Организация эффективного взаимодействия участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации. Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Для успешного развития ребёнка необходимо вовлечение родителей в деятельность в ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи. Результатом эффективного взаимодействия является формирование у родителей (законных представителей) педагогической компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а так же позиции в умение понимать своего ребёнка, строить с ним совместную деятельность и правильное общение. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.

В условиях внедрения ФГОС необходимо взаимодействие с семьями воспитанников в следующих направлениях: повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основная целью работы с родителями состоит в организация такого взаимодействия и общения, которое базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Основными задачами работы являются: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительские собрания. В организации эффективного взаимодействия участников образовательного немаловажную роль играет использование разнообразных форм проведения родительского собрания и творческий подход к материалу: поиск новых примеров, включение различных приемов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. Все это помогает делать родительские собрания более творческими, познавательными, насыщенными практическим материалом. В итоге родители больше интересуются жизнью группы, стараются принимать активное участие в её работе, повышают ответственность за воспитание детей, сплачивают коллектив родителей, положительно влияют на взаимоотношения семьи и сада.

Необходимо помнить о том, что собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Перед составлением конспекта родительского собрания чётко определяю тему и основные проблемы, продумываю ход и форму его проведения, какой информационный или выставочный материал необходим для повышения активности, оформление группы, (выставка работ детей, фотовыставка по теме, литература для родителей, оформление мыслей и высказываний мудрецов, великих педагогов или детских писателей по теме собрания и т.д.). Продумываю расстановку мебели в группе – чаше столы и стулья ставлю полукругом или буквой “П” (это дает возможность всем друг друга хорошо видеть и слышать) Хороший эмоциональный настрой перед собранием создает тихая спокойная музыка, она помогает родителям немного отдохнуть после рабочего дня до начала собрания, пока все не соберутся.

Темы собраний разрабатываю с учётом возрастных особенностей детей. Форму его проведения подбираю так, чтобы родители были активными участниками диалога, и оно проходило в обстановке заинтересованности (собрания - лекции, собрания - диспуты, устный журнал, собрания - игры, круглый стол, семинар - практикум).

Для расширения диапазона методов взаимодействия в рамках собрания использую один из их видов - интерактивные . Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. На родительском собрании применяю различные интерактивные методы в совокупности: работа в мини-группах; дискуссии; деловые, ролевые, имитационные игры и др.; разбор педагогических ситуаций; тренинги, анкетирование; вопросы по ходу собрания; мультимедийные презентации.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Вызывают заинтересованность у родителей видеофрагменты образовательной деятельности, утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, интервьюирования детей группы по определенной теме. Помимо методов активизации родителей использую формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, темы которых беру из литературных источников или из жизненных наблюдений; решение педагогических задач.

Для создания определенного психологического настроя, для того чтобы расположить участников не только к восприятию информации, но и продуктивному общению между собой, разогреву группы, сплочению, созданию хорошего настроения, каждое родительское собрание начинаю с коммуникативных игр (“Европейский город”, ““Давайте познакомимся и будем дружить”, и др.). Минутка знакомства помогает снять напряжение.

Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда, также в этом нуждаются и наши родители. “Похвала полезна хотя бы по тому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях” - писал Франсуа Ларошфуко. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. На каждом собрание выносится решение, касающиеся как группы, так и семьи. Содержание их конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. В конце каждого собрания провожу небольшое анкетирование (опрос) для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия.

Хочется отметить положительную динамику во взаимодействии с семьями, в которой немаловажную роль сыграло проведение родительских собраний в нетрадиционной форме. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Таким образом, семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Нетрадиционные формы общения призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребёнка в условиях семьи. Собрания как форма организации эффективного взаимодействия, способствуют приобретению теоретических и практических знаний, повышают уровень педагогической компетентности родителей, что позволяет добиться положительной динамики и стабильных результатов в развитии психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

Выпускная работа

Слушателей курсов повышения

Квалификации по рабочей программе

«Интегративный подход к обновлению

в соответствии с ФГОС ДО»

Ванюкова Т.В.

Власюк О.Ф.

Давыдова И.В.

Пустельнинкас М.Ю.

Шитова И.Б.

Цитцер Е.В.

Саратов 2013

Взаимодействие участников образовательных отношений

Развивающемуся российскому обществу 21 века нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Именно поэтому основными направлениями совершенствования работы детского сада и школы в 21 веке являются модернизация педагогического процесса, раскрепощение условий жизни детей и создание для них эмоционального благополучия через построение нового типа взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Проблема формирования взаимоотношений в дошкольной педагогике не является новой, ей посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых (Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Франции, Чехии, Украины, Японии и др.).

Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Эта ступень образования призвана обеспечить воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление ребенка дошкольного возраста на основе поддержки его индивидуальности, уважении интересов и потребностей ребенка, развития его творческих способностей.

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной системе, как дошкольное образование

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Дата подписания: 29.12.2012

Дата публикации: 31.12.2012 00:00

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Рассмотрим некоторые основные положения Закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», касательно дошкольного образования. Новшеств в законе немало. Прежде всего, меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю детский сад отнесен к уровню общего образования. То есть в современную систему образования авторы закона встроили дошкольное образование. В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. Заканчивается же образование вузом (в былые годы конечным пунктом была аспирантура). В итоге получается такая цепочка: дошкольное образование - общее - среднее профессиональное - высшее. В соответствии с новым Законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням:

Общее образование:

(Статья 10.Структура системы образования )

 дошкольное образование;

 начальное общее образование;

 основное общее образование;

 среднее общее образование;

Если мы обратимся к проекту ФГОС,

1. Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации различными институтами социализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Организации). К участникам образовательных отношений относятся, в том числе, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Так кто же становится участниками образовательных отношений

2) Педагоги и специалисты (медицинский работник, аналитик (педагог-психолог), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)

3) Администрация

4) Родители

Введем понятие «Взаимодействие»

Взаимодействие - является одной из базисных философских категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. В условиях взаимодействия людей всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть созидающей, развивающей или разрушающей. С реактивной позиции, с позиции того, на кого оказывается воздействие, может быть выделена активность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии. Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между субъектами. Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.

В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие "объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1) Добровольность

2) Сотрудничество

3) Уважение интересов друг друга

4) Соблюдение законов и иных нормативных актов

Цель данной работы , – рассмотрение взаимоотношений возникающих в процессе образовательной деятельности.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

1. Ребенок – ребенок:

Свободно общается со сверстниками;

Приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

Развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

Самовыражается через совместную творческую деятельность;

Учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

Учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией – группой детского сада – во многом зависит последующий его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеется, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих.

Сложности, которые могут возникать при работе с детьми:

1. Тяжелая адаптация к ГБДОУ

2. Нарушения в психическом развитии детей

3. Языковый барьер детей-мигрантов

Пути преодоления сложностей:

1. Создание благоприятных эмоциональных условий пребывания детей в детском саду

2. Привлечение специалистов

3. Создание условий для изучения русского языка

2. Родитель - ребенок:

Признание прав и свобод ребенка,

Сотрудничество,

Сопереживание и поддержка,

Обсуждение ситуации через диалог,

Гибкое введение ограничений.

На современном этапе семья претерпевает значительные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой.

Меняются виды семейных отношений,

Снижается их стабильность;

Увеличивается их конфликтность;

Появляется однодетные семьи и дети, рожденные вне брака, неполные семьи и т.д.

Эти изменения оказывают негативное влияние на развитие семейных отношений и становление личности ребёнка.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально - психической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанные с ней разнообразными личностными расстройствами.

На все типы семей (благополучные, деструктивные, распавшиеся, новые) воздействуют общие нарушения в системе детско-родительских и супружеских отношений.

Педагоги сегодня сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Между детьми и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко-агрессивные и др.).поэтому необходимо формировать у взрослых членов семьи потребность в психологических, педагогических знаниях, желание использовать их в интересах ребёнка и собственного развития.

детско-родительские отношения принимают следующие положения:

1. увеличение психолого-педагогической грамотности родителей, расширение практических навыков использования знаний педагогики и психологии и применении их в общении с собственными детьми и во внутрисемейных отношений;

2. активизация эффективного взаимодействия семьи со специалистами ДОУ;

3. формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;

Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство другого.

Невозможно создать правильные отношения с ребёнком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом

1. Недостаточный уровень информированности родителей

2. Пассивная роль родителей к деятельности ребенка в детском саду.

3. Отсутствие поддержки со стороны родителей.

Пути преодоления сложностей:

1. Развитие заинтересованности и активного сотрудничества с педагогами.

2. Повышение родительской компетентности.

3. Привлечение родителей к общественном управлению ГБДОУ.

4. Привлечение родителей к участию в процессе контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса.

5. Создание условий для активного участия родителей в мероприятиях детского сада, в развитии предметно-пространственной среды в группах и на участке ГБДОУ.

6. Повышение интереса родителей к ежедневному посещению детьми детского сада, снижение числа пропусков посещений детьми детского сада по болезни, семейным обстоятельствам.

3. Педагог- дети:

Признание ценности личности ребенка;

Признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;

Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

Приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

Ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

– диалоговое взаимодействие с ребенком;

Актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;

«Детский сад – как открытая развивающаяся система.

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, формирование партнёрского сообщества педагогов, детей.»

Педагог выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении. Требовательность по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной. Он выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них интегративные качества, а также положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать с другими. Воспитателю запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию

Сложности, которые могут возникать:

1. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

2. Недостаток опыта работы педагогов.

3. Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций.

4. Отсутствие методической и учебной литературы по вопросам развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста.

5. Перегруженность плана воспитательно-образовательной деятельности по возрастным группам.

Пути преодоления сложностей:

1. Создание условий для развития креативности в выполнении функциональных обязанностей.

2. Формирование мотивации к повышению профессиональной квалификации и использованию ИКТ через моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3. Участие в профессиональных конкурсах, экспериментальной деятельности.

4. Установление комфортных отношений сотрудничества с коллегами, взаимопомощь.

4. Родитель – ребенок – педагог:

Раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.

создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

Ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка

Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

Направления работы с семьёй:

Совместная деятельность с родителями.

1. Обучение родителей.

2. Консультирование родителей

3. Просвещение родителей

4. Информирование

На основании этого педагог изучает каждую семью и выясняет её образовательные потребности.

Принципы работы с семьёй:

1. Активность педагога.

2. Дифференцированный подход к родителям.

3. Системность работы.

4. Продуктивность любой встречи с родителями.

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

· Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

· Педагогические беседы с родителями;

· Круглый стол с родителями;

· Тематические консультации;

· Конференции с родителями;

· Совместные досуги;

· Диспуты;

· Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

· Организация “уголков для родителей”;

· Посещение семьи;

· Оформление витрин (фотомонтажей);

· Дни открытых дверей;

· Родительские университеты;

· Работа с родительским активом группы.

· Главный момент в контексте "семья - образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

5. Педагог(специалисты) –родители – дети - старший воспитатель :

Добровольность в сотрудничестве.

Искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;

Уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

Признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

Уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).

Конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в том числе относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог

Старший воспитатель – координатор взаимодействия узких специалистов ДОУ.

Работа с детьми требует слаженности от всего педагогического коллектива ДОУ. Часто возникают проблемы организации взаимодействия специалистов и воспитателей: кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в воспитании и развитии детей, с кем он взаимодействует, какова доля участия остальных. Старший воспитатель принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей специалистов ДОУ, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных возможностей детей. Условием развития детского сада является взаимодействие всех специалистов.

Специалист. Занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, изучая новые технологии и методики, имеют большую возможность, чем воспитатель обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы. Задача старшего воспитателя – организовать наиболее продуктивную форму образования в педагогическом коллективе.

Основные направления работы старшего воспитателя.

1. Образовательное. Создание системы управления работой специалистов, осуществление личностно-ориентированного подхода в повышении их квалификации.

2. Научно-исследовательское. Определение направления научно-исследовательской работы в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ.

3. Диагностическое. Мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, позволяющий определить качество образовательных услуг.

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ДОУ

Со старшим воспитателем

1. Составляет индивидуальные образо­вательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).

2. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учрежде­нии и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

3. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педаго­гическим вопросам.

4. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников об­разовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.

6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном уч­реждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

7. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.

8. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.

С воспитателем

1. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

2. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

5. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршру­та дошкольника.

6. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

7. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреж­дения у них эмоционального выгорания.

8. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

9. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио­нального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

10. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, пра­вильная осанка и т. д.).

11. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация вни­мания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

Взаимодействие с семьями воспитанников

При анализе контингента семей выявлено, что дети МДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в МДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями

Логопед

1. Консультации для воспитателей

2. Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в целях осуществления коррекционно-развивающего обучения.

3. Изучение и внедрение новых форм оказания коррекционной помощи детям.

4. Ведение индивидуальных бесед с родителями.

6. Администрация – педагоги – родители - дети

Развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

Толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

Эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

Демократичность в общении;

Сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;

Учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;

Проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях

Взаимодействие семьи, ДОУ и администрации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Это поможет придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Дети в таком ДОУ воспитываются с любовью, уважением и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Еще одной формой взаимодействия может стать упрвавляющий совет - новая форма общественного управления в образовании.

Управляющий совет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребёнка - детском саду № 22 является высшим органом управления и представляет интересы всех участников образовательного процесса.

Совет создан с целью придания открытости и повышения инвистиционной привлекательности дошкольного учреждения; возможности появления внешней оценки деятельности детского сада и его управления.

7. Общественность - ДОУ

Детский сад открыт влияниям микросоциума, своего города, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: учреждениями науки, культуры, дополнительного образования, социального обеспечения и др.

Педагоги сада вводят ребёнка в социальный мир. Исходя из этого, они разработали систему мероприятий по ознакомлению детей с объектами социального окружения, перспективные планы взаимодействия с каждым учреждением, учитывая традиции и уклад нашего сада. Одним из факторов адаптации ребёнка в социальной среде является предметно-развивающая среда, которая должна быть грамотно спроектирована и организована. Чтобы дети в своей игровой, творческой и познавательной деятельности могли моделировать и отражать «взрослые» формы деятельности, мы пытаемся создать в детском саду социальный мир в миниатюре.

Развитие социального опыта показывает: совместная деятельность ребёнка со взрослыми, их контакты друг с другом – именно та среда, в которой успешно развивается личность.

Расширение социальных связей детского сада с общественными учреждениями даёт дополнительныйимпульс для развития личности, совершенствует взаимоотношения ребёнка с родителями.

В перспективе мы продолжим взаимодействовать с семьями воспитанников, обеспечивать единство образовательного пространства детского сада и общественных учреждений.

Напоследок хотелось бы озвучить афоризм Макаренко Антона Семеновича: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира, и у нас прекрасная, хоть и тяжёлая, миссия помочь им в этом!»

Приложение:

1. Организация системы взаимодействий педагога – психолога.

2. Практикум. Для установления доверительно-деловых контактов между педагогами МДОУ и родителями воспитанников.

3. Консультативно-просветительская работа с родителями проводятся в различной форме.(логопед).

4. Старший воспитатель.

Литература.

1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в ДОУ”//

2. Научно-практический журнал “Управление ДОУ”, (приложение к журналу “Управление ДОУ”). М.: Творческий центр “Сфера”, 2005 г.

3. Научно-практический журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением”, 2004 г. № 5.

4. Научно-практический журнал “Управление образовательным учреждением”, 2002 г. № 4.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. М, 1990.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1997.

7. Кодекс Российской Федерации об образовании http://www.garant.ru/nav.php?pid=1354&ssid=392

8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

9. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

10. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.

11. Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001

12. Интернет ресурсы

Актуальность Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  дошкольное образование;  начальное общее образование;  основное общее образование;  среднее общее образование;

ПРОЕКТ ФГОС К участникам образовательных отношений относятся, в том числе, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения

Так кто же становится участниками образовательных отношений Дети Педагоги и специалисты (медицинский работник, аналитик (педагог-психолог), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) Администрация Родители

«Взаимодействие» В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка

Взаимодействие базируется на принципах Добровольность Сотрудничество Уважение интересов друг друга Соблюдение законов и иных нормативных актов

Ребенок – ребенок: свободно общается со сверстниками приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей; учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации самовыражается через совместную творческую деятельность развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

Взаимодействие детей

Родитель - ребенок: признание прав и свобод ребенка сотрудничество сопереживание и поддержка обсуждение ситуации через диалог гибкое введение ограничений

Педагог - дети: признание ценности личности ребенка - выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения ориентация на социализацию диалоговое взаимодействие с ребенком; признание уникальности – индивидуальности личности ребенка актуализация тенденции ребёнка к личностному росту

Родитель – ребенок – педагог раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей. создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем; ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка

Совместная деятельность с родителями. Обучение родителей. Консультирование родителей Просвещение родителей Информирование

Принципы работы с семьёй: Активность педагога. Дифференцированный подход к родителям. Системность работы. Продуктивность любой встречи с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Взаимодействие с семьей

Педагог(специалисты) –родители – дети - старший воспитатель признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом) уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов) уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей добровольность в сотрудничестве искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений

Взаимодействие педагогов специалистов, родителей и дете й

Взаимодействие педагогов (специалистов), старшего воспитателя

Администрация – педагоги- родители- дети эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте; проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях толерантность (терпимость к иным точкам зрения) демократичность в общении сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность)

Управляющий совет

Взаимосвязь Администрация – педагоги- родители- дети

Структура взаимодействия

Общественность - ДОУ


Доклад на тему:

Подготовила: Копченко Т.Н.

г. Балашов -2016г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Являются дети,

педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель),

администрация, родители.

Деятельностный , формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно -ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и нормативных актов

Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок

Педагоги - дети

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют .

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

условно разделены на две подгруппы:

– ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Литература:

1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

города Балашова, Саратовской области».

Доклад на тему:

«Современные формы взаимодействия

Участников образовательного процесса».

Подготовила: Копченко Т.Н.

г. Балашов -2016г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Участниками образовательной деятельности являются дети,

педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель),

администрация, родители.

Существует разные подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный , формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно -ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и нормативных актов

Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок

Педагоги - дети

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы .

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Литература:

1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского »

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

ХАИРОВА А.Н.

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

Прибрежное, 2017 г.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современное общество требует от профессионального образования формирования самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной решать возникающие проблемы производственного и социального характера. Выпускник среднего профессионального звена должен обладать высоким уровнем готовности к выполнению своих профессиональных функций в условиях постоянно изменяющегося мира.

Успешное обучение, которое обуславливается высокой результативностью образовательного процесса, невозможно без обеспечения активного взаимодействия между всеми его участниками.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

В системе «образования» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство ОУ, преподаватели, кураторы, коллектив педагогов, родительский актив.

В роли объектов воспитания выступают студенческий коллектив, определенные группы обучающихся, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные обучающиеся.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие », которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в отдельных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт педагога с обучающимися (родителями и воспитателями), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

Преподаватель - студент:

    признание ценности личности обучающегося;

    признание индивидуальности личности обучающегося: выявление и развитие общих и специальных способностей;

    выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

    приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося;

    ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

    диалоговое взаимодействие с обучающимся;

    актуализация тенденции к личностному росту;

    активизация творчески интересов обучающегося;

    создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

Зачастую у преподавателей, работающих в сфере профессионального образования, возникают некоторые трудности: потеря интереса к учению, отсутствие умения оценивать себя и своих коллег, отсутствие навыков самостоятельной работы, элементарное отсутствие педагогической этики.

Необходимо задуматься о том, как преподаватель будет строить учебный процесс и управлять им, каким образом будет осуществляться педагогическое общение с обучающимися и постоянная обратная связь с ними!!!

Виктор Абрамович Кан-Калик выделил следующие стили педагогического обучения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая деятельность под руководством преподавателя. О таких учителях говорят: «За ним студенты буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения со студентами, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают либо начинающие педагоги, либо те, кто не умеет организовать продуктивную совместную деятельность. Такое общение разрушает всякое желание к получению новых знаний.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе со студентами не менее отрицательную роль, характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.

По мнению Р.В Бисалиева и других ученых, существует целый комплекс субъективных и объективных факторов, влияющих на адаптацию и дальнейшее успешное обучение студентов к образовательному процессу в колледже:

1. факторы, отражающие уровень подготовки до колледжа:

    соответствие объема и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в колледже;

    профессиональная направленность, мотивация выбора образовательного учреждения, будущей профессии;

    сформированность потребности в социально направленной деятельности;

2. факторы, характеризующие индивидуальные и возрастные особенности студента:

    адаптационные способности личности;

    уровень нравственной и социальной зрелости личности;

    адекватность самооценки, выступающей регулятором адаптационной деятельности;

    коммуникативные способности;

    состояние здоровья;

3. факторы, связанные с условиями обучения:

    личностно ориентированный подход к осуществлению педагогического взаимодействия с обучающимися;

    морально-психологический микроклимат в группе;

    теоретическая и методическая подготовка преподавателей, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей;

    использование инновационных технологий в образовательном процессе;

4. факторы, связанные с условиями в семье:

    материальное положение в семье;

    санитарно-гигиенические условия проживания;

    эмоциональный микроклимат;

    особенности семейного воспитания (вседозволенность или жестокое, чрезмерно требовательное отношение родителей).

5. Возрастные особенности:

    повышенная чувствительность к оценке посторонних;

    предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;

    противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;

    эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;

    борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей.

Диагностика стилей взаимодействий

Куратор – студент:

    сотрудничество, добровольность в сотрудничестве;

    сопереживание и поддержка;

    обсуждение ситуации через диалог;

    гибкое введение ограничений;

    искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем «детских» отношений;

    уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам обучающихся;

    конфиденциальность индивидуального общения с обучающимся.

Воспитательные функции в колледже выполняют все преподаватели. Но существенный вклад в воспитательную деятельность вносит куратор студенческой группы.

Куратор организует систему отношений через разнообразные виды деятельности группы, создаёт условия для индивидуального самовыражения личности каждого студента, способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению студентов.

Особенность кураторской работы заключается в том, что это человек, который стоит между преподавательским составом и студенческой группой, т.е. является своего рода посредником между ними, поскольку именно он организует взаимодействие между указанными сторонами. Следует заметить, что куратор является членом педагогического коллектива колледжа. Свою организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а в контакте с другими преподавателями, со студентами.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях.

В соответствии с целями и задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

    Куратор-«информатор» – предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.

    Куратор-«организатор» – считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.

    Куратор-«психотерапевт» – очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.

    Куратор-«родитель» – берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.

    Куратор-«приятель» – заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.

    Куратор-«беззаботный студент» – не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.

    Куратор-«администратор» – своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Студент-студент:

    свободное общение со сверстниками;

    приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

    самовыражается через совместную творческую деятельность;

    учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

    учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Преподаватель –преподаватель - руководство:

    развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

    толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

    эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

    демократичность в общении;

    сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;

    учитывать личностные и профессиональные качества участников общения;

    проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Обратимся к педагогической этике

Педагогическая этика это совокупность норм и правил поведения педагога , обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.

Нормы преподавательской этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российского педагогического образования, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.

Профессиональная этика преподавателя требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

Общение между преподавателями в рамках педагогической этики

1. Взаимоотношения между преподавателями основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Преподаватель защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии студентов или других лиц.

2. Преподаватель как образец культурного человека всегда обязан публично приветствовать своего коллегу, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежение) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

3. Преподаватели избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

4. Преподаватели стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Преподаватели объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

Взаимоотношения с администрацией в рамках педагогической этики

1. Деятельность колледжа базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация колледжа делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений преподавателя как основного субъекта образовательной деятельности.

2. В колледже соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

3. Администрация колледжа терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов и мнений, создает условия для обмена творческими идеями, профессиональным и личным опытом. Различные статусы преподавателей, научные степени и звания, их должностные обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми преподавателями своего мнения и защите своих убеждений.

4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать преподавателей за их убеждения, или на основании личных симпатий, или антипатий. Отношения администрации с каждым из преподавателей основываются на принципе равноправия.

5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни преподавателя, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах преподавателя.

7. Преподаватели имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы колледжа. Администрация не имеет права скрывать или менять информацию, которая может повлиять на карьеру преподавателя и на качество его труда. Важные для педагогического коллектива решения принимаются в колледже на основе принципов открытости и общего участия.

8. Преподаватели уважительно относятся к администрации колледжа, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.

Взаимоотношения с родителями в рамках педагогической этики.

    Информирование родителей по проблемам обучения студентов – важнейшая часть деятельности колледжа. Сотрудники колледжа устраняют причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в колледже.

2. Преподаватель не разглашает высказанное студентами мнение о своих родителях или законных представителях, как и мнение родителей или законных представителей о студентах. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего преподавателю упомянутое мнение.

3. Преподаватели должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями студентов.

4. Отношения преподавателей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений студента.

5. На отношения преподавателей со студентами и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или законными представителями колледжу.

Практическая значимость взаимодействия и сотрудничества:

Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:

    Интенсифицировать работу колледжа на основе партнерского взаимодействия;

    Создать творческую атмосферу между участниками образовательной деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития;

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

Для студентов:

    приобретение социального опыта,

    повысит качество и эффективность коррекции развития,

    воспитания и обучения,

    сформированность активно-познавательной позиции, умений и навыков;

Для педагогов и специалистов:

    позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения,

    постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;

    сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами и студентами;

    создать пространство для интеграции педагогических технологий;

    осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;

Д ля руководителей поможет создать:

    коллектив творческих единомышленников;

    комфортный психологический климат в коллективе;

    повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки;

    создать привлекательный имидж учреждению;

Заключение

Взаимодействие участников образовательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и студента, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

    по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

    по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

    по взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

    по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

    по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

kinderglad.ru - Я мама. Учимся готовить. Уход за ребенком. Развитие детей