем выше их боевая готовность.

Второй вопрос. Степени боевой готовности и их содержание. Порядок действия при их введении. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход частей и подразделений с мирного на военное положение, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач. В Вооруженных Силах РФ установлены следующие степени боевой готовности соединений (частей): 1. Постоянная. 2. Повышенная. 3. Военная опасность. 4. Полная боевая готовность. Целью, боевых готовностей является заблаговременное приведение войск в боевую готовность и недопущения опережающего наращивания боевой готовности войск противника и снижения этим самым опасности его внезапного нападения, создание определенных условий для заблаговремен-

Второй вопрос. Степени боевой готовности и их содержание. Порядок действия при их введении. - - Основными принципами заблаговременно приведения в боевую готовность войск являются: соответствие общему оперативному замыслу первых операций в сложившейся обстановке; последовательное, поэтапное приведение соединений и частей в боевую готовность, первоначально самых необходимых; разнообразие и конкретное определение для каждой части мест для отмобилизования и приведения в боевую готовность, (пункт постоянной дислокации, учебный центр, район сосредоточения, район оперативного предназначения, боевые позиции и т. д.); умелое сочетание мер маскировки с необходимой дезинформации противника с задачей скрытия целей и масштабов приведения войск в боевую готовность.

Второй вопрос. Степени боевой готовности и их содержание. Порядок действия при их введении. Боевая готовность – «ПОСТОЯННАЯ» При нахождении в боевой готовности «ПОСТОЯННАЯ» войска занимаются повседневной плановой деятельностью, находятся в готовности к выполнению боевых задач соединениями, воинскими частями постоянной готовности; ограниченных боевых задач – соединениями и частями сокращенного состава; доукомплектованию (отмобилизованию) органов управления, соединений, воинских частей и учреждений. Боевая готовность – «ПОВЫШЕННАЯ» При введении боевой готовности «ПОВЫШЕННАЯ» - войска, оставаясь в пунктах постоянной дислокации, учениях, учебных центрах, проводят мероприятия, в результате которых повышается их готовность к выполнению боевых задач, доукомплектованию (отмобилизованию). При этой степени боевой готовности все мероприятия проводятся без объявления боевой тревоги в условиях соблюдения режима повседневной деятельности и в предусмотренные планами сроки. Выполнение мероприятий в подразделениях осуществляется по команде «СБОР» .

Второй вопрос. Степени боевой готовности и их содержание. Порядок действия при их введении. Боевая готовность – «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» При введении боевой готовности «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» войска проводят мероприятия в пунктах постоянной дислокации, районах боевого дежурства, учений, на позициях и учебных центрах с последующим выходом соединений и воинских частей в районы сосредоточения, а по особому указанию Генерального штаба в районы оперативного предназначения, на боевые позиции. При этой степени боевой готовности выполнение мероприятий в подразделениях осуществляется по команде «БОЕВАЯ ТРЕВОГА» . Боевая готовность – «ПОЛНАЯ» При введении боевой готовности «ПОЛНАЯ» войска отмобилизовываются, приводятся в готовность к выполнению боевых задач в соответствии с оперативным предназначением, в последующем выводятся в районы сосредоточения. Решением главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующего войсками военного округа они выводятся в районы оперативного предназначения. При этой степени боевой готовности выполнение мероприятий в подразделениях при последовательном приведении в боевую готовность «ПОЛНАЯ» или минуя предыдущие степени боевой готовности, осуществляется по команде «БОЕВАЯ ТРЕВОГА» .

Второй вопрос. Степени боевой готовности и их содержание. Порядок действия при их введении. Перевод в высшие степени боевой готовности может проводиться планомерно и последовательно, а также скачкообразно, минуя предыдущие степени БГ. При введении той или иной вышестоящей степени боевой готовности скачкообразно, войсками выполняются мероприятия предыдущей степени БГ. Для приведения подразделения в боевую готовность, выходе их на учения, ликвидации стихийных бедствий, а также для решения задач по предназначению, объявляется сигнал – «СБОР» . Для сбора устанавливается единый постоянно действующий сигнал, который и объявляется командиром части или старшим начальником. Порядок сбора определяется специальной инструкцией. Сбор во всех случаях проводится без объявления боевой тревоги. Подъем по боевой тревоге проводится в целях подготовки подразделений к выполнению боевой задачи. При этом в район (пункт) сосредоточения выводится весь личный состав с положенными ему вооружением, техникой и с другими материальными средствами. Во всех случаях по сигналам оповещения личный состав должен действовать быстро и организованно.

Второй вопрос. Степени боевой готовности и их содержание. Порядок действия при их введении. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Основные мероприятия по приведению подразделения в боевую готовность. (Порядок действия при их введении.) Оповещение и сбор личного состава; Получение оружия, боеприпасов, имущества; Выделение и отправка команд по назначению; Подготовка автомобилей и техники к выходу в район сбора сосредоточения); Выход личного состава и техники в район сбора (сосредоточения); Вывоз всех видов материальных средств в район сосредоточения; Расположение в районе сбора (сосредоточения) техники, вооружения и личного состава подразделений; 8. Подготовка личного состава к выполнению предстоящих задач; 9. Представление донесений (докладов) по команде; 10. Проведение работ по дооборудованию района сбора (сосредоточения) в инженерном отношении; 11. Организация управления и связи; 12. Организация защиты, обороны и охраны, радиационной и химической разведки. Все военнослужащие должны твердо знать планируемые мероприятия в части, их касающейся, и четко их выполнять.

Третий вопрос. Порядок выхода личного состава в парк, на склад и в пункт сбора. Действия личного состава по сигналам оповещения. Порядок действий личного состава по сигналам оповещения в подразделении, в парке, на складах, на пунктах сбора, в районах сосредоточения определяется боевыми расчетами, разрабатываемыми в подразделениях, а также планом, разработанным под непосредственным руководством командира части и утвержденным старшим начальником. В соответствии с боевым расчетом подразделение действует при подъеме по боевой тревоге или при объявлении сбора. Из подразделения личный состав убывает на оповещение офицеров и прапорщиков, проживающих вне казармы, в парк для вывода техники, на склады для погрузки имущества, на выполнение других задач, возложенных на подразделение. Из парка машины убывают на склады под погрузку и с личным составом и имуществом подразделения в район сбора. Со складов машины с некоторыми видами имущества убывают в район сбора, а с основными материально-техническими средствами – в район сосредоточения.

Третий вопрос. Порядок выхода личного состава в парк, на склад и в пункт сбора. Действия личного состава по сигналам оповещения должны быть следующими: в подразделении – получение сигнала оповещения, оповещение и сбор личного состава, получение оружия, боеприпасов, имущества, выделение и отправка команд по назначению, погрузка вооружения, боеприпасов и ротного имущества, сдача излишествующего имущества на склад части, убытие личного состава в пункт сбора; в парке – вскрытие парков (хранилищ) автомобилей и техники, получение путевых листов и ключей от замков зажигания, подготовка автомобильной и техники к выходу в район сбора (сосредоточения) части, (снятие машин с хранения, заправка их охлаждающей жидкостью, приведение сухозаряженных батарей в рабочее состояние), убытие автотранспорта под погрузку на склад, выход автомобилей и техники в пункт сбора подразделения; на складах – вскрытие хранилищ с материальными средствами, подготовка материальных средств к погрузке, погрузка и вывоз всех материальных средств в район сбора (сосредоточения) части, передача имущества и материальных фондов;

Третий вопрос. Порядок выхода личного состава в парк, на склад и в пункт сбора. в пункте сбора – проверка наличия личного состава, автомобилей, техники, уточнение задачи подразделению, проверка укладки и крепления материальных средств на транспорте, формирование колонн для следования в район сосредоточения, организация управления и связи на марше, выход, (личного состава, автомобилей и техники в район сосредоточения; в районе сосредоточения – расположение в районе сосредоточения личного состава, автомобилей и техники подразделений, проведение работ по дооборудованию района в инженерном отношении и укрытие личного состава и техники, подготовка к выполнению предстоящих задач, организация (управления и связи, защиты, обороны и охраны, радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, представление донесений (докладов) по команде, проведение занятий по боевому слаживанию.

Четвертый вопрос. Требования Министра Обороны РФ по вопросам боевой готовности. Руководящие документы (Приказ Министра обороны РФ) по вопросам боевой готовности определяют порядок выполнения мероприятий по поддержанию высокой боевой готовности и контроля за состоянием боевой и мобилизационной готовности соединений, частей, подразделений. Основные разделы руководящих документов включают следующие положения: организация оповещения; организация оповещения соединений, частей и военных комиссариатов; оповещение граждан, пребывающих в запасе и поставщиков техники; боевое обеспечение; морально-психологическое обеспечение. Комплектование соединений и частей личным составом: планирование комплектования соединений и частей приписным составом в военных комиссариатах; планирование комплектования личным составом в соединениях и частях; призыв граждан на военную службу по мобилизации и отправка их в соединения и части;

Четвертый вопрос. Требования Министра Обороны РФ по вопросам боевой готовности. Комплектование соединений, частей техникой: - планирование комплектования соединений, частей техникой в военных комиссариатах; планирование комплектования техникой в соединениях и частях; поставка техники организаций и граждан в соединения и части; прием и распределение техники, поставляемой организациями и гражданами, в соединениях и частях; комплектование соединений и частей лошадьми и обозом. Материальное и техническое обеспечение соединений и частей: планирование материального и технического обеспечения соединения, части; финансовое обеспечение соединений и частей. Организация управления: - организация управления переводом соединения, части с мирного на военное время; организация управления мобилизацией в области, районе. Мобилизационные перевозки: планирование мобилизационных перевозок; перегон автомобилей своим ходом. Медицинское и ветеринарно-санитарное обеспечение соединений и частей: организация медицинского обеспечения; организация ветеринарно-санитарного обеспечения.

Четвертый вопрос. Требования Министра Обороны РФ по вопросам боевой готовности. Квартирно-эксплуатационное обеспечение: особенности отмобилизования кораблей и судов военно-морского флота, содержащихся в консервации, и средств водного транспорта предприятий; мероприятия гарнизона; боевое слаживание соединений и частей; эвакуационные мероприятия; планирование эвакуации военно-учебных заведений и других учреждений; планирование эвакуации членов семей личного состава. Перевод соединений и частей на условные наименования военного времени и обеспечение их печатями, штампами, аттестатами фельдъегерско-почтовой связи и руководящими документами: мобилизационная подготовка; подготовка и накопление в запасе военно-обученных ресурсов; мобилизационное делопроизводство; проверка мобилизационной готовности соединений, частей и военных комиссариатов;

Четвертый вопрос. Требования Министра Обороны РФ по вопросам боевой готовности. На данном занятии рассмотрели основные требования и положения по боевой готовности войск. Вопросы поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности занимают основное место в командной и управленческой деятельности командиров, начальников всех степеней как в мирное так и в военное время. Знания, полученные на данном занятии, помогут Вам успешно решать сложные задачи по поддержанию высокой боевой готовности в своих подразделениях.

Задание на самостоятельную работу Изучить материал занятия по конспекту. В ходе самостоятельной работы использовать рекомендованную к занятию литературу: - Боевой устав Сухопутных войск, Ч. -2. стр. 20, 24 -25; - «Тактика» В. Г. Резниченко. М. : Воениздат, 1984. стр. 69 -70; - военная подготовка, Ч-1. Лобанов А. И. ; - программа подготовки офицеров запаса на военных кафедрах ВУС по ВУС 180200; - квалификационные требования к офицерам запаса по ВУС 180200.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей