Экскурсия как форма организации обучения младших школьников. Экскурсия как форма обучения

Учебная экскурсия - это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Характерный признак занятия - изучение объектов связано с передвижением учащихся.

Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда,

Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых в разных курсах явлений и законов, приобрести навыки их универсального применения. Например, работа на местности учит применять законы геометрии в практике, измерений, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки и записи наблюдений, собирать тематические коллекции, работать с картой.

Экскурсия дает возможность постановки и решения проблемных методов обучения. Сами проблемы и объекты познания во время экскурсии оказываются более интересными для учеников, чем при умозрительном их изучении в пределах классной комнаты. В то же время итоги экскурсии рекомендуется подводить в школе за партой,

Экскурсия обогащает учителя не только новыми знаниями по предмету изучения, но и о своих учениках. В естественной и непринужденной обстановке личностные качества детей проявляются и развиваются быстрее.

В состав экскурсионной группы могут входить от 10 до 40 учеников, длительность учебно экскурсии от 40 до 90 минут.

По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные (обзорные). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета, например «Изучение работы текучих вод и ветра» в курсе естествознания. По теме «Растения, животные и внешняя среда» может быть проведена многотемная экскурсия с целью изучения растений и животного мира родного края.

Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов, например комплексная экскурсия на берег озера или реки может быть организована одновременно по темам «Образование органических веществ в листьях под действием света» (биология), «Причины образования ветра» (география).


По месту в изучаемом разделе различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии. Вводные экскурсии проводятся для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. На таких экскурсиях учащиеся получают наглядные представления и практический опыт, необходимые для постановки целей изучения раздела. Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизацию и практическую значимость теоретического материала.

Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями.

Экскурсию необходимо подготовить. Учитель предварительно изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные возможнаи«, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавливает источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план экскурсии, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, папки для гербариев, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди учащихся; при необходимости делит их на группы, назначает групповодов, дает задания для каждой группы, назначает ответственных за оборудование; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и материалов, составлении письменных отчетов, о подведении итогов и рефлексии.

Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоминается цель экскурсии, задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают зарисовки, записи, выделяют особенности объектов, обобщают увиденное.

Учитель во время экскурсии иллюстрирует свой рассказ демонстрациями, тщательно отбирая экскурсионные объекты, руководя наблюдением учащихся. В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся, проводится заключительная беседа. При необходимости ученикам предлагается выполнить домашнее задание. По материалам экскурсии возможно проведение последующего семинарского занятия или урока.

Школьная экскурсия - эффективная форма обучения, требующая систематического применения. Нечастые экскурсии не позволяют детям выработать необходимые навыки познания реальности и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами.

Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции - многодневные походы с целью сбора фольклорного материала, исторических сведений, экологической обстановки и т. п.

Одной из доступных форм работы с младшими школьниками по краеведению являются экскурсии в природу. Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся начальных классов знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Экскурсия -- форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Также экскурсия может быть формой внеклассной работы, если проводится с группой наиболее заинтересованных детей.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами общеобразовательного учреждения. По содержанию их подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, водоем, ко второму -- на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу младшие школьники не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных, и т. д.

С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост развитие растений (в саду, теплице), на повадки и образ жизни животных (на птичнике, звероферме). Конечно, в сельской местности значительно легче выбрать объект для проведения экскурсий. Но и в условиях города следует искать все возможности для ознакомления младших школьников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; организовывать выезды за город.

  • а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);
  • б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
  • в) экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;
  • г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Учитель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в школе, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы -- лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке -- затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе -- установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных.

Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света -- общие условия, необходимые для их роста и развития. Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения школьниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).

Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову.

С целью развития наблюдательности, любознательности, интереса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению, следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними. Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.

Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления школьников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.

Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению учителя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. «При планировании системы экскурсий рекомендует придерживаться следующих принципов: они должны обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений природы, что диктуется решающей ролью эмоционального фактора в пробуждении и возникновении у детей интереса; повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги; постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по двум линиям: расширение круга наблюдаемых явлений и последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях; четкая последовательность экскурсий и взаимосвязь между ними.»

На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

При этом важно, чтобы на экскурсии ставились и решались задачи воспитания у детей бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых.

Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

Первый этап -- подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

Второй этап -- организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов -- это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами учителя, которые условно можно разделить на три типа:

  • -- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
  • -- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
  • -- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми младшего школьного возраста. Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий.

В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания.

Третий этап экскурсии -- заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе -- значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

В словарях русского языка понятие «общение» рассматривается как «взаимные сношения, деловая дружеская связь». Более широко «общение» трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.

Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии.

В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант – это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:

а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;

б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;

в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;

г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;

д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;

е) как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;

з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;

и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.

Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне «молоды».

Впервые понятие «сущность экскурсии» было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г. Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии «Основы экскурсоведения» (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

Развитие навыков – еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Контрольные вопросы:

1. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.

2. Изменение роли экскурсии.

3. Экскурсия как вид деятельности.

4. Экскурсия – форма общения.

5. Различные аспекты экскурсии.

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

ЭКСКУРСИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия – сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

1.5. ЭКСКУРСИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика – наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе,

Из книги Кипр. Путеводитель автора Вайс Вальдемар

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

Экскурсия по собору Св. Петра Стоя в огромном вестибюле собора, справа от себя вы увидите бронзовую дверь, называемую «Святые ворота» (Porta Santa). Ее открывают только при наступлении Святого года.В главном помещении собора (в первой часовне справа) находится всемирно

Из книги Гамбург. Путеводитель автора Фрей Эльке

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными пляжами и

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

**Обзорная экскурсия по порту *Пристани Ландунгсбрюкен в Санкт-ПаулиСтанция метро и городской железной дороги Landungsbr?cken (нем. «пристани, причалы») получила своё название от расположенного рядом 700-метрового «речного вокзала», *пристаней Ландунгсбрюкен в Санкт-Паули (St.

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Что такое пресс-форма и литейная форма? Многие вещи, используемые нами в повседневной жизни, сделаны при помощи пресс-форм и литейных форм. Пресс-форма - это приспособление для выдавливания из листового металла или пластмассы фигурных деталей определенной формы. Если вы

Из книги Путеводитель по Озёрскому району автора

Экскурсия по окрестностям **3аансе Сханс Почти все дома в **3аансе Сханс (Zaanse Schans) (1) жилые, что весьма необычно для музея. Насколько хватает глаз – ветряные мельницы, цветущие тюльпаны, голубое небо. Впрочем, при любой погоде советуем посетить этот огромный музей под

Из книги Япония и японцы. О чем молчат путеводители автора Ковальчук Юлия Станиславовна

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Из книги Свердловск. Экскурсии без экскурсовода автора Буранов Юрий Алексеевич

ЭКСКУРСИЯ ПО БЕРЕГАМ ОКИ Основной рекой, протекающей по территории нашего района, является Ока. К ней, как дети к матери, тянутся реки: Большая Смедва и Осётр, с притоками Веен-кой, малой Песочной, Шутихой, Любенькой, Сенницей - бассейн правого берега Оки и речками Луговая

Из книги автора

Экскурсия Немного о том, как японцы организуют народ на экскурсиях. Например, если вы едете куда-нибудь на продолжительную экскурсию на автобусе, то в автобусе вам предложат без вариантов отказа целую развлекательную программу! Дамочка-экскурсовод все четыре часа без

Из книги автора

Из книги автора

Экскурсия в будущее А теперь попытаемся представить Свердловск 2000 года. Увидеть его нам помогут материалы генерального плана города.К началу второго тысячелетия население Свердловска вырастет до полутора миллионов человек. Значительно повысится промышленный

Сущность экскурсий как формы учебной работы. Виды экскурсий.

Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.

Первая. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Вторая. Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Эти экскурсии планируются в курсах физики, химии, математики, экономической географии. Они предполагают посещение учащимися предприятий и сельскохозяйственных объектов, новостроек т.д. Производственные экскурсии помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом являются естественно-научные экскурсии. Они проводятся для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии, которые проводятся по литературе и истории и предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д.

Особый, четвертый, вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Наконец, необходимо отметить и пятый вид экскурсий, которые получили название комплексных. Это такие экскурсии, которые проводятся по нескольким предметам одновременно. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно для углубления знаний по физике, химии, математике, географии, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, математик раскрывает свои вопросы, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.

Однако классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Экскурсии первого типа служат средством изучения нового материала учащимися, экскурсии второго типа используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении в VI классе в курсе географии темы «Реки» экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д. Как видим, основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

Но по этой же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.

Дидактические основы проведения учебных экскурсий. При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.

В общем плане эта методика включает в себя:

  • а) подготовку экскурсии;
  • б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий;
  • в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Рассмотрим более детально эти вопросы на примере изучения в курсе физики темы «Двигатель внутреннего сгорания. Применение двигателей». По этой теме программы предусматривают проведение производственной экскурсии. Какие же дидактические положения реализуются в данном случае?

Большое значения прежде всего имеет подготовительная работа к экскурсии и, в частности, четкое определение ее цели. В данном случае она состоит в том, чтобы ознакомить учащихся со строением современных двигателей внутреннего сгорания и их использованием на производстве.

Подготовка экскурсии связана также с выбором объекта изучения. Им может быть ближайший автомобильный гараж, где имеются двигатели внутреннего сгорания и где есть возможность понаблюдать их в работе.

Третий момент подготовки экскурсии состоит в том, чтобы поставить перед учащимися конкретные вопросы, на которые им следует обратить особое внимание. Такими вопросами в данном случае являются следующие: каким образом подается топливо в камеры сгорания, каково назначение карбюратора, цилиндра, свечей и т.д.

Наконец, при подготовке экскурсии учитель посещает ее объект и решает, кто будет выступать в качестве экскурсовода - он сам или работник предприятия. В последнем случае учитель договаривается с ним о цели экскурсии и ее содержании, а также о методике объяснения материала.

Второй этап составляет содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию и усвоению (или закреплению) изучаемого материала во время ее проведения. Делается это с помощью рассказа, объяснения, беседы и демонстрации (показа) важнейших частей и деталей изучаемого объекта. В данном случае экскурсия проводится в порядке закрепления того материала, который изучался на уроке, поэтому она начинается с краткого опроса учащихся: из каких основных частей состоит двигатель внутреннего сгорания? Какую роль в нем играет маховик? После опроса учитель показывает все эти части и узлы на разобранном двигателе, а затем проводится демонстрация его работы.

В процессе экскурсии необходимо заботиться об активизации мышления учащихся и побуждать их к усвоению изучаемого материала. С этой целью учитель (экскурсовод) спрашивает учащихся о принципах работы двигателя внутреннего сгорания, о способах преобразования прямолинейного движения во вращательное и т.д. Во время экскурсии учащиеся делают записи важнейших положений темы, а также чертежи, зарисовки и т.д. Экскурсия заканчивается подведением ее итогов, обобщением того нового, что учащиеся узнали во время ее проведения.

На данном примере показаны лишь общие подходы к подготовке и проведению экскурсии. Если же вести речь об экскурсиях по литературе, истории или ботанике, то, разумеется, их проведение отличается рядом специфических особенностей. Так, экскурсия по ботанике может включать в себя сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также путем организации выставок и т.д. Все эти вопросы более детально рассматриваются в курсах частных методик.

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Этот вопрос всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых - экскурсионистов.

В. А. Герд говорит о своей попытке построения рабочей классификации форм экскурсионной работы:

«Нашей целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсии, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст нам несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии».

50 лет назад была другая классификация, предложенная Б. Е. Райковым. Он выделял шесть основных признаков экскурсии, которые отражали направления и содержание экскурсионной работы в двадцатые годы.

1. Деление по продолжительности: а) однодневные,

б) однодневные с ночевкой,

в) многодневные.

2. По содержанию: а) естественногеографические,

б) гуманитарные,

в) производственные.

3. По объему: а) на одну определенную тему,

б) на несколько близких тем,

в) интегрированные или комплексные.

4. По заданию: а) исследовательского типа,

б ) иллюстративного типа.

5. По логическому построению: а) аналитические,

б) синтетические.

6. По составу участников: а) школьные,

б) дошкольные,

в) внешкольные.

В настоящее время не существует экскурсий многодневных. Мероприятия такого типа не имеют необходимых экскурсионных признаков. Это путешествия по местным маршрутам выходного дня, туристские походы или многодневные транспортные путешествия.

Невозможно разделить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ обычно используется в каждой экскурсии. Более сложным стало разделение экскурсий по составу участников.

В прошлом неоднократно делались попытки четче определить группу экскурсий, которая у Б. Е. Райкова названа, по заданию. По методике подготовки и проведения экскурсии подразделялись да при основных типа: иллюстративные и комментирующие; учебно-исследовательские; смешанные или иллюстративно-исследовательские, иногда называемые «наблюдательскими». У некоторых ученых встречается деление экскурсий на две группы: а) демонстрирующие объекты и б) поясняющие объекты.

К первой группе относились экскурсии эстетические, историко-художественные, этнографические и технико-экономические, в ходе проведения которых экскурсанты непосредственно созерцали объекты, подобранные с определенной целью.

Во вторую группу были внесены экскурсии на литературные темы, где художественные произведения используются не в качестве объекта для раскрытия содержания, а как иллюстрация к биографии писателя, к характеристике его творчества.

По своей тематике до начала шестидесятых годов (МСЭ,-1960 г., т. 10, с. 769) экскурсии подразделялись на культурно-исторические, художественные, естественнонаучные, производственные и краеведческие.

В настоящее время в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям общепринятой является классификация, в основе которой лежит деление экскурсий на следующие: группы: по содержанию, по составу участников, по месту проведения, по способу передвижения, по форме проведения.

У каждой из названных групп имеются свои специфические признаки. Изучение и учет этих признаков дают возможность экскурсионным работникам правильно отнести экскурсию к той или иной группе.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. Не случайно их называют многоплановыми. К их числу относятся такие: «Прошлое, настоящее и будущее Перми», «По историческим и памятным местам Великих Лук», «Рославль - город боевой и трудовой славы», «Горжусь тобой, мой край Смоленский», «Ставрополь - центр орденоносного края», «Донецк, его прошлое и сегодняшний день», « Яремча - жемчужина Карпат».

В обзорной (многоплановой) экскурсии обычно используются исторический и современный материалы. Строится такая экскурсия на показе объектов, самых различных по-форме и содержанию. Это памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, элементы благоустройства города, рабочего поселка, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, стройки. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Такие экскурсии дают общее представление о городе, крае, области, республике в целом.

Хронологические рамки обзорной экскурсии - в большинстве случаев время существования данного города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня. Здесь же рассматриваются перспективы развития города.

Тематическая экскурсия всегда посвящена раскрытию одной темы. В основу исторической экскурсии положено значительное событие или несколько событий, объединенных одной темой, иногда более продолжительный период времени, определенная эпоха в историческом развитии общества. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектура XVIII или XIX века, архитектурного ансамбля, памятников архитектуры.

Четкость в определении темы, правильно намеченные хронологические рамки и в соответствии с этим проведенный отбор материала играют важную роль в его усвоении экскурсантами, в эффективности мероприятия в целом,

В настоящее время из семнадцати тысяч тем, разработанных в экскурсионных учреждениях профсоюзов, более пятнадцати тысяч составляют тематические экскурсии.

Тематические экскурсии подразделяются на восемь групп: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономические, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурно-градостроительные.

Каждая из перечисленных восьми тематических экскурсионных групп в свою очередь подразделяется по содержанию на определенные подгруппы. Так, исторические экскурсии, представляющие наиболее многочисленную группу, могут быть разделены на подгруппы по основным периодам: история страны в дореволюционный период и история страны от Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. Подгруппы выделяются и с более узкими хронологическими рамками, например, экскурсии, в которых раскрываются события первой половины XIX века, или события в жизни данного края после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Археологические экскурсии построены на показе вещественных исторических источников - памятников далекого прошлого, обнаруженных в местах раскопок древних поселений, погребений, городищ и т. п. Вещественными источниками являются орудия производства и созданные с их использованием материальные блага: постройки, оружие, произведения искусства, труда, украшения и другие предметы, созданные в результате труда человека. Например, экскурсия, подготовленная Севастопольским бюро путешествий и экскурсий в Херсонес, основанный в V веке до н. э. Здесь раскопаны три яруса крепостных стен - греческие, римские и византийские, часть театра, водопровод, баня, мастерские, винодельни, жилые дома, улицы; хозяйственные постройки. В Армении - экскурсионным объектом стали раскопки урартского города Тейшебаини и древней крепости Гарни, в Узбекистане раскопки Афрасиаба, в Таджикистане - древнего Пенджикента.

Самостоятельную группу среди археологических тем составляют экскурсии по древним русским городам (Москва, Новгород, Смоленск).

Две наиболее многочисленные по тематике подгруппы исторических экскурсий: историко-революционная и военно-историческая согласно классификации рассматриваются как отдельные группы. Внутри каждой из них могут быть выделены свои подгруппы. Так, группа экскурсий на историко-революционные темы делится на подгруппы, которые объединяют экскурсии:

    ленинские темы, в том числе экскурсии по местам, связанным с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, в Центральный музей В. И. Ленина и его филиалы на местах, в мемориальные ленинские музеи - такие, как Дом-музей В. И. Ленина в Выборге, комната в Смольном, домик в Ильичеве, «Сарай» и «Шалаш» в Разливе, Дом-музей в Уфе, Дом-музей в Шушенском, кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле. Например, «Ульяновск - родина В. И. Ленина», «Ленин в сибирской ссылке», «В. И. Ленин и его соратники в Нижнем Новгороде», «Кокушкино - место первой ссылки В. И. Ульянова»;

    историко-партийные темы, раскрывающие славный путь Коммунистической партии Советского Союза - от небольших марксистских кружков и групп до многомиллионной армии - авангарда строителей коммунизма. Сюда же входят темы по истории республиканских, краевых, областных, городских, партийных организаций, а также экскурсии по местам революционных событий. Например, «Героика революционного подполья», «Женщины в революции», «Рославль в трех революциях», «Горловка в период первой русской революции», «Великий Октябрь в Севастополе»;

    о соратниках В. И. Ленина - ветеранах ленинской гвардии - Н. Э. Баумане, М. И. Калинине, Н. К. Крупской, Ф. Э. Дзержинском, С. М. Кирове, В. В. Куйбышеве, Г. К. Орджоникидзе, Я. М. Свердлове, М. В. Фрунзе и др. Например, «Соратники В. И. Ленина в Омске», «М. И. Калинин в родном краю» (Кашин - Верхняя Троица), «Н. К. Крупская в Уфе»;

    о деятелях международного коммунистического движения, о выдающихся борцах за мир;

    по истории советских профсоюзов и ленинского комсомола;

    о становлении и укреплении Советского государства, о строительстве коммунизма в нашей стране. Например, «Казань шагает в завтра», «Улицы помнят, славят, учат» (г. Псков), «Витебск за годы Советской власти», «Город и время» (г. Орша).

Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие виды: по памятным местам, где происходили военные события; с показом военно-инженерных сооружений (крепости, башни, мосты, рвы, земляные валы); по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические, мемориальные и краеведческие музеи.

Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические и производственно-технические. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию завода, фабрики, транспортного узла, определенный период развития предприятия, например, послевоенный или в данной пятилетке.

Производственно-экономические раскрывают такие вопросы, как себестоимость продукции, производительность труда, научная организация труда, борьба за высокое качество продукции.

Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. Такие экскурсии проводятся для работников родственных предприятий, руководящих и инженерно-технических работников. В их задачу входит пропаганда передового производственного опыта, достижений науки и техники на производстве и, в конечном счете, повышение квалификации участников экскурсии.

В особую подгруппу выделяются специализированные производственные экскурсии, которые проводятся, например, с целью профессиональной ориентации подростков. Основное содержание таких экскурсий посвящено подробному, всестороннему показу одной-двух ведущих профессий. Сюда же войдут экскурсии для профсоюзных работников и актива с показом организации социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду, культуры и быта производственного коллектива. Для однородных групп, связанных интересами одной профессии, проводятся экскурсии с показом системы подготовки и повышения квалификации кадров на предприятии, работы службы организации технического контроля за качеством выпускаемой продукции, организации труда на отдельных производственных участках.

Природоведческие экскурсии подразделяются на геологические, дающие представление о земной коре и более глубоких сферах Земли;

    зоогеографические - о животном мире данного района;

    ботанические - о жизни и развитии растений;

    гидрогеологические - знакомство с водными ресурсами края, реками, озерами, другими водоемами;

    ландшафтные - экскурсии в парки, рощи, боры, лесные массивы, расположенные в пригородах.

Искусствоведческие экскурсии объединяют следующие группы экскурсий:

театральные, историко-музыкальные, с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников. Характерными для этих групп являются такие экскурсионные темы: «В. И. Суриков в Красноярске», «Советские художники в Ленинграде», «Здесь жил Н. А. Римский-Корсаков» (г. Тихвин) «Андрей Рублев и древнерусское искусство» (Москва), «Крестецкие узоры» - на фабрику художественной строчки (г. Новгород), «Пермь театральная», «К народным умельцам».

Литературные экскурсии принято группировать следующим образом:

    литературно-биографические по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, драматурга. Это монографические экскурсии «В. В. Маяковский в Сочи», «Н. Г. Чернышевский в Петербурге», «Драматург А. Н. Островский в Москве», «По следам великого кобзаря» (г. Орск), «На родину Мусы Джалиля», «Детские и юношеские годы М. Горького»;

    историко-литературные , раскрывающие определенные периоды развития русской и советской литературы, ее развитие в данном крае «Москва литературная», «По литературным местам Пензы», «Писатели-классики в Оренбургском крае»;

    литературно-художественные . Это поэтико-текстовые экскурсии, например: «Белые ночи» (Ленинград). Или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя, - «По следам героев Михаила Шолохова», «Город Орел в произведениях Н. С. Лескова», «По местам сказок П. П. Бажова», «По местам Тургеневских «Записок охотника».

Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы наиболее распространенной является классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, экскурсии по новостройкам - показ современной архитектуры и хода строительства зданий и целых районов. Последние экскурсии практические работники иногда относят к группе производственных экскурсий.

Тематические экскурсии почти не существуют изолированно. Элементы исторических экскурсий проникают в архитектурно-градостроительные темы. Историко-революционная и военно-историческая тематичность служат основой для углубленного анализа произведений изобразительного искусства на экскурсиях искусствоведческих. Элементы природоведческих экскурсий находят себе место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Однако это обстоятельство не должно мешать при классификации экскурсий по такому признаку, как их содержание.

По составу участников. Проведение классификации экскурсий по составу участников вызывается необходимостью вносить определенные изменения в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, продолжительность.

Экскурсии проводятся для взрослой аудитории и для детей; для местного населения и для приезжающих в данный край туристов; для городского и сельского населения; для организованных групп по заявкам профсоюзных комитетов предприятий в учреждений и для одиночных посетителей (неорганизованное население) за счет личных средств трудящихся.

Особенности обслуживания каждой из этих групп рассматриваются в главе «Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию».

По месту проведения различаются экскурсии - городские, загородные, производственные и музейные.

Городская - предусматривает показ всего города или одной из его частей, например, старой части или района новостроек, получившего название «Черемушки». Городская экскурсия может быть посвящена подробному знакомству с одним из административных районов, одной из городских улиц или площадей.

Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими. Экскурсионные бюро проводят также комплексные экскурсии. В этом случае осмотр города сочетается с посещением музея историко-революционного, краеведческого, военно-исторического, художественного и осмотра определенной части его экспозиции. При этом в музее раскрывается одна из подтем экскурсии.

Загородная экскурсия, как говорит ее название, организуется за пределы данного города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает ста километров. Однако в отдельных случаях километраж таких экскурсий увеличивается (Москва - Суздаль, Минск - Брест, Таллин - Ленинград).

Загородная экскурсия имеет несколько видов. Первый - экскурсия проводится только в конечном пункте, например, в городе Клину, где экскурсанты посещают Дом-музей композитора П. И. Чайковского. Второй - экскурсия проводится в пути следования, если невдалеке от шоссе расположены памятники, на основе которых может быть построена обзорная или тематическая экскурсия. Этот вид характерен для природоведческих экскурсий в окрестностях городов. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте. При этом экскурсию в конечном пункте проводит экскурсовод экскурсионного учреждения, принимающего группу, или работник музея. В пути экскурсию ведет экскурсовод бюро, которое организовало поездку. Таковы почти все однодневные поездки групп, направляемых небольшими экскурсионными бюро в крупные промышленные и культурные центры.

Загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические. Обзорная экскурсия объединяет ряд подтем: история края, экономика, культура, наука, природа. В тех случаях, когда маршрут пролегает по территории нескольких административных районов (областей, краев), в экскурсии дается комплексная характеристика, используются сравнительные данные. Местом проведения производственных экскурсий являются:

    заводы, фабрики, комбинаты, объединения, угольные разрезы, торфоразработки;

    стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, путепроводов, каналов;

    колхозы, совхозы, племенные заводы, предприятия сельхозтехники;

    железнодорожные станции, вокзалы, морские и речные торговые порты, аэропорты, метрополитен;

    научно-исследовательские, проектные институты, лаборатории, научные центры.

Объектом показа в производственных экскурсиях может быть как предприятие в целом, так и отдельный его цех, отделение, ферма. Не рекомендуется организовывать экскурсии на подземные шахту и рудники, предприятия пищевой промышленности.

Музейные экскурсии проводятся экскурсионными учреждениями профсоюзов в широких масштабах. По своему профилю, т. е. отношению к определенной отрасли производства, науки, искусства, музеи делятся на исторические - общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические; искусствоведческие-изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства; технические-политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта, строительства, сельского хозяйства, машиностроения и др.), естественно-научные - зоологические, ботанические, геологические.

Кроме музеев названных профилей, существуют комплексные музеи, в большинстве своем это музеи краеведческие.

Особую группу составляют мемориальные музеи. Экспозиции такого музея раскрывают важное историческое событие или жизнь и деятельность (определенный период) выдающихся государственных, политических, общественных и военных деятелей, писателей, художников, композиторов, ученых, народных героев. Создаются такие музеи на территориях, где происходили события, и на базе бывших усадеб, домов и квартир.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных состоит в том, что они более экскурсионны, так как создают необходимый темп движения, обеспечивая благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные - в подавляющем большинстве автобусные - экскурсии, которые состоят как бы из двух частей: анализа экскурсионных объектов - памятников истории и культуры на остановках с выходом из автобуса и рассказа в пути между объектами, чаще всего связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых в данный момент следует автобус или около которых он сделал остановку (если их осмотр ведется из окна автобуса). Важно при этом не превратить экскурсионный рассказ в обычную путевую информацию, в краткие фактические справки, неглубокий ответ на вопрос «А это что такое?».

Многие экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий не только автобусы, но и троллейбусы, трамваи, а также и речные теплоходы, железнодорожные поезда, самолеты и вертолеты, а в городах Москве, Киеве и Ташкенте бюро путешествий и экскурсий используют в качестве транспорта в городских экскурсиях поезда метрополитена.

По форме проведения экскурсии могут быть различными: экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-урок, экскурсия с использованием кинофильмов, экскурсия-обсуждение, экскурсия-концерт, «экскурсионный спектакль», учебная экскурсия, пробная экскурсия.

Экскурсия-массовка проводится с первых лет установления Советской власти. В одной из книг, изданной более пятидесяти лет назад на заре развития советского экскурсионного дела, сказано: «Для массовых экскурсий типична, прежде всего, их массовость, многолюдность. Они могут внутренне строиться различно. Это может быть одна многолюдная масса, толпа, совершающая одну экскурсию. Это может быть много групп, из которых у каждой есть свое задание, свой план. Но поскольку они собираются вместе, они в значитальной степени подчиняются тому же характерному признаку, массовости».

Для массовых экскурсий далекого прошлого характерны были веселые шествия с плакатами и знаменами под духовой оркестр. В настоящее время содержание понятия экскурсия-массовка стало более четким. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-30 автобусах. В содержание экскурсии помимо осмотра объектов включают проведение митинга у одного из памятников (захоронений), на местах революционных или военных событий, организовывают встречи с участниками этих событий, включают в экскурсию и элементы театрализации (выступления художественной самодеятельности) военные игры и др., так, например, в клубах Ленинграда проводится «День революционных и боевых традиций», в Минске - «День молодого экскурсанта».

Экскурсия-прогулка совмещает в себе элементы общеобразовательные с элементами отдыха. Место проведения - лес, пригородная роща, городской парк или сад, по морю, реке, озеру на теплоходе. В этом виде экскурсий значительное место занимает самостоятельное общение экскурсанта с объектами показа. Именно так строятся многие природоведческие экскурсии. В ряде бюро экскурсионное содержание вносится в поездку в лес за грибами, ягодами, в поход молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, в лечебные прогулки отдыхающих в здравницах (теренкур). При этом в обычное мероприятие, целью которого является отдых или лечение, включаются знакомство с природой, показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры.

В последнее время широкое распространение получили экскурсии, в которых используются кинофильмы. Обычная экскурсия начинается с просмотра хроникально-документального или научно-популярного кинофильма на ту же тему, который организуется в зрительном зале клуба, Дома культуры, кинотеатра. Например, перед началом экскурсии «Подвиг Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» показывается кинохроника военных лет; в Лодейном Поле перед экскурсией «1005 дней на переднем крае» туристы просматривают кинофильм о форсировании советскими воинами реки Свирь. Кинофильм может быть включен в середину или завершающую часть экскурсии. Работники Владимирского бюро путешествий и экскурсий оборудовали портативной киноустановкой салон автобуса. Кинофильм «Молодость древней Владимирки» здесь показывается по и ходу экскурсии на небольшом экране, закрепленном на стенке кабины водителя.

Экскурсия-обсуждение характерна для экскурсий в музеях, природных заповедниках, картинных галереях, на постоянных и временных художественных и других выставках. Прежде чем приступить к показу объектов, материалов, экспозиции, экскурсовод проводит вступительную беседу, затрачивая на нее 20-30 мин. Общепринятая структура экскурсии при этом не нарушается, только место вступительной части займет беседа. Дальнейший показ и «обсказ» объектов ведется более динамично, так как часть материала из рассказа экскурсовода (основная часть) «перекочевала» во вступление. Эта форма проведения экскурсии может закончиться обсуждением ее содержания. Экскурсанты высказывают свое мнение о том, что они увидели и услышали. Экскурсовод подводит итоги в своем заключительном слове, что способствует лучшему усвоению темы.

Экскурсия-концерт. Обычно проводится в загородных экскурсиях, когда следование к объекту, например, дому-музею П. И. Чайковского в Клину занимает продолжительное время. Объекты для показа по экскурсионной теме по дороге отсутствуют, проводить же рассказ о жизни и деятельности композитора в отрыве от показа неправомерно. В такой экскурсии в автобусе организуется коллективное прослушивание музыкальных произведений в грамзаписи. Не исключено также исполнение произведений певцами - мастерами искусств или участниками художественной самодеятельности.

«Экскурсионный спектакль» - форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы. Для указанной формы подбирается рассказ, повесть или часть романа, который характеризуется точной топографией, привязан к конкретной территории. Маршрут такой экскурсии прокладывается на карте города по тем местам, где развивается действие художественного произведения. В Старой Руссе, например, проводится экскурсия по городу на основе романа Ф. М. Достоевского - «Братья Карамазовы». Близки по своему содержанию и построению к экскурсионному спектаклю экскурсии в Орле - «По следам героев произведений Н. С. Лескова», «Вслед за героями книг по советской Москве».

Экскурсионные бюро системы Центрального совета по туризму и экскурсиям используют и другие формы проведения экскурсий.

Экскурсии для специальной аудитории . Помимо обычных экскурсий, проводимых для массовой аудитории, о которых шла речь выше, экскурсионные учреждения проводят еще два вида экскурсий: учебные и пробные экскурсии.

Учебная экскурсия проводится для слушателей курсов по подготовке новых экскурсоводов на семинарах для методистов, а также является одной из форм организации занятий методической секции экскурсоводов. Участники такой экскурсии предварительно знакомятся с текстом и методической разработкой экскурсии, с ее маршрутом, карточками экскурсионных объектов, содержанием «портфеля экскурсовода».

Существуют различные варианты проведения учебных экскурсий. Они могут быть посвящены как всей теме, так и одной из наиболее трудных подтем или содержанию логических переходов на маршруте.

Перед любой учебной экскурсией стоит задача - помочь слушателям курсов и экскурсоводам овладеть профессиональным мастерством, обучить их методике, помочь усвоить на практике методические приемы и технику проведения экскурсий.

Пробная экскурсия представляет собой форму проверки знаний у слушателя курсов по подготовке новых экскурсоводов или экскурсовода, уже работающего, но подготовившего новую для себя тему экскурсии. На пробной экскурсии присутствует методический работник бюро, который дает оценку проведенной экскурсии. По существующему положению только при положительном заключении методиста экскурсовод получает право на проведение экскурсий на данную тему.

Во время пробной экскурсии проверяется знание экскурсоводом материала, степень владения методическими приемами, техникой ведения экскурсии, умение установить контакты с группой.

В методических брошюрах встречается термин «показательная экскурсия». По своим задачам и форме проведения такая экскурсия не отличается от учебной экскурсии. Перед «показательной» экскурсией стоит та же задача - научить экскурсоводов использовать на практике методические приемы проведения экскурсии, отработать те или иные стороны показа и рассказа, помочь участникам экскурсии усвоить показ определенного объекта, содержание логических переходов от одной подтемы к другой.

И еще об одном термине «Открытая экскурсия». Такая экскурсия представляет собой то, что называется «днем открытых дверей» в учебном заведении, когда каждый желающий может побывать на мероприятии с тем, чтобы получить ответ на какой-либо неясный для себя вопрос, например, как лучше построить вступительную часть экскурсии или как лучше провести искусствоведческий анализ памятника истории и культуры. При подготовке «открытых экскурсий» большое внимание уделяется информации о месте времени их проведения. При автобусном варианте с обычной экскурсионной группой может быть оставлено несколько свободных мест для тех экскурсоводов и слушателей курсов, которые пожелают принять участие в мероприятии.

Маршруты выходного дня. Загородная экскурсия и путешествие по местному маршруту выходного дня проводятся различно.

В отличие от экскурсии, которая продолжается не свыше одних суток, путешествие по местному маршруту выходного дня в дни еженедельного отдыха длится до двух суток, в праздничные дни - до четырех суток. В таком путешествии на каждые сутки приходится в среднем одна-две экскурсии. Такие путешествия могут быть тематическими, например, в один из городов-героев, когда в пути следования в пункте назначения проводятся экскурсии на военно-исторические темы. Организуются также маршруты на историко-революционные, литературные и архитектурно-градостроительные темы. Другая группа путешествий по местным маршрутам выходного дня носит смешанный характер. Так, при посещении Ленинграда, Москвы, Киева и других крупных культурных центров в большинстве случаев организуется обзорная экскурсия и одно-два посещения музеев.

Путевая экскурсионная информация. В пути следования экскурсионной группы на автобусе к промежуточному или конечному пункту, если этот путь занимает два-три и более часов, сопровождающим экскурсоводом обычно проводятся обзорные или тематические экскурсии. В таких экскурсиях обязателен показ объектов, при этом некоторые из них изучаются на остановках автобуса с выходом группы для более подробного ознакомления с объектом. К методике проведения экскурсий на местном маршруте выходного дня предъявляются обычные требования.

В свободное от экскурсий время по их окончании или же до их начала рекомендуется проводить путевую экскурсионную информацию. Путевая информация - это рассказ об экскурсионных объектах, расположенных на пути следования автобуса, поезда или теплохода, о городах, населенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, достопримечательных местах, памятниках истории и культуры, о природе.

Путевая экскурсионная информация содержит сведения об исторических событиях, которые происходили на данной местности, в населенном пункте. Проводится в форме документальных справок, комментария к картинам, которые меняются за окнами автобуса (поезда, теплохода), и бесед на различные темы. Экскурсовод, методист или групповод (руководитель туристской группы) проводит в пути беседы о республиках, краях и областях, где в данный момент проходит маршрут, о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о выдающихся деятелях в местах, связанных с их жизнью и деятельностью. Большое внимание в путевой информации уделяется рассказу о современности, о достижениях в экономическом развитии и культуре, о важнейших стройках десятой пятилетки. Информация может быть посвящена одной теме, например, охране природных богатств, характеристике флоры и фауны данного края. Иногда она носит многотемный характер и по своему содержанию напоминает обзорную городскую экскурсию.

В отличие от экскурсии показ объектов в путевой экскурсионной информации носит второстепенный характер. На первом плане - рассказ. Кроме того, у путевой информации, как правило, отсутствует такой обязательный для экскурсии признак, как выход группы для глубокого знакомства с объектами.

При наличии экскурсионной программы на маршруте путевая информация существенно дополняет экскурсии, расширяя представления участников путешествия о крае, где они находятся.

Значение классификации экскурсий . Разделение экскурсий на группы и подгруппы позволяет выделить основные черты, которые определяют характер ведения экскурсии и содействуют в правильном решении вопросов, связанных с ее разработкой.

Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности экскурсионных учреждений профсоюзов. Правильная классификация обеспечивает условия для лучшей организации работы с экскурсоводами, облегчает их специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий данного типа, группы, подгруппы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более действенной. Кроме того, с большей полнотой используются достижения отдельных отраслей знаний при разработке новых тем экскурсий, упорядочивается контроль за содержанием и методикой проведения экскурсий.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей