Экологические мероприятия в детской библиотеке. Весёловская Межпоселенческая центральная библиотека

Елена Романько

Цели и задачи :

Пополнить знания о природе родного края ;

Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование :

Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

Ход мероприятия.

Ведущий :

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий :

А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

В Королевство Природы попасть легко ,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так :

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

Появляется Старичок-Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок :

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Лесовик : - Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети : Да!

Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер ,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Я люблю свою природу ,

Я ей помогаю! (да)

Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

Ведущий : Как узнали берёзу?

Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

Послушайте стихотворение «Берёза»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

Дети : нет.

Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

Дети : Тополя.

Ведущий : Какой ствол?

Дети : Толстый.

Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки о животных.

1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка) .

2. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь) .

3. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

4. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик) .

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)

Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

эстафетная игра «Собери цветок»

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим :

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем (ёлочка)

Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

«Найди пару»

Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

Игра «Назови одним словом»

1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

Список литературы.

1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

Внеклассное мероприятие для 7 класса

«Чудеса природы»

Цель: Привитие интереса к предмету

Задачи:

    Раскрыть новые интересные сведения об удивительной природе планеты Земля

    Формировать и закрепить общеучебные умения и навыки обучающихся.

    Расширить кругозор обучающихся

Оборудование : ИКТ, географические атласы, ручки, линейки, карандаши, листы бумаги, карточки-задания.

Добрый день, дорогие ребята и гости нашего внеклассного мероприятия «Чудеса природы». Сегодня мы с вами поговорим о том, о чем на уроке нам просто не хватает времени. Я надеюсь, что вы получите для себя много нового о нашей удивительной планете, я услышу от вас грамотные ответы, ну а наши гости получат только позитивные эмоции.

Сейчас начнется наше интеллектуальное соревнование, и прежде чем вы дадите название своей команде, я хочу, чтобы вы посовещались и решили, что действительно можно считать чудесами природы?

(ответы команд)

Назовите свои команды одним из чудес природы.

(представление команд)

Наша игра состоит из шести раундов. За победу в каждом раунде вы будете получать мешочки с песком. В каждом мешочке песка ровно на 20 секунд. Чем больше вы соберете мешочков с песком, тем больше времени у вас будет на выполнение финального задания. Итак, мы начинаем.

1 раунд «Разминка».

На нашем слайде - несколько загадок. Я даю вам 1минуту времени, чтобы их разгадать.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь. (горизонт)

    Страны без людей, города без домов. (политическая карта)

    Не земля, не вода. По нему ни ходить, ни бегать. (глобус)

    Кругом вода, а с питьем беда. (море)

    Может ли страус назвать себя птицей? (страус не умеет говорить)

    Из воды родиться, а воды боится. (соль).

(Команда, давшая большее количество правильных ответов получает мешочек с песком)

2 раунд. «Бермудский треугольник»

Бермудский треугольник - район в , в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных . Район ограничен линиями от к , далее к и назад к Флориде через .

Выдвигаются различные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от необычных явлений до похищений . Скептики утверждают, однако, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в других районах мирового океана, и объясняются естественными причинами.

Сторонники теории упоминают об исчезновении примерно 100 крупных морских и воздушных судов за последние сто лет. Кроме исчезновений, сообщается об исправных судах, брошенных экипажем, и о других необычных явлениях.

Их противники утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике сильно преувеличены. Морские и воздушные суда погибают и в других районах земного шара, иногда бесследно. Неисправность радио или внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море - непростая задача, особенно в шторм или когда место катастрофы точно неизвестно. Если учесть очень оживлённое движение в районе Бермудского треугольника, частые и , большое количество отмелей, то количество случившихся здесь катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим.

Выбросы метана

Предложено несколько гипотез, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа - например, в результате распада на дне моря. Согласно одной из таких гипотез, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых понижена настолько, что корабли не могут плавать и мгновенно тонут. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать также крушение самолётов - например, из-за понижения плотности воздуха.

Блуждающие волны

Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в Бермудском треугольнике, могут быть т. н. , которые, как считается, могут достигать в высоту 30 м.

Инфразвук

Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться , который оказывает воздействие на членов экипажа, вызывая панику, в результате которой они покидают судно.

Найдите в своих атласах границы «Бермудского треугольника» Вам необходимо с помощью карт атласа определить географическое положение треугольника. Время выполнения – 5 минут.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полный ответ получает мешочек с песком.

3 раунд «Научное объяснение»

До́ждь из живо́тных - относительно редкое явление, замеченное во многих странах в разное время. Чаще всего такой дождь состоит из рыб или лягушек, хотя описаны случаи дождя из . В некоторых случаях дождь достигает такой силы, что животные падают на землю в виде фрагментов. Иногда животные (чаще всего рыбы, но некоторые источники отмечают и случаи с лягушками) выживают после падения, заставляя предположить, что между «взлётом» и «падением» животного прошло довольно небольшое время. В ряде случаев животные падают обмороженные или замерзшие в кусках .

Подумайте и объясните причину такого загадочного явления. Время на обсуждение – 3 минуты.

(ответы команд)

Команда, давшая наиболее полное объяснение получает мешочек с песком.

Физкультминутка

4 раунд. «Уникальные озера»

«Озеро чернил» - Жителям алжирского озера Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазине чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила.

«Озеро с гигантскими пузырями» - На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3-х метров. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

«Озеро смерти» - Самым «мертвым» является не Мертвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной серной кислоты, она-то и отравляет воду.

У нас в России тоже есть уникальное озеро . Его действительно можно считать чудом природы. Найдите его по географическим координатам : 53° с. ш. 107° в. д.

В чем заключается его уникальность? Время – 3 минуты»

(Озеро Байкал самое глубокое в мире – 1637 метров. Вода этого озера очень прозрачна, белый диск, виден на глубине 40 метров. Озеро содержит 20% всей пресной воды планеты»

(ответы команд)

Команда, быстрее нашедшая озеро получает мешочек с песком.

Ребята, в настоящее время сушествует ЭХОЛОТ – прибор для измерения глубины водного объекта при помощи звукового сигнала. (слайд№9)

Решите задачу: Через какое время сигнал, посланный эхолотом на дно озера Байкал, вернется к прибору, если известно, что глубина озера – 1637 метров, а скорость звука в воде – 1440 метров (2,2 секунды)

5 раунд «Необыкновенные деревья».

Командам необходимо установить соответствие между картинкой дерева и его названием.

Баобабы- деревья достигающие высотой 25 метров. Ствол баобаба очень толстый в обхвате до 45 метров. Плоды баобаба похожи на огурцы - содержат съедобную мякоть. В засушливое время года листья опадают и на ветвях висят только плоды. Во время дождей дерево покрывается белыми крупными цветами с сильным запахом.

Оказывается, что на землях Индии одно дерево образует собой целый лес!
Баньян , или, как его еще называют, дерево-лес , имеет не один, а тысячи стволов. В его центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. После этого они начинают расти в толщину, и впоследствии вторичные стволы становятся похожими на главный ствол, и уже от них отходят новые побеги... Так продолжается до бесконечности

Молочное» дерево
Растет в странах Центральной и Южной Америки. Это невысокие деревья с блестящими и толстыми листьями с несъедобными плодами. Местные жители употребляют сок этого растения как молоко. Но вытекает оно из дерева достаточно медленно: из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр сока. К тому же употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится.
При кипячении сока на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки. Кроме всего, древесина из этих деревьев прекрасно подходит в качестве строительного материала

Мыльное дерево

Растет на полуострове Флорида . Если растереть его созревшие плоды, то образуется пена, которую местные жители используют вместо мыла.

Бутылочное дерево

Растет в Австралии. Название ему дали за ствол, который своей формой напоминает бутылку. Во время дождей в стволе собирается много влаги, которая используется им в засушливое время

(Ответы команд)

Команда быстрее и правильнее установившая соответствие получает мешочек с песком.

6 раунд «Пазлы»

Команды подсчитывают мешочки с волшебным песком и подсчитывают время на выполнение финального задания.

За определенное время вам необходимо собрать пазлы и назвать еще одно чудо природы.

(Кораллы и одно из чудес природы Большой барьерный риф Австралии)


Подведение итогов мероприятия.

Рефлексия.

Одно из чудес природы – это радуга. Явление необычайно красивое. Я хочу, чтобы вы оценили наше сегодняшнее мероприятие по степени получения новых для вас знаний. Вы все получили смайлики. Наклейте их на тот цвет радуги, который соответствует уровню вашего познания.

22 апреля в Международный день Земли в библиотеке-филиале №6 был проведен час открытий «Удивительный и загадочный мир природы» , на который были приглашены учащиеся 4 а класса МБОУ СОШ №24.

Мероприятие состояло из нескольких частей. Первая часть была посвящена необычным деревьям мира. Рассказ библиотекаря А.Ю. Свиридовой сопровождался красочной слайдовой презентацией. Ребята сразу узнали баобаб, но удивились тому факту, что в нем можно устроить жилище, баню, ресторан и даже автобусную станцию. Следующее дерево, о котором было рассказано – секвойя. На слайде было показано изображение, на котором в дереве был проделан тоннель для проезда автомобилей. Понравились детям и драконовое дерево, колония осинообразного тополя, орех кешью, акация, «дерево-спрут». Заинтересовала детей Пуйя Раймонда, потому что у нее самое большое соцветие в мире – 2,5 метра в диаметре, 12 метров в высоту и состоит оно из 10 тыс. простых цветков. Очень жаль, что цветет это растение раз в 150 лет, а затем погибает. Особенно ребят удивило «Пушечное дерево» — Курупита Гвианская, плод которого 25 сантиметров в диаметре и запросто может убить человека.

Следующая часть мероприятия была посвящена удивительным растениям, занесённым в Красную книгу Липецкой области. Ребята сами назвали несколько растений, которые находятся под охраной. Библиотекарь рассказала детям про самые интересные растения: вереск обыкновенный, горицвет весенний, колокольчик широколистный, кувшинку белоснежную, лапчатку белую, сон-траву и другие. Также ребятам очень понравилась красивая легенда о Венерином башмачке. На следующих слайдах дети узнали подснежники, пролеску, ландыши, львиный зев. Эти растения были им знакомы. Заинтересовало учащихся растение цмин песчаный, или бессмертник. Одна девочка рассказала о том, как её бабушка лечится этим растением. Удивил ребят тот факт, что высушенный бессмертник годами не меняется и сохраняет форму и цвет, можно составить их него сухой букет и поставить в вазочку как память о лете.

А потом все вместе побывали в лесу на сказочной полянке в гостях у Бабы Яги. Хозяйка избушки живет одна в лесной глуши, вокруг много мусора, и Баба Яга не хочет наводить порядок.

Леший сообщает ей, что в лесу бродит детвора, всюду мусор убирают, деревца в лесу сажают. Пришли ребята на поляну, но Баба Яга их прогоняет, говоря, что мусор нужен ей самой. Дети убеждают ее, и доказывают, что нельзя захламлять лес. Баба Яга соглашается с ребятами и вместе с Лешим собирает пластиковые бутылки в корзину, и сказочная поляна сразу преображается. Баба Яга обещает ребятам: «Я теперь пойду в избушку, буду книги я читать. Стану доброй я старушкой, буду людям помогать».

В завершение представления дети были рады, что Леший и Баба Яга стали друзьями природы. Закончилось мероприятие веселой жизнерадостной песней «Я хочу, чтоб птицы пели!







Прекрасна и доверчива природа
Пока она жива наш долог век.
Она нас породила и согрела.
Будь милостив к природе, человек!

В.Викулов

2017 - год экологии в России.

Библиотечные экологические поляны или мероприятия по экологии в библиотеке.

"Лапы уши и хвосты или любимые книги про животных"

15.12.17. В библиотеке проведён обзор книг для детей "Лапы уши и хвосты или любимые книги про животных" , посвящённый произведениям писателей-природоведов и натуралистов. Ребята познакомились с книгами писателей натуралистов - К.Паустовского, Б.Житкова, В.Бианки, М.Пришвина, Г.Скребицкого и других писателей. С рассказами этих писателей знакомо не одно поколение читателей они учат любить и беречь природу, увидеть необычное, быть наблюдательными. При помощи обзора ребята совершили увлекательное путешествие в мир природы. На таких мероприятиях ребята учатся любить и уважать природу, видеть в ней источник жизни человека, получают основы экологической грамотности.

ВРЕМЯ ГОДА - ОСЕНЬ!

14.11.2017. Вот и последний месяц Осени – ноябрь вступил в свои права. Ноябрь
это уже переход от осени в зиму, во многих уголках нашей страны уже лежит снег. В этот месяц Осень по казывает свой характер и дает понять, что природе настало время, готовится ко сну. А в библиотеке прошла информационно – игровая программа «Осень». Дети отгадывали загадки о природных явлениях, рассуждали о причинах смены времен года, вспомнили осенние приметы, пословицы. В заключение игры пришли к выводу о том что - величава золотая осень. И, несмотря на осеннюю непогоду, Осень дарит нам замечательные осенние деньки.

20.09.2017. Обзор книг для чтения "Осень рыжая подружка"

Осень - самое удивительное время года. Словно природа в эти месяцы переживает сразу три состояния: разноцве т ность лета, весеннее ожидание нового и первую заснеженность зимы. Поэтому захотелось поделить ся с вами книгами об осени для детей - Я. Аким «Где ты ходишь осень?» , В. Бианки «Прячутся», И. Бунин «Листопад», М. Волошин «Осенью», Времена года, Г. Граубин «Почему осенью листопад?, Дивная пора, А. Майков "Осенние листья по ветру кружат", А. Плещеев «Осенью», Приметы осени, М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Рапов «Ёжинька и белочка», М. Садовский «Осень», Г. Скребицкий «Осень»,Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад», Е. Трутнева «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,украинская народная сказка «Колосок», З. Федоровская «Осень». Приятного прочтения и до встречи в библиотеке!

ЛЕТО С БИБЛИОТЕКОЙ.

15 июня ребята третьего отряда приняли участие в экологической викторине «В мире флоры и фауны». Они смогли расширить своё представление об окружающем мире, показать свои зн


ания о природе и приобрести новые.

5 июня библиотекари провели с детьми из летнего пришкольного лагеря «Парус» путешествие «По экологической тропе». Экологическая тропа – это маршрут в, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Ребята разделились на две команды. Им пришлось побывать в разных частях земного шара, и ответить на каверзные вопросы: «Угадай растение», «Самое большое животное планеты», «Отгадай дерево по описанию», «Что растёт на клумбе» и т.д. некоторые вопросы вызвали затруднение, но ответ всё равно был озвучен. Завершилась экологическая тропа разгадыванием интерактивного кроссворда «Зелёные друзья». Библиотекари предложили ребятам разгадать кроссворд. Разгадав все 7 слов, игроки узнали ещё одно слово, которое объединяет все остальные. Это слово – деревья. А если деревьев много то - это уже лес, его нужно беречь и охранять. На проведённом мероприятии ребята пополнили свои знания об окружающем мире, а также показали свои навыки и способности в области знания окружающего мира , умение работать самостоятельно и в коллективе. А ребятам из второго отряда в этот день, пришлось вспомнить всё, что они знают о жизни растений, птиц, насекомых и зверей, участвуя в интерактивной игре «Что я знаю о природе». Надеюсь, что при помощи игры мы смогли убедить ребят, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ

В рамках программы « Жизнь в руках, живущих » в библиотеке проходят экологические уроки. Проводится уроки в форме игры.В ходе урока знакомим с экологическими праздниками, пословицы, загадки о природе, правила поведения на природе, также рассматриваем некоторые экологические проблемы. Каждый урок заканчивается практическим занятием.

ВСЕМ! ВСЕМ ВСЕМ!

В феврале в библиотеке стартовала литературно-экологическая акция «Прочти книгу о природе». Человек и природа – вечная тема в литературе. Много волнующих, неповторимых по красоте своей страниц посвятили ей писатели и поэты. Повести, рассказы о красоте матушки-природы, о братьях наших меньших уютно расположились на книжных полках. Приглашаем всех любителей природы присоединиться к акции.

Интерактивные игры по экологии

В библ
отеке один раз в неделю для юных читателей проходят интерактивные игры. Участвуя в них, ребята могут: расширить кругозор и знания о животном и растительном мире, в том числе Новосибирской области. Библиотекари могут показать красоту животного и растительного мира. Мероприятия способствуют воспитанию гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле .






11.11.2016. Для ребят клуба "Эко – ты. Эко - я. Эко - мир"
было проведено увлекательное интерактивное занятие, посвященное любимому времени года – зиме. «В гостях у ма тушки Зимы» - так называлось необычное занятие. Библиотекари и ребята вспоминали и рассказывали веселые истории о своих зимних приключениях, читали стихи о зиме, с удовольствием отгадывали загадки о зиме, поиграли «в снежки» пр и помощи пословиц и поговорок о зиме. Было весело, интересно. Время проле тело незаметно. В заключение мероприятия библиотекари провели обзор книг связанных с эти м удивительным волшебным временем года – Зима.
11.11.2016. В библиотеке проведён обзор книг. "Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей". Обзор книг о природе - «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей», и пусть этот книжный обзор увлечет вас в волшебную страну под названием Природа. Ребята эти книги учат замечать красоту природы в любое время года, с любовью, вн иманием и заботой относиться к окружающему миру и всему живому. Прочитав книги о природе, вы узнаете, как все устроено в природе. Спит ли зимой медведь? Чем питается заяц, на кого охотится лисица и чьи это следы на снегу читайте и познавайте с удовольствием!

20.10.2016. "Если их не охранять".


20 октября в библиотеке прошёл экологический урок «Если их не охранять». Посвящённый Красной книге. Мы с ребятами говорили о том, что давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Для того, чтобы остановить исчезновение, люди создали документ, который получил название «Красная книга".

Красная книга издается не только на международном уровне. Она еще бывает национальной и региональной. Например, Красная книга России и Красная книга Новосибирской области. Занесённые в Красную книгу животные и растения строго охраняются. Нуждаются в охране и все остальные виды животных и растений. Они все важны и необходимы и у каждого своё незаменимое предназначен. на уроке мы посетили онлайн страницы Красной книги Новосибирской области

"Бескрайнее, таинственное, манящее - море " Всемирный день моря отмечается по инициативе ООН ежегодно в последний четверг сентября.


Международная Морская организация учредила этот день, чтобы напомнить какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносит чрезмерный вылов рыбы, загрязнение морской среды, в частности – нефтью. В этот день библиотека организует книжные выставки, беседы, экологические уроки, часы информации для читателей библиотеки. Вот и сегодня для ребят, был подготовлен урок экологии «Бескрайнее, таинственное, манящее - море». К

уроку была подготовлена презентация о море и его обитателях, из которой дети узнали много нового о жизни м оря. Ребята не только узнали и увидели много необычного и интересного, встретили гигантского кальмара, усатого кита, бурого дельфина, китовую акулу, летучих рыб, но и показали свои знания о морских обитателях. Завершилась встреча знакомством с самыми интересными книгами об обитателях морей и океанов.

20.06.2016. "Вот лечебный лепесток"


20 июня в библиотеке прошёл познавательный час – «Вот лечебный лепесток». Ребята познакомились с лекарственными растениями сибирского края. Узнали о том, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека. Конечно, мы рассуждали и обережном отношении к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае. Познавательный час сопровождался показом презентации.

"Замечательное слово «Не» или как вести себя в природе". Летняя пора все стараются отдохнуть, получить как можно больше положительных приятных минут выезжая на природу. Но когда мы отдыхаем на природе, очень важно, чтобы во время отдыха не произошли неприятности , которые причинили бы вред нашему здоровью. Поэтому существует замечательное слово «НЕ» : Не разоряй птичьи гнезда. Не ломай ветки деревьев. Не разоряй муравейники. Не лови бабочек ради забавы. Не обижай лесных жителей. Не рви много цветов . В лесу держитесь вместе. Не шумите . Не оставляй после себя мусор, закопай его. После отдыха на природе загасите костер водой. Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли. Вот об этом замечательном слове «Не» мы и рассуждали с ребятами из летнего лагеря «Парус» в библиотеке.


17.06.2016."А мы видели ежа".

16.05.2016. Беседа "Голубое ожерелье Сибири". У книжной выставки посвящённой Единым дням защиты малых рек и водоёмов . С 15 мая по 15 июня в России проходит широкомасштабная акция – Единые дни защиты малых рек и водоемов. Новосибирская область богата водой. По её территории протекает около 430 рек, в том числе одна из крупнейших рек мира – Обь, берущая начало в ледниках Алтайских гор и впадающая в Северный Ледовитый океан. В области расположено около 3 000 пресноводных, соленых и горько-соленых озер – площадь водного зеркала Новосибирских озер составляет 558 тыс. га, по этому показателю область занимает третье место в Российской Федерации. Велико значение рек в водоснабжении. Воды рек используются для орошения. Обь богата промысловыми рыбами . Живописные берега рек являются зонами отдыха. Но ко всему этому водному богатству нужно относиться, еречь воду и водоемы – это то же самое, что и охранять и оберегать жизнь на планете, заботиться о красоте и процветании мира, в котором живут не только люди, но и многие другие живые существа.

26.04.2016. "Чернобыль полынь горькая" . 26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. Этой дате было посвящено мероприятие библиотеки «Чернобыль полынь горькая». Учащимся была представлена видео презентация «Чернобыль - полынь горькая», подготовленная библиотекарем С.А. Букреевой. Также для ребят был проведён вечер памяти «Не зажитою раною тот Чернобыль болит». Библиотекари рассказали ребятам об этой ужасной аварии, мужестве и героизме ее ликвидаторов, последствиях для населения и окружающей среды.

"Изучали календарь и узнали что - Весна". Зима отступает, сдавая свои позиции, с крыш висят огромные сосульки, и капли со звоном падают вниз. Весна приближается не только по календарю, но и по-настоящему. Кругом воробьиный шум и гам. И мы решили провести небольшое исследование и узнать, по каким п ризнакам или приметам все узнают, что весна уже пришла. И вот что получилось: Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Весна действительно наступает. Кроме того мы узнали: - писатели и поэты посвятили весне свои произведения

Пополнили знания о природе;

Познакомились с весенним народным календарём

Пополнили свои знания пословицами и поговорками о весне;

Расскажем о своих знаниях сверстникам и родителям.

" Природа и животные".

Рассуждая о природе и животном мире пришли к выводу о том что - действительно, на нашей планете обитает множество самых разных живых существ. Некоторые из них умеют летать, другие - плавать, кто-то живет в теплых странах, а кто-то - за полярным кругом, в снегах и холоде. Конечно, зазывать их всех «животными» не совсем правильно, ведь кроме них есть еще рыбы, птицы и насекомые.Откроем небольшой секрет: после этой беседы мы абсолютно уверены, что пингвины умеют летать. Ну, хотя-бы немножко, недалеко и не очень высоко. А вы как считаете?.

При помощи презентации «Спасти поля, леса, луга, и чистую гладь рек» библиотекари призывали бережному отношению к природе. С помощью презентации озвучили способы, которым человек вредит окружающей среде и методы, которыми можно восстанавливать эти повреждения. Но самым лучшим способом беречь родную природу и жить в чистом безопасном мире - не совершать всех этих преступных действий. Ребята узнали основные правила, как нужно вести себя на открытом воздухе, чтобы ни один живой организм и природный объект не пострадал. В заключение мероприятия сделали вывод о том что: Чтоб земля была красивей, надо быть нам бережливей.

21.11.2015. "Мы живём в Сибири".

21 ноября мы с читателями библиотеки совершили увлекательное путешествие по Новосибирской области, узнали о том что

Новосибирская область отличается красотой своей природы и разнообразием животного мира сколько интересных и уникальных мест есть на территории нашей области, какими сёлами славится и какие из них не потеряли свою самобытность несмотря на быстро происходящие события.

"Что такое осень" . Осень – замечательное время года. Это не только пора дождей, листопада, но и множества традиционных мероприятий. В библиотеке этому времени года оформлена книжная выставка и проведён обзор произведений поэтов и писателей об этом удивительном времени года. А ещё осень замечательное время года для модниц ….Буйство красок, восторг от прекрасного времени года и конечно же произведения писателей и поэтов - вот что такое осень

23.07.2015. "Через море океан плывёт чудо великан"

23 июля придя в библиотеку ребята узнали о празднике Всемирном дне китов и дельфинов.Библиотекари рассказали забавные истории об этих водных млекопитающих - об их жизни в природе, повадках и воспитании потомства. Дополняли рассказ библиотекарей книги и презентация, которые дети смотрели с огромным удовольствием.

"Экорюкзачок"- книжный обзор для детей.


Книжный обзор для детей. Этот книжный обзор позвал нас с ребятами в волшебную страну под названием Природа. Мы смогли насладиться пением птиц, вдохнули свежий и душистый запах трав, цветов и деревьев, услышали хрустальный перезвон воды в ручейке, полюбовались разноцветными красками леса, почувствовали мягкий мох под ногами, прикоснулись к солнечным бликам на шершавой коре деревьев, сплели венок из полевых цветов и запустили бесконечное эхо на память о лесной прогулке.

19.05.2015. "Наука о доме"


19 мая в библиотеке прошли дискуссионные качели о природе «Наука о доме». Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Совершив увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Пришли к выводу о том что - Экология – наука о доме, природе. Ведь природа – это и есть наш большой общий дом, и мы все, сообща, должны поддерживать порядок.

01.04.2015.-20.04.2015. Эко-теремок в библиотеке


С 1 по 20 апреля ребята посещали «Эко-теремок» в библиотеке. Вместе с веселым и любознательным попугаем Яшкой ребята совершали увлекательные путешествия по страницам книг и журналов о природе: «Муравейник», «Свирель». Весело и азартно ребята вспоминали интересные встречи с животными, отгадывали загадки. В заключение акции все дружно посмотрели презентацию о животных и мультфильм «Лесные путешественники».

09.02.2015. «Эко - Я. Эко – ты. Эко мир!»

9 февраля 2015 года в библиотеке прошла беседа об экологии. Она была посвящена одной теме: как законы экологии работают внутри живой природы и во взаимоотношениях человека с природой. Что можно и нужно, а что нельзя и опасно делать в нашем боль­шом доме под названием Земля.

14.10.2014. "Осень яркая страна"

14 октября библиотекари и ребята делились впечатлениями о времени года – Осени. Осень - самое выразительное время года. Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок. Пышно убранная и нарядная, она сменяется другой - серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг. Любуйся - не налюбуешься! В заключение беседы ребятам проведён обзор литературы на тему осень в проведениях писателей и поэтов.

09.10.2014. "Фантастическая страна «Насекомия»"

9 октября библиотекари и ребята отправились в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Говорили о насекомых. В ходе путешествия ребята, узнали по каким основным признакам можно узнать насекомых: у насекомых по шесть ног, тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко. А ещё у насекомых на голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья. Вместе с ребятами порассуждали: для чего насекомым нужны хоботок и крылья? С помощью хоботка они питаются, крылья нужны, чтобы передвигаться! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Оказалось что мир насекомых очень интересен и разнообразен. В заключение нашего путешествия пришли к выводу о том, что все насекомые необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.


05.06.2014. "Загадки зелёного лета " . 5 июня для детей была подготовлена интересная и насыщенная игровая программа. Ребята разделились на две команды, придумали им название, учитывая время года «Солнышко» и «Лучик». А потом участвовали в конкурсах художественная мастерская на тему «Лето», отгадывали загадки о времени года «Лето», вспоминали пословицы и поговорки, составляли шарады из слов. Было интересно, а главное победила дружба и название команд слилось в одно «Солнечный лучик».
22.04.2014. "С днем рождения, Земля"

22 апреля 2014 года ребята собрались в библиотеке на необычный день рождения. Во всём мире 22 апреля отмечается День Земли. Библиотекарь Светлана Александровна рассказала ребятам о планете Земля, дети узнали историю возникновения этого праздника, с помощью презентации вспомнили о богатстве ресурсов, которыми обладает планета, и что все эти ресурсы необходимо беречь …Мероприятие прошло в форме диалога библиотекаря и детей. Вместе с ребятами составили несколько правил, которые помогут сохранить нашу планету чистой и красивой.

01.04.2014. "Пернатые друзья"


1 апреля в честь пернатых друзей в библиотеке прошёл День птиц. Мы с ребятами рассуждали о том что, птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю. Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов. А ещё им посвящены стихи, песни, рассказы, загадки – которые мы вспомнили с ребятами. Книжная выставка «Пернатая радуга» помогла ребятам познакомиться с произведениями о птицах. В этот день ребята узнали и о том, что птицей 2014 года является чёрный стриж. В честь этого события библиотека выпустила буклет «Стрижи – дети воздуха». 20.03.2014."Город этот не простой, он дремучий и густой!"

Сегодня 20 марта мы рассказали детям про лес, про деревья, которые растут в лесу и про лесных жителей. Попробовали вместе отгадать загадки про лес, деревья, хлопотунью белочку, про гриб подосиновик и сестричек лисичек, про хитрую лисицу и серого волка. И, конечно же, вспомнили писателей и поэтов, посвятивших свои произведения дремучему и сказочному лесу, его укромным уголкам… В завершении беседы вспомнили хорошую мудрую пословицу "Нету леса - посади, мало леса - не руби, много леса - береги" - и всем нам необходимо помнить ее, думая о нашем завтрашнем дне.

"Ходячий домик"

. Узнать много нового и стать чуточку умнее, любопытнее и любознательнее , никому и никогда не помешает! Вот и мы с ребятами узнали, как вы думаете о ком? низа, что не догадаетесь про улиток, на экологической минутке «Ходячий домик». Мы узнали: чем питается улитка, как она живет и даже как зимует улитка? А еще, зачем улитке рожки, и как она двигается. Надежный ли у улитки домик - раковина и есть ли враги у улиток? Как улитки появляются на свет? И ещё о том, что улиток можно содержать дома , и что в Англии виноградные улитки служат для развлечения: там устраивают "улиточные бега" , а прудовик оказался широко распространённым обитателем пресных вод….и ещё мы смогли подержать в руках домик прудовика… Одним словом было интересно.

01.03.2014. «Без кота и жизнь не та или все они из семейства кошачьих!» . 1 марта наши юные читатели приняли участие в информ-часе «Без кота и жизнь не та или все они из семейства кошачьих!». От библиотекаря дети узнали, что кошки – одни из самых загадочных животных, живущих на Земле. Электронная презентация «Все они из семейства кошачьих» познакомила ребят с породами усатых, полосатых и когтистых друзей. В свою очередь ребята поделились историями о своих питомцах, рассказали о своих домашних любимцах. Все они с интересом разглядывали представленные книги о кошках. В библиотеке была оформлена книжная выставка «Кошки – удивительные животные».

Беседа «НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЕ КНИГИ»

В России 2013 год объявлен Годом окружающей среды.

В рамках Года охраны окружающей среды приоритетным направлением станет работа по экологическому просвещению. С юных лет необходимо приучать ребят к бережному и ответственному отношению к природе, стремлению жить в гармонии с окружающим миром.
В библиотеке в 2013 году будут использованы различные формы экологического просвещения, как часы экологических знаний, информации, беседы и др., которые позволят поднимать для обсуждения проблемы, обсуждать пути их решения, задуматься о происходящем и последствиях для будущего. А книжные выставки, привлекательно оформленные, раскрывающие красоту и богатство мира природы, призывающие любить и беречь ее, помогут в экологической работе нашей библиотеки.

26.12.2013. Экоминутка "Сибирский кедр"

На вырубке, в таёжном мелколесье,

Открыто, недоступный топору,

Могучий кедр, качаясь в поднебесье,

Смолистой хвоей свищет на ветру.

В рубцах-надрубах, в трещинах замшелых,

В броню коры тяжёлую одет,


26 декабря мы вновь встретились с нашими юными читателями. Их ждала интересная встреча с бурундучком, который рассказал ребятам про сибирский кедр. Сосна кедровая - удивительное растение, с уникальными целебными свойствами. Кедровые орехи, помимо своей питательности, содержат много витаминов. Большой целебной силой обладает и смола сибирского кедра, которую по праву назвали живицей за способность ее заживлять раны. Сибиряки говаривали: «Тайга кедром жива». Они верили, что если ребенку каждый день давать горсть кедровых орехов, то он вырастет добрым молодцем, никакая хворь его не одолеет… Бурундучок поведал ребятам и о том, что главное дерево сибирской тайги окутано множеством легенд, поскольку коренные жители невероятно чтили и чтят кедры, наделяя их нередко человеческими качествами, такими как сострадание, понимание и взаимопомощь. Вот такой познавательной получилась наша встреча с бурундучком….

"Путешествие с красной книгой Новосибирской области".


Замечательная книга есть в нашей библиотеке - "Красная книга Новосибирской области" , она содержит сведения о редких и исчезающих видах животных, растений и грибов... Она иллюстрирована цветными рисунками и фотографиями…. А почему мы с книгой путешествуем? Да потому что м ожем много узнать интересного о жизни животных, птиц, растений… и вот мы в гостях у кого как вы думаете? Не догадались у мелкой цапли , которую встретили на озере Мензелинское в нашем Колыванском районе имя её Выпь малая. Узнали много интересного, предлагаем и вам познакомиться с ней поближе….приходите в библиотеку.


13.12.2013."Самые маленькие животные нашего края"


На календаре 13 декабря… В этот день мы предложили нашим юным посетителям отправиться в занимательное путешествие по нашему - Сибирскому краю. На чём бы вы хотели путешествовать? Спросили мы ребят: самолёт, поезд, автобус…решили идти пешком так интереснее, а в проводники взяли мышку полёвку. И вот при помощи мышки полёвки мы побывали у самых маленьких животных нашего края. Нас приветливо встретили: кабарга, ласка, крот, бурундук, бурозубка, рыбка гольян, птичка королёк… Своё путешествие мы завершили у книжной выставки «Иду я по лесу» в нашей библиотеке, где нас всех ждали интересные книги о животных.


06.12.2013. Библиорасследование «Что такое Зима?»

Всё бело кругом, красиво,

В инее сияет ива.


Холода, мороз, метели

Закружили, завертели.

В белых шапках все дома.

Это к нам пришла … (зима).

А что такое зима? Ответить на этот лукавый вопрос 6 декабря в библиотеке помогла Метелица при помощи виртуальной экскурсии в это прекрасное время года. И действительно зима – прекрасное время года. Можно кататься на коньках, санках, играть в снежки, просто любоваться зимней природой. А зимой природа необыкновенно хороша. Так и хочется воскликнуть: «Хороша ты зимушка – зима!. А книги об этом времени года можно просто взять и прочитать в нашей Вьюнской библиотеке вот так!

30.11.2013. "Хозяин тайги".

Попасть в царство медведя было очень просто, нужно было только прийти во Вьюнскую сельскую библиотеку 30 ноября.

Много интересного узнали ребята об этих милых и таких грозных зверях в библиотеке. Библиотекарь рассказал ребятам о том, что медведь – самый величественный персонаж народного фольклора у разных народов. Этот крупнейший наземный хищник во многом по своим повадкам напоминает человека. Он может ходить на задних лапах, успешно пользуется передними, отлично плавает, ловит рыбу и лазает по деревьям. А ещё в библиотеке много интересных книг про хозяина тайги, бурого, косолапого, топтыгина….

26.09.2013. В библиотеке прошел час сообщения «Пусть море останется морем всегда». Библиотекарь Букреева С.А рассказала подрастающему поколению о том что в один из дней последней недели сентября принято отмечать Всемирный день моря. Всемирный день моря б ыл учреждён на 10-й сессии Ассамблеи Международной морской организацией (IMO), отмечается начиная с 1978 года. Входит в систему всемирных и международных дней ООН.

В ходе сообщения ребята узнали о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения. Прозвучали стихи о поэтов : Н. Рубцова, И. Бунина, А. Толстого о море. Час сообщения сопровождала книжная выставка "Морская баллада".

24.09.2013. В библиотеке прошла беседа у выставки «Настоящий последователь Бианки, Паустовского…Василий Песков». Василий

Михайлович был одним из самых известных и опытных журналистов России, мастер очеркового жанра. В поисках фото- и видеоматериалов он объездил весь мир и открыл его для миллионов соотечественников. Впечатления от поездок по России и зарубежным странам легли в основу его главных книг: "Записки фоторепортера" (1960), "Шаги по росе" (1963), "Белые сны" (1965), "Край света" (1967), "Путешествие с молодым месяцем" (1969), "По дорогам Америки" (1973). За книгу "Шаги по росе" в 1964 году деревья растут в лесу, почему люди называют лес защитником водоемов, ответили на вопросы викторины о лесе и его обитателях.

21.03.2013. В библиотеке прошёл экологический урок «Берегите лес от пожара» . Вместе с ребятами обсудили роль леса в жизни людей. Ребята ответили на вопросы о том, какой вред наносят лесные пожары. Вспомнили правила противопожарной безопасности, на память ребятам были вручены буклеты с правилами поведения в лесу.



Сюрпризом для ребят стала экскурсия в пожарную часть №108 Вьюнский отдельный пост. Где сотрудники пожарной части рассказали о том, что пожары это беда нужно быть всегда осторожным в обращении с огнём. В пожарной части дети рассматривали пожарные машины, пульт приема сигналов, спецодежду пожарных, специальные принадлежности для работы, слушали рассказы пожарных о своей профессии, задавали вопросы. Проведённое мероприятие понравилось ребятам. 12.02.2013. В библиотеке для читателей у книжной выставки прошёл собзор литературы «Мир природы открываем с книгой» , где были представлены самые красочные книги о природе, животных, птицах, которые не только привлекали внимание юных читателей, но и вызвали желание прочесть многие из них.


24. 01.2013.
В
библиотеке прошла экологическая игра" Кто в лесу живёт и что в лесу растёт" . Ребятам было предложено в игровой форме пройти несколько занимательных станций, посвященных тематике экологии с. Вьюны.
Здесь, проверялись их знания о жизни животных, о географических особенностях края, о том, какие виды растений и животных занесены в Красную книгу Новосибирской области , а также, какие лекарственные растения они знают.

С любовью к природе

Опыт работы муниципальных библиотек

Весёловского района

по э кологическо му просвещению населения

Мы живем на прекрасной, овеянной легендами манычской земле. Седые курганы, бескрайние пшеничные поля, зелень садов, голубое зеркало Веселовского водохранилища – это современный пейзаж Веселовского района. Но, к сожалению, так называемый антропогенный фактор до неузнаваемости видоизменил и продолжает изменять природу наших степей, почвенный покров и водоемы. Неразумное хозяйствование человека ставит на грань исчезновения многие виды животных и растений.
Разнообразные аспекты нашей жизни указывают нам на неблагополучие современного образа жизни. Состояние окружающей среды давно диктует нам необходимость перемены в отношении к окружающему миру. Желание человека жить в чистом и процветающем мире закономерно, поэтому тема охраны окружающей среды и рационального природопользования давно перестала быть уделом только экологических активистов. Эти вопросы вышли на уровень государственных органов и стали частью деятельности самого широкого круга специалистов, перед которыми встала задача формирования у населения экологического мировоззрения, воспитания бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде.
В начале третьего тысячелетия нам всем пора наконец-то исходить из той простой истины, что жить надо не в борьбе с окружающей природой, а в гармонии и полном согласии с ней. Нужно уважать законы природы – основные законы существования всего живого на Земле.

2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. В связи с этим, библиотеки Веселовского района активизировали работу по экологическому просвещению населения.

Особенность экологического просвещения в деятельности библиотек является то, что эта работа ведётся опосредованно, т.е. через приобщение к чтению книг данной проблематики, развитие глубины их восприятия, понимания сущности проблемы.

Библиотеки Веселовского района ежегодно принимают активное участие в реализации целей и задач Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
Всего с 22 марта по 5 июня 2013 года библиотеками района было проведено 90 мероприятий экологической тематики, их посетило – 1550 чел. В ходе мероприятий было представлено 354 экз. литературы, выдано 1670 экз.
В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности была проведена районная акция «Прочитайте книгу о природе».

В ней приняли участие 529 чел., выдано литературы 1172 экз. Так, в Маныч-Балабинской СБ в акции приняло участие 11 школьников, ими была про-читана 101 книга. Итоги акции были подведены 5 июня в торжественной обстановке. Победителем стала Силик Е., учащаяся 4 кл., прочитавшая 41 книгу о природе. Детям были вручены призы. В Краснооктябрьской СБ в акции приняло участие 92 чел., выдано 187 экз. документов.
Самой популярной формой проведения мероприятий экологической тематики для всех групп пользователей являются дни информации, часы информации, беседы, часы экологии, выставки.
В Мало-Западенской СБ прошёл День информации «Зов Земли, которой ты частица». В библиотеке была оформлена выставка-диалог «Земли моей лицо живое», на которой была представлена не только естественно-научная литература, но и рисунки детей по прочитанным книгам. Для учащихся 6-8 классов был проведён экологический час «Живая планета – живая душа», в ходе которого школьники выступили с сообщениями по теме. Закончился День информации откровенным разговором – актуальным диалогом «Что можешь сделать ты для своей земли?».
В рамках Всероссийской акции «Библионочь-2013» в МЦБ были проведены конкурс «Экологическое ассорти» и музыкальная викторина «Цветы в песнях».
В Кировской СБ также во время акции «Библионочь-2013» была оформлена выставка-просмотр «Планета в опасности», проведена беседа «Эта хрупкая планета» и видеоурок «Сочи-2013».



В Садковской СБ был проведён День информации «Сохраним Землю – сохраним жизнь». В его программе: выставка-просмотр «Как прекрасен это мир», обзор литературы «Одумайся, человек», викторина «В мире флоры и фауны».

День информации «Природа – вечный источник красоты» прошел в Кировской сельской библиотеке. Для всех групп пользователей была оформлена выставка «Живая планета», проведена беседа «Береги природу, человек», оформлен библиографический список литературы «Природа лечит».
В Ленинской СБ был оформлен библиографический список литературы «Приоткроем дверь в природу».



В Отделе межпоселенческого обслуживания прошли день экологиче-ской периодики «Библиотека выписывает» и день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете». Посетило 34 чел., было выдано 216 экз. литературы.

День информации «Планета Земля: знакомая и неизвестная», час информации «Целительная сила растений» (Казачинская СБ)
Беседа «Планета Земля – наш общий дом» (Свободинская СБ) – для пожилых людей.
Беседа «Лес – дар бесценный» (Свободинская СБ) – для всех групп
Обзор литературы «Одумайся, человек!» (Верхнесоленовская ЦБ)
Обзор выставки «Живи, Земля – планета добра и красоты» (ОМО МЦБ)

Особое внимание библиотекари уделяли выставочной работе:
«Водные ресурсы Земли», «Наша пёстрая планета» (Казачинская СБ)
«Охранять природу – значит охранять Родину», «Чудесный мир – природа» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Весна в произведениях классиков», «Заповедники России», «Наши пернатые друзья», «Птичьему пенью внимаем с волненьем» (ДО МЦБ)
«Живи, Земля!» (Новинская СБ)



«Вода – это жизнь, жизнь – это вода», «Живи, Земля – планета добра и красоты», «Природа донского края», «Ах ты, Маныч, - речка быстрая», «Осень дождями ляжет, листьями заметёт…» (ОМО МЦБ)
«Экология – наука жизни на Земле», «Деревья – украшение Земли» (Краснооктябрьская СБ)
«Здравствуй, лес, полный сказок и чудес», «Земля, которой краше нет» (Маныч-Балабинская СБ)
«Земля – планета людей» (Краснознаменская СБ)
«Земля – слезинка на щеке Вселенной», «Чудесный мир природы» (Мало-Западенская СБ)
«Нам жить на этой земле», «Земля – планета людей», «Цветы в вашем доме» (Спорненская СБ)
«Загадочный мир природы», «В мире животных» (Багаевская СБ)
Всего в течение года в библиотеках было оформлено 35 выставок экологической тематики, которые стали местом постоянных бесед со всеми группами читателей с рекомендацией представленной на выставках литературы.

Каждый год в библиотеках района проходят мероприятия, посвящённые аварии на Чернобыльской АЭС. В 2013 г. были проведены:
Презентация «Чернобыль сегодня» и беседа «Чернобыль – зона памяти» (Ленинская СБ) - 10 кл.
Тематический вечер «Чернобыль - зона памяти» (Верхнесоленовская ЦБ)
Час истории «Припять – город-призрак», книжная выставка «Чернобыль - зона памяти» (Кировская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль – наша боль» (ОМО МЦБ)
Дайджест «Чернобыль. Долг и мужество» (ОМО МЦБ)
Выставка-просмотр «Чернобыль: взгляд сквозь годы» (Нижнесоленовская СБ)
Выставка «Эхо Чернобыля» (Позднеевская ЦБ, Маныч-Балабинская СБ)
Выставка-просмотр «Зарево над Припятью» (Краснооктябрьская ЦБ)
Выставка «Пепел Чернобыля» (Краснознаменская СБ)
Выставка и дайджест «Чернобыль: 27 лет спустя» (Мало-Западенская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: это не должно повториться» (Свободинская СБ)
Книжная выставка «Чернобыль: боль, память, уроки» (Красноок-тябрьская СБ)




Вопросы экологии сегодня – это проблемы нравственности. Можно работать со зрелыми людьми, но главное – воспитать подрастающее поколение, которое станет у власти, у руля промышленных и сельскохозяйственных предприятий с убеждением в первоочерёдности решения проблемы загрязнения окружающей среды.

Каждая библиотека подходит к экологическому просвещению по-своему, внедряя активные формы и методы работы, особенно с детьми: конкурсы стихов и рисунков, викторины, экологические часы и уроки, экологическое лото, игры и т. д.



В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности (22 марта – 5 июня 2013 г.) в библиотеках района было проведено 43 мероприятия для детей (на 11 больше, чем в 2012 г.), в т.ч.:
Викторина «Вода – чудесный дар природы» (Спорненская СБ) - 4-6 кл.
Час экологии «Те, чей дом – небо», круглый стол «Мир людей в мире природы» (Новинская СБ) – 2-4 кл.
Мультимедиа-презентация «Путешествие по Ростовскому зоопарку» (Верхнесоленовская ЦБ) – 2-4 кл.
Урок биологии «Здравствуй, белка!», час экологии «Дети и окру-жающая среда» (Краснооктябрьская ЦБ)
Экологическая игра «Люблю тебя, природа, в любое время года» (Краснооктябрьская СБ) – 4-5 кл.
Конкурсная программа «Зелёная школа», конкурс рисунков «Братья наши меньшие», конкурс рисунков «Природа вокруг меня», экскурсия «Берегите природу» (Багаевская СБ)
День информации «Мы – друзья природы», урок экологии «Стану я природе другом» (Кировская СБ)
День информации «Цветочный рай в моём саду» (Краснознаменская СБ)
и др.
Работа по экологическому просвещению особенно активизировалась во Всемирный день Земли, Всемирный день Воды, Международный день птиц, Всемирный день защиты животных.

Большая работа была проведена заведующим Ленинской СБ Воронцовой Л.А. В марте была оформлена выставка-просмотр «Идёт матушка-весна, отворяйте ворота». В апреле для детей 3-4 классов прошло громкое чтение по произведениям В. Бианки «Сова», К. Паустовского «Заботливый цветок» и «Кот-ворюга» (прис.25 чел.). К 140-летию со дня рождения М.Пришвина прошло громкое чтение «Мир начинается с детства» (по рассказам «Золотой луг», «О чём шепчутся раки», «Ёж», «Лисичкин хлеб»).



В мае для учащихся 5-6 классов совместно с СДК был проведён устный журнал «Шуми, шуми, зелёный лес»:
1 страница - «Кто и что растет в лесу?»;
2 страница – «Ой, рябина, рябинушка» (поэтическая страница о рябине и берёзе);
3 страница – «Звуки леса (загадки о лесе).
На мероприятии присутствовало 30 чел.



5 июня в День охраны окружающей среды в библиотеке прошёл экологический конкурс «Мы – друзья природы» для детей 1-5 кл., посещающих летнюю оздоровительную площадку. Дети приняли участие в конкурсах «Растения», «Млекопитающие», «Насекомые», «Птицы», «Грибы», «Музыка природы» (прис.29 чел.). В сентябре для школьников прошёл час экологии «Землянам – чистую планету».

Интересные и познавательные мероприятия прошли в Краснооктябрьской сельской библиотеке.



Заведующий СБ Паникаровская Н.М. провела экологическую игру «Люблю тебя, природа, в любое время года» для учащихся 4-5 классов. Девизом игры стали слова: «Судьба природы – наша судьба, твоя судьба». В увлекательной игровой форме детям было рассказано об охране лесов, рек и озёр, о бережном отношении к животным и растениям. Весёлая игра «Если я приду в лесок» была посвящена правилам поведения в лесу. Детей ждала цепочка экологических загадок, викторина о растениях и животных. Кроме этого, учащиеся узнали о профессии «эколог», чем занимается это специалист, где можно получить эту профессию.



К Всемирному дню кошек для учащихся начальных классов в библиотеке была подготовлена мультимедиа-презентация «Всё о кошках». После просмотра презентации дети рисовали своих домашних питомцев и рассказывали о них.
С учащимися 2-4 классов был проведён праздник «Без леса нет жизни». Дети читали стихи, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины об обитателях леса, а в заключение детям были вручены памятки «Как вести себя в лесу».
Для учащихся 1-4 классов была проведена экологическая игра «По следам Красной книги». Для учащихся 5 класса прошёл час информации «В капле воды отражается мир». Для учащихся 6 класса проводился познавательный час «Природа – дом, в котором мы живём».

Разнообразием отличается работа библиотекарей Детского отдела МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека». Для учащихся 5-7 классов было проведено громкое чтение «Весна идёт – весне дорогу» (весна в произведениях русских классиков), в ходе которого ребята читали стихи М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А. Фета, С. Есенина и других русских поэтов. В заключение ребята прослушали рассказ И.С. Тургенева «Лес и степь».



В апреле дважды была проведена мультимедиа-презентация «Птичьему пенью внимаем с волненьем» для учащихся 1 и 3 кл. ВСОШ №2, посещающих ЦДТ.
В детском клубе «Семицветик» был проведён литературный час «Любимые питомцы Веры Чаплиной» (с использованием мультимедийных технологий).
Для членов объединения «Кинолог» при ЦДТ была проведена мультимедиа-презентация «День Земли».
В дни весенних каникул для ребят 5-7 классов, посещающих оздорови-тельную площадку при ВСОШ №1, была проведена игра – «Поле чудес» «Птицы» (прис.52 чел.). Победителем игры стала учащаяся 6 «Б» класса Маслова Владислава.
Для учащихся 3-4 классов ВСОШ №2 была проведена экологическая викторина «Лесными тропами».



Праздник «О Барсиках и Мурках», посвящённый Всемирному дню ко-шек, был проведён 1 марта для учащихся 1-х классов ВСОШ №2, посещающих объединение «Расти, развиваться здоровым» при ЦДТ. Библиотекарь Корнева О.М. познакомила детей с историей праздника; дети рассказывали о своих любимых питомцах. Затем дети познакомились с литературой о кошках и прослушали рассказ А.Н. Толстого «Кот Васька». В заключение ребята с удовольствием приняли участие в викторине «Знатоки кошек» и просмотрели фрагменты мультфильмов про кота Леопольда. Литературный час «Кошачий калейдоскоп» (с использованием мультимедийных технологий) был проведён для учащихся 2 «Б» класса ВСОШ №2.



Для детей, посещающих летние оздоровительные площадки, были проведены мультимедиа-презентация «Летающие лепестки» (о бабочках) (четыре раза, прис. 124 чел.), экологическое путешествие «Созерцание чуда» (2 раза, прис.63 чел.) и мультимедиа-презентация «Мои питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили» (прис. 47 чел.).
В сентябре для детей 2-3 классов, посещающих ЦДТ, был проведён эко-логический час «Удивительное рядом». А вниманию всех детей, посе-щающих библиотеку, была представлена книжно-иллюстративная вы-ставка «Уж небо осенью дышало».

В Отделе межпоселенческого обслуживания МБУК ВР «Межпоселенче-ская центральная библиотека» в апреле для учащихся 6 кл. ВСОШ №2 был проведён час экологии «Человек в окружающем мире. «Что есть правда?» (по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»). В ходе мероприятия ребята вспомнили животных и птиц, сопровождавших главных героев, читали отрывки из произведения, проанализировали притчу о деревьях и, подводя итоги, ответили на вопросы: «Что есть правда, какая он, где живёт и как её найти?». В заключение, ребята отметили, что человек природа едины, что природу надо любить и беречь.



В январе для учащихся 7 класса ВСОШ №2 был проведён час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
28 мая учащиеся 6-8 классов ВСОШ №2 стали участниками познавательной игры «Экологическое ассорти».



5 июня для детей, посещающих летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, библиотекари провели праздник «Мы с тобой друзья, природа!», в ходе которого для ребят были проведены интеллектуальная игра «Виртуальное путешествие по лесным дорожкам», познавательная виртуальная игра «Экологическое ассорти» (прис.24 чел.).



21 июня дети, посещающие летнюю оздоровительную площадку при ВСОШ №1, совершили виртуальную экскурсию «По Ростовскому зоопарку» (46 чел.).

Библиотекарь Маныч-Балабинской СБ Трембова Е.В. с учащимися 5,7 и 8 классов провела читательскую конференцию «Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» (по рассказу Ю.Коваля) и праздник «Приоткроем дверь в природу» для учащихся 2-4 классов.
В Нижнесоленовской СБ библиотекарь Федоренко В.Н. провела час экологии «Боль природы – наша боль» и устный журнал «Самое-самое в природе Земли»:
1 страница – «Нужны нам воздух, вода и леса»;
2 страница – «Знаешь ли ты?»;
3 страница – биологическая викторина.

Заведующая Краснознаменской СБ Стародубцева М.П. провела для дошкольников громкое чтение, посвящённое Всемирному дню кошек. Дети познакомились с этими удивительными соседями по планете и братьями нашими меньшими – кошками. В их честь звучали стихи Б. Заходера «Кошка-вьюшка», Ю.Мориц «Свежие коты» («Букет котов»). Состоялось знакомство с Лодырями и котом С.Маршака. Дети поделились интересными историями из жизни своих любимцев.


В сентябре для дошкольников прошла интеллектуальная игра «ЭкоКолобок».




В Садковской СБ библиотекарь Шапошникова Л.П. провела для учащихся 1 и 3 классов громкое чтение рассказа В. Бианки «Первая охота» («Рассказы о животных»). Для учащихся 1-6 классов прошли: презентация книги «Тайны живой природы» и час прекрасного «Природа в русской живописи». Для 4-5 кл. было проведено громкое чтение «Лесные загадки».

Библиотекарь Казачинской СБ Бармина Т.В. провела громкое чтение «Читаем детям о природе» (по произведениям Е. Чарушина).
Кроме этого, в библиотеках были проведены:
Мультимедиа-презентации
«Пушистые и пернатые» (Нижнесоленовская СБ, Верхнесоленовская ЦБ)
«Уроки живой природы с тётушкой Совой: Мы из Африки» (Верхнесоленовская ЦБ)
«Собака – друг человека», «Сюрпризы лесной тропинки», «22 апреля – Всемирный день Земли» (Багаевская СБ)

Обзоры, беседы
«Мы – друзья природы», «Кого любит ветер?», «Заповеди природы» (Верхнесоленовская ЦБ) – 3-5 кл., 5-6 кл.
«Целители вокруг нас» (Краснознаменская СБ)
«Костры опасны для природы» (Казачинская СБ)
«В царстве флоры и фауны», «Мир пернатых друзей ждёт поддержки от друзей» (Позднеевская ЦБ) – 3 кл.
«Войди в лес другом» (Спорненская СБ) -1-5 кл.
«Кто лучше всех выводит трели» (Свободинская СБ) – 4-6 кл.
«Рыбы, птицы, звери», «Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету» (Свободинская СБ)
Викторины
«Цветы – бесценный дар природы» (Краснознаменская СБ) – с использованием мультимедийных технологий
«Зверяткины загадки» (Маныч-Балабинская СБ) - 3-4 кл.
«Мир природы» (Ленинская СБ) – 1-5 кл.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (Верхнесоленовская ЦБ, Нижнесоленовская СБ).

Заведующий Позднеевской ЦБ Полухина И.В. провела для детей игру «В гости к министру экологии» в целях обобщения и углубления экологических знаний учащихся. Игра была проведена с использованием мультимедийных технологий.




Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы викторины, выполняли задания экологических конкурсов. В конце мероприятия дети сделали вывод о том, что каждый человек должен помнить о своей ответственности за судьбу природы.

Разнообразна и тематика проведенных мероприятий для юношества. Особенно часто используются такие формы работы, как уроки экологии, часы экологии, дни информации, круглые столы и др.
Так, в Краснознаменской СБ был проведен экологический час «Не только в гости ждёт тебя природа», День информации «Экология и современность», приуроченный ко Дню экологических знаний. В рамках Дня информации старшеклассники познакомились с выставками «Учимся жить на Земле» и «Будь природе другом»; приняли участие в беседе «Я и природа» и в ходе актуального диалога оценили экологическую ситуацию хутора.
В Краснооктябрьской СБ прошло заседание «круглого стола» «Экологические проблемы и человек» с учащимися 10 класса.
Детский отдел МЦБ провёл мультимедиа-презентацию «Сюрпризы лесной тропинки» для 8-х классов ВСОШ №2 (прис.45 чел.).
Отдел межпоселенческого обслуживания МЦБ провёл для учащихся 9 «Б» класса ВСОШ №2 час экологии «Сохраним богатство России», посвящённый Дню заповедников и национальных парков.
Для старшеклассников ВСОШ№1 были проведены обзоры книжной выставки «Живи, Земля – планет добра и красоты».

В Свободинской сельской библиотеке прошёл час экологии «Окно в природу».
В экологическом просвещении очень важным является краеведческий компонент. Именно поэтому в каждом мероприятии, посвященном проблемам экологии, уделялось большое внимание экологии Веселовского района и, особенно, проблеме сохранения природных ресурсов Маныча и Веселовского водохранилища. Библиотеки поставили перед собой задачу повышения информированности читателей о состоянии наших водоемов, о путях преодоления экологических проблем нашей уникальной реки.
В Мало-Западенской сельской библиотеке старшеклассники совершили заочное увлекательное путешествие по родной земле «Веселовское водохранилище».
Природе родного Приманычья были посвящены часы общения для старшеклассников «Редкие растения родного края» и «Не рвите первоцветы», которые были проведены в Казачинской СБ.

Заведующий Кировской СБ Рогачёва Т.Н. дважды провела тематическую конференцию «Экологические проблемы Веселовского района» сначала для учащихся 6-7-х классов, а затем - для учащихся 10 класса.

В Позднеевской ЦБ прошел урок экологии «Этот загадочный Маныч», в ходе которого дети не только узнали об истории, гидрологии, растительном и животном мире Маныча, но и приняли участие в увлекательной игре «Поле чудес». После окончания мероприятия на сайте библиотеки был размещён кроссворд эколого-краеведческой тематики. Победителем стала учащаяся 5 класса Кондратьева Аня.
В Верхнесоленовской ЦБ в рамках акции «Будь здорова, экология!» для учащихся 10-11 кл. был также проведен урок экологии «Этот загадочный Маныч» (об истории реки Маныч, Веселовского водохранилища, о богатом растительном и подводном мире экосистемы Маныча).

Таким образом, главный упор в массовой работе по экологическому просвещению сделан на детей и юношество. Связано это в первую очередь с тем, что именно эти читатели особенно нуждаются в наглядных, активных формах приобщения к проблемам экологии, а также с тем, что в школьную программу включен цикл предметов, так или иначе связанных с экологическим просвещением. Помимо этого, школьники с удовольствием отвечают на вопросы викторин, участвуют в конкурсах.

Внедрение в практику библиотечного обслуживания новых информационных технологий позволило проводить мероприятия на качественно новом уровне. Использование мультимедийных возможностей сделало их более информативными и красочными.


Сост.: заведующий МБО
МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека»
О.В. Дегтярева
2013 г.
kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей